понедельник, 2 декабря 2019 г.

Смоленская икона Божией Матери и ее списки



Смоленская икона Божией Матери и ее списки
Одигитрия — слово греческое, оно означает «путеводительница». Ведь Пресвятая Богородица для всех православных — путеводительница к вечному спасению.
…Давным-давно это было, почти тысячу лет назад... Римский император выдавал свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича и благословил ее в путь чудотворной иконой Божьей Матери, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой. Сын Всеволода и Анны, великий князь Владимир Мономах поместил святыню в храм древнего Смоленска.
Смоленская икона Божией Матери пользуется огромным почитанием среди русских людей. Только чудотворных и особо чтимых списков с неё насчитывается более 30. Но перед всеми этими иконами православные поют один тропарь: «Не умолчим никогда, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо ты не бы предстала молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны, не отступим, Владычице, от тебе: твоя бо рабы спасавши присно от всяких лютых».
    
«Богоматерь Одигитрия Смоленская». Икона в серебряном окладе. Середина — вторая половина XVIв. Из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.
Государственный Исторический музей, Москва
Одигитрия, Божья Матерь,
Всей Смоленской земли печать:
Защищала Россию всегда Ты
В час нашествий непрошеных тать.

Русской армией всей молились
Накануне Бородино…
И под сенью Твоею бились,
Защищая Сына Твоего!

Не презри всех молений гласы,
Предвари всех, зовущих Ти,
Отврати от Руси проказы,
Помоги православным в пути! (https://www.stihi.ru/2012/08/11/552 )
Перед нами строгий и торжественный образ Богородицы и Младенца Христа на Ее руках. Божия Матерь протягивает руку как бы в молитвенном предстоянии, а Божественный Сын благословляет Ее.
В этой иконе нет ничего от нежного образа Богоматеринства, какой мы видим в других Богородичных иконах. Образы Матери и Сына величественны и надмирны, они — Царь и Царица, восседающие на троне.
Смоленская икона Божией Матери по общепринятому мнению считается одной из величайших чудотворных икон России. Она упоминается во всех популярных работах о чтимых Богородичных образах и в многочисленных научных статьях. Едва ли не большинство икон Одигитрии с фронтальным изображением фигур называются «Смоленскими».
«Богоматерь Одигитрия Смоленская». Список с чудотворной иконы. 1453 г. Оклад - конец XVI - XVII вв. Музеи Московского Кремля
Историки XIX в., например, И.М. Снегирев и другие, видевшие древнюю святыню, так описали ее облик: «Доска, на которой написана Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, довольно тяжела и так изменилась от времени, что невозможно определить из какого она дерева. Длиною она аршин и два вершка, шириною - три четверти и два вершка; по белильному грунту доска оклеена холстом. На одной стороне изображена Богоматерь по пояс, правая Ее рука лежит на груди, а левою Она поддерживает Богомладенца, благословляющего правой рукой, в левой же руке держащего свиток... Цвет верхней одежды, на которую спадает с открытого лица легкое покрывало, темнокофейный, а нижний — темносиний; одежда Богомладенца — темнозеленая с прозолотою... На другой стороне иконы изображено распятие на Кресте Спасителя в момент солнечного затмения и землетрясения. Предстоящие у Креста — Божия Матерь и св. Апостол Иоанн Богослов — написаны уже в недавнее время в 1669 году в Москве и на первоначальной иконе их не было...». В 1920-е гг. святыня Успенского собора Смоленска была осмотрена известным историком искусства Г.В. Жидковым. Он смог дать о ней лишь самую общую информацию, в целом соответствующую описанию в процитированном выше издании, отметив, что на оборотной стороне иконы изображено «интересное «Распятие», снабженное греческими надписями».
Из процитированного описания XIX в. и краткого замечания искусствоведа Г.В. Жидкова следует, что икона представляла собой поясное изображение Богородицы с Младенцем размером приблизительно 80 х 63 см. Икона была двусторонней, как и чудотворная константинопольская Одигитрия. Ничего более конкретного об утраченной древней святыне Смоленска не известно. Тем не менее, ее облик может быть восстановлен благодаря списку, сделанному «в меру и подобие» чудотворной Смоленской иконы в 1456 г. для Благовещенского собора Московского Кремля. Этот список, как следует из Пролога XVII в., в 1525 г. был перенесен, как говорилось выше, в Новодевичий монастырь, где и находился в Смоленском соборе до 1927 г., когда вместе с другими драгоценными вещами его передали в Оружейную палату.
Икона Благовещенского собора украшена богатым золотым окладом с черневыми изображениями святых в дробницах на полях. Золото являло в иконе Божественный свет Царствия Небесного и сияние Божественной славы. С.С. Аверинцев писал: «Как золото - «абсолютная метафора» света, так свет - «абсолютная метафора» Бога.
Ее отождествление со списком 1456 г. было сделано еще дореволюционными историками и подтверждено современными исследователями. Размер кремлевской иконы почти полностью совпадает с размером утраченного чудотворного оригинала (80 х 64 и 80 х 63 см соответственно). На оборотной стороне нет изображения. Эта особенность свойственна большинству списков константинопольской Одигитрии; возможно, его не было первоначально и на древнем Смоленском образе. На кремлевском списке нет изображений архангелов и именующей надписи, как и на многих других списках Одигитрии. По иконографическим особенностям и композиции образ Богородицы с Младенцем на иконе Благовещенского собора очень близок к Одигитрии из Вознесенского монастыря, переписанной Дионисием в 1482 г. Это торжественно-строгая Царица Небесная. Младенец Христос сидит на левой руке Матери, как на всех рассмотренных выше списках Одигитрии.
Глава Приснодевы не склонена, лик лишь слегка повернут вправо, что позволяет выразительнее показать его черты. Раскрытой ладонью правой руки Она указывает на Своего Божественного Сына, являя Его миру. Младенец представлен фронтально, ноги немного развернуты влево, одна нога слегка приподнята. Правой рукой Он благословляет, в левой руке держит свиток, поставленный на колено приподнятой ноги.
О стиле и художественных особенно­стях этой иконы, закрытой драгоценным окладом, невозможно сказать что-либо определенное. Она, вероятно, неоднократно была поновлена, в XIX в. переписана, возможно, масляными красками и в таком виде запечатлена на фотографии 1886 г.
В период до 1915 г. ее оклад претерпел изменения: был перенизан жемчуг и по-другому расположены драгоценные камни. В это время живопись иконы была освобождена от грубых поновлений и прописана в стиле, имитирующем первоначальную живопись. Возможно, на иконе был открыт красочный слой XV в. с характерной разделкой одежд Богородицы и Младенца тонкими, густо положенными золотыми линиями ассиста.
В период царствования Бориса Годунова, вероятно, вскоре после его вступления на престол в 1598 г., икона была украшена богатейшим золотым окладом, который впоследствии обновлялся и дополнялся новыми драгоценностями. Дорогостоящее царское украшение иконы подтверждает высказанное историками XIX в. предположение, что она почиталась как главная монастырская святыня — точный список с чудотворной Смоленской. Этот драгоценный убор представляет собой подлинное сокровище. Оклад, закрывающий фон и поля, выполнен в технике чеканки и черни, декорирован драгоценными камнями и жемчужной обнизью. Головы Богородицы и Младенца окружают гладкие золотые венцы. Над венцом Божией Матери — корона с фигурными завершениями, «городками» с наложенными на них «запонами» с рубинами, изумрудами и другими драгоценными камнями. Жемчужные одежды из сияющего отборного жемчуга и крупных сверкающих драгоценных камней закрывают верхнюю часть фигур и главу Богородицы. Венцы с короной и жемчужные одежды были выполнены в последней четверти XVII в. — они заменили прежние, более древние — из тех драгоценностей, которые постоянно приносились в монастырь к этому чудотворному образу.
Святые Феодор Стратилат и Феодот Анкирский. Святой Иоанн Предтеча Дробницы оклада иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская». Список с чудотворной иконы. 1453 г. Оклад — конец XII -XIII вв. Музеи Московского Кремля
На полях оклада размещены двенадцать золотых дробниц (ДРОБНИЦА: небольшая металлическая пластина круглой, прямоугольной или фигурной формы, предназначенная для украшения церковных одежд, окладов икон и книг) с изображениями сюжетов и фигур святых, выполненных чернью. На верхнем поле — святой великомученик Федор Стратилат и мученица Ирина, Рождество Богородицы и Зачатие Анной Пресвятой Богородицы (закрыты короной), Успение Богородицы. На левом поле — преподобный Иоанн Лествичник, святая равноапостольная Мария Магдалина и преподобная Ксения Римлянка. На правом поле — Введение во храм Пресвятой Богородицы, святой Иоанн Предтеча. Внизу — великомученик Федор Стратилат и мученик Феодот Анкирский, апостолы Тимон и Пармен, апостолы Прохор и Никанор, страстотерпцы Борис и Глеб. Изображенные на окладе святые являются небесными покровителями членов семьи Бориса Годунова и его родственников, а Богородичные праздники рассказывают о главных событиях из жизни Божией Матери: Ее чудесное зачатие престарелой матерью Анной, Ее введение в храм для служения Богу, успение для вечной жизни. Этот состав святых и сюжетов был определен, вероятно, либо самим царем, либо сделан по его поручению.
Икона«Богоматерь Одигитрия Смоленская». 1560-е гг. Из придела Архангела Михаила в Благовещенском соборе Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Вторая икона, подобная кремлевскому списку, была создана для придела Архангела Михаила в Благовещенском соборе, освященном в 1563 г. По ком­позиции и типу ликов она является «двойником» иконы из Новодевичьего монастыря. Возможно, оба образа были созданы по одной и той же прориси, но разными мастерами. Икона из придела Благовещенского собора представляет собой замечательное произведение русской живописи второй половины XVI в. Лики, выполненные тонкими слоями охры с нежной подрумянкой плавью и мягкими малоконтрастными притенениями, отличаются утонченностью, созерцательностью выражения. В лике Богородицы - ласковая нежность, тихая кротость. Она напоминает не величественную Царицу Небесную, а девственных юных княжон царского двора. Младенец одет в голубую рубашку и золотисто-охряный гиматий. Левой рукой Он придерживает белый свиток с красной перевязью, поставленный на колено. На иконе сохранился первоначальный серебряный золоченый басменный оклад и венцы с камнями.

Рассказ о шедеврах Дионисия
Автор: Людмила Александровна Щенникова
Дионисий (?). «Богоматерь Одигитрия», с Троицей и святыми. Последняя четверть XV в. Из Троице-Сергиевоп мавры. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В XIV—XVI столетиях, в годы, близкие к периодам особого прославления святынь, почитатели икон и выполнявшие их заказы мастера внимательнее относились к иконографическим особенностям древних образов и старались воспроизвести их с большей точностью. Подобное отношение к чтимым чудотворным иконам было характерно для знаменитого московского иконописца Дионисия и работавших вместе с ним мастеров. В 1482 г. он восстановил обгоревшую византийскую икону Одигитрии XIV в. из Вознесенского монастыря, полностью сохранив ее композицию. В этот же период он написал новый образ Одигитрии взамен сильно обветшавшей византийской иконы конца XIII — начала XIV вв., от которой остался первоначальный серебряный оклад.
Вдохновленный древними византийскими образами Богородицы «Одигитрии» XIV в., Дионисий создал «извод», творческую интерпретацию той иконы, которую он написал взамен утраченной, вспоминая при этом и другие выдающиеся, художественно совершенные образы. Полностью сохраняя ее иконографию, он вносил свойственные его творчеству нюансы в композицию и колористическую гамму, создавая новые, типично дионисиевские художественные образы русской Путеводительницы. По всей  вероятности, утраченная византийская икона Одигитрии была похожа на образ Одигитрии начада XIV в. из Бдаговещенского собора Московского Кремля. Не исключено, что Дионисий имел возможность неоднократно видеть ее и запомнил нежный, утонченный, светлый лик греческой Богородицы. Будучи востребованным мастером, он должен был написать несколько образов Одигитрии, поскольку подобные иконы были тогда излюбленными изображениями Богородицы. До наших дней дошли две выдающихся иконы, автором которых исследователи считают либо самого Дионисия, либо мастеров из его окружения, работавших в стиле прославленного иконописца. Рассмотрим их художественные особенности.
Первая из них — относительно небольшая (38 х 28 см) икона, но отличающаяся высоким художественным качеством — была выполнена в последней четверти XV в. по заказу либо великого князя, либо митрополита и вложена на молитвенное поминание «сродников» в Троице-Сергиев монастырь. Ныне она хранится в Третьяковской галерее. О том, что икона была написана именно с этой целью, свидетельствуют изображения святых на ее широких полях, окружающих средник.
 
Среди них выделены две фигуры, представленные в рост в молитвенном обращении к Богородице в среднике иконы. Внизу на левом поле изображен особо почитаемый в монашеской среде древний  святой  преподобный Евфимий Великий, на правом поле — прославленный русский святой преподобный Сергий Радонежский, почитаемый великими князьями, духовными лицами, монашеством и всем русским народом, основатель Троицкой обители, духовный борец со всяким «розмирием» и «рознью», созерцатель Святой Троицы и «собеседник» являвшейся ему в видении Божией Матери.
Дионисий (?). Святая Троица. Деталь иконы «Богоматерь Одигитрия с Троицей и святыми». Последняя четв. XV в. Из Троице-Сергиевой лавры. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На верхнем поле, над венцом Богоматери, — изображение Святой Троицы, символа Троице-Сергиева монастыря. В углах верхнего поля — фронтальные образы архангелов Михаила и Гавриила. Иконописец изобразил их потому, что эти Небесные вестники присутствуют на многих иконах Одигитрии. Они являются Небесными стражами Богородицы и с древнейших времен сопровождают Ее образы в различных композициях. Вместе с падмирным образом Святой Троицы они представляют высший Небесный мир, осеняющий мир земной. На нижнем поле помещены полуфигуры русских святых со свитками в руках: преподобных Евфимия Суздальского, Варлаама Хутынского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Павла Обнорского. Они изображены и как святые «предстатели» и молитвенники русских земель — Суздаля, Новгорода, Белозерья, Вологды, и как Небесные покровители лиц, носивших эти имена.
Поза Богородицы, легкий поворот Ее головы, положение рук полностью соответствуют византийской иконе Одигитрии начала XIV в. Вместе с тем, пропорции фигуры на русской иконе более удлиненные, лик и кисти рук уменьшены. Аналогично изображен и Младенец. На византийской иконе Его фигура крупная, широкая, ноги расположены полого, носки расставленных ступней упираются в нижнюю кромку поля, красный свиток, зажатый в руке, лежит на колене. Изображение Младенца у Дионисия больше напоминает Его образ на другой византийской иконе из Кремля, второй половины XIV столетия, на которой Спаситель сидит вертикально, ступни приближены одна к другой и не касаются поля иконы, рука с наклонно расположенным свитком высоко поднята над коленом. Несомненно, Дионисий знал подобные изображения и, создавая свой образ Младенца Христа, заимствовал понравившиеся ему особенности и художественные приемы.
Свиток, как и книга в руке Христа - символ учительства. Это образ Евангелия, в котором изложены основные истины, проповедь Христа Своим ученикам и народу.

Бесплотность «земной материи» лика и утонченность черт достигли своего предела. Изящный, чрезмерно тонкий нос и крохотные алые уста «растворяются» в пронизанной светом, преображенной Небесной плоти лика. Выделяются лишь глаза под тонкими, красиво изогнутыми дугами бровей, отмеченные белильными бликами. Лик Богородицы с благородным достоинством возвышается на крепкой, стройной шее. Исследователи отметили высокое качество, мастеровитость письма, выполненного тонкими прозрачными слоями светлых охр с розовой подрумянкой, точность, уверенность рисунка, чистоту колорита и отнесли икону к творчеству Дионисия. Действительно, гармония чистых звучных красок иконы завораживает. Вишнево-коричневый мафорий пронизан тонкими графичными линиями складок, не выявляющих рельеф, а напротив, еще более уплощающих одежды. Он украшен крупными остроконеч­ными звездами на челе и плече, золотой каймой и ажурной золотой бахромой. Легкий голубой чепец с тонкими белильными и синими разделками складок как Небесное облако-сияние окружает лик Царицы Небесной. Но в этом образе нет репрезентативной неприступности, величавой строгости византийских Одигитрий.
Дионисий сделал изображение Младенца сильно удлиненным, с небольшой головой и небольшими кистями рук. Его фигура расположена вертикально; одетый в сияющие золотым ассистом охряные одежды «будущего века», Он как бы невесомо парит на фоне коричневого, цвета земли, мафория Богородицы, а не сидит на Ее руке, лишь слегка касающейся Его одежд. Своеобразно нарисована голова Младенца — с огромным сферическим высоко открытым лбом и совершенно крохотным личиком с миниатюрными чертами. Рука с зажатым в ней тонким белым свитком приподнята над коленом, благодаря этому усиливается впечатление бесплотной легкости Его образа, как бы возносящегося вверх.
Фон иконы золотой. Тем не менее, он сразу же был закрыт серебряным золоченым окладом. Крупные сканые венцы, окружающие головы Богородицы и Младенца, а также архангелов, ангелов Троицы и двух преподобных, отличающиеся изысканным узором из мелких форм, по мнению исследователей, выполнены знаменитым мастером-ювелиром Троице-Сергиевой лавры Амвросием и принадлежат к «шедеврам русского ювелирного искусства XV века». На венцах Божией Матери сияют прозрачные цветные камни, на венце Богомладенца - две крупные жемчужины. Поля и фон закрыты пластинами басмы, тисненого серебра с орнаментом из разнообразных по форме трав и листьев. Два знаменитых мастера Древней Руси, иконописец Дионисий и златокузнец Амвросий, создали прекрасное, высокохудожественное произведение, стоившее немалых денежных средств. Выбор мастеров и драгоценные материалы подтверждают предположение, что это был заказ высокопоставленного состоятельного лица.
Дионисий. Богоматерь на престоле. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502-1503 гг. Музей фресок Дионисия, Ферапонтово
«Духоносные» по содержанию и классически совершенные по художественной форме изображения встречаются лишь среди тех произведений, которые с большой долей вероятности могут быть отнесены к кисти самого Дионисия.
Архангел. Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502-1503 гг. Музей фресок Дионисия, Ферапонтово
Это — «аристократические», поражающие своей классической красотой образы архангелов в барабане Рождественского собора Ферапонтова монастыря, расписанного Дионисием с сыновьями в 1503 г., Богородица с Младенцем в конхе центральной апсиды и святитель Николай в конхе Никольского придела собора.

Дионисий (?). «Богоматерь Одигитрия», вторая пол. XV в. Из села гуменец Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Вторая икона еще более замечательна. Она больше по размеру (57,5 х 42 см), происходит из с. Гуменец Ростовского уезда, куда была перенесена в 1824 г. из церкви Дмитрия Солунского в с. Паникарово того же уезда. Ныне она хранится в музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и датируется исследователями широко — второй половиной XV в. Исследователи согласны во мнении, что этот дивный образ был создан по заказу какого-то именитого, известного в придворных кругах влиятельного лица. Заказчиком называют либо ростовского архиепископа Вассиана Рыло, в 1482 г. поручившего Дионисию и его мастерам расписать фресками алтарную часть Успенского собора Московского Кремля, либо московского дьяка Даниила Мамырева, владельца с. Паникарово, служившего великому князю Ивану III. Согласно третьей версии, заказчиком иконы мог быть ростовский архиепископ Леонтий (Бывальцев), духовник великой княгини Софьи Витовтовны, а позднее — митрополит Московский и всея Руси, участник празднества по случаю проводов чудотворной Смоленской иконы в 1456 г.
Вероятно, эта икона была «списана» с той же самой чтимой византийской Одигитрии начала XIV в., что и рассмотренный выше образ из Троице-Сергиевой лавры. Композиции обеих икон очень близки, но ростовская икона кажется еще более совершенной. В ней все более правильное, гармоничное, соразмерное.
Смоленская икона Божией Матери Дионисий (?). Лик Богоматери. Деталь иконы «Богоматерь Одигитрия». Вторая половина XI в. Из села Гуменец. Государственный музей-заповедник (Ростовский Кремль»
Классически строгий лик Богородицы с благородными чертами без их чрезмерной утонченности. Крупные, выразительные глаза, смотрящие и на предстоящего иконе человека, и в бесконечность Небесного мира. Столь же правильно и соразмерно нарисована голова Младенца Христа с Его не по-детски серьезным ликом, крупными ушными раковинами и округлой шапкой коричневых локонов. Ни в одной другой иконе, созданной мастерами «круга Дионисия», нет такого идеально плавного силуэта Богородицы, очерченного одной непрерывной уверенно-точной линией и такого же плавного очерка плеч и рук Младенца.
Покрытая мафорием глава Приснодевы представляет собой идеальную циркульную окружность. Во всем этом — несомненное наследие великого Андрея Рублева.
Дионисий (?). Лик Богомладенца. Деталь иконы  «Богоматерь Одигитрия». Вторая половина XV в. Из села Гуменец. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Правильно и соразмерно нарисована голова младенца Христа с Его не по-детски серьезным ликом, крупными ушными раковинами и округлой шапкой коричневых локонов
Из всех русских образов Богородицы Одигитрии эпохи Дионисия эта икона выделяется не только высочайшим художественным качеством, выраженном в изящном, утонченном рисунке, сияющей красочной гамме, виртуозном живописном исполнении ликов и одежд мелкими мазками, гармонии удлиненных силуэтов, но, прежде всего, редкой одухотворенностью образов, присущей лишь немногим творениям древнерусских иконописцев этого периода. В сияющей, преображенной плоти ликов, выполненных светлой золотистой охрой с легкой подрумянкой на щеках, шее и губах, с прозрачными малоконтрастными притенениями и тончайшими белильными движками, передающими отблеск Божественного света, как будто передается воспоминание о нежных светящихся ликах на древней византийской иконе Благовещенского собора. Изображению Богородицы с Младенцем присущ внутренний и внешний аристократизм и та насыщенность духовного содержания, которая придает образам «психологическую портретность», мало свойственную русским произведениям конца XV — начала XVI вв. и вызывающую в памяти классические византийские образы. Фон иконы золотой. Первоначально головы Божией Матери и Младенца Христа окружали крупные серебряные с позолотой, по всей вероятности, сканые венцы с камнями, усиливающие их Небесную сияющую красоту. Фон и поля, вероятно, также были закрыты серебряным окладом, как на первой дионисиевской иконе Одигитрии.
Среди иконных Богородичных образов, относимых к творчеству Дионисия и его мастерской, образ Одигитрии из Ростовского музея самый совершенный, высокохудожественный и наиболее «классический», еще далекий от геометрической стилизации и обобщенной условности контуров и пластических форм. Автором этой иконы мог быть либо сам Дионисий, либо иной московский мастер, равный Дионисию по одаренности и создавший самый один из самых лучших среди сохранившихся Богородичных образов конца XV века.

Источник:
ЩЕННИКОВА Л. А.
Смоленская икона Божией Матери./ Людмила Александровна Щенникова - СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Смоленская икона Божией Матери пришла на Русь из Византии, но ее судьба накрепко срослась с нашей историей, с нашей культурой, с нашим бытом. Внимательная и строгая Богородица видела Смоленск во власти враждебной Литвы и возвращение его в состав русских земель, видела вторжение и изгнание Наполеона, нацистскую оккупацию... Смоленская икона — символ того, что «чудесами озаряя вселенную», Богоматерь всегда слышит воззвания каждого народа, особый голос отдельного города, молитву любого человека.
Том из серии «Русская икона: образы и символы» рассказывает о появлении и почитании этой иконы на Руси, а также о самых значительных ее списках. Автору тома Людмиле Александровне Щенниковой удалось живым, ярким, понятным любому языком рассказать о сложнейшей проблеме датировки иконы, о ее художественных особенностях, о духовном смысле. Научная и богословская компетентность автора вкупе с многочисленными иллюстрациями делает книгу незаменимым пособием и для профессионалов и для тех, кто только начинает приобщаться к духовной истории Отечества. Будет она полезна и для преподавателей истории искусства и основ православной культуры.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...