пятница, 20 марта 2020 г.

"Союз русских художников"


Союз русских художников
«…жизнь не так уж черна, как теперь многим кажется»
Автор текста ЛУКАНОВА А.
Источник: ЛУКАНОВА А. Союз русских художников./ А. ЛУКАНОВА.// Юный художник. - 2004, № 9. - с.33-37. - (БИОГРАФИИ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Знак объединения «Союза русских художников»
«Ищу от природы настроения и поэзии» (К.А. Коровин)
Идея нового объединения заро­дилась в 1901 году в кругу ху­дожников, выпускников Мос­ковского училища живописи, ваяния и зодчества, чье творчество принято свя­зывать с понятием «московской школы живописи». По своей жизненной силе и широте охвата художественных групп, по регулярности выставочной жизни и продолжительности существования (до 1923 года) это объединение срав­нимо лишь с Товариществом пере­движных художественных выставок. Но в отличие от Товарищества, провозгла­сившего своей программой идеологию реализма и народности, «Союз» не имел единой идеологической програм­мы, но брал на себя две главные зада­чи: просветительскую - «содейство­вать распространению произведений русского искусства», проводя активную выставочную линию, и экономическую - «облегчить членам «Союза» сбыт сво­их художественных произведений».

Аркадий Александрович Рылов Зелёный шум. 1904 Холст, масло. 107 × 146 см Государственный Русский музей
По своим творческим задачам, методам и мировоззренческим позициям входив­ших в него художников, особенно на первых порах, «Союз» был не столько коллективом единомышленников, сколько единством непохожих, но объ­единявшим, по словам М.В. Нестерова, всех «наиболее даровитых художников своего времени». За образец проведе­ния выставок СРХ принял опыт самого передового в России художественного общества - «Мира искусства». Но в «Мире искусства», который тоже объе­динял «все передовое и свежее», дей­ствовало строгое жюри, отбиравшее произведения на выставки. В отличие от них в СРХ был строгий устав, но не было жюри. Устройство выставок без жюри было особенно притягательно для молодых художников. В связи с ор­ганизацией «Союза русских художни­ков» «Мир искусства» прекратил свое существования и всем составом членов и экспонентов вошел в новое объе­динение.
В. Переплетчиков. В старой усадьбе. Масло. 1901
Об истории складывания нового общества писал в своем дневнике один из его учредителей В.В. Пере­плетчиков: «Осенью 1901 года приехал ко мне Виноградов и сообщил, что он и Н.В. Досекин на вечере у С.И. Щукина много толковали о том, что хорошо бы устроить новую выставку с известным количеством участников... т.е. собрать художников, по возможности, каждого со своей индивидуальностью - чело­век 30. Кому ни сообщали из намечен­ных московских участников, все с удо­вольствием согласились. Осталось де­ло за петербуржцами... Там было при­нято предложение с удовольствием».
Тогда собрались 36 художников и решили устроить независимо ни от кого выставки. Их было две - в 1901 и 1902 году, которые так и вошли в историю русского искусства как - 1-я и 2-я «Выставки 36 художников». Участники вы­ставок олицетворяли собой появление «нового направления в русской живо­писи» и «отчасти искусства будущего».
В. Серов. Портрет Льва Нарышкина в детстве. Пастель, акварель, гуашь. 1910
Это были: М.Врубель, В.Серов, К.Коро­вин, М.Нестеров, А.Васнецов, А.Бенуа, К.Сомов, С.Виноградов, А.Голубкина, Ф.Малявин, А.Рябушкин и другие.
Это была своего рода прелюдия к СРХ, а сам «Союз» организационно оформился в 1903 году. В результате такого соединения получился невиданный прежде альянс лучших моло­дых и талантливых мастеров Москвы и Петербурга.
Состав экспонентов СРХ был очень широк, до 1910 года наряду с москвича­ми и петербургскими членами «Мира искусства» «Союз» охватывал мастеров «Голубой розы» (Н.Сапунов, С.Судейкин, П.Кузнецов) и представителей ран­него русского авангарда (М.Ларионов, Н.Гончарова, Д.Бурлюк, А.Явленский). И порой именно с выставок «Союза» художники новейших направлений начи­нали свой путь в музейные коллекции.
К. Коровин. Терраса. Масло. 1904
Это соединение на выставках различ­ных творческих индивидуальностей, по­рой полярных, давало любопытную кар­тину: на одних и тех же стенах висели работы «почвенников» и «западников», пленэристов и интимистов, стилизато­ров и реалистов. В России начало XX ве­ка было отмечено взлетом импрессио­низма, а с ним и подъемом жанра пей­зажа и натюрморта, связанным прежде всего с именем первого русского им­прессиониста Константина Коровина. Москва дала яркий, самобытный вари­ант этого европейского направления в лице И.Грабаря, К.Юона, С.Жуковского и других художников-пленэристов.
К. Юон. Зима. Масло. 1914
Пейзажи, натюрморты и портреты в пейзаже создавались «союзниками» не в мастерских, а непосредственно с на­туры, отчего живописная поверхность полотна сохраняла живость, стреми­тельность движения, темпераментность мазка. В резуль­тате этого категории этюд и картина приобретали иные черты: этюд имел характер картинной выразительности, смысловой законченности, содержательности, в то время как картина, написанная а-ла прима, сохраняла свежесть этюдного восприятия.
«Союзники» дали толчок стремительному развитию живописи, освобождению от сурового, сдержанного коло­рита передвижников, раскрепостили живописную темати­ку, скованную традициями предыдущего поколения худож­ников.
А. Степанов. На ходу (Лоси в зимнем лесу). Масло. Начало 1910-х
 «Союзники» знаменуют собой новую весну русско­го искусства... Солнечным светом пронизаны, пропитаны насквозь их непосредственно выхваченные у природы мо­тивы. С ними наша живопись точно из темного подвала вы­шла на свет Божий», - писала газета «Голос Москвы» в 1908 году. Русская живопись приобрела многоцветность, стала воздушнее, светоноснее.
К. Юон называл выставки «Союза» выставками «нацио­нальной русской живописи». Все московские художники сочетали широкую манеру письма с интересом к русской тематике, отыс­кивали черты национальной самобыт­ности, проявлявшиеся в костюмах, ар­хитектуре, бытовых предметах.
Н. Рерих. Псково-Печерский монастырь. Смешанная техника. 1907
В годы двух первых десятилетий XX века, вре­мя сильного увлечения новейшим французским искусством, когда проис­ходила быстрая смена направлений в русской живописи, «союзники» стре­мились выявить и сохранить нацио­нальный характер в образах, сюжетах, темах. Современному зрителю была по-новому открыта с необыкновенной лирической силой красота русской де­ревни и провинциального города.
С. Жуковский. В старинном парке. (Усадьба Найденовых в Москве). Масло. 1914
Этот же выраженный национальный харак­тер имели и исторические работы А.Васнецова, С.Иванова, А.Рябушкина, портреты Ф.Малявина. С.Жуковский писал: «Позовем на помощь чувство национальной гордости, самопризнания, самоуважения и полюбим глубже всю неисчерпаемую красотой роди­ну... свое искусство... Будем искать новое у себя дома, и прогресс искусства я вижу, прежде всего, в оригинальности и самостоятельности, но отнюдь не в подражании чужому...».
Русский импрессионизм окрашен романтизмом, в нем тихое созерцание жизни, поэзия заброшенных усадеб, просветленность интерьера «дворян­ских гнезд», красочные праздничные религиозные процессии, строгость и самобытность исторического события сочетались с приподнятым строем жи­вописи.
К. Сомов. Любовь маркизы. Акварель, тушь. 1914
Художники «Мира искусства» боль­ше обращались к историческим фан­тазиям. Им был важен дух эпохи, ее стиль, а не конкретное событие. Они строили мнимый исторический мир, выбирали мотивы народных гуляний, шествий, маскарадов, театральные сюжеты, обращались к стилям про­шлых эпох - античной архаике, готике, барокко, классицизму, что отсутство­вало в искусстве москвичей.
М. Врубель. У кратера Везувия. Этюд из путешествия по Средиземному морю. Масло. 1894
Два художника, творчество кото­рых имеет совершенно особое значе­ние в истории русской культуры, - М.Врубель и В.Серов, были учредите­лями и постоянными участниками вы­ставок СРХ.  Им принадлежит место преобразователей русской живописи, осуществившим переход от старого искусства к новому, родоначальников стиля модерн. Они - мастера класси­ческой культуры, отменной академиче­ской выучки, художники монументаль­ного, синтетического мышления.
П. Петровичев. Кострома. Масло. 1914
Выставки Союза открывались на Рождество в Москве, чаще всего в по­мещении Училища живописи, ваяния и зодчества, а на Пасху - в Петербурге. Они стали излюбленными и посещае­мыми выставками, куда публика шла «толпой и где в залах из-за обилия по­сетителей картин совсем не... видно». К самой организации выставок «союзни­ки» относились чрезвычайно ответст­венно, главным в экспозиционном уст­ройстве была идея: выставка - празд­ник искусства. Украшению интерьеров экспозиционных залов придавалось особое значение, использовалась стильная мебель, драпировки, цветоч­ные аранжировки. Этот принцип шел от выставок «Мира искусства», которые первыми начали вводить в пространство залов декоратив­ные элементы.
Стараясь представить все виды искусства, художники включали в экспозицию произведения живопи­си, исполненные различными техниками (маслом, темпе­рой, гуашью, акварелью), и не только картины, но и подгото­вительный материал - этюды, эскизы, наброски, а также ри­сунки, скульптуру больших и малых форм, произведения де­коративно-прикладного искусства, проекты театральных декораций, эскизы костюмов.
Произведения «союзников» привлекали самых извест­ных собирателей Москвы и Петербурга и крупнейшие му­зеи - Третьяковскую галерею, Русский музей императора Александра III, музей Академии художеств. Лучшие музей­ные коллекции произведений «союзников» были сформи­рованы в те годы, когда закупки производились непосред­ственно с выставок или в мастерских художников. И для ча­стного собирательства сегодня, осо­бенно в Москве, произведения «союз­ников» остаются любимейшей темой.
Критика отмечала: «Каждая годовая выставка «Союза» представляет в дан­ное время итог годовых работ лучших представителей современной русской живописи. Заняв то положение, которое в свое время занимали передвижники, «Союз» группирует все главнейшие те­чения...»
В то же время отмечалась раз­ность направлений петербургской и московской групп. Москвичи были жи­вописцами, приверженцами импресси­онистической живописи, со всеми ха­рактерными особенностями русского варианта этого направления, его декоративизма, свободной живописности; петербуржцы по преимуществу графи­ки; москвичи культивировали свобод­ный мазок, петербуржцы - отточенную линию, стилизованную композицию. Пе­тербургские критики и члены объедине­ния упрекали москвичей в однообразии пейзажной тематики, в том, что некото­рые из них склоняются к тенденциям передвижничества. Главным выступлени­ем стали статьи А.Бенуа в газете «Речь», посвященные экспонированной в Пе­тербурге VII выставке «Союза». Тогда Бенуа назвал А.Архипова, С.Жуковского, П.Петровичева, Л.Туржанского, К.Юона и других художников-москвичей «негод­ным балластом» в объединении, что впоследствии стало причиной раскола «Союза».
Так в 1910 году, на седьмом го­ду своего существования «Союз» разде­лился на две группы, одна из которых -московская - оставила за собой назва­ние «Союз русских художников», а дру­гая - петербургская - в память о дягилевских выставках стала снова носить имя «Мир искусства».
Но и после распада популярность «Союза» продолжала расти. Средне­русская и северная природа, деревня, городская провинциальная Россия - вот основные темы, в которых постоян­но работали А.Архипов, К.Коровин,  П.Петровичев, Л.Туржанский и другие «союзники».
Живописные полотна бы­ли наполнены радостным, мажорным звучанием красок: «на каждом шагу певучие, ликующие гаммы», «поражает свежесть красок, любовь к природе, к солнцу, цветам... пахнет чистым воздухом, весной, какой-то радостью... У них особенно много бодрости, жажды света, ярких живых красок, отсутствием которых так страдают художники Пе­тербурга». Рассматривая выставки «Союза», современни­ки каждый раз отмечали главное, что давали им работы этих мастеров: душевную бодрость.
Деятельность «Союза» не ограничивалась только сто­личными городами. Они много сделали для культурного развития провинции, показав выставки в Одессе, Киеве, Харькове, Екатеринославле, Вятке, Самаре, Казани, Во­логде и других местах. Ни одно объединение не стимули­ровало так последовательно развитие искусства и коллекционирования на местах. Благотворительный и просвети­тельный характер «союзников», приносивших свои произ­ведения в дар местным коллекционерам, способствовал возникновению ряда художественных музеев.
Кроме того, общественное самосознание коллектива «Союза» отличалось чувством ответственности за судьбы искусства, за судьбы художников, так же как и за судьбу Родины. Правление общества постоянно помогало бед­нейшим ученикам Училища живописи, ваяния и зодчества, в 1908 году выделило средства на лечение заболевшего М.Врубеля, в годы Первой мировой войны «Союз» участво­вал в организации нескольких благотворительных выста­вок, в 1915 году передал деньги в фонд помощи художни­кам и их семьям, пострадавшим от войны.
Во второй половине 1910-х годов деятельность «Союза» постепенно шла на спад, состав членов «Союза» сокращал­ся, а притока новых участников не было, художникам новей­ших направлений,  которые «совсем по-иному» видели «контуры нового мира», эстетика «союзников» была чужда, а для последних были неприемлемы сменяющие друг дру­га программы и манифесты авангардистов. Художествен­ный рынок истощился, прекратились традиционные приоб­ретения Третьяковской галереи и Русского музея, мецена­ты, обычно покупавшие работы «союзников», оказались за границей. Не имея питательной среды, движение исчерпа­ло себя. Об этом думали и говорили и критики, и сами чле­ны объединения. А.А.Рылов печально объяснял: «Нет таких королей, как Коровин, Жуковский, Виноградов, Пастернак, и нет прежних покупателей, которые налетали на вернисаж, да и новых тоже нет. Нет вереницы автомобилей на Мяс­ницкой, да и Мясницкой, наверное, нет».
Раздумывая о значении «Союза», один из его учредите­лей М.В.Нестеров писал: «Опытом жизни своей знаю, что как трудно, как много надо положить таланта, настойчивости, труда для того, чтобы быть тем, чем стали художники «Сою­за», они дали все, что могли дать...»
Традиции «Союза русских художни­ков» сформировали жизнеутверждаю­щий образ мира. Они сумели показать родную землю такой, чтобы каждый «сознавал, как прекрасна Россия, что­бы гордился ею».

Статья иллюстрируется работами частных коллекционеров, представленных на выставке в Музее личных коллекций, посвященной 100-летию «Союза».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...