воскресенье, 16 февраля 2020 г.

Скульптор Паоло Трубецкой


Блог
Скульптор Паоло Трубецкой
Автор текста: Кашуро М.
Источник: Кашуро М. Паоло Трубецкой./ М. Кашуро.// Юный художник. – 1991. - № 2. – с.22. – 25. – (Мастера русского искусства)

П. Трубецкой. Памятник Александру III в Петербурге. Бронза. 1909
Появление в 1909 году памят­ника Александру III в Петербур­ге вызвало бурю споров, дискус­сий, разнотолков. «Опальный па­мятник», «Величие и вульгар­ность»... названия газетных ста­тей красноречиво определяли оценку публики. В то же время отмечалось: «общее впечатление незыблемости, монументальности чрезвычайной. И, если допустим способ сравнения, то рядом с па­мятником Александру III совершенно невольно встает фальконетовский Петр Великий. Там одно искрометное движение вперед, ге­ниальный отважный порыв, здесь важный, царственный покой.
Сила чувствуется громадная! Чувствуется во всем! И в богатыр­ской фигуре плотно сидящего на коне царя, и в манере держать повод лошади такой же, как он, массивной и крупной». Другая газета писала: «Вообще худож­ник может быть доволен: памятник, им сочиненный и сделан­ный, составляет украшение Пе­тербурга, и чем больше с ним зна­комишься, тем он кажется зна­чительнее и лучше...»

Илья Ефимович Репин со свой­ственным ему темпераментом вос­клицает в адрес автора монумен­та: «Браво, браво, Трубецкой! Очаровательно! Поздравляю Рос­сию... какая смелость, широта...» Слава Паоло Трубецкого станови­лась небывало шумной для Рос­сии, а общественный резонанс, вызванный установкой скульпту­ры, выходил за рамки чисто ху­дожественные и приобретал иной смысл — политический.
Собственно, разговоры вокруг памятника Александру III нача­лись задолго до его установки на Знаменской площади. В 1900 го­ду был объявлен международный конкурс на проект этого монумен­та. Эскиз скульптора Паоло Тру­бецкого признали наиболее удач­ным. Ему предоставили огромную мастерскую, и началась многолет­няя, поистине титаническая рабо­та. Лишь в 1905 году найден ос­новной скульптурный мотив и на­чата модель в размер будущего памятника. В 1907 году ее выста­вили на Знаменской площади.
Все это время «вместе» со скульптором работала правитель­ственная комиссия. «Вместе» взя­то в кавычки не случайно. То, что памятник, созданный Трубецким, появился на Знаменской площади именно таким, каким мы его зна­ем, произошло не благодаря тру­дам комиссии, а вопреки ей. Все эти годы Императорская комис­сия по наблюдению за памятни­ком являлась «пыткой, кошмаром для Трубецкого». Столкновения скульптора с цензорами носили острый характер. Резкость выступ­лений была характерна для обеих сторон. В речи перед расширен­ной комиссией после обсуждения окончательной модели Трубецкой сказал зло и иронично: «Благо­дарю Вас, господа. До сих пор у меня не было окончательной уверенности в моем произведении. Но теперь я успокоился, так как памятник Вам не понравился. Должно быть, я сделал хорошую вещь. Если б она Вам понрави­лась, я был бы этим огорчен». По­добные слова не были продиктова­ны заносчивостью тщеславного автора, как это пытались пред­ставить противники Трубецкого. Нет, это законная гордость мас­тера своим творением, когда он действительно вопреки и несмотря на... смог довести до конца заду­манное решение.
Безусловно, памятник, создан­ный Трубецким, непривычен и по трактовке, и по пластической вы­разительности.
Монументальная скульптура бо­лее чем любой другой вид искус­ства, предполагает увековечива­ние положительного образа. Такие качества прототипа, как героизм, самоотверженность, воля, возво­дятся скульптором как бы в пре­восходную степень и преподносят­ся потомкам в качестве образ­ца гражданской доблести и добро­детели. История искусства знает достаточно примеров, когда за­урядный исторический деятель средствами монументальной скульптуры превращался в героя независимо от той идеи, которую вкладывал в эту работу сам автор.
Как истинное произведение мо­нументальной скульптуры памят­ник Александру III стал симво­лом самодержавия.
Сооружение памятника подвело итог творчеству Паоло Трубец­кого в России. Он уехал в Париж задолго до его окончательной ус­тановки и бывал с тех пор в стра­не лишь наездами и на очень ко­роткие сроки. Характерно, что на открытие памятника скульптора пригласили с опозданием, и он приехать не успел.
Что же предшествовало работе Трубецкого над знаменитым мону­ментом? Как до этого складыва­лась его творческая судьба?
Паоло Трубецкой приехал в Рос­сию в возрасте 31 года. Русский по отцу (мать его была американ­кой), Паоло Трубецкой провел детство и юность в Италии. Он не получил систематического художе­ственного образования, но талант Трубецкого оказывается столь яр­ким, необычным, что работы со­всем молодого скульптора начина­ют появляться на выставках и при­влекают к себе внимание. Художественная манера складывается под влиянием новых течений в за­падноевропейском искусстве. В живописи это новое мы связываем с понятием импрессионизма. Но импрессионизм не был явлением лишь чисто живописным. Лежа­щий в его основе новый принцип отражения действительности на­шел свое применение и в других видах искусства.
Главным в искусстве, считали приверженцы импрессионизма, является передача непосредствен­ного впечатления от реальности, мимолетных эффектов освещения, изменчивости формы. Восторг и преклонение перед разнообразием жизни — самой простой, обыден­ной — пронизывают лучшие про­изведения импрессионизма. В скульптуре непосредствен­ность впечатления от «остановив­шегося мгновения» возможно пе­редать лишь подвижной скульптурной формой. Поверхность скульптурного произведения должна «дышать», отражать свет и сгущать тени. В скульптуре по­является ранее не свойственное ей понятие мазка. Скульптура живет в пространстве, она стано­вится как бы сгустком, концентра­цией мгновения, увиденного и за­печатленного художником. Для такого понимания скульптурных задач не подходит мрамор, он слишком холоден, отстранен. Лишь материалы, в которых за­стывает прикосновение руки ху­дожника, несущие его теплоту, пригодны для новой скульптуры. Пластилин, воск, гипс, бронза ста­новятся излюбленными материа­лами мастеров пластики.
П. Трубецкой. Сидящая дама. Бронза. 1898
Мы так подробно остановились на определении скульптурного импрессионизма, так как именно это направление является главным для творчества Трубецкого. Он воспринял, впитал новейшие тен­денции в европейском искусстве: с этим «багажом» появился в России.
Впервые с работами П. Трубец­кого в России познакомились на выставке итальянских художни­ков, которая проходила в Петер­бурге в 1897 году. После этой вы­ставки директор Московского учи­лища живописи, ваяния и зодче­ства князь А. С. Львов пригла­сил Трубецкого преподавать в скульптурном классе. Свежесть, жизненность работ скульптора привлекали современ­ников. Его имя становится в один ряд с именами И. Репина, К. Коро­вина, В. Серова, М. Врубеля, тех художников, которые определили развитие русского искусства на рубеже веков. Трубецкой показы­вает свои работы на выставках «Мира искусства», «Союза рус­ских художников», на зарубежных смотрах. В том числе и на Между­народной выставке в Париже в 1900 году, где его произведения были отмечены почетной медалью. Заметим, что итальянец по месту рождения, Трубецкой выставлялся в русском отделе и признание его работ внесло вклад в международ­ный авторитет отечественного ис­кусства, его прогрессивных тен­денций.
П. Трубецкой. Этюд. Бронза. 1908
Почему же успех Трубецкого был так безусловен? Почему даже недруги не могли не поддаться очарованию его работ?
Новаторство формы отталкива­ло многих, но в скульптурах Тру­бецкого было нечто, заставлявшее зрителей преодолеть консерватизм мышления ради приятия сути про­изведений. Суть эта была в своей основе всегда удивительно чело­вечной, ясной, светлой.
П. Трубецкой Дети. Фрагмент. Бронза. 1900

Такие работы Трубецкого, как «Мать и дитя», «Девочка с соба­кой», «Дети», «Московский извоз­чик»,— без тени сентиментально­сти, назидательности удивительны своей теплотой, внутренней гармо­нией.
Необычайно трогательны у Тру­бецкого изображения животных, которых он так любил. Собаки, лошади в композициях Трубецко­го не являются неким безмолвным фоном. Они так же, как и люди, имеют свои физиономии, характе­ры. Этими работами мастер дает определение вообще взаимоотно­шений человека с окружающим миром.
П. Трубецкой. Девочка с собачкой. Гипс тонированный. 1901
Необычайная любовь скульптора к животным была по­водом для шуток среди друзей, а его вегетарианство — для острот. Трубецкой искренне считал, что если хищнику с младенчества не давать мяса, то в нем угасают кровожадные инстинкты и зверь становится добрым, ласковым. В воспоминаниях К. Коровина есть строки о том, как в петербургской мастерской Трубецкого он уви­дел волка, которого принял вначале за собаку. «Добрый волк,— сказал ему Трубецкой.— Ты зна­ешь, он добрее собаки. Он вегета­рианец, мяса не ест, как и я». С волком в мастерской Трубец­кого прекрасно уживались баран, олень, заяц.
П. Трубецкой. Московский извозчик. Бронза. 1898
Такая удивительная любовь к животным не была лишь чудачест­вом, как это иногда пытались пред­ставить. Несомненно, она была частью мировоззрения, пусть не­сколько наивного, но цельного и гуманного. В станковой скульп­туре, созданной Трубецким в Рос­сии, преобладают камерные, лири­ческие сюжеты. Очень важна для осмысления творческого пути скульптора группа портретов. Ост­рота видения, тончайшая творческая интуиция, даже провидче­ское зрение проявили себя в порт­ретах И. Левитана, Ф. Шаляпи­на, Л. Толстого. В них отсутствует философское обобщение, спокой­ная отстраненность. Скульптор стремится запечатлеть характер­ное, остроиндивидуальное.
П. Трубецкой. Исаак Ильич Левитан. Бронза. 1899.
Образ Левитана в портрете Трубецкого предстает напряженным, даже трагически-надрывным. Он изо­бражен сидящим, но это не спокой­ная поза отдыхающего человека, а лишь минутная пауза в движе­нии. Чувствуется, внутреннее на­пряжение столь велико, что не по­зволяет расслабиться, отдохнуть. И композиция скульптуры, и плас­тика, и силуэт — резкий, нерв­ный — передают трагизм смер­тельно больного мастера, который с тонкой интуицией художника почувствовал П. Трубецкой.
Скульптора всегда привлекало обаяние творческой личности. Недаром за годы жизни в России он создает пять портретов Льва Толстого — одного из величай­ших своих современников. При этом нужно заметить, что Трубец­кой не является поклонником фи­лософии писателя. Но его не могли не увлечь бунтарская сила духа, темперамент, творческая энергия писателя. Чисто формальными приемами — строгая конструктив­ная четкость объема при подвиж­ной, как бы вибрирующей поверх­ности скульптуры — Трубецкой дает представление о личности Л. Толстого — сильной, цельной, мятущейся и страстной.
Около 50 станковых работ создал П. Трубецкой в России. Это был необыкновенно плодотворный период его творчества, совпавший с годами мужания и зрелости та­ланта. После отъезда в Париж в 1906 году Трубецкой кочует по Европе, переезжает в США, затем снова возвращается в Париж. Лишь за несколько лет до смерти он вернулся на свою родину в Ита­лию, где умер в 1938 году.
По сложной, необычной биогра­фии П. Трубецкого можно было бы считать мастером интернацио­нальным. Годы его жизни в России оставили настолько яркий след в истории нашей культуры, а для творчества скульптора они яви­лись таким бесспорным взлетом, что имя Трубецкого оказалось навсегда вписанным в историю русской пластики рубежа веков.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...