четверг, 13 февраля 2020 г.

Огненная роспись Хохло


Огненная роспись Хохломы
Автор текста КОПЫТОВ Е.
Источник: КОПЫТОВ Е. Волшебные травы Заволжья./ Е. КОПЫТОВ.// Юный художник. – 1991. - № 1. – с.17


Архипова З., Волкова Г. Набор для окрошки. 1977
«Хохлома! Какое это все же удивительно радостное искусство, будто хранящее в себе и солнечный хор, и тепло человеческих рук!»
На левом берегу Вол­ги, среди густых ле­сов, вокруг старин­ного села Хохлома (ныне территория Ковернинского района Нижегородской обла­сти) возник этот удивительный промысел. Из поколения в поко­ление совершенствовалось досе­ле невиданное искусство здеш­ней «огненной» росписи. В са­мом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и по­шло название — «хохломская роспись» или просто «хохлома».
В расположенных вокруг дере­внях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и других жили масте­ра — токари, резчики и худож­ники. Небольшие наделы непло­дородной к тому же земли не оп­равдывали крестьянских на­дежд. Окончив сбор урожая, ме­стные жители начинали усердно трудиться в своих мастерских — красильнях и токарнях". Работа­ли целыми семьями, создавая вещи удивительной красоты. А получали за свой труд букваль­но гроши. Зато скупщики про­давали на крупных ярмарках их товар втридорога.
Веселов С. Утица. 1977
Как возник промысел — никто доподлинно не знает. Известно, однако, что густые заволжские леса издавна служили убежищем раскольникам, среди которых были искусные ремесленники — переписчики книг, резчики, ико­нописцы. Другое обстоятельство: земли вокруг Хохломы принад­лежали Троице-Сергиеву мона­стырю, в мастерских которого, вероятно, работали и уроженцы здешних мест. Учились, перени­мали опыт у подмосковных ма­стеров, умевших покрывать су­сальным золотом и расписывать деревянную посуду. Иногда те поступали иначе — «обкладыва­ли» изделие дешевой оловянной фольгой, а сверху промазывали слоем золотистой олифы. Был из­вестен мастерам-иконописцам и такой прием: для создания «зо­лотого» фона икону покрывали порошком серебра, а затем тоже олифили.
Веселов С. Чаша. 1977
Эти приемы и положили заволжские мастера в основу своего производства. Правда, до­роговизна сусального золота и се­ребряного порошка делала эти материалы недоступными. Не бе­да — хохломичи начали изготов­лять серебристый порошок... из олова! Но самой интересной их находкой стала закалка луже­ных изделий в печи, после чего посуда казалась золотой!
Липы и осины, древесина кото­рых шла на их изготовление, в лесах Заволжья росло много. На быстрых лесных речках ма­стера ставили токарни, где, как и на мельницах, использовалась сила падающей воды. А уж лож­ки делали чуть не в каждом до­ме!
Неокрашенные изделия — рез­ные ковши и ложки, точеные бочата, поставки и чашки называ­ли «бельем». После сушки его грунтовали жидкой очищенной глиной — вапой, как ее здесь на­зывали. Затем полуфабрикат снова сушили, пропитывали сухую глину льняным маслом и втирали, вгоняли ее в поры де­рева. После очередной сушки из­делия покрывали несколькими слоями олифы, которую крестья­не изготовляли сами. Последний слой высушивали, как здесь опять же говорили, до неболь­шого отлипа — когда олифа слег­ка прилипала к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — лужение: порошок олова втира­ли в изделие, которое приобрета­ло красивый бело-зеркальный блеск. Теперь только его расписывали и... снова сушили. Затем покрывали несколькими слоями олифы и лака (с проме­жуточной сушкой каждого слоя) и, наконец, закаливали в печи до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета!
В основе хохломской роспи­си — богатейшие традиции. Ска­жем, большое влияние на ее раз­витие оказал «травный» орна­мент, который часто встречает­ся в росписях церквей, рисунках изразцов, белокаменной резьбе. Вот и на хохломских изделиях можно увидеть плавно вьющие­ся стебли трав. Не менее важный источник здешнего орнамента — декоративное оформление цер­ковных рукописей. Удивительно похожие элементы встречаются в заставках рукописных книг и в хохломской «Кудрине». Сход­ной была даже цветовая гамма — сочетание ярко-красной кинова­ри, черной сажи и золота. Не­сомненна и связь с мотивами до­мовой резьбы, у которой свои бо­гатые традиции. Возможно, неко­торое влияние на искусство за­волжских мастеров оказали узо­ры восточных тканей, шалей и ковров — все это в большом ко­личестве продавалось на Макарьевской и потом Нижегородской ярмарках.
Поначалу сложились два ос­новных вида росписи — «верхо­вое» письмо и «Кудрина». Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся, как бы вы­растающие друг из друга ветви, которые сами художники назы­вают «ведущей», или «корнем». Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи, чередова­ние которых подчиняется опреде­ленному ритму. В центре поме­щают крупный — главный эле­мент (например, гроздь рябины или цветок), вокруг — более мел­кие — второстепенные (листья, травку, отдельные ягоды и цветы).
При «верховом» письме рису­нок выполняют на серебристом фоне, который после лачки и за­калки становится золотым. Один из наиболее древних вариан­тов — «травка» — узор из круп­ных и мелких травинок, состав­ляющих ведущую и все элемен­ты. Орнаменты, в которые, поми­мо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носят характерные названия «под лис­ток» и «под ягодку». Оригиналь­на роспись «пряник», которую выполняют обычно внутри чаш­ки или блюда. Это геометриче­ская фигура — чаще всего квад­рат или ромб, украшенная трав­кой, ягодами, цветами.
«Кудрину» отличает стилизо­ванное изображение листьев, цве­тов, замысловатых завитков. Не занятое ими пространство закра­шивают краской, и золотые вет­ви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне. У воз­никшей позже росписи «под фон» с «Кудриной» много обще­го.
Сальникова Н., Кузьмина Н. Поставцы. 1975
Сначала рисуется «ведущая» с листьями и цветами, а иногда и главными элементами. Затем точно так же незанятое пространство записывается краской — ча­ще всего черной с И уже по закра­шенному фону рисуют ягоды и цветы, украшая все элементы «травкой».
Несмотря на довольно стро­гие правила росписи, у художни­ка достаточно простора для фан­тазии. Изначально жившие сре­ди красивейшей природы Завол­жья, хохломские мастера учи­лись у нее бесконечному разно­образию красок и форм, творче­ски перерабатывая которые пе­реносили в роспись. Тут и яго­ды — малина, клубника, ряби­на, и фантастические птицы, и различные цветы. Своеобразна роспись «древко», при которой все элементы располагаются во­круг вертикального стебля. Сю­жет этот, вызывающий в памяти знаменитое «древо жизни», еще одно наглядное доказательство кровного родства хохломской росписи с другими видами декора­тивно-прикладного искусства России.
Используют мастера и упро­щенные орнаменты. Скажем, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пласти­нок гриба-дождевика, или осо­бым образом свернутым кусоч­ком ткани. Разнообразные «витейки» обычно выполняют ки­стью. Это узор в виде неширо­ких поясков, расположенных на внешней или внутренней поверх­ности чашек, шкатулок, постав­цов, с боков основного рисунка.
Заволжская земля всегда была богата талантами. Но произве­дения свои русские мастера, как правило, не подписывали, оттого мы почти не знаем их имен. Тем более следует сказать о целой династии хохломичей Красильниковых, прославившейся во второй половине XIX века. Про­изведения их с успехом экспо­нировались на выставках в Ниж­нем Новгороде и Петербурге.
После революции промысел стал искать новые пути. В 1923 году в деревне Шабаши образо­валось товарищество «Красиль­щик» на артельных началах. Мастера Подоговы и Красильниковы оказали большую помощь в подготовке молодых художни­ков. Из их учеников — выдаю­щиеся художники хохломской росписи Ф.А. Бедин, А.С. Тюкалов, И.Д. Смирнов, А.Г. Тюкалов и многие другие.
Постоянно возраставший спрос на продукцию требовал расширения производства. Было принято решение организовать новый центр — в городе Семенове. У ис­токов его стояли энтузиаст на­родного искусства Г.П. Матвеев и талантливый художник С.С. Юзиков. Развитие промысла шло неравномерно — были и взлеты интереса к «хохломе», и спады. Большой урон нанесла война.
Постепенно из обыденных предметов домашнего обихода «хохлома» превратилась в укра­шающие наш быт сувениры; под­час отнюдь не дешевые. Зато мно­гие из них — подлинные шедев­ры народного искусства. У про­мысла два центра: объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове и фабрика «Хохлом­ской художник» в селе Семино — на родине росписи. Современное оборудование позволило резко увеличить производительность труда на подсобных операциях. Но по-прежнему вручную тока­ри, резчики и художники созда­ют вещи удивительной красоты!
Доспалова Е, Морозова Н. Чаша из набора для чая. 1976
Много прекрасных, нередко по­томственных мастеров работает на фабрике. Лучшие из них объ­единены в творческую группу. Долгое время ею руководила за­служенный художник РСФСР Ольга Павловна Лушина, которая многое сделала для Хохло­мы. Огромный вклад в совершен­ствование росписи внесли заме­чательные художники А.С. Кар­пова, Е.В. Мосина, О.Н. Веселова, А.Т. Куликова, Л.И. Маслова, А.Т. Бусова. С успехом работают сегодня Е.П. Здорова, Е.Е. Смирнова, В.А. Удалова, А.А. Метелькова, Т.Н. Кроваткина и многие другие, а руково­дит творческой группой Н.А. Гущин. Глубоко самобытно творче­ство Степана Павловича Веселова. Расписанные им вещи отличает новаторство, которое удиви­тельно органично сочетается с традициями старой травной рос­писи. Рядом со старым масте­ром немало лет работает его уче­ник Н.А. Иванов, о котором жур­нал писал в первом номере 1989 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...