четверг, 20 февраля 2020 г.

Московский Казанский собор


Московский Казанский собор
Автор текста МОКЕЕВ Г.
Источник: МОКЕЕВ Г. Казанский собор./ Г. МОКЕЕВ, кандидат архитектуры.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.17-19 – (Рубрика: Наши утраченные ценности)
Облик Казанского собора на рубеже XVII—XVIII веков. Рисунок
Памятники Красной площа­ди... Они входят в наше созна­ние с детства. С них начинается знакомство с Москвой, с историей России. Кремль и его сокровища, собор Василия Блаженного, Исто­рический музей. Но нынешнее по­коление вряд ли знает о том, что их было гораздо больше и на са­мой Красной площади, и внутри Кремля. Одной из таких бесцен­ных, исчезнувших реликвий был Казанский собор, построенный, как и многие российские храмы, в честь избавления от бедствий Смутного времени. О нем наш рас­сказ.

...В Казани случился страшный пожар, начавшийся от дома стрельца Онучина. Вскоре после пожара десятилетняя дочь стрель­ца Матрена рассказала домаш­ним, как явилась ей во сне Бого­матерь и поведала, что на месте их сгоревшего дома сокрыт ее Пре­чистый Образ. Икона, найденная на двухаршинной глубине под до­мом, была завернута в материю и казалась только что написанной. Скоро от нее начались всякие чудеса: исцелялись недужные, прозревали слепые. На месте об­ретения чудотворной иконы со­орудили церковь во имя Пресвятой Богородицы, затем при ней возник девичий монастырь.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКАЯ МОСКОВСКАЯ. В 1918 году икона была украдена, и дальнейшая ее судьба неизвестна
Таково предание об Обретении иконы Казанской Божией Матери 8 июля 1579 года.
В начале XVII века Русскую землю постигло страшное бедст­вие, которое потомки назвали Смутным временем. После убий­ства сына Ивана Грозного царе­вича Дмитрия и смерти бездет­ного Федора Иоанновича пресек­лась царствующая династия Рю­риковичей. Народ избрал царем Бориса Годунова. Но вскоре поя­вились разные Лжедмитрии — авантюристы, выдававшие себя за якобы спасшегося царевича. Их поддержали авантюристы инозем­ные. На Русь вторглись польско-литовские феодалы, украинская казацкая вольница, крымские и ногайские татары. После смерти царя Бориса в стране воцарились безвластие и хаос, беда разлилась по Русской земле: убийства, грабе­жи, разбои, мятежи. Сожжены бы­ли сотни городов и сел, разорены тысячи храмов и монастырей. По­ляки, литовцы и немцы захватили в сожженной, разоренной Москве ее внутренние крепости: Кремль и Китай-город, надеясь на удержа­ние их до подхода главных польско-литовских войск.
И вновь напомнила о себе чудо­творная икона.
Архиепископ Арсений увидел во сне молитвенника за Русскую зем­лю преподобного Сергия Радонежского, который возвестил ему, что Москва будет освобождена за­ступничеством Казанской Божией Матери. По распоряжению патри­арха Гермогена 26 мая 1611 года «принесоша из Казани образ Пречистыя Богородицы, списанный с Казанские... И был тот образ под Москвою до зимы... И с прото­попом казанским отпустиша... в Ярославль. В то ж время прииде из Нижняго (Новгорода) князь Дмитрий Пожарский и Козьма со всею ратью (народным ополчени­ем) и, виде ту икону... что ее по­мощью взяли под Москвой Новый Девичий монастырь, ратные люди велию веру начаша держати ко образу Пресвятыя Богородицы и многие чудеса от того образа быша».
К Москве шло свежее войско польского гетмана Ходкевича. Уз­нав об этом, народное ополчение Минина и Пожарского поспеши­ло на спасение столицы. С ними была и чудотворная икона, вселяв­шая надежду. После тяжелейшей битвы возле Москвы и разгрома войска Ходкевича ополчение пред­приняло 22 октября 1612 года штурм Китай-города, удерживае­мого поляками. Воины, несшие с собой победоносный образ Казан­ской Божией Матери, захватили Круглую башню между Никольс­кими и Ильинскими воротами и ворвались в крепость. Поляки от­ступили в Кремль, но, «видя свое изнеможение и глад великий, начаша уговариваться, чтоб их не погубили». Дмитрий Пожарский, приняв пленных, «послаша по го­родам, ни единого не убив и не ограбив их».
Облик Казанского собора на рубеже XVII—XVIII веков. Реконструкция Г. Мокеева. Темпера. 1982
И опять говорит предание о чу­десной иконе.
«По взятии ж Кремля-города князь Дмитрий Михайлович По­жарский освяти храм в своем при­ходе Введения Пресвятыя Богоро­дицы на Устретенской улице и тое икону Пречистые Богородицы Ка­занские поставиша тут». Священ­ники церкви вскоре рассказали но­воизбранному царю о чудесах иконы. «Царь же Михаил Федо­рович... и матерь его великая ста­рица инока Марфа Ивановна на-чаша к тому образу веру держати велию и повелеша праздновати дважды в году, и ход уставиша со кресты: первое — июля в 8 день... в тот день, како явилася Пречистая Богородица во граде Казани, а другое празднество — месяца октября в 22 день на па­мять иже во святых отца нашего Аверкия Иерапольского чудотвор­ца, како очистися Московское го­сударство. Той же образ по пове­лению государя царя... и по благо­словению... святейшего патриарха Филарета Никитича, украси мно­гою утварию боярин князь Дмит­рий Михайлович Пожарский, по обету своему в лето 7133 (1625)».
С этого года церковь Введения Пресвятой Богородицы на Сретенке получила второе имя «Иконы Казанской Божией Матери» и особый причт.
Осенью 1632 года по указу царя Пожарский построил для образа Казанской Пресвятой Богородицы отдельный деревянный храм возле той Круглой башни Китай-города между Никольскими и Ильински­ми воротами, которую первой от­били у неприятеля с помощью святой иконы. Вскоре эта деревян­ная церковь либо сгорела, либо обрушилась, потому что икона бы­ла перенесена в церковь Введения Пресвятой Богородицы Златовер­хой за Торгом.
Летом 1635 года на другом месте, перед Никольскими воро­тами Кремля стали строить камен­ную церковь для чудотворной иконы с приделом св. Аверкия Иерапольского. 15 октября 1636 года «был государь на освящении церкви Пресвятой Богородицы Ка­занские, что у Земского двора на площади». Храм освящал патри­арх Иосиф в присутствии князя Пожарского, его боевых соратни­ков и, конечно же, при огромном скоплении народа.
Через год справа от храма был возведен и освящен другой придел во имя святых казанских чудо­творцев Гурия и Варсонофия. На позднейших изображениях придел показан отстоящим от храма мет­ра на полтора. Это можно объяс­нить тем, что существовал запрет разрушать новостройкой могилы-склепы, которые, очевидно, появи­лись к тому времени возле южной стены собора.
К 1650 году перед собором была построена новая паперть, а сбоку стройная шатровая колокольня. На рубеже XVII—XVIII веков устроено парадное крыльцо, по­крытое крещатой бочкой, увенча­нной главкой. Храм окружили ог­радой из каменных столбов с дере­вянными решетками между ними. За алтарем во дворе существовал колодец, выкопанный для «церков­ной всякой потребы».
Иконостас восстановленного московского Казанского собора. Современный вид
Основные средства на строи­тельство храма-памятника посту­пили от царя, князя Пожарского и других «воинских людей». Крест­ные ходы 8 июля и 22 октября ежегодно дополнялись во второй половине XVII— начале XVIII ве­ка также крестными ходами по крепостным стенам Кремля, Ки­тай-города, Белого города, закан­чиваясь поминальными молебнами в Казанском соборе. Они совер­шались всем духовенством сто­лицы при участии тысяч москви­чей.
Казанский собор, таким обра­зом, действительно был главным памятником освобождения Моск­вы, всей России от нашествия врагов в Смутное время начала XVII века. Не случайно 200 лет спустя в 1812 году москвичи благо­словляли иконой Казанской Божи­ей Матери Михаила Илларионо­вича Кутузова на борьбу с На­полеоном, перед отъездом фельдмаршала в действующую армию.
Пожары Москвы в XVIII—XIX веках не миновали и Казанского собора. Он несколько раз пере­страивался, изменяя свой облик. Исчезли огненные кокошники под восьмискатной крышей, галерею заменили трапезной, снесли при­дел св. Гурия и Варсонофия при расширении Никольской улицы, вместо шатровой колокольни воз­вели ярусную над западным входом в храм.
Казанский собор после реставрации П.Д. Барановского. Фото 1930-х годов
В 1918 году в соборе была за­прещена служба. Парадам войск стала якобы мешать и колокольня, выступавшая на Красную пло­щадь, почему потребовали ее снести. В 20-х годах начались сно­сы храмов по всей Москве. Пы­таясь спасти сам храм Казанской Божией Матери, Государственные реставрационные мастерские на­чали в 1926 году его реставрацию, чтобы показать уникальный ха­рактер памятника. Работы пору­чили вести Петру Дмитриевичу Барановскому — молодому тогда еще реставратору, но уже заре­комендовавшему себя талантли­вым исследователем, ученым.
Петр Дмитриевич Барановский (1892 – 1984 гг.), архитектор и реставратор
П. Д. Барановский почти закон­чил реставрацию Казанского собо­ра, когда было принято решение очистить Красную площадь от культовых зданий. Это было связа­но со строительством каменного Мавзолея В. И. Ленина и камен­ных трибун по его сторонам. Еще раньше сломали памятники-часов­ни у Спасской и Никольской башен Кремля, хотя они ничем и никому не мешали. Наступила очередь Ка­занского собора, такая же участь ожидала и храм Василия Блажен­ного. Но долго еще москвичи не позволяли совершиться злодея­нию. В 1933 году реставратор Барановский был сослан в Сибирь для «перевоспитания» в системе ГУЛАГа (Главного управления лагерей). Лишь через три года его выпустили на волю, запретив про­живание в Москве. К тому же его дом в Замоскворечье попал на трассу нового строящегося Мос­кворецкого моста и был сломан. Барановскому разрешили жить за 100 километров от столицы в городе Александрове. И в это время он узнал о разрушении Ка­занского собора.
Каждое утро Барановский приезжал к разбираемому храму, фотографировал его части, делал замеры деталей. Он словно пред­видел, что наступит время, когда все, порушенное по злому умыслу, будет восстанавливаться, и тогда его работы пригодятся. Место, где стоял Казанский собор, сровняли с землей.
На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей - общественный туалет, который просуществовал на месте святых алтарей до 1990 года.
Казанская икона Божией Матери в московском Казанском соборе. Иконостас. У Царских врат. http://a-minin.ru/sobor-kazanskiy-pozharskiy/
Три величайших бедствия пере­жил русский народ до революции, и каждый раз, справившись с бе­дой, ставил возле Московского Кремля памятник в виде храма. Чтобы с ежегодной службой в хра­ме вспомнить о горестном событии, дабы потомки не допускали подоб­ного в будущем.
Храм-памятник Святой Троицы на Рву, который сейчас чаще называют Покровским или собо­ром Василия Блаженного, был возведен в 1561 году Иваном Гроз­ным в память о взятии Казани и Астрахани, об окончательном ос­вобождении русского народа от многовекового татаро-монгольс­кого ига. Казанский собор выстро­ен к 1636 году царем Михаилом Федоровичем в память о преодо­лении бедствий Смутного времени. Храм Христа Спасителя сооружен к 1883 году в память о победе рус­ского народа над армиями Напо­леона.
Эти крупнейшие памятники ока­зались поставленными близ трех углов Московского Кремля. Не бы­ло памятников величавее их и важнее. Но именно по ним и был нанесен удар в 30-х годах нашего времени. Они должны были погиб­нуть все. Только одному удалось выжить — храму Василия Бла­женного...
Разрушение святыни. Слева виден Мавзолей В. И. Ленина. Фото 1936 года
4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа по­полудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню.
Казанская Икона Божией Матери из московского храма Казанской Божией Матери. http://st.rublev.com/churches/52/52-392-650.jpg
В часовню торжественно внесли Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского, начало его второго рождения…  (подробнее ЗДЕСЬ http://kazanski-sobor.ru/site/istoriya-sobora/vozrozhdenie-kazanskogo-sobora-na-krasnoj-ploshhadi/)
В 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.
Храм снова украсил северную часть Красной площади, как это было в старину. Ежегодно в празд­ники 8 июля и 22 октября москви­чи станут поминать Обретение иконы Казанской Божией Матери, день освобождения Москвы и спа­сения православного христианст­ва. Снова наши воины будут чтить память битв народного ополчения Минина и Пожарского. Но напоминать храм будет не только о XVII веке, но и о нашем буйном времени. Ибо, как сказал древнейший мудрец:
Не дай инородникам своей чести.
Да не наполнятся чужницы твоих сил.
Иначе труды твои окажутся в чужом дому,
А ты — будешь вздыхать напоследок.
Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II
Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью. Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку Сергею Алексеевичу Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е годы расписали храм в ретроспективной, канонической манере. Он стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах
Современный вид восстановленного московского Казанского собора у Красной площади
В настоящее время храм Казанской иконы Божией матери – это не только уютная церковь, это целый комплекс: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.
Самая красивая часть храма ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...