четверг, 20 февраля 2020 г.

Наталия Сергеевна Гончарова, художница, религиозный авангардист


Наталия Сергеевна Гончарова, художница, религиозный авангардист

Наталья Гончарова. Автопортрет с лилиями. Масло. 1907. Государственная Третьяковская галерея
Глядя сегодня на работы На­талии Гончаровой, не вполне по­нимаешь, почему при своем по­явлении они вызывали яростную брань, а их автора обвиняли в ко­щунстве и даже собирались судить за нарушение общественных при­личий.
Уже наиболее чуткие современ­ники догадывались о «классич­ности» искусства Гончаровой. Сре­ди коллег она пользовалась на­стоящим авторитетом. «Гончаро­ва, это слово тогда звучало побе­дой»,— вспоминала Марина Цве­таева.
Скромная и сдержанная, по­хожая, по выражению Цветаевой, на настоятельницу монастыря, Гончарова, когда было нужно, участвовала в скандальных футу­ристических акциях и даже ходила с нарисованным на щеке цветком. Но стихия балаганной игры в це­лом была ей чужда. Что-то очень серьезное, почти фанатичное про­рывалось в натуре Гончаровой, когда она проповедовала свои взгляды на искусство. Свидетелю одного из ее выступлений худож­ница напомнила «экзальтирован­ных эсэрок», звавших в 1905 году «бросаться под копыта казацких коней».

Наталия Сергеевна Гончарова (1881 —1962) принадлежала к ста­ринному дворянскому роду (среди ее предков — Наталия Николаев­на Пушкина), выросла в деревне и, поселившись в городе, долго чувствовала себя дикаркой. Раз­меренный ритм сельской жизни, природа, народные песни, молитвы и обряды приохотили к свободе, но не сделали ее созерцательни­цей; ей нравилось что-нибудь мас­терить своими руками. В 1901 году Гончарова поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Однако вскоре, познакомившись с учени­ком живописного отделения Миха­илом Ларионовым, она осознает' себя живописцем. Темперамент­ный, вечно что-нибудь выдумывающий Ларионов нередко конфлик­товал с учителями; однажды его даже исключили на год из учили­ща. Вскоре в деле Гончаровой появляется любопытная справка: «...страдая малокровием при общей нервной слабости, нуждается в продолжительном отдыхе и должна на (...) значительное вре­мя прекратить свои занятия в учи­лище». Врачи в то время были добры к студентам. Гончарова и Ларионов больше не расстаются; они путешествуют, много пишут, начинают участвовать в выстав­ках. Возле Ларионова складыва­ется круг ищущей молодежи, за­вязывается новое, авангардное искусство. Самые яркие, новатор­ские, эпатажные выставки — «Бубновый валет» (1910) «Осли­ный хвост» (1912), «Мишень» (1913) — были придуманы и орга­низованы неутомимым Ларионо­вым.
Гончарова к этому времени рас­крылась как живописец большой силы, обладающий неженской уве­ренностью и мастерством. Лучшим периодом ее творчества стал конец 1900-х — начало 1910-х годов, когда она и Ларионов разрабаты­вали неопримитивизм — направ­ление живописи, открытое ими, ориентированное на образцы на­ционального фольклора, икону, вывеску, лубок.
Наталья Гончарова. Уборка хлеба. Масло. 1907. Государственный Русский музей
Гончаровой всегда было близко народное искусство, особенно при­сущее ему чувство цвета. Увле­каясь в 1903—1905 годах импрес­сионизмом, пользуясь методами разложения цветового пятна на небольшие разноцветные мазки, она достигала неожиданного эф­фекта: вместо световоздушной вибрации, «невесомости» изобра­жения — плотная красочная клад­ка, драгоценная поверхность, по­хожая на инкрустацию. Современ­ников поражала нарядность ее цвета. Охра в сочетании с черным звучит как золото, глубокий синий вызывает в памяти традиционную русскую финифть. Цвет у Гонча­ровой — источник и предмет любо­вания, и нет такого мотива и пер­сонажа, которые не были бы ею расцвечены и украшены.
Примитивисты работали глав­ным образом в традиционных жан­рах, но стремились обыграть их не­ожиданным способом: натюрморт напоминал вывеску, портрет - провинциальную фотографию с расписным фоном, пейзаж или жанровая сцена, написанные на Востоке или в Испании, казались не менее экзотичными, чем Таити у Гогена... Что до Гончаровой, то она, не бывавшая нигде дальше Тирасполя, постепенно сосредото­чивается на самом близком и зна­комом — жизни крестьян.
Наталья Гончарова. Мытье холста. Масло. 1910. Государственная Третьяковская галерея
Жен­щины белят холст, собирают хво­рост, работают в саду, стирают, водят хороводы — нехитрые, обы­денные сюжеты. Жницы, косари, рыбаки становятся ее любимы­ми героями.
Гончарова пишет поначалу гру­боватые неуклюжие фигуры на дробном импрессионистическом фоне нежных «муаровых» тонов («Рыбная ловля»). Затем цвет становится определеннее, конту­ры — резче, фигуры — приземис­тее, тяжелее. Красно-зеленый ак­корд напоминает раскраску в на­родном искусстве, орнамент в одежде крестьянок перекликается с упрощенным рисунком дальних полей, напоминающим полосатую арбузную корку («Мытье холста», «Купание коней»). Персонажи все больше застывают, точно прирас­тают к земле; параллельно постав­ленные массивные ступни, кажет­ся, не могут сдвинуться с места.
«Изображаемый деревенский быт, деревенские жители — все это обретает монументальность, действие превращается в действо, разворачивающееся в веках и тысячелетиях. Именно в деревне можно ощутить это бесконечное время, связь прошлого и настоящего, основы жизни»
Наталья Гончарова. Садоводство. 1908 http://api.hel.fi/linkedevents/media/images/5773-natalia-goncharova-gar.jpg
Есть в этой статуарности героинь Гончаровой особая значитель­ность. В картине «Работы в саду» позы подобны ритуальному поло­жению молящихся, изображенных на древних иконах, а шествие на втором плане сообщает компози­ции мерный, торжественный ритм. Так художница преодолевает буд­ничность жанровой сцены, придает ей вневременное звучание.
Но иконописность картины - мнимая или, вернее, неполная. В ней не достает просветленности, тишины. Несмотря на изысканность цвета, живопись полна напряже­ния, почти тревоги. Топорщится и вздымается углами земля; колки­ми остриями нависают растения. Предметы у Гончаровой не спокойно - мясисты и как бы довольны собой, как у «бубнововалетцев» Машкова и Кончаловского,— в них есть скрытая энергия, свое­волие, проявляющиеся в углова­тости форм, кажется, они непокор­ны самому автору.
Чем сильнее у Гончаровой этот «дух» природы, тем «неодушевленнее» становятся ее персонажи. В своих симпатиях она идет в глубь веков к далекой архаике, увлека­ется скифскими «бабами» — ка­менными идолами простейших форм. Здесь художница была не одинока: создававший в эту по­ру первые кубистические картины Пикассо также вдохновлялся скульптурой первобытных наро­дов. (В России первым кубистом считали Гончарову.) К тому же скульптура была начальной про­фессией художницы.
Наталья Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. Масло. 1911. Государственная Третьяковская галерея
В новых ра­ботах крестьянского цикла («Сбор яблок», «Хоровод») исчезают детали, подробная проработка форм; все пространство холста занимают мощные, как бы вырубленные не­сколькими ударами из неподатли­вого материала истуканы, крестьяне-идолы, исполненные непонят­ной мрачноватой силы. Заворажи­вающе сияют краски, загадочно поблескивают белки невидящих глаз, непроницаемы топорные ли­ки...
Как бы ни была условна жи­вопись этих картин, современни­ков они наводили на размышле­ния, вызывали на спор. Причем не только о форме, стилистике искусства — о жизни.
В те годы к крестьянской теме обращались не реже, чем во вре­мена передвижников. Хотя образ народа-жертвы сменился изобра­жением праздничной красоты крестьянского быта и сельского типажа (Архипов, Малявин), не­изменной оставалась интонация симпатии и любви, вера в народ и его идеализация.
Критиков, воспитанных на этой традиции, поразила в крестьян­ском цикле Гончаровой «цинич­ная и жуткая выразительность», ритм «косолапый и грузный», ак­компанировать которому должны, кажется, «не старые задушевные народные песни, а современные сквернословные частушки». Писа­ли, что это не народ, а «хам», что художница видит в нем «бесовское начало», что она не испытывает к нему любви. И мало кто заметил, что это идол, чья кажущаяся неодушевленность и неподвиж­ность таит страшную силу, а за внешней молчаливостью скрывает­ся и гнев, и величайшая загадка.
Наталья Гончарова. Евангелисты. Масло. Тетраптих, 1911. Государственный Русский музей
Другим объектом споров были картины Гончаровой на религиоз­ные сюжеты. Например, четырехчастная работа «Евангелисты». Образ антиканоничен по духу, не­смотря на то, что композиционно отталкивается от «Евангелистов» А. Дюрера.
В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. В 1914 году с персональной выставки художницы были сняты 22 работы, после этого цензоры даже обратились в суд, обвинив Гончарову в кощунстве над святынями. За нее вступились многие деятели искусств того времени: И. Толстой, М. Добужинский, Н. Врангель. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога.
Наталья Гончарова. Спас. Триптих, 1910-1911
Синод, вынес вердикт, что мол художница "возрождает технику древних византийских мастеров" и скандал замялся сам собой.
Отец художницы выступая в защиту дочери написал открытое письмо в газету, в котором негодовал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?».
И по прошествии целого столетия творчество Гончаровой вызывает споры у служителей церкви, которые не принимают"дескарализацию символов", обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения".
Наверно, доля правды в этом мнении есть, так как Гончарова очень любила народное творчество, наивное искусство и примитивизм и была всю жизнь в поиске. Ведь в этом и заключена суть профессии художника - реализовывать темы через художественные способы.
Наталья Гончарова. Архистратиг Михаил (1914г)
Апостолы Гончаровой так же не похожи на святых, как и ее крестьяне; это тоже простоq народ, древние иудейские мужи с грубыми руками и весо­мыми телами (материально напи­саны даже их нимбы), чувству­ется, как тяжело ворочаются мыс­ли в их головах, как трудно да­ется им толкование божественного слова. И при этом как по-настоя­щему торжествен их вид, как мону­ментально это произведение! Сов­ременники замечали, что картинам Гончаровой «не место в узких за­лах, (...) им надо фигурировать на фронтонах современных небоскребов (...).
Крик их там будет услышан». Энергия цвета, мощь формы, особая сила чувства дейст­вительно поднимают голос худож­ницы до крика, точно она обраща­ется уже не к отдельному челове­ку, а ко всему народу.
Но о чем кричать, что пропове­довать?.. Дар монументалиста требует обращения к важным, об­щезначимым идеям и темам. Но в кругу Ларионова больше обсуж­дали как, а не что писать; каким должно быть искусство, а не зачем оно. Придумали новое течение — лучизм; вся картина членилась теперь острыми, сталкивающими­ся линиями и плоскостями; изоб­разительное начало уступало мес­то беспредметности. Гончарова также отдала дань лучизму. Она вообще не отрывалась от эволю­ции Ларионова, увлекалась его идеями и все же продолжа­ла создавать совершенно особое искусство.
Так, на некоторое время ее за­хватила проблематика футуриз­ма — ив картинах появились фаб­рики, машины, аэропланы.
Наталья Гончарова. Аэроплан над поездом. Масло. 1913. Музей изобразительных искусств. Казань
Но как она их пишет? Ни урбанизм, ни техника, ни динамика современно­сти не нашли в Гончаровой своего поэта. Наоборот, в ее картинах на современную тему чудится что-то апокалипсическое — «американ­ская чертовщина», сдвинутый с места мир, чужой, недобрый, катя­щийся в бездну.
Ощущение конца — конца ста­рого мира, всей прежней жизни, исторического прошлого — было довольно острым в эти годы. Оно особенно усилилось с началом первой мировой войны. Гончарова откликнулась на нее произведени­ем необычайной силы — серией графических листов «Мистические образы войны».
Наталья Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. из цикла "Жатва", 1911 https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/27062016/108757?utm_source=CopyBuf
"Ангелы, мечущие камни на город" – это авторская интерпретация сюжета из Апокалипсиса, библейского откровения Иоанна Богослова. Интересно, что после персональной выставки 1913 года, картины из цикла "Жатва", которых сохранилось лишь семь, впервые были выставлены вместе лишь в 2013 году на выставке в Третьяковской галерее.
Наталья Гончарова. Град обреченный. Из серии «Мистические образы войны». Литография. 1914
Конец света наступил. Сбылись пророчества, и пришло время Су­да. Небесные силы перестали та­иться и явились людям. Ангелы роятся в темном небе, то, накрывая крыльями христолюбивое воинст­во, то, останавливая пропеллеры у вражеских аэропланов в воздуш­ном бою. Современный, футурис­тически деформированный город и есть «град обреченный». Это его побивают камнями ангелы с проборами на набриллиантиненных головках (может быть, это летчики, и не камни, а бомбы?). В листах Гончаровой все реально…
Наталья Гончарова. Отец, Сын и Святой Дух
Наталья Гончарова ратовала за то, чтобы произведения искусства говорили сами за себя. Если для их обоснований нужны теории, за ними ничего не стоит. «Я утверждаю, что религиозное искусство и искусство, прославляющее государство, было всегда самым величественным, самым совершенным, и это в большей степени потому, что такое искусство, прежде всего, не теоретично, а традиционно. Художник знает, что он изображает, зачем он изображает. (…) Чтобы не было недоразумений, прошу заметить, что я имею в виду не академическую выучку, (…) а ту вечную преемственную связь, которая, собственно, и создает настоящее искусство».

В 1915 году, спустя год после своего последнего столкновения с цензурой, Наталья Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым по приглашению Сергея Дягилева ненадолго переехали во Францию для работы над Русскими сезонами, однако в итоге художники решили остаться жить во Франции. Позже вернуться в Россию им помешала революция.

Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после: «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями». Отмечают наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии, смешивающим христианские и языческие образы. В то же время современник Гончаровой, архимандрит Александро-Невской Лавры, ценил работы художницы именно за возрождение стиля, близкого древней иконописи. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях.
Итак, имеют место два противоположных мнения. Одно - что в своих работах Гончарова полностью отошла от традиций и канонов русской иконописи. А другое – что, несмотря на внешнюю необычность, полностью формальным канонам она следовала.
Наталья Гончарова. Апостол Андрей. Эскиз костюма к неосуществлённому балету Леонида Мяснина "Литургия" (1915, Государственный центральный театральный музей, Москва) https://savin-andrey.livejournal.com/90973.html
Известно также о предложении А. Щусева Гончаровой расписать спроектированный им Троицкий храм, возведённый в 1912 году в селе Кугурешты (Бессарабия). Гражданская война и отделение Бессарабии не дали замыслу осуществиться, однако сохранились эскизы, выполненные Гончаровой для храма.
Наталья Гончарова. В мастерской художника (1907г)
Картины, графика и практически все работы Натальи Сергеевны Гончаровой редко кого оставят равнодушными. Они полны изящества даже в монументальных фигурах крестьян, ее «иконы» наполнены вселенской печалью о судьбе человечества, и любовью к человеку, светоносны, духовны и красочны. Несомненно, работы талантливой художницы оригинальны и просто красивы… Святые отцы говорят, что одно из имен Бога – «Красота». Наверно, потому именной красотой запоминаются творения Гончаровой.

Источники:
Вакар И. Наталия Гончарова/ И. Вакар.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.11-15 – (Рубрика: XX век: время, страны, мастера)
https://foma.ru/natalya-goncharova-avangard-sveta.html статья Головко Оксаны в журнале «Фома» №7, 2014 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...