четверг, 19 марта 2020 г.

Памятник Минину и Пожарскому


Памятник Минину и Пожарскому
Автор текста Баранова Ю.
Источник: Баранова Ю. ИВАН ПЕТРОВИЧ МАРТОС: К 250-летию со дня рождения./ Ю. БАРАНОВА, ст. научный сотрудник ГТГ// Юный художник. - 2004, № 9. - с.3-5. - (МАСТЕРА РУССКОГО ИСКУССТВА)
С. Гальберг. Портрет И. Мартоса. Бронза. 1837- 1838. Отлив 1840 года выполнен
П. Клодтом
Самое известное произведение этого знаменитого скульптора - памятник гражданину Минину и князю Пожарскому на Красной пло­щади. Силуэт этого памятника - один из символов Москвы, как, например, Спасская  башня  Кремля,  «Василий Блаженный», «Рабочий и Колхозница» В.И. Мухиной.
Идея создания монумента зароди­лась в самом начале XIX столетия. В 1804 году было опубликовано предло­жение о сборе пожертвований на его сооружение, и в том же году Мартос представил на выставку Академии ху­дожеств модель памятника русским героям Пожарскому и Минину.  Эта модель сильно отличалась от будуще­го монумента. Мы можем представить себе первый вариант проекта памят­ника по гравюре 1804 - 1807 годов.

Гравюра с первого варианта проекта Памятника Минину и Пожарскому. 1804 - 1807
Главное место там занимал Пожар­ский - князь, воин. Он изображен в торжественной   позе,   сжимающим правой рукой меч, а левой - высоко поднимая щит. На голове - шлем с пышным плюмажем. Плащ за спиной развевается, подчеркивая порывис­тость его движения. Минин стоит ря­дом, с непокрытой головой. Одежда его проста и подпоясана, как кресть­янская рубаха, он бос. Центром ком­позиции, соединяющим фигуры, слу­жит меч, на котором сомкнуты руки персонажей. Жест ру­ки Минина обращен не к князю, а скорее к воображаемо­му войску, следующему за Пожарским. Фигура Минина второстепенна, она словно заменяет собой Славу - алле­горическую фигуру, характерную для исторических ком­позиций более раннего времени. Да и назывался проект «Князь Д.М. Пожарский и Косма Минин, стремящиеся на избавление Москвы».
Но в 1806 году вышла статья «Патриоты и герои везде и всегда и во всяком», в которой говорилось о том, что именно Минин «избранный сосуд», в который природа вдохнула патриотическую силу, и именно гробу Минина отдавал почести Петр Великий. Публикация произвела на умы читателей сильное впечатление: герой нашелся не в древней истории - греческой или римской, а в отечест­венной истории XVII века, и не среди именитых граждан, а в «русском плебее» - человеке из народа, сумевшем за­щитить Отечество от врага. Статья произвела впечатле­ние и на Мартоса. В своем духовном завещании скульп­тор напишет: «...землю же не выбирать для могилы, а по­ложить где придется, ибо земля есть общая наша мать, она принимает равно, как знатного и простого, богатого и убогого». Второй вариант проекта памятника Минину и Пожарскому, известный нам по рисун­ку из собрания ГТГ, от завершенного монумента отличался лишь в деталях, хотя и немаловажных.
И. Мартос. Второй вариант проекта памятника Минину и Пожарскому. Рисунок. 1809
Правая рука Минина не столь высоко и величест­венно простерта вверх, взгляд Пожар­ского не устремлен ей вслед, а возве­ден к небу, голова повернута влево, а не вправо - в сторону Минина. В за­вершенном монументе вместо воин­ских доспехов рядом с князем Пожар­ским изображен шлем-«шишак». Ре­льеф на постаменте нового проекта выполнен на тот же сюжет - «Сбор Мининым пожертвований», что и в первом варианте. В проекте утверди­лась ведущая роль Минина, который побуждает князя к действию, а Пожар­ский, словно отвечая на его призыв, готов подняться навстречу его вдохновенному порыву.
Общественность горячо поддер­живала идею возведения монумента народным героям, в печати неодно­кратно высказывались надежды, что правительство предпримет действия к ее осуществлению. Наконец в 1811 го­ду был подписан приказ, открывавший подписку на сооружение памятника.
И.П. Мартос начинает отсчет своим трудам в работе над памятником после того, как в мае 1808 года его проект по­бедил на конкурсе, в котором участво­вали Федос Щедрин, Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. Осуществление замысла началось в 1812 году, в то время, когда предстояла великая работа вновь спасать Отечество, подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет до того спасали Россию. В 1813 году Мартос окончил маленькую модель памят­ника и приступил к исполнению модели в масштабе мону­мента. К этому времени было окончательно решено уста­новить памятник в Москве, а не в Нижнем Новгороде, на родине Минина, как того просило местное управление.
Гостиный двор (архитектор О. Бове) на Красной площади. С гравюры середины XIX века
В ходе работы над памятником Мартос, вместе со сво­ими помощниками скульптором Самуилом Гальбергом и живописцем Орестом Кипренским, неоднократно приез­жали из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы выбрать место для монумента. В 1815 году петербургской публике была представлена большая алебастровая модель скульптур­ной композиции, которая с 1820 года принадлежала Ака­демии художеств. Затем началась работа по изготовле­нию памятника - довольно сложного по тем временам ин­женерного сооружения. Теперь реализация замысла скульптора зависела от многих мастеров. Так, пьедестал из красного морского гранита исполнил Самсон Суханов - искусный каменщик, усовершенствовавший способ «ломания» гранита «до чрезвычайной лег­кости и простоты». Он вместе с Мартосом принимал участие в строительст­ве Казанского собора, а также Синего моста и набережной Крюкова канала, сделал ростральные колонны перед Биржей на Васильевском острове.
Отливка бронзовой группы («Ми­нин и Пожарский») и двух барельефов для украшения пьедестала («Сбор по­жертвований Мининым» и «Изгнание поляков») была поручена литейному мастеру Екимову, отливавшему статуи Казанского собора. Процесс отливки удивил современников своей сложно­стью. Сначала Екимов со своими на­парниками исполнил группу, со всеми деталями и двумя барельефами, в воске.
Памятник Минину и Пожарскому в сквере перед храмом Василия Блаженного
Затем по его проекту был со­оружен специальный фундамент, на котором установили шестнадцать печей-«прогаров», а сверху, на железной решетке, - отлитые в воске фигуры Минина и Пожарского, укрепленные толстыми железными полосами. Сверху был устроен бассейн, а вокруг группы - хитроум­ная система воздушных каналов, «путцев» и «воздушни­ков», из воска. Затем все исполненное в воске было по­крыто особой мастикой, состоящей из толченого кирпича, жидко разведенного на пиве. Покрывали кистями в более чем сорок пять слоев, притом каждый слой просушивался при помощи специальных перьевых опахал, изобретенных Екимовым для ускорения процесса. Внутри восковые фи­гуры были наполнены «калидром» - смесью из алебастра и толченого кирпича. Снаружи все сооружение было обма­зано сырой глиной, обнесено кирпичной стеной и оковано полосным железом.
Для выжигания воска шестнадцать прогаров-печей то­пились день и ночь в течение месяца, до тех пор, пока сверху сооружения не показался огонь. Когда весь воск выгорел и форма была готова, кирпичные стены вокруг нее разобрали. Затем, форму вновь оковали железом и окружили шестнадцатью кирпичными «быками» - столба­ми, за которыми возвели стены уже в три ряда кирпичей, а пустоты между быками и стеной заполнили утрамбован­ной землей. Расплавленный металл рекой потек к бассей­ну над фигурами и, по каналам, снизу, наполнил простран­ство, прежде занятое воском, Когда несколько дней спус­тя группа была открыта, отливка оказалась благополуч­ной.
Так, в октябре 1817 года в литейной мастерской Ака­демии художеств в Петербурге, мастер Екимов первым отлил группу целиком с деталями, что явилось небывалым для того времени достижением.
Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие. http://www.vokrugsveta.ru/article/284720/?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=segodnya-publika-srazu-zamechaet-na-novyh
В создании барельефов Мартосу помогали его учени­ки: Самуил Гальберг и Иван Тимофеев. На лицевой сторо­не постамента памятника помещен бронзовый барельеф «Сбор пожертвований Мининым». Слева изображена группа: отец, ведущий в ополчение двух своих сыновей. Голову отца вылепил С. Гальберг. Это профильный портрет Ивана Петровича Мартоса с его сыновьями Алексеем и Петром, созданный его любимым учеником.
Портрет скульптора Мартоса с сыновьями
Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.
Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. Античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов. http://www.vokrugsveta.ru/article/284720/?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=segodnya-publika-srazu-zamechaet-na-novyh
«Изгнание поляков» - бронзовый барельеф с тыльной стороны постамента. Изображен момент преследования врагов войском второго народного ополчения, возглавля­емым Дмитрием Пожарским, после освобождения Моск­вы 24 августа 1612 года. Центральное место в композиции занимает фигура всадника с поднятым мечом. Конь Дмитрия Пожарского попирает поверженного врага. Справа - войско народного ополчения, идущее за князем. Слева - бегущие поляки. Объемность и многолюдность толпы пе­реданы при помощи градации рельефа и контррельефа в изображении левой и правой частей композиции. Сложны и разнообразны повороты и позы фигур, выразительны лица персонажей. Двенадцать фигур рельефа передают впечатление оживленной и многолюдной батальной сце­ны. Тонкая детальная от­делка обоих барельефов, великолепное качество бронзы и техники отлива вызывают восхищение работой масте­ров изготовителей.
Памятник Минину и Пожарскому в сквере перед храмом Василия Блаженного
Перевозка монумента из Петербурга в Москву состоя­лась весной и летом 1817 года. Водным путем через Ниж­ний Новгород памятник перевезли в Москву. Газеты и журналы были наполнены описанием этого события. В Нижнем Новгороде, на родине Минина, состоялось на­стоящее празднество встречи монумента народным ге­роям. В мае 1817 года Мартос вместе с Екимовым при­ехали в Москву для установки памятника. Он был постав­лен на Красной площади, напротив Кремлевской стены, перед зданием Гостиного двора, или Торговых рядов с ам­пирным фронтоном, дорической колоннадой и низким ку­полом, построенным архитектором О.Бове - тем самым, который строил знаменитые здания Москвы: Большой те­атр и недавно сгоревший Манеж.
Шлем. Эта деталь облачения Пожарского напоминает всем нам, потомкам, что он русский князь
Мартос не хотел, чтобы памятник стоял в центре пло­щади. Ему необходим был простор перед памятником, обеспечивающий длительный по времени подход к мону­менту. Путь этот виделся скульптору из Замоскворечья, от Москвы-реки. Издалека видно, как Минин стремитель­ным и широким жестом заставляет Пожарского сосредо­точиться, задуматься. Затем, мы видим, как зреет реши­мость в фигуре князя. Рука его будто бы крепче сжимает меч. И вот, подойдя еще ближе, явственно ощущаем твер­дость и веру в лице Пожарского. Он словно приподнима­ется навстречу стремительному жесту Минина. Жесту, ко­торый из увлекающего становится утверждающим, как в «Медном всаднике». Минин словно помогает князю вы­брать достойное место: встать рядом, плечом к плечу.
Москва. Памятник Минину и Пожарскому. Почтовая карточка. 1910-е годы. За памятником — Верхние торговые ряды (архитектор А. Померанцев  (1889- 1893), позже - ГУМ
На месте Торговых рядов О. Бове с его ампирным фасадом в настоящее время находится здание нового Гостиного двора, ны­нешнего ГУМа. Теперь мы входим на Красную площадь с другой стороны - от Государственного Историческогого музея, а не из Замоскворечья. Памят­ник был переставлен за ограду сквера перед храмом Покрова на рву - «собо­ром Василия Блаженного» - на проти­воположный конец площади, чтобы дорога к нему по-прежнему вмещала в себя Историю.
На постаменте золочеными буква­ми надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Рос­сия. Лета 1818», а с тыльной стороны на бронзовом основании можно про­читать: «Сочинил и изваял Иоанн Петрович Мартос родом из Ични».
Открытие памятника героям наци­онально-освободительной войны 1612 года стало замечательным собы­тием в жизни России. «Московские ведомости» от 23 февраля 1818 года со­общали: «Во время сего торжествен­ного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гости­ного двора, лавки, устроенные нароч­но для дворянства около Кремлевской стены и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насла­диться сим новым и необыкновенным зрелищем».
Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного
С тех пор не ослабевает любовь к этому монументу. Простота и внутренняя сила делают его созвуч­ным новым и новым поколениям.
Автор памятника - Иван Петрович Мартос, сын сотенного казацкого атамана, родился в 1754 году в местечке Ичня Борзенского уезда Черниговской губернии. В 1773 году окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге и в том же году был отправлен за счет Академии в Рим, для изучения античных памятни­ков и совершенствования мастерства. В конце 1778 года Мартос вернулся в Россию признанным мастером. У него учились почти все скульпторы первой половины XIX века. Помимо монумен­та Минину и Пожарскому, по его про­ектам созданы памятники Павлу I и Александру I в селе Грузино - имении графа А.А. Аракчеева, Екатерине II в зале Дворянского собрания в Москве, герцогу Э. Ришелье в Одессе, Алек­сандру I в Таганроге, М.В. Ломоносову в Архангельске, светлейшему князю Г.А. Потемкину-Таврическому в Херсо­не. Он делал скульптурные портреты, многочисленные надгробные памят­ники, принимал участие в оформле­нии Казанского собора на Невском проспекте и Большого каскада Петер­гофа. Умер скульптор в 1835 году в Санкт-Петербурге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...