суббота, 22 февраля 2020 г.

Жанровые сцены на русских прялках


Жанровые сцены на русских прялках
Автор текста Кузнецова Е.
КУЗНЕЦОВА Е. Жанровые сцены на русских прялках./ Е. КУЗНЕЦОВА.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.20-22 – (Рубрика: Народное творчество)
  Прялка. Дерево, резьба, роспись. XIX век. Северная Двина, Архангельская губерния
Красочны и нарядны русские прялки! Современному человеку они кажутся необычными и даже загадочными. Где и когда их соз­давали? Что изображено на них? Как работали мастера?
Прялка возникла в древности — у народов, занимавшихся обработ­кой волокон (для создания тка­ней). Само слово «прясть» и зна­чит скручивать нить из этого воло­кна — льна, пеньки, шерсти, хлоп­ка. Будучи некогда утилитарным предметом, сегодня прялка пред­стает как подлинное произведение искусства. Это воистину так: сколько таланта вкладывали люди в ее оформление!
К XIX веку в основных районах России сложились типы прялок, отличавшихся размером и формой, техникой резьбы и росписи, пре­обладанием каких-либо красок. Но конструктивный принцип был об­щим. Обычно прялку вырезали из куска дерева (с корневищем)! Она состояла из вертикальной лопасти на ножке, под прямым углом соединенной с донцем, на которое садились во время ра­боты.

Прялка была традиционным по­дарком невесте, жене, дочери. В русских семьях девочку с 5—7 лет сажали за прядение, и всю жизнь свою, пока глаза хорошо видели и руки были крепки, женщина про­водила за прялкой (кроме других многочисленных дел по дому). Труд пряхи требовал большого навыка, терпения, усидчивости. Недаром русская поговорка гла­сит: «Тонко прясть — долго ждать, хорошо и споро — так не­скоро». Основная рукодельная ра­бота велась с осени до весны — в свободное от земледельческого труда время. Прядение было и формой общения — до сих пор в деревнях вспоминают «супряд­ки» — посиделки, на которые собирались для работы девушки. Приходили гости, и начинался до­машний праздник: звучали былины и сказки, частушки и лири­ческие песни:
Ты заря ли моя, зорюшка,
Ты заря ли моя утренняя,
Поутру рано взошла,
Выше леса, выше темненького,
Выше садика зелененького...
Работа шла веселее, монотон­ные движения не так утомляли. И, понятно, любая женщина хоте­ла, чтобы ее прялка была самой красивой. Потому и мастера ста­рались сделать каждую прялку «особо».
Деталь прялки. Сцена прядения. XIX век. Пермогорье Вологодской губернии
В отделе народного искусства Государственного Русского музея хранится около 1000 прялок из разных районов России. Большин­ство приобретено в ежегодных эк­спедициях в Архангельскую, Воло­годскую, Ленинградскую области, другие — в Ярославскую, Горьковскую, Новгородскую...
Одни прялки оформлены рель­ефной резьбой или орнаменталь­ной росписью. Но нередко встре­чаются изделия, украшенные жан­ровыми сценами, изображающими какие-либо события народной жиз­ни. Подобные—сюжетные—рос­писи и резьба были распростране­ны в Архангельской, Ярославской, Нижегородской губерниях.
А в Архангельской и Вологод­ской известны крупные центры росписи прялок, сама же роспись названа по имени больших север­ных рек — северодвинской и ме­зенской. На Двине такими селами были Пермогорье, Нижняя Тойма, Борок, Пучуга. На здешних прял­ках много резных деталей. Роспись сплошь покрывает лицевую сторо­ну лопасти и ножку, а на тыльной стороне (которая ближе к масте­рице — тут была кудель) лишь в нижней части помещалось изобра­жение. Роспись наносили масля­ными красками по грунтованной белой поверхности, а сверху по­крывали тонким слоем олифы. Она придавала золотистый оттенок расписанной плоскости, усиливая декоративность.
Донце прялки. Сцена со всадниками и приходом гостей. 2-я половина XIX века. Городец Нижегородской губернии
Сохранившиеся прялки относят­ся ко второй половине XIX—нача­лу XX века. Но, привлекая изоб­разительный материал более ран­него времени — вышивку, ткачест­во, роспись туесов и коробов, мож­но говорить об устойчивых сюже­тах. Это чаепитие, катание на санях, свадебный поезд, прядение, причем для каждого центра харак­терны свои сюжеты.
Пермогорские прялки. http://bibliotekar.ru/ruswood/28.files/image001.jpg
Пермогорские прялки. Строй­ные, с ромбовидными городками-навершиями и гирьками-сережка­ми внизу. Лопасть и ножка по­крыты крупным цветочным орна­ментом: розетками, побегами, трилистниками. Как на всех севе­родвинских прялках, роспись рас­полагается ярусами. Возьмите лю­бую прялку — в каждой, кроме ос­новной композиции, будут поме­щены одна или несколько сценок, даже не всегда сразу заметных. Пример — прялка, где наверху лопасти в круге изображена птица счастья Сирин. В нижней части — сцена чаепития в доме: условно обозначены два окна, на столе са­мовар, у ног хозяев собака и кош­ка. А там, где лопасть переходит в ножку, нарисованы женщина за прялкой, а рядом мужчина с гар­монью. В таком нисхождении сцен своя закономерность; от образа сказочной птицы, олицетворя­ющей солнце, к сцене домашнего уюта и труда.
Деталь прялки. Сцена охоты. Конец XIX — начало XX века. Мезенский уезд Архангельской губернии
Совсем другой характер носят прялки из Нижней Тоймы. Вверху и внизу массивная лопасть офор­млена резными круглыми «город­ками» и «каплями», ножка несет четкую конструктивную функцию. Роспись располагается орнамен­тальными полосами сверху вниз: геометрический узор, далее расти­тельный в центре вазон с отхо­дящими в стороны волнообразны­ми побегами, потом животный — с тремя птицами в арках. На­конец, в нижней части лопасти сцена знакомства или сватовства: впереди девушка, за ней молодой человек с конем под уздцы. Они идут с поднятой правой рукой — знаком доброжелательства. В кру­ге на ножке прялки — всадник, лев и птица. Все становится более понятным, когда с внутренней сто­роны прялки мы увидим красного коня, запряженного в сани, и иду­щего юношу, а в санях — девуш­ку в короне: в свадебном обряде невесту называли «царевной» или «королевной». А рядом пряха за работой. Художник использовал лишь две краски — темно-синюю и красную, поэтому фигуры и ор­намент остаются декоративными, чередование цветов создает ков­ровую красочность.
В каждом центре росписи — свои излюбленные сюжеты. Так, пучугские прялки дают нам много­численные праздничные катания на санях. В России сани были главным средством передвижения, по праздникам на них катались с гор, и в свадебном обряде они занимали главное место. На Свят­ки молодежь гадала и пела:
Стоят сани снаряженные,
И полностью подернуты,
Только сесть в сани да поехати,
А кому же мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Лопасть прялки. Сцена праздничного катания на лошадях. 1927. Пучуга, Архангельская губерния
Лопасти пучугских прялок поч­ти квадратны. Роспись здесь не представляет цельную компози­цию, разделенную на «отсеки». Тончайший растительный орна­мент сплошь покрывает поверх­ность, геометрические элементы включены лишь в обрамляющую лопасть рамку.
Восточнее Двины по архангель­ской и вологодской землям про­текает река Мезень, откуда приве­зены эти необычные прялки. Вы­резанные из цельного куска дере­ва, с суживающейся кверху ло­пастью на тонкой ножке, они сплошь покрыты рядами стилизо­ванных фигурок птиц, коней, оле­ней, а также квадратами, ром­бами, треугольниками, кругами — древнейшими земледельческими символами.
Роспись кажется суровой. Она нанесена прямо на дерево двумя красками — красным суриком, сделанным из береговой глины, и черной — из сажи. Сначала пят­нами и полосами наносится крас­ный цвет, затем следовала обвод­ка и доработка деталей черным — палочкой или птичьим пером. Сю­жетные росписи на мезенских прялках располагаются всегда с тыльной стороны, ближе к масте­рице. Интересно, что многие изде­лия датированы и подписаны. А иногда вокруг изображения поме­щено развернутое название сюже­та.
Палащельская роспись – основа мезенской росписи.
Какие темы волновали мезен­ских художников? Вот хозяин у своего дома, «Парахоть Соловецкий» на полных парах, сцена охоты на медведя, воинский поединок... Маленькие композиции помеща­лись в нижней части лопасти с тыльной стороны в обрамлении ор­наментальных полос и фигурок птиц. Внизу, у ножки, часто встре­чается фигура коня — в русском фольклоре олицетворение доброй силы. Сюжетные росписи не всегда органично сочетаются с орнамен­том, зато здесь выразительность рисунка, артистическая свобода руки!
В некоторых районах По­волжья, где издавна была развита резьба по дереву, сложились и центры прялочного искусства: око­ло Ярославля и в нижегородском Городце. Здесь прялки резали из ели или березы, украшая своеоб­разной резьбой и росписью, а поз­же — и различными жанровыми сценами.
Ярославские прялки оригиналь­ны: маленькая ромбовидная лопастка с ажурным навершием пе­реходит в расширяющуюся книзу ножку, соединенную под тупым углом с небольшим донцем. Эта форма получила название «те­рем», так как очертания резной ло­пасти чаще всего напоминают башню со шпилем, а ниже рас­полагаются сцены чаепития в до­ме, танцев, хороводов. Их мастер располагал ярусами, всегда с ли­цевой стороны. Глядя на такую прялку, мы и сами как бы попада­ем в атмосферу торжественных событий, обрамленных резными занавесями по сторонам.
Старинная ярославская теремная прялка. https://i.pinimg.com/originals/1f/87/ba/1f87ba8b287a4b231ccab4fa6c96ed44.jpg
Фигуры изображены условно: торс в фас, а голова в профиль. Одеты все по-городскому: муж­чины в длинных кафтанах, жен­щины в пышных платьях, причем техника ногтевидной и контурной резьбы позволяет придать впечат­ление некоторой объемности. Иногда показаны только мужские фигуры в чаепитии, танцах и бесе­дах — возможно, сказались пат­риархальные черты некоторых празднеств. Зато в других прял­ках встречаются лишь женские фигуры. Обычно же изображено семейное застолье и женский хоро­вод. Часто между фигурами по­мещены солнечные круги и звезд­чатые розетки — отголоски древ­них земледельческих символов, ставших устойчивыми орнамен­тальными мотивами.
Нижегородские прялки знамениты своими донцами — резными и расписными, которые создава­лись в районе Городца, откуда и пошло их название — «городецкие».
У донца лопатообразная форма и гнездо для вертикального гребня, на который одевалась ку­дель. После работы его вынимали, а само донце вешали на стену, как картину. Волжские районы близ Нижнего Новгорода были торговыми, крестьянская жизнь отступала тут на задний план, поэ­тому, наверно, большинство ком­позиций связано с городской жиз­нью, их даже можно назвать «све­тскими». Мы видим дам и кавале­ров в каретах, сцены домашнего музицирования, приход гостей на чаепитие, ярмарочную игровую сценку. Резные донца старше, чем расписные. Это сказывается в ус­ловном решении фигур (контур­ном характере, нарушении пропор­ций), обыгрывании древнейшего мотива «древа жизни» и в фигур­ках зверей, образующих орнамен­тальную полосу.
В расписных донцах можно уже говорить о народной живописи. Для художника главным стано­вится красочно оформленная, жиз­ненно конкретная сцена и об­раз человека, преобладающий в любой теме. Композиции занима­ют всю ширину доски, распола­гаясь двумя ярусами. Укрупнен­ные фигуры людей и зверюшек как бы приближены к зрителю, тща­тельно прописаны красивые пла­тья, костюмы и модные прически. В некоторых композициях появля­ется сельский пейзаж и надпись песни, а в сцене прихода гостей на чаепитие — новые черты городско­го быта: настенные часы и фарфо­ровый чайник на самоваре. Рас­писные городецкие донца красоч­ны и декоративны, такая вещь дей­ствительно украшала дом!
С 30-х годов XX века в России перестали резать и расписывать прялки: фабричная пряжа и ткань сделали ненужным трудоемкое ру­коделие. Хотя и в наши дни участ­ники экспедиций ГРМ еще встре­чают мастериц, верных традицион­ному труду.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...