Собеседник полей и озер –
Левитан Исаак Ильич 1860-1900
Левитан Исаак Ильич 1860-1900
Исаак Левитан, испытавший в
юности настоящую нищету и немало потерпевший в жизни из-за своего
происхождения, создал в отечественной живописи удивительный «пейзаж
настроения», выразивший неповторимость русской природы. Имя Левитана стало
выразителем особой прелести русского пейзажа. Каждой своей картиной, каждым
крошечным этюдом Левитан и после своей смерти говорит то, что неоднократно,
волнуясь, повторял при жизни: «Какая всюду нас окружает красота! Какое
величие!..» «Надо жить и жить красиво!
Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее
радостью, как блеском солнечного дня» (И.И. Левитан). «Левитан показал нам то
скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его
очарование» (М.В. Нестеров)
Автопортрет молодого Левитана датируется
1880-ми годами.
«Левитан любил природу как-то особенно... Любил ли
Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он
любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство...
Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да,
хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть
недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь,
верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно
казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его
душе». (М. Чехов. «Из далекого прошлого». 1960 г.)
Левитан И.И. Золотая осень. Слободка.
Фрагмент
Цитата из статьи Константина Паустовского «Исаак Левитан»:
«Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».
«Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».
Левитан И.И. Осень. Дорога в деревне. 1877. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Этот сумрачный пейзаж относится
к тем немногим работам, в которых влияние учителя заметно сильнее, нежели собственные
поиски молодого художника. Здесь, конечно, очевидны переклички со знаменитой картиной
Саврасова «Грачи прилетели», которая на Первой Передвижной выставке 1871 года
вызвала у публики небывалый интерес и с тех пор на долгие годы стала едва ли не
главным образцом реалистического русского пейзажа. Однако «Осень» Левитана по настроению
еще ближе к тоскливым и печальным пейзажам передвижников второй половины 1870-х
годов, отражавшим в искусстве мрачные настроения, порожденные в обществе разочарованием
в результатах реформ.
«Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах». (Паустовский К.)
«Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах». (Паустовский К.)
...Октябрь серебристо –
ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана. (Пастернак Б.Л.)
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана. (Пастернак Б.Л.)
Левитан И.И. Дорога в лесу. 1881. Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Увлечение Левитана очарованием
таинственных пейзажей европейских пленэристов сказывалось во многих его ученических
работах. «Дорога в лесу» была, несомненно, создана под впечатлением от искусства
Коро. Молодой художник пытается применить к русской натуре живописные приемы барбизонцев,
и, прежде всего, растворенность контуров предметов в единой воздушной среде. Он
использует мягкую коричнево-зеленую цветовую гамму и, стремясь передать особенную
атмосферу природного мотива, покрывает всю картину тончайшим прозрачным слоем коричневого
тона. Этот прием, редкий в русском искусстве, позволяет ему добиться знаменитого
эффекта барбизонцев — загадочной сумеречной поэтичности пейзажа.
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники. 1879. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Это самый первый шедевр
Левитана. Сразу несколько важнейших для всего левитановского творчества мотивов
соединились в нем — дорога, осень, вечер. Есть в нем и то, что прославило
впоследствии художника, пейзажный мотив, говорящий на языке человеческой души.
Художнику, когда он создал эту картину, не было еще и двадцати лет. На студенческой выставке 1879/80 учебного года Левитан представил картину «Осенний день. Сокольники». Этот скромный лирический пейзаж принес молодому художнику первое публичное признание — прямо с экспозиции «Осенний день» был приобретен Павлом Михайловичем Третьяковым за сто рублей, существенно поправив положение бедствующего художника. Одна цифра для сравнения: тринадцатью годами позже тот же Третьяков купил у Левитана его полотно «У омута» за три тысячи рублей. Кроме того, на выставке знаменитый коллекционер выразил желание лично познакомиться с молодым автором «Осеннего дня».
Покровители искусств нередко покупали картины на ученических выставках, но порой это было лишь своеобразной формой благотворительности в пользу бедных студентов. Далеко не все купленные ученические работы оставались надолго в настоящих коллекциях, часто они перебирались в более скромные интерьеры или служили подарками, подтверждавшими тонкий вкус дарителя. Картина «Осенний день. Сокольники» после выставки в Училище была сразу помещена в знаменитой галерее Третьякова и с тех пор постоянно находится в ее экспозиции.
Художнику, когда он создал эту картину, не было еще и двадцати лет. На студенческой выставке 1879/80 учебного года Левитан представил картину «Осенний день. Сокольники». Этот скромный лирический пейзаж принес молодому художнику первое публичное признание — прямо с экспозиции «Осенний день» был приобретен Павлом Михайловичем Третьяковым за сто рублей, существенно поправив положение бедствующего художника. Одна цифра для сравнения: тринадцатью годами позже тот же Третьяков купил у Левитана его полотно «У омута» за три тысячи рублей. Кроме того, на выставке знаменитый коллекционер выразил желание лично познакомиться с молодым автором «Осеннего дня».
Покровители искусств нередко покупали картины на ученических выставках, но порой это было лишь своеобразной формой благотворительности в пользу бедных студентов. Далеко не все купленные ученические работы оставались надолго в настоящих коллекциях, часто они перебирались в более скромные интерьеры или служили подарками, подтверждавшими тонкий вкус дарителя. Картина «Осенний день. Сокольники» после выставки в Училище была сразу помещена в знаменитой галерее Третьякова и с тех пор постоянно находится в ее экспозиции.
Левитан И.И. Осенний день. Сокольники. Фрагмент
Первоначально «Осенний день» задумывался
Левитаном как чистый пейзаж — женский образ был написан чуть позже товарищем Левитана
по мастерской Николаем Чеховым. Саврасов полагал, что включение повествовательного
мотива упростило всю картину, снизило пейзаж до уровня банальной романтической
элегии.
Художник сознательно обратился к этюдной манере письма. Вместо обычной тщательной выписанности деталей, столь любимой ранними передвижниками, он использует широкий мазок, что позволяет ему добиться той степени обобщения, единства зрительного образа, которое более свойственно реальному зрению. Этот принцип, который назовут позже «правдой видения», позволяет Левитану переключить внимание зрителя с незначительного сюжета картины на эмоциональное переживание.
Несмотря на все новаторство молодого художника в понимании содержания пейзажа, в картине «Осенний день. Сокольники» еще много ученических черт. Заметна юношеская неуверенность руки, старательное следование композиционным канонам: картина наивно делится на темные и светлые треугольники, сходящиеся почти в центре холста на линии горизонта, по законам классицизма ритмично повторяются чересчур плавные очертания цветовых масс. Да и в удачности найденного приема широкого этюдного письма, позволяющего растворить в общей атмосфере четкие очертания предметов, Левитан еще не слишком уверен, что доказывают другие его произведения того же периода.
Чем же так привлекла знаточеский взгляд Третьякова небольшая работа начинающего живописца? Она не поражает ни особой красочностью, ни изысканной композицией, ни виртуозностью мазка, ни выбором сюжета, так как мотив аллеи был очень распространен в русском искусстве того времени. Так, из-за одинокой фигуры загадочной незнакомки современники находили в сюжете Левитана определенное сходство с картиной Павла Брюллова «Прошлое лето». И все же Левитан в этом пейзаже смог передать особое настроение. «Осенний день» по эмоциональной выразительности близок и «интимным пейзажам» Руссо, и «пейзажам настроения» Коро. Молодой художник уловил и запечатлел задумчивую тишину осеннего парка, ненастный день и даже влажность осеннего воздуха.
Паустовский К.: «Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. "Мой голос для тебя и ласковый и томный..." Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие…»
Художник сознательно обратился к этюдной манере письма. Вместо обычной тщательной выписанности деталей, столь любимой ранними передвижниками, он использует широкий мазок, что позволяет ему добиться той степени обобщения, единства зрительного образа, которое более свойственно реальному зрению. Этот принцип, который назовут позже «правдой видения», позволяет Левитану переключить внимание зрителя с незначительного сюжета картины на эмоциональное переживание.
Несмотря на все новаторство молодого художника в понимании содержания пейзажа, в картине «Осенний день. Сокольники» еще много ученических черт. Заметна юношеская неуверенность руки, старательное следование композиционным канонам: картина наивно делится на темные и светлые треугольники, сходящиеся почти в центре холста на линии горизонта, по законам классицизма ритмично повторяются чересчур плавные очертания цветовых масс. Да и в удачности найденного приема широкого этюдного письма, позволяющего растворить в общей атмосфере четкие очертания предметов, Левитан еще не слишком уверен, что доказывают другие его произведения того же периода.
Чем же так привлекла знаточеский взгляд Третьякова небольшая работа начинающего живописца? Она не поражает ни особой красочностью, ни изысканной композицией, ни виртуозностью мазка, ни выбором сюжета, так как мотив аллеи был очень распространен в русском искусстве того времени. Так, из-за одинокой фигуры загадочной незнакомки современники находили в сюжете Левитана определенное сходство с картиной Павла Брюллова «Прошлое лето». И все же Левитан в этом пейзаже смог передать особое настроение. «Осенний день» по эмоциональной выразительности близок и «интимным пейзажам» Руссо, и «пейзажам настроения» Коро. Молодой художник уловил и запечатлел задумчивую тишину осеннего парка, ненастный день и даже влажность осеннего воздуха.
Паустовский К.: «Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном - та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. "Мой голос для тебя и ласковый и томный..." Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие…»
Левитан И.И. Осень. Охотник. 1880. Областная картинная
галерея, Тверь
Год спустя Левитан снова возвращается
к теме парковой аллеи. Возможно, работа «Осень. Охотник» была сделана по заказу
одного из коллекционеров средней руки, которому хотелось владеть авторской репликой
картины, имеющейся у самого Третьякова. А может быть, и сам Левитан хотел доработать
сюжет, оказавшийся столь удачным. В этой картине Левитан почти в точности повторяет
композицию «Осеннего дня», однако новая работа рядом с более ранней выглядит заметно
слабее. Темную мужскую фигуру Левитан помещает на самый дальний план аллеи — ее
присутствие чисто номинально и она слабо увязывается с пейзажем. На смену широкому
мазку здесь снова приходит более мелкая детальная проработка. Эффектное соотношение
крупных темных и светлых цветовых пятен уступает место вялому обобщенному колориту.
А главное, в картине «Осень. Охотник» нет того сложного лирического переживания,
которое превратило «Осенний день. Сокольники» из учебного этюда в настоящий «пейзаж
настроения».
Левитан И.И. Осеннее утро. Туман. 1887.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Левитан заканчивал писать
«Осеннее утро. Туман» в Жуковке у Поленовых, одновременно работая над
«Заросшим прудом». Некоторые приемы, найденные в пленэрных набросках
поленовского пруда, он переносит и на это полотно, однако звучат они совершенно
иначе. Художник вновь пишет неподвижную водную гладь, как в этюдном варианте
«Заросшего пруда», обращается к длинным монотонным параллельным планам. Но
теперь они играют важнейшую роль в создании эмоционального образа пейзажа:
осень представляется художнику скорбной и мрачной, монотонной и безжизненной.
То, что не было использовано в окончательном варианте «Заросшего пруда», стало
сильной композиционной доминантой в «Осеннем утре».
Трудно вообразить себе «Осеннее утро» написанным Левитаном до тяжелых волжских переживаний. Однако задумано оно было действительно раньше. Сама идея сюжета — печальная осенняя природа, ненастье, серая туманная дымка — как бы предвосхищает настроение первых волжских пейзажей. Сходный мотив встречался у Левитана и в ранней картине «Половодье». Видимо, еще до первой поездки на Волгу художник, с юности склонный к меланхолии, испытывал похожие чувства, которые и подтолкнули его к замыслу «Осеннего утра».
«Осеннее утро. Туман» — один из первых настоящих «пейзажей настроения», как понимал этот жанр сам Левитан. В «пейзаже настроения» эмоциональное переживание художником образа природы словно подменяет собой ее настоящую, «объективную» жизнь, и, наоборот, сама природа воспринимается художником — и зрителем — только через призму человеческих переживаний. Такая пейзажная живопись — психологическая, субъективно-эмоциональная — была естественным проявлением тонкой и нервной натуры художника. Но в полной мере состояться левитановский «пейзаж настроения», зачатки которого видны во многих ранних произведениях художника, например в знаменитом этюде «Осенний день. Сокольники», мог лишь по достижении им высокого уровня живописного мастерства. В «Осеннем утре» настроение отражено в самом состоянии природы, дополнительное сюжетное повествование практически отсутствует — чтобы передать острую щемящую тоску осеннего настроения, художнику не нужны более ни элегические женские фигуры, ни полуразрушенные строения.
Картина была куплена В.В. Верещагиным. Несколько лет спустя Василий Васильевич, понимая значимость этого произведения, подарил «Осеннее утро» Третьяковской галерее.
Трудно вообразить себе «Осеннее утро» написанным Левитаном до тяжелых волжских переживаний. Однако задумано оно было действительно раньше. Сама идея сюжета — печальная осенняя природа, ненастье, серая туманная дымка — как бы предвосхищает настроение первых волжских пейзажей. Сходный мотив встречался у Левитана и в ранней картине «Половодье». Видимо, еще до первой поездки на Волгу художник, с юности склонный к меланхолии, испытывал похожие чувства, которые и подтолкнули его к замыслу «Осеннего утра».
«Осеннее утро. Туман» — один из первых настоящих «пейзажей настроения», как понимал этот жанр сам Левитан. В «пейзаже настроения» эмоциональное переживание художником образа природы словно подменяет собой ее настоящую, «объективную» жизнь, и, наоборот, сама природа воспринимается художником — и зрителем — только через призму человеческих переживаний. Такая пейзажная живопись — психологическая, субъективно-эмоциональная — была естественным проявлением тонкой и нервной натуры художника. Но в полной мере состояться левитановский «пейзаж настроения», зачатки которого видны во многих ранних произведениях художника, например в знаменитом этюде «Осенний день. Сокольники», мог лишь по достижении им высокого уровня живописного мастерства. В «Осеннем утре» настроение отражено в самом состоянии природы, дополнительное сюжетное повествование практически отсутствует — чтобы передать острую щемящую тоску осеннего настроения, художнику не нужны более ни элегические женские фигуры, ни полуразрушенные строения.
Картина была куплена В.В. Верещагиным. Несколько лет спустя Василий Васильевич, понимая значимость этого произведения, подарил «Осеннее утро» Третьяковской галерее.
Левитан И.И. Осень.
Мельница. Плёс. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина была написана Левитаном,
видимо, зимой 1888 года уже в Москве на основе летних набросков. Этот мотив был
довольно популярен у современников Левитана, он был где-то на грани пейзажной
и жанровой живописи, чаще всего художникам в нем виделась особая романтическая
или интимная лиричность. В этой картине при всей слаженности композиции Левитан
как бы соединяет несколько пейзажей. Многосложность и разнообразие планов, ощущение
конкретности изображенного вида и внутренняя динамика переходов от одного мотива
к другому словно бы приглашают к внимательному рассматриванию или прогулке по изображенной
местности. С другой стороны, неспокойная извилистость речки, «спрятанность» самой
мельницы в пейзаже создают ощущение скрытого драматизма, напряженного ожидания.
А чтобы небольшая старая мельничка не превратилась всего лишь в повествовательно-литературную
деталь пейзажной композиции, Левитан располагает ее почти в середине полотна.
Осень близка ему своей переменчивостью, «сломленностью», печалью, но и — одновременно — своей бравурностью, яркостью красок, отчетливостью форм. Это самая «настроенческая» пора в году. Отметим, что своей влюбленностью в осень Левитан вполне отвечал сложившейся традиции, к которой принадлежали и Пушкин, и Тютчев, и многие другие русские гении.
«Все написанное казалось беспомощным. За красками, наложенными на полотно, Левитан видел другие - более чистые и густые. Из этих красок, а не из фабричной киновари, кобальта и кадмия он хотел создать пейзаж России - прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада.
Но душевная угрюмость держала его за руки вовремя работы. Левитан долго не мог, не умел писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбаться». (Паустовский К.)
После возвращения из Плёса Левитан пишет в том же 1889 году еще несколько пейзажей, не касающихся напрямую темы Волги. В них с особенной очевидностью проявляется тот высокий уровень живописности, которого достиг художник на волжских пленэрах. Среди них можно выделить пейзаж «Золотая осень. Слободка»
Осень близка ему своей переменчивостью, «сломленностью», печалью, но и — одновременно — своей бравурностью, яркостью красок, отчетливостью форм. Это самая «настроенческая» пора в году. Отметим, что своей влюбленностью в осень Левитан вполне отвечал сложившейся традиции, к которой принадлежали и Пушкин, и Тютчев, и многие другие русские гении.
«Все написанное казалось беспомощным. За красками, наложенными на полотно, Левитан видел другие - более чистые и густые. Из этих красок, а не из фабричной киновари, кобальта и кадмия он хотел создать пейзаж России - прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада.
Но душевная угрюмость держала его за руки вовремя работы. Левитан долго не мог, не умел писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбаться». (Паустовский К.)
После возвращения из Плёса Левитан пишет в том же 1889 году еще несколько пейзажей, не касающихся напрямую темы Волги. В них с особенной очевидностью проявляется тот высокий уровень живописности, которого достиг художник на волжских пленэрах. Среди них можно выделить пейзаж «Золотая осень. Слободка»
Левитан И.И. Золотая осень. Слободка. 1889.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В картине «Золотая осень.
Слободка» Левитан обращается к традиционному в его творчестве самому
обыкновенному пейзажному мотиву русской деревни: несколько изб среди полей и
перелесков, опушка леса на горизонте. Но как мастерски художник передает поэтическое
очарование тихой, неброской красоты средней полосы России! В период работы
над картиной Левитан был увлечен образом осени, ее сияющим колоритом, который
он решает здесь через волжский опыт пленэрной живописи с тончайшей градацией
тональности освещения. Эта работа говорит и о начинающемся отвлечении художника
от бесконечных речных просторов и переходе к разработке новых тем и мотивов.
Видимо, о таких картинах, как «Золотая осень. Слободка» и «Березовая роща» проницательный Антон Чехов сказал Левитану: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка».
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков». (Паустовский К.)
Видимо, о таких картинах, как «Золотая осень. Слободка» и «Березовая роща» проницательный Антон Чехов сказал Левитану: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка».
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков». (Паустовский К.)
Продолжение следует
Источники:
Сергиевская Н.И. Левитан./ Наталья Игоревна Сергиевская.
– М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 127 с. – (Галерея гениев)
Левитан: 50 художников. Шедевры русской живописи, вып.
14./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/isaak_lewitan.txt
- здесь полностью статья Константина Паустовского «Исаак Левитан»
Комментариев нет:
Отправить комментарий