Источник: Головач Л. В. Перов. Учитель рисования./ Л.
Головач.//Юный художник. – 1991. - № 1. – с.48-49. – (Графика)
Перов В. Учитель рисования. Масло. 1867. ГТГ
Перед вами картина Василия Григорьевича
Перова «Учитель рисования». Написанная в 1867 году на деревянной дощечке фирмы
Виндзор и Ньютон, она знакомит нас с участью художника, преданного идеалам прекрасного,
но не нашедшего признания.
Пожилой, с реденькими волосиками, в потертом, но аккуратном
костюме, с потухшим взором, направленным поверх очков в никуда, он сидит, словно
пришибленный жизнью, держа в руке рисовальный грифель. Внизу, возле кресла (с какой
простотой, несколькими светлыми мазками оно характеризовано!), папка с рисунками,
видавший виды цилиндр. За спиной учителя на пюпитре учебные таблицы, предназначенные
для копирования: глаз в трех поворотах, губы.
В этой крохотной по размерам (25
X 20 см) картине, пожалуй, самое поразительное заключается в высочайшей композиционной
ее слаженности. И дело здесь не в соотношениях цветовых пятен, гармонии линий и
контуров, которыми в последнее время все чаще определяются достоинства живописи,
а в наполненности произведения неспокойной мыслью художника, болью его чуткого
сердца.
Начало работы над композицией
относится к 1863 году, когда 29-летний художник находился в Париже, но мысленно
не расставался с родной Россией.
Перов В. Учитель рисования. Эскиз картины. Графитный
карандаш, растушка
На карандашном эскизе сцена представлена
подробнее. В соседней комнате равнодушные хозяйские детки. На стене криво висящий
романтический пейзаж. Во всей обстановке чувствуется небрежение к искусству. Даже
собачка и та проявляет недружественное отношение к прошлому служителю муз. В процессе
работы Перов производит отбор наиболее важных, «говорящих» элементов композиции
от второстепенных, мешающих, придает скромной бытовой сценке драматический накал.
Многоплановый рассказ о горестной доле учителя Перов решает самым выразительным,
умным и лаконичным образом — через одну фигуру, соподчиняя менее значительное ведущей
пластической и смысловой идее. Интересны именно данные технико-технологических
исследований.
Картина выполнена на двухслойном
грунте: нижний слой — белый, верхний — розовато-кремовый. Подготовительный рисунок
сделан серой краской. Подмалевок решен в два цвета: малиновым и желтым. Малиновый
цвет тонально разработан. Повторно картина прописывалась уже в раме.
Эта грустная художественная новелла.
«Искусство прошлого,— говорил великий Александр
Иванов,— всегда будет и должно влиять на художника».
Комментариев нет:
Отправить комментарий