воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Тициан. Динарий кесаря


Тициан. Динарий кесаря
Автор текста Ушакова В.
Источник: Ушакова В. О композиции./ В. Ушакова // Юный художник. – 1991. - № 2. – с.30-35. – (Уроки изобразительного искусства)

Тициан. Динарий кесаря. Масло. Около 1516. 75 X 56. Дрезден. Картинная галерея старых мастеров.
https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2019/07/22/regnum_picture_1563796733192891_normal.jpg
Перед нами шедевр Тициана «Динарий кесаря». Внимательно вглядимся в него. Картина удивительно лаконична, лишена даже намека на эффектность. Мягкий поворот головы, жест руки Христа человечны и просты, задумчивое, почти кроткое лицо притягивает своей сложной духовной жизнью.
В образе фарисея, наоборот, подчеркнут грубый, приземленный характер — его профиль резок, ли­цо морщинисто.

Когда Иисус Христос учил на­род в храме, первосвященники подослали к нему лукавого человека с вопросом: «Позволительно ли нам давать подать кесарю (римскому императо­ру) или нет?».
Фарисеи рассчитали так: если Христос выступит против выплаты дани, а значит, и против власти, за это его можно заточить в темницу, если «за» — по­колеблет веру народа в истинность собственного учения.
Христос понял двусмысленность вопроса, но не смутился, а попросил показать динарий (золотая монета). «Чье на нем изображение и надпись?» — обратился он к людям. «Кесаревы»,— ответили они. Тогда Учитель сказал: «Отдайте кесарю кеса­рево, а Божие — Богу».
Так Христос проучил своих недоброжелателей.
Тему встречи двух столь чуждых друг другу ми­ров, мира возвышенных идеалов и реальной дей­ствительности, завершает контраст прекрасной ру­ки Христа, которая никогда не коснется монеты, и сильной руки фарисея, сжавшей круглый кусо­чек золота.
Через некоторое время обманчивость первого впечатления сменяется прозрением, нашим глазам открывается глубокая драматичность момента. Изумление собственным открытием подводит к за­кономерному вопросу: «Каким же путем художни­ки достигают подобного чуда?»
Создание произведения проходит целый ряд фор­мальных поисков на стадии эскизов. Существен­ное значение имеет выбор размера, который опреде­ляет дальнейший путь и объем работы. Данный момент очень важен, так как здесь следует тонко почувствовать взаимосвязь содержания, строя, силы и тональности звучания композиции.


Основой любого произведения искусства явля­ется композиция, придающая ему единство и цель­ность. Кроме того, с ее помощью нравственно-ху­дожественные взгляды автора получают гармони­ческое воплощение. У композиции свои законы, складывающиеся в процессе художественной прак­тики. Этот вопрос очень обширен, поэтому ограни­чимся обсуждением лишь малой его части.
Речь пойдет о сюжетной композиции, об отдель­ных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остано­вимся на взаимоотношении двух понятий — сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произве­дении. Сюжет, образно говоря, находится на по­верхности айсберга, а содержание — его глубинная часть. Один и тот же сюжет сотни людей восприни­мают и толкуют по-разному, то есть создают свою версию содержания. Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами жи­вописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...