суббота, 21 марта 2020 г.

Татьяна Григорьевна Назаренко


Татьяна Григорьевна Назаренко
Автор текста Колесникова Н.
Источник: Колесникова Н. СВОЕ ПРОСТРАНСТВО ТАТЬЯНЫ НАЗАРЕНКО: Интервью с Татьяной Григорьевной Назаренко./ Н. Колесникова // Юный художник. - 2004, № 9. - с.10-13. - (Юбилеи)
Назаренко Т.Г. Автопортрет. Масло. 1996
Вид из окна ее старой мастерской на московские крыши и шпили кремлевских башен давно уже пе­рекочевал на картины. Он настраивает на особый лад, в нем вечное и современное слились воедино. В ее работах эти две линии развиваются постоянно, напоми­ная человеку о нерушимой связи времен.

Назаренко Т.Г. Утро, бабушка и Николка 1971 http://cultobzor.ru/2016/03/iz-fondov-mksh-salon-2016/14-918/
Историзм мышления был присущ Татьяне Назаренко с самого начала ее творческой жизни. Она и заявила о се­бе как исторический живописец картинами «Казнь наро­довольцев», «Партизаны пришли», «Казнь Пугачева». Но ее взгляд на историю был не иллюстративно-музейный, а критически осмысленный. Поэтому эти ее картины не покупались музеями.
Назаренко Т.Г. Казнь народовольцев. https://present5.com/presentation/-30056267_29623756/image-48.jpg
Прославилась она как художник современной те­мы, остро реагирующий на все перипетии жизни чело­века. Праздники и будни, любовь и предательство, мо­лодость и старость, одиночество в толпе, беззащит­ность пред судьбой — вот темы ее полотен, написанных всегда со страстью и большой откровенностью. Она любит темный фон и яркие, контрастные сочетания цветов.
Назаренко Т.Г. Московский вечер. Масло. 1978
На картине изображены друзья художницы — молодые, собравшиеся помузицировать в её мастерской. Две гитары, флейта, чистый женский голос, они вместе поют и встает за ними, вместо душных и давящих стен комнаты, живой простор Москвы. Можно увидеть башни Кремля, купола Соборной площади, старые,уютные дома ещё царской постройки.
На столе перед друзьями — бумаги разных эпох. Можно разобрать старые фотографии, вынутые из старого альбома, на которые торжественные незнакомые люди смотрят в кадр сурово и строго. Номера журналов, которые не выходят уже много лет, наброски чьей-то легкой рукой, портрет крепостной, который мало кто уже узнает. Эпохи переплетены — встает за молодыми людьми расплывчатый, тонкий, ирреальный портрет Елизаветы Петровны Чаревиной, написанный когда-то Григорием Островским.
Старая женщина смотрит изнутри собственного «нигде», вязи времен, которая разделяет её и собравшееся в мастерской общество, и выглядит одновременно отстраненной и материальной, одной из всех, равной в кругу друзей, которых отделяет от неё почти два века.
Эта картина — о неизбежности времени, о неумолимости его хода, и одновременно о том, как легко и свободно мысль человеческая может его преодолеть. Как легко встают за людьми времена, которых они не застали, и сколь близкими иногда кажутся эти времена — в старых книгах, в зданиях, которым несколько веков, в бумагах, романсах и мыслях.
Татьяна — смелый художник, и ее смелость порой гра­ничила с вызовом, звучала как пощечина общепринятому вкусу и ориентирам. Она первая позволяла себе многое — в живописи, а за ней, как за первопроходцем, шли осталь­ные. В ее работах всегда чувствовалось влияние мирового искусства, знакомого тогда большинству только по альбо­мам репродукций.
Назаренко Т.Г. Мастерская (центральная часть). Масло. 1983. ГТГ
Лучшие ее творения принадлежат к 70-м годам XX ве­ка, к трудному времени (хотя какое время можно назвать легким?), в жестких рамках и ограничениях которого она сумела многое сделать. Неслучайно ее называют одним из лидеров семидесятников. Картины Назаренко охотно покупали частные коллекционеры, особенно много их ушло в Германию и США. К сожалению, в музеях нашей страны их единицы.
Назаренко Т.Г. Большое окно. Масло. 1984. Министерство культуры РФ
Около десяти работ - в Третьяковке, несколь­ко - в Русском музее. Потом на нее, как и на всю страну, обрушилось время перестройки. Мир прежних ценностей рухнул. И, разгребая руины, она ото­звалась по-своему, удивив всех — в 1996 году создала произведение (или, как правильнее сказать инсталляцию) «Переход» - выпиленные из фанеры и рас­крашенные фигуры, вернее, типы лю­дей России конца XX века.
Назаренко Т.Г. Переход. Фрагмент. Фанера, масло. 1996
И в последнее десятилетие продол­жает удивлять поисками новых средств выразительности - то инстал­ляциями в духе «обманок», то фанер­ными памятниками, то фотография­ми. И гораздо реже — живописью. По­чему? Она так отвечает на этот вопрос:
 - Художник должен быть адекватен времени. Я четко чувствую: то, что я пишу, — никому не интересно. Все изменилось. Мне скучно так работать. Я не испытываю волнения. Раньше художник работал для вечности. Отсюда холст, грунт и прочные краски. А сегодня - создают произведения на гофрированной бумаге из упаковок. Словно подчеркивая, что все — временно. Сегодня художник — декоратор, дизайнер. А никакой не властитель дум. Серьезное искусство не нужно. Поэтому я отошла от живописи. Не могу творить в изоляции. Должно быть хотя бы пять человек, кому это нужно. А найдутся ли они? Чем сегодня можно заинтересовать человека? Не знаю. Я пробую; мне кажется, что фотография какие-то вещи может передать лучше, адек­ватнее живописи. Однажды в Тульской области, где я по­строила дом, посреди прекрасной природы я увидела ка­кое-то ржавое железное чудовище — то ли бетономешал­ку, то ли останки космического корабля. Трава пробива­лась сквозь бетон и железо. Потом выпал снег. Таким мне виделся конец света: разрушение и снег.
Назаренко Т.Г. Машина под снегом. Масло. 2003
Писать картины на эту тему было невозможно, и я решила обратиться к фотографии. Сделала серию, где отразила свое ощущение конца мира. У меня было две выставки фотографий.
 - Вы не жалеете о том, что стали художником?
 - Нет. Я никогда об этом не жалела, хотя это не очень женская и очень трудная профессия. Но я из тех, кто любит преодолевать трудности. Когда легко - мне не инте­ресно. Хотя ненужность художника в наши дни подкашивает все мои идеи. Но, в общем-то, в жизни у меня все складывалось удачно, несмотря на многие драматические моменты. Все происходило по воле случая. Я ничего не планировала. Случайно мы с ба­бушкой услышали по радио о наборе в художественную школу. Я занималась музыкой и неплохо пела, но вот захо­телось рисовать. В школе нам объяснили, как готовиться к экзаменам: на­писать пейзаж и натюрморт. Я даже не знала, какие бывают краски. Пошла покупать и обнаружила, что есть аква­рель, гуашь, масляные. Все лето на юге я готовилась — написала натюрморты из морковок и капусты. И поступила.
Назаренко Т.Г. Музей. Масло. 1988. Частное собрание, США
 - А потом?
 - Все, кто учился в МСХШ, стали художниками. Наш класс — это Наташа Нестерова, Игорь Макаревич, Володя Любаров и многие другие. Почти все пошли в Суриковский, и я в том числе. Училась в мастерской А.М. Грицая. Он не был мне близок духовно. Ассистентом  был Дмитрий  Жилинский. Вот с ним студенты дружили. Он повесил  в  мастерской  репродукции старых европейских мастеров — ориентировал нас на великое искусство. Потом были творческие мастерские Академии художеств под руководством Г.М. Коржева. Он всегда говорил: «Надо пытаться взять высоту, даже если ты потом с нее упадешь». Вот мы и пытались — брали огромные холсты и ставили грандиозные цели перед собой. Случайно мой холст «Казнь народовольцев» увидела комиссия, искавшая работы для молодежной выставки. С этой работы началось мое общественное признание. Мне даже премию дали — Московского комсомола.
Назаренко Т.Г. Из серии литографий «Люди - звери» 1999
- Какие из ваших живописных работ вам особенно доро­ги?
 - Картины как дети. Когда их пишешь, живешь с ними одной жизнью. А потом у них появляется собственная судьба. Жаль те, что разошлись по миру. Одно время пыталась писать их повторения, но это уже были другие картины.
Назаренко Т.Г. Казнь Пугачева. https://peter314.livejournal.com/1711264.html
Я много лет переживала, что одна из моих больших и значительных работ — «Казнь Пугачева» - так и пылилась у меня в мастерской. Это вещь не для частной коллекции, а для музея, причем отечественного. Ей нужно свое, особое пространство. И мне казалось, что она - удалась. Но почему-то ее не брали. И только в этом году ее приобрел человек, который хочет создать свой музей современного искусства.
Назаренко Т.Г. Театр марионеток. Масло. 1999. Частное собрание
 - А какова судьба композиции под названием «Переход» ? И как возникла идея такой работы?
- Для моей выставки в новом здании Третьяковки предоставили огромный выставочный зал, пространство которого надо было как-то заполнить. Инсталляции требуют именно такого пространства. Так родилась идея, воплотить ее помогали муж и сын. Муж выпиливал лобзиком фигуры из фанеры, я их раскрашивала, сын устанавливал их, вся семья была вовлечена в этот проект. Потом я повторила опыт, создав серию фигур «Мой Париж», которые показала в большом Манеже. Несколько фигур попали в Русский музей, несколько — в Музей истории Москвы. Многие остались в мастерской на Масловке. А к 850-летию Москвы в галерее Марата Гельмана была выставлена моя инсталляция «Московский стол». На большом столе стояли фанерные образы новых и старых реалий столицы — памятники, типы людей, выпивка и закуска. Почему-то ее восприняли как выпад против каких-то «сил». А это было просто мое ощущение того, что происходит вокруг. Потом этот «Московский стол» купил Русский музей.
Назаренко Т.Г. Ярмарка. Масло. 2001
- Сегодня вы сами преподаете в Суриковском институте. Что дает вам общение со студентами ?
 - Поначалу - сплошные разочарования. Студенты стали совершенно другие. Мы были не ангелы, но работали как звери, пытались написать как можно больше и лучше. А сегодня они словно делают институту одолжение, когда являются туда. В один из первых дней я сидела в мастерской одна — никто не пришел. Поставила холст и начала писать натюрморт, приготовленный для них. Заглянул один - с интересом посмотрел, привел другого. Потом еще кто-то появился. Потом стали ходить все. В мое время это и представить было нельзя! Я стараюсь не давить на них и не навязывать ничего. Бывают очень интересные студенты, с которыми интересно заниматься. Ради них я и хожу туда. Но уйдя из института, они пропадают как художники. Нет настоящей художественной среды, вокруг одна коммерция. А когда художник вынужден заниматься халтурой, ничего хорошего не будет.
Назаренко Т.Г. Исторические портреты. Масло. 2002
  - Сегодня появилась возможность ездить по свету. Для художника ведь это очень важно — увидеть мировое искусство в подлинниках. Изменились ли ваши вкусы после таких поездок?
 - Нет, не изменились. Я очень постоянна в своих пристрастиях. Кого любила из художников, тех и люблю. Эпоху Возрождения, малых голландцев. Просто их ряд расширился — добавились новые, прежде не виданные. В Барселоне, например, я впервые увидела работы каталонских художников. Очень интересные.
 - Вам никогда не хотелось жить за границей?
 - В 1989 году я впервые поехала в Америку, и были всякие мечты. Но эйфория быстро прошла. У той жизни очень жесткие законы. Я поняла главное: там я работать не смогу. Поездить, посмотреть дальше эту удивительную страну я бы хотела. Я — человек жадный до впечатлений и путешествий.
Назаренко Т.Г. Материнство https://gallerix.ru/tribune/tatyana-nazarenko/
 - Что вы считаете самым большим своим достижением ?
 - Может, самого главного я еще не достигла. Я недовольна собой, стремлюсь к лучшему. Хочется еще что-то сделать. Вот еще не пробовала роспись на стене сде­лать - фреску. Я как-то писала вмес­те со студентами на левкасе — полу­чила громадное удовольствие. Воз­никли всякие идеи. Но все отравляет мысль — а кому это нужно? Все воз­можно, если ты востребован. Мы по­рой сами не знаем, на что способны. Вот, думала, что не смогу водить ма­шину, хотя права имела давно. А в прошлом году села, и с тех пор, худо-бедно, езжу. А сколько раз приходи­лось преодолевать страх и становить­ся на горные и водные лыжи — ради детей, чтобы они не боялись. И тоже научилась. Так что надеюсь, что глав­ное — еще впереди.
Назаренко Т.Г. Партизаны пришли. Фрагмент картины. https://twitter.com/claramih/status/1202866548379201536
 - Чем отличается только что вышедшая  к  вашему  знаменательному юбилею монография о вашем творчестве от книг, вышедших ранее?
 - С этой книгой было много сложностей. Автор, который взялся за нее первоначально, подвел и не уложился к сроку. А в Петербурге искусствовед Ольга Томсон защитила диссертацию по моему творчеству. Я ее прочитала и поняла, что это и есть основа книги. В нее вошло гораздо больше моих работ, чем в прежние издания.
НАЗАРЕНКО Т.Г. Положение во гроб. 2015 Холст, масло. 120 × 200. Собственность автора https://www.tg-m.ru/img/mag/2019/4/art_65_01_45.jpg
 - Ваши пожелания тем, кто хочет связать свою судьбу с изо?
 - Сегодня все говорят, что художник — непрестижная профессия. Но кто знает, что будет завтра? Человек должен ориентироваться на себя. Если тебе это интересно и нравится, то надо этим заниматься. В этом и есть счастье — заниматься тем, чем хочется.

Назаренко Татьяна Григорьевна родилась в 1944 году – народный художник РФ (2014), заслуженный художник России (2002), с 1997 года – член-корреспондент, с 2001 года – действительный член, член президиума Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (1998). Член Союза художников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...