воскресенье, 1 декабря 2019 г.

Старинные стихи о книгах

Элегия к Библиотеке в русских переводах XVIII в.
С. И. Маслов. Библиотека Стефана Яворского // Чтения в обществе Нестора Летописца. Киев, 1914. № XXIV.
     Стяжателя сих книг последнее книгам целование.
Книги, мною многажды носимы, грядите,
Свет очию моею, от мене идите! Идите благосчастно, иных насыщайте,
Сот ваш уже прочиим ныне искапайте! Увы мне! Око мое от вас устранено,
Ниже вами может быть к тому насыщено. Паче меда и сота вы мне сладши бесте,
С вами жить сладко бяше, горе, яко несте. Вы богатство, вы слава бесте мне велика,
Вы рай, любви радость и сладость колика, Вы мене прославили, вы меня просветили,

Вы мне у лиц высоких милость приобрели. Но более жить с вами ах, тяжкое горе!
Запрещает час смертный и горьких слез море. Уже мне вечным слепнут очеса сном смерти,
Не к тому дерзну ко вам рук моих простерти. Иной книги очесам моим не минути,
Юже Бог, хотяй прийти, хощет мне разгнути. Всяк вся дела своя в сей книзе обрящет,
И по делам всякого своя мзда усрящет. О книга престрашная, яже всех всецело
Земнородных обличит пред Судищем дело!
О сей книзе аз страстный егда помышляю,
Трепещу и трясуся, сердцем увядаю. О Боже милосердый, о щедрот пучино,
Источниче милости, благости вершино, О царю веков, небес и земли всесилие,
Смирителю волн морских едине презелне, Звездоносныя круги иже устрояяй,
Тя молю, червь ничтожный, зело восклицаяй: Призри на мя и впиши в книгу мя животну
Кровию Христа, юже имам в жизнь истотну1. Вы же, вся писания моя и вся книги,
Простите, не суть на вы болш мною вериги. Людие и братия, вси мя, вси простите,
Мати земле, прости мя, к сему не клените! Приими мя в недра своя, земле, тя прошаю:
Дух мой Богу предаю, тело ти вручаю.
Смиренный Стефан Яворский, митрополит Рязанский и Муромский, прежде бывый екзарх Святейшаго Патриаршаго Трона Всероссийского, ныне же президент Святейшаго Правительствующаго Синода, прочее же земля, прах и пепел и ничтоже.
О титулы, пропасти паче вас назвати,
Коль вы многих обыкли людей пожирати!
И что же суть титулы: мрак, тма, ветр и се [ни], Пузырь водный, пыщащся скорыя отмены!
(Дело Архива Святейшаго Правител. Синода. 1723 г. №37 (253), л. 4-4 об.)


Преосвященный Яворский. Перевод прощательнаго писма к книгам (Заглавие приписано рукой Иринея Фальковского)
Прощайте, красота, честь моя и светило,
Книжки, коих я в руках чаете держу было!
Оставайтесь щасливы, уж увеселяйте
Иных уми и сладость вашу искапайте!
Уви! что от вас мои очеса отяти
Болш моего не могут ума насищати.
Вы мне в наслаждение всяко могли быти,
С вами, о книжицы, мне сладко было жити.
Вы богатство, вы и честь великая были,
Вы рая веселием мене одарили,
Вы мене учинили почтенним и знатним,
Чрез вас имел велмож я любовних, приятних.
Ныне ж декрет не велит Божий, о печали!
Чтоб мне с вами больше дни весели сияли.
Уже очесам моим сим вечно не зрети,
Уже вас в руках своих не буду имети.
Ин свиток вечный вижу предо мною сущий,
Его же мне откриет Судия грядущий.
В сем всякаго слова и дела обнажатся,
И всякому по делом будет награждатся.
О книга ужасная, яже на Судищи
Всяк грех откриет явно богатым и нищим!
Сию книгу я умом когда разсуждаю,
Страх имам велий и меч в сердце ощущаю.
О Боже, превеликой любвы сый глубина,
О источник щедрот, о благости пучина,
Владеющий небом и на земли, на море,
Предел полагали вод восходящих горе,
Управляющий мудре круги небес Боже,
Тя молю недостойный аз, червь и ничто же:
Призри и за кровь Христа, юже мне дал пити,
Даждь в книгах живота мне написану быти.
Жилища и книжки, уж оставайтесь сами!
Библиотека, прости, сискана трудами!
Братии, отцам земным, всем час покой дати,
Ты, земле, гостю здравствуй, любезная мати!
Приими мя в недра твоя, тебе умоляю,
Тебе бо тело, дух же Боговы вручаю.
(Сборник Киево-Софийскаго собора № 355, л. 24-24 об.)

Елегия к Библиотеке Преосвящетаго Стефана Яворскаго, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, сочиненная им самим пред кончиною своею
Идите от моих любезны книги рук,
Из коих почерпал я сладости наук.
Идите и других умы уже питайте
И в них сладчайший свой вы Нектар изливайте!
Богатство, слава, честь и щастье дней моих
Зависело от вас возлюбленных мне книг:
Чрез вас я приобрел почтение Синода,
Любовь Царя, вельмож и града и народа.
Но ныне рок велит на век оставить вас,
Последний уж моей приходит жизни час.
Закроются мои на вечность бренны очи
И зреть я вас уже иметь не буду мочи:
Другую вечную узрю я книгу там,
Которую моим Творец явит очам.
В ней узрит всяк свои и речи и деянья
И достодолжны тем возпримет воздаянья.
О книга страшная! с которою на Суд
Все беззакония людские повлекут:
Сколь мысленно сию я книгу разверзаю,
Ужасной в теле страх и трепет ощущаю;
Но, Боже, благости источник и отец
Земли, морей, небес правитель и Творец:
Ты укрощаешь вод свирепствующих бездны,
И мудро правятся Тобой теченья звездны.
Я червь перед Тобой и подлый прах земли;
Но искреннюю Ты мольбу мою внемли:
На имя зря мое в своей Ты книге вечной1,
Загладь мои грехи, вняв голос мой сердечной,
Их Сын Твой кровию священной искупил
Спасения Он мне един предметом был.
А вы, оставленны земные книги мною
И начертанные тщаливою рукою
На свете славимых ученостью мужей,
1В издании «Проповеди блаженныя памяти Стефана Яворскаго» (ч. Ill, M. 1805, с. 139) этот стих изменен был так: Впиши мое в своей ты имя книге вечной.
Библиотеки весь собор прости моей Отцы и братия и сродники, простите! Вы тела моего прах персти предадите: И ты, любезна мать земля, на век прости И плоть мою в свои объятия вмести. Се общая тебе от смертных дань бывает А дух на небесах Зиждитель принимает.
Переведено с латинского (Трудолюбивый Муравей 1771 г. № 7, с. 54-55).
Стихи
Писанные Преосвященным Митрополитом Рязанским Стефаном Яворским пред смертию к Библиотеке своей
Простите книги!  рук частейше упражненье,
Простите вы, мой свет, моя краса, почтенье.
Щастливой путь уже! других умы питайте,
И ваши сладости другим днесь изливайте.
Ах жаль! что принужден мой с вами глас растаться,
И тем мой более не мог ум насыщаться,
Вы сладость мне, вы мед, питие вы райско были,
И с вами дни мои приятно проходили,
Богатство вы мое, моя велика слава;
Вы рай мой, вы любовь, вы были мне забава.
О книги! я почтен, я стал прославлен вами,
Чрез вас я был любим большими Господами,
Днесь с вами рок претит, о тяжко скорбей бремя!
Вести приятное и безпечально время;
Уже луч глаз моих ночь вечна уничтожит,
И вас моя рука во век не потревожит.
Я книгу вечную зрю мыслию моею,
Разгнется оная грядущим Судиею;
Явятся в оной всех дела и речи взгляду,
И примет по делам достойну всяк награду.
Лежаще пред Судом о страшное писанье!
Всем обнажающе злодейское деянье,
В ту книгу вечную как мысль моя взирает,
Трепещут члены все и сердце замирает.
О Боже! Отче мой, любови всей пучина!
 Источник благости, добрОта Ты едина!
Ты море, землю Ты и небо управляешь,
Надменных ярость вод десницей укрощаешь.
Премудростью места Ты правишь, Светоносный;
Молю Тя аз тщета, ничто, и червь поносный,
Воззри, да в книги я животны напишуся, Христовой кровию,
Христом живя спасуся:
Ты ж, рукопись, прощай, и книги все с домами,
Прощай собранье книг, что я снискал трудами!
Прости старик и брат и всяк до земледельца,
И ты, драгая мать земля! прости пришельца!
Прошу тебя: прими мой труп в свою утробу;
Дух Небу, твоему ж предастся тело гробу.
(Уединенный Пошехонец. Ежемесячное сочинение на 1786 год. Ч. I. Месяц май, с. 329-331).

XIX в.
Идите книжечки, прежде толь часто находившиеся в руках моих! идите слава моя, мой свет, мое украшение! идите щастливо — уже иных умы питайте, и нектар ваш изливайте другим! горе мне, что не льзя будет более почерпать из вас пищи для своего ума! вы доставля­ли мне сладость и удовольствие, с вами, о книги, мне было жить при­ятно! вы составляли мое богатство, мою славу, мой рай, мое утеше­ние. Вы меня прославили; вы доставили мне знаменитое имя; чрез вас снискал я любовь великих мужей!.. А теперь увы! судьба не ве­лит мне более провождать с вами щастливых и приятных дней. Уже глаза мои покрываются вечною тмою!.. Уже я не буду более держать вас в руках своих. Другая вечная книга представляется взорам моим, которую хочет открыть мне имеющий прийти Господь. Всяк обрящет в ней написанными свои дела и помышления и узрит награду по сво­им заслугам. О книга, приводящая в ужас, которая пред Страшным Судилищем изобличит каждаго в содеянных грехах! когда я разсуж-даю о ней, то невольной ужас объемлет все мои члены, и сердце прон­зается острою стрелою!..
О Боже, отче мой! величайшая бездна любви! источник милосердия! пучина благости! правитель моря, земли и высочайших небес! Ты, котораго десница удерживает стремнины ярящихся волн, и коего премудрость предписывает пути блестящим шарам, катящимся по усеянному звездами небу! Тебя умоляю я, презренный червь, паутина, ни что; воззри на меня и впиши имя мое в книге живота кровию Христа, который есть моя жизнь и мое спасение:
Вы же, книги и сочинения мои, простите! приобретенная трудами моими библиотека, прости! простите, братия и сожители! простите все! прости и ты, гостиница моя, любезная мать-земля! прошу тебя, приими бренный состав мой в материнския свои объятия; ибо душа перелетит на небо, а кости остаются тебе...
(И. Чернов. Краткая история построения Нежинскаго Бяаговещенскаго монастыря, называемого Богородичным Назаретом.
М., 1815. С. 56-58.)

XX в.
Перевод с церковно-славянского:
Идите, часто ношенныя моими руками книги, уходите, мой блеск и роскошь, мое украшение, проходите счастливыя, пасите уже другие умы и ваш нектар источайте теперь другим. Увы мне, что отвращен­ное от вас око мое не сможет более насыщать мой ум. Вы были для меня наслаждение, вы — мед, вы — нектар. С вами, книги, жить было сладко. Вы были для меня богатство, вы — великая слава, вы — мой рай, любовь и прелесть, через вас снискана любовь магнатов. Но те­перь судьба запрещает (о, безмерное горе) проводить с вами приятные и безоблачные дни. Теперь мои очи замыкаются в вечную ночь. Уже не буду вас безпокоить своими руками. Другая, вечная книга разложена перед глазами, которую Грядущий Господь желает мне открыть. Всякий познает в этой книге свои слова и поступки и каждый получит возмездие по своим заслугам. О, страшная книга! которая будет теперь перед Судилищем, обнажая для всех каждый грех. Когда я обращаюсь умом к этой книге, тотчас трепет овладевает членами и в сердце пребывает вонженная стрела. О, Бог! о, Отец! о, Бездна высшей благодати! Источник благочестия! о, Верх доброты! о, Упра­витель моря и земли и верховнаго Олимпа! Ты, Который руками налагаешь узду на бушующия воды и мудро управляешь звездоносными кругами Полюса, Тебя прошу, недостойный червь, пустое ничтожество. Воззри и в книги жизни впиши мои имена ради Крови Христа, Который — моя жизнь и мое спасение. Вы же, мои писания, жилище и книги, прощайте; рожденная моими трудом библиотека, прощай; все обитатели земли, братия и старцы, прощайте, и ты, дорогая родитель­ница, гостеприимная земля, прощай; приими, прошу тебя, в материнския объятия члены, ибо душу отдаем небесам, кости — тебе.
(А В. Петров. Русский библиофил. 1914. №5. С. 58)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...