среда, 4 декабря 2019 г.

Левитановская осень



Собеседник полей и озер –
Левитан Исаак Ильич 1860-1900
Исаак Левитан, испытавший в юности настоящую нищету и немало потерпевший в жизни из-за своего происхождения, создал в отечественной живописи удивительный «пейзаж настроения», выразивший неповторимость русской природы. Имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа. Каждой своей картиной, каждым крошечным этюдом Левитан и после своей смерти говорит то, что неоднократно, волнуясь, повторял при жизни: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..» «Надо жить и жить красиво! Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее радостью, как блеском солнечного дня» (И.И. Левитан). «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его очарование» (М.В. Нестеров)
                Автопортрет молодого Левитана датируется 1880-ми годами.
«Левитан любил природу как-то особенно... Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разу­меется, не может быть сомнений. Если он любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего суще­ства, то именно искусство... Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да, хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, ве­рил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно каза­лось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе». (М. Чехов. «Из далекого прошлого». 1960 г.)
Левитан И.И. Золотая осень. Слободка. Фрагмент
Цитата из статьи Константина Паустовского «Исаак Левитан»:
«
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву;  одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».

Левитан И.И. Осень. Дорога в деревне. 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот сумрачный пейзаж относится к тем немногим работам, в которых влияние учителя заметно сильнее, нежели собственные поиски молодо­го художника. Здесь, конечно, очевидны переклички со знаменитой картиной Саврасова «Грачи прилете­ли», которая на Первой Передвиж­ной выставке 1871 года вызвала у публики небывалый интерес и с тех пор на долгие годы стала едва ли не главным образцом реалисти­ческого русского пейзажа. Однако «Осень» Левитана по настроению еще ближе к тоскливым и печаль­ным пейзажам передвижников вто­рой половины 1870-х годов, отражав­шим в искусстве мрачные настрое­ния, порожденные в обществе разо­чарованием в результатах реформ.
«Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах». (Паустовский К.)
...Октябрь серебристо – ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана. (Пастернак Б.Л.)
Левитан И.И. Дорога в лесу. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Увлечение Левитана очарованием таин­ственных пейзажей европейских пленэ­ристов сказывалось во многих его учени­ческих работах. «Дорога в лесу» была, не­сомненно, создана под впечатлением от искусства Коро. Молодой художник пы­тается применить к русской натуре живо­писные приемы барбизонцев, и, прежде всего, растворенность контуров предметов в единой воздушной среде. Он использует мягкую коричнево-зеленую цветовую гам­му и, стремясь передать особенную атмос­феру природного мотива, покрывает всю картину тончайшим прозрачным слоем ко­ричневого тона. Этот прием, редкий в рус­ском искусстве, позволяет ему добиться знаменитого эффекта барбизонцев — зага­дочной сумеречной поэтичности пейзажа.
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это самый первый шедевр Левитана. Сразу несколько важнейших для всего левитановского творчества мотивов соединились в нем — дорога, осень, вечер. Есть в нем и то, что прославило впоследствии художника, пейзажный мотив, говорящий на языке человеческой души.
Художнику, когда он создал эту картину, не было еще и двадцати лет. На студенческой выставке 1879/80 учебного года Левитан представил кар­тину «Осенний день. Сокольники». Этот скромный лирический пейзаж принес молодому художнику первое публичное признание — прямо с экс­позиции «Осенний день» был приоб­ретен Павлом Михайловичем Третья­ковым за сто рублей, существенно поправив положение бедствующего художника. Одна цифра для сравнения: тринадцатью годами позже тот же Третьяков купил у Левитана его полотно «У омута» за три тысячи рублей. Кроме того, на выставке зна­менитый коллекционер выразил же­лание лично познакомиться с моло­дым автором «Осеннего дня».
Покровители искусств нередко по­купали картины на ученических выставках, но порой это было лишь свое­образной формой благотворитель­ности в пользу бедных студентов. Да­леко не все купленные ученические работы оставались надолго в настоя­щих коллекциях, часто они переби­рались в более скромные интерьеры или служили подарками, подтверж­давшими тонкий вкус дарителя. Кар­тина «Осенний день. Сокольники» после выставки в Училище была сра­зу помещена в знаменитой галерее Третьякова и с тех пор постоянно на­ходится в ее экспозиции.
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники. Фрагмент
Первоначально «Осенний день» задумы­вался Левитаном как чистый пейзаж — женский образ был написан чуть позже товарищем Левитана по мастерской Ни­колаем Чеховым. Саврасов полагал, что включение повествовательного мотива уп­ростило всю картину, снизило пейзаж до уровня банальной романтической элегии.
Художник сознательно обратился к этюд­ной манере письма. Вместо обычной тща­тельной выписанности деталей, столь любимой ранними передвижниками, он использует широкий мазок, что позволя­ет ему добиться той степени обобщения, единства зрительного образа, которое более свойственно реальному зрению. Этот принцип, который назовут позже «правдой видения», позволяет Левитану переключить внимание зрителя с незна­чительного сюжета картины на эмоцио­нальное переживание.
Несмотря на все новаторство молодого ху­дожника в понимании содержания пейза­жа, в картине «Осенний день. Сокольни­ки» еще много ученических черт. Заметна юношеская неуверенность руки, старатель­ное следование композиционным кано­нам: картина наивно делится на темные и светлые треугольники, сходящиеся поч­ти в центре холста на линии горизонта, по законам классицизма ритмично повторя­ются чересчур плавные очертания цвето­вых масс. Да и в удачности найденного приема широкого этюдного письма, позво­ляющего растворить в общей атмосфере четкие очертания предметов, Левитан еще не слишком уверен, что доказывают другие его произведения того же периода.
Чем же так привлекла знаточеский взгляд Третьякова небольшая работа начинающего живописца? Она не по­ражает ни особой красочностью, ни изысканной композицией, ни вирту­озностью мазка, ни выбором сюжета, так как мотив аллеи был очень расп­ространен в русском искусстве того времени. Так, из-за одинокой фигуры загадочной незнакомки современни­ки находили в сюжете Левитана опре­деленное сходство с картиной Павла Брюллова «Прошлое лето». И все же Левитан в этом пейзаже смог пере­дать особое настроение. «Осенний день» по эмоциональной выразитель­ности близок и «интимным пейза­жам» Руссо, и «пейзажам настрое­ния» Коро. Молодой художник уло­вил и запечатлел задумчивую тишину осеннего парка, ненастный день и да­же влажность осеннего воздуха.
Паустовский К.: «Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. "Мой голос для тебя и ласковый и томный..." Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие…»
Левитан И.И. Осень. Охотник. 1880. Областная картинная галерея, Тверь
Год спустя Левитан снова возвращается к теме парковой аллеи. Возможно, работа «Осень. Охотник» была сделана по заказу одного из коллекционеров средней руки, которому хотелось владеть авторской реп­ликой картины, имеющейся у самого Третьякова. А может быть, и сам Левитан хотел доработать сюжет, оказавшийся столь удачным. В этой картине Левитан почти в точности повторяет композицию «Осеннего дня», однако новая работа ря­дом с более ранней выглядит заметно сла­бее. Темную мужскую фигуру Левитан поме­щает на самый дальний план аллеи — ее присутствие чисто номинально и она слабо увязывается с пейзажем. На смену широко­му мазку здесь снова приходит более мел­кая детальная проработка. Эффектное со­отношение крупных темных и светлых цве­товых пятен уступает место вялому обоб­щенному колориту. А главное, в картине «Осень. Охотник» нет того сложного лири­ческого переживания, которое превратило «Осенний день. Сокольники» из учебного этюда в настоящий «пейзаж настроения».
Левитан И.И. Осеннее утро. Туман. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Левитан заканчивал писать «Осеннее утро. Туман» в Жуковке у Поленовых, одновре­менно работая над «Заросшим прудом». Не­которые приемы, найденные в пленэрных набросках поленовского пруда, он перено­сит и на это полотно, однако звучат они со­вершенно иначе. Художник вновь пишет не­подвижную водную гладь, как в этюдном варианте «Заросшего пруда», обращается к длинным монотонным параллельным пла­нам. Но теперь они играют важнейшую роль в создании эмоционального образа пейзажа: осень представляется художнику скорбной и мрачной, монотонной и безжиз­ненной. То, что не было использовано в окончательном варианте «Заросшего пру­да», стало сильной композиционной доми­нантой в «Осеннем утре».
Трудно вообразить себе «Осеннее утро» написанным Левитаном до тя­желых волжских переживаний. Одна­ко задумано оно было действительно раньше. Сама идея сюжета — печаль­ная осенняя природа, ненастье, серая туманная дымка — как бы предвосхи­щает настроение первых волжских пейзажей. Сходный мотив встречал­ся у Левитана и в ранней картине «Половодье». Видимо, еще до первой поездки на Волгу художник, с юности склонный к меланхолии, испытывал похожие чувства, которые и подтолк­нули его к замыслу «Осеннего утра».
«Осеннее утро. Туман» — один из первых настоящих «пейзажей наст­роения», как понимал этот жанр сам Левитан. В «пейзаже настроения» эмоциональное переживание худож­ником образа природы словно подме­няет собой ее настоящую, «объектив­ную» жизнь, и, наоборот, сама приро­да воспринимается художником — и зрителем — только через призму че­ловеческих переживаний. Такая пей­зажная живопись — психологическая, субъективно-эмоциональная — была естественным проявлением тонкой и нервной натуры художника. Но в полной мере состояться левитановский «пейзаж настроения», зачатки которого видны во многих ранних произведениях художника, например в знаменитом этюде «Осенний день. Сокольники», мог лишь по достиже­нии им высокого уровня живопис­ного мастерства. В «Осеннем утре» настроение отражено в самом состо­янии природы, дополнительное сю­жетное повествование практически отсутствует — чтобы передать острую щемящую тоску осеннего настрое­ния, художнику не нужны более ни элегические женские фигуры, ни полуразрушенные строения.
Картина была куплена В.В. Верещагиным. Несколько лет спустя Василий Васильевич, понимая значимость этого произведения, подарил «Осеннее утро» Третьяковской галерее.
Левитан И.И. Осень.  Мельница. Плёс. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина была написана Левитаном, види­мо, зимой 1888 года уже в Москве на осно­ве летних набросков. Этот мотив был до­вольно популярен у современников Леви­тана, он был где-то на грани пейзажной и жанровой живописи, чаще всего худож­никам в нем виделась особая романтичес­кая или интимная лиричность. В этой картине при всей слаженности композиции Левитан как бы соединяет несколько пейзажей. Многосложность и разнообразие планов, ощущение конк­ретности изображенного вида и внутрен­няя динамика переходов от одного мотива к другому словно бы приглашают к внима­тельному рассматриванию или прогулке по изображенной местности. С другой стороны, неспокойная извилистость реч­ки, «спрятанность» самой мельницы в пейзаже создают ощущение скрытого драматизма, напряженного ожидания. А чтобы небольшая старая мельничка не превратилась всего лишь в повествова­тельно-литературную деталь пейзажной композиции, Левитан располагает ее поч­ти в середине полотна.
Осень близка ему своей переменчивостью, «сломленностью», печалью, но и — одновременно — своей бравурностью, яркостью кра­сок, отчетливостью форм. Это самая «настроенческая» пора в году. Отметим, что своей влюбленностью в осень Левитан вполне отве­чал сложившейся традиции, к которой принадлежали и Пушкин, и Тютчев, и многие другие русские гении.
«Все написанное казалось беспомощным. За красками, наложенными на полотно, Левитан видел другие - более чистые и густые. Из этих красок, а не из фабричной киновари, кобальта и кадмия он хотел создать пейзаж России - прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада.
Но душевная угрюмость держала его за руки вовремя работы. Левитан долго не мог, не умел писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбаться». (Паустовский К.)
После возвращения из Плёса Леви­тан пишет в том же 1889 году еще нес­колько пейзажей, не касающихся нап­рямую темы Волги. В них с особен­ной очевидностью проявляется тот высокий уровень живописности, ко­торого достиг художник на волжских пленэрах. Среди них можно выде­лить пейзаж «Золотая осень. Слобод­ка»
Левитан И.И. Золотая осень. Слободка. 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В картине «Золотая осень. Слободка» Леви­тан обращается к традиционному в его твор­честве самому обыкновенному пейзажному мотиву русской деревни: несколько изб среди полей и перелесков, опушка леса на горизон­те. Но как мастерски художник передает поэ­тическое очарование тихой, неброской кра­соты средней полосы России! В период рабо­ты над картиной Левитан был увлечен обра­зом осени, ее сияющим колоритом, который он решает здесь через волжский опыт пле­нэрной живописи с тончайшей градацией тональности освещения. Эта работа говорит и о начинающемся отвлечении художника от бесконечных речных просторов и пере­ходе к разработке новых тем и мотивов.
Видимо, о таких картинах, как «Золотая осень. Слободка» и «Березовая роща» прони­цательный Антон Чехов сказал Левитану: «Знаешь, на твоих картинах появи­лась улыбка».
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков». (Паустовский К.)

Продолжение следует 
 
Источники:
Сергиевская Н.И. Левитан./ Наталья Игоревна Сергиевская. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 127 с. – (Галерея гениев)
Левитан: 50 художников. Шедевры русской живописи, вып. 14./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/isaak_lewitan.txt - здесь полностью статья Константина Паустовского «Исаак Левитан»


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...