вторник, 11 февраля 2020 г.

Перов В. Учитель рисования


Источник: Головач Л.  В. Перов. Учитель рисования./ Л. Головач.//Юный художник. – 1991. - № 1. – с.48-49. – (Графика)

 
Перов В. Учитель рисования. Масло. 1867. ГТГ
Перед вами картина Василия Григорье­вича Перова «Учитель рисования». Написанная в 1867 году на деревян­ной дощечке фирмы Виндзор и Нью­тон, она знакомит нас с участью художника, преданного идеалам прекрасного, но не нашед­шего признания.
Пожилой, с реденькими волоси­ками, в потертом, но аккуратном костюме, с по­тухшим взором, направленным поверх очков в никуда, он сидит, словно пришибленный жизнью, держа в руке рисовальный грифель. Внизу, возле кресла (с какой простотой, несколькими светлыми мазками оно характеризовано!), папка с рисун­ками, видавший виды цилиндр. За спиной учи­теля на пюпитре учебные таблицы, предназна­ченные для копирования: глаз в трех поворо­тах, губы.
В этой крохотной по размерам (25 X 20 см) кар­тине, пожалуй, самое поразительное заключается в высочайшей композиционной ее слаженности. И дело здесь не в соотношениях цветовых пятен, гармонии линий и контуров, которыми в последнее время все чаще определяются достоинства живописи, а в наполненности произведения не­спокойной мыслью художника, болью его чут­кого сердца.
Начало работы над композицией относится к 1863 году, когда 29-летний художник находил­ся в Париже, но мысленно не расставался с род­ной Россией.
Перов В. Учитель рисования. Эскиз картины. Графитный карандаш, растушка
На карандашном эскизе сцена пред­ставлена подробнее. В соседней комнате равно­душные хозяйские детки. На стене криво вися­щий романтический пейзаж. Во всей обстановке чувствуется небрежение к искусству. Даже собач­ка и та проявляет недружественное отношение к прошлому служителю муз. В процессе работы Перов производит отбор наиболее важных, «гово­рящих» элементов композиции от второстепенных, мешающих, придает скромной бытовой сценке дра­матический накал. Многоплановый рассказ о го­рестной доле учителя Перов решает самым выра­зительным, умным и лаконичным образом — через одну фигуру, соподчиняя менее значитель­ное ведущей пластической и смысловой идее. Интересны именно дан­ные технико-технологических исследований.
Картина выполнена на двухслойном грунте: нижний слой — белый, верхний — розовато-кремовый. Подготовительный рисунок сделан серой кра­ской. Подмалевок решен в два цвета: малиновым и желтым. Малиновый цвет тонально разработан. Повторно картина прописывалась уже в раме.
Эта грустная худо­жественная новелла. «Искусство прошлого,— говорил великий Александр Иванов,— всегда будет и должно вли­ять на художника».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...