пятница, 29 ноября 2019 г.

Тихвинская чудотворная икона Божией Матери



Тихвинская чудотворная икона Божией Матери
Рассказ об одном шедевре
Автор: Надежда Валерьевна Пивоварова
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера и остановилась близ города
Тихвина. На месте явления иконы был построен храм в честь Успения Богородицы. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. Около 1613 года шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена.
              Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря
***
...светлый, дивный, благодатный
Образ Солнечной Любви...
Богородица Мария!
праздник Церкви на Руси...
здесь серебряные слезы –
радость искренней души...
золотая риза с розой
в каплях утренней росы...
встреча сердца с Чудом женской
православной красоты...
и запомнить хочет сердце
Тихий Взгляд Святой Души. Июль 2004 (Света Магницкая.  http://www.svet-slova.ru/stihi-o-ikonah-Bogoroditsy )

Пресвятая Богородица. Деталь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря
Иконография Богоматери с Младенцем в том варианте, который представлен на Тихвинской иконе Богородицы, восходит к концу XIV века — времени явления образа. Икона относится к типу Одигитрии — самому торжественному и репрезентативному изображению Матери Божией. Как и другие иконографические типы - Молящаяся, Оранта, Умиление, Взыграние Младенца, Млекопитательница — многочисленные разновидности Одигитрии были восприняты и получили известность на Руси благодаря тесным контактам с Византией.
Рука Пресвятой Богородицы. Деталь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря
В переводе с греческого слово «Одигитрия» означает «Путеводительница». Это наименование икона получила по названию монастыря, а монастырь — по одному из чудес, совершенных вблизи от него Богородицей. Согласно сказанию, Дева Мария стала попутчицей слепых, выведя их к Спасову источнику, где они и получили исцеление. Однако у названия этого есть и другой, глубинный внутренний смысл: Матерь Божия Одигитрия — это водительница ко Христу, сказавшему о Себе в беседе с учениками: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).
Не случайно отличительной особенностью икон Одигитрии является поднятая перед грудью правая рука Богородицы, которой Она указывает на Младенца Христа, восседающего на Ее левой руке.
Пресвятая Богородица и Богомладенец. Деталь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря
Голова Богоматери на Тихвинской иконе слегка склонена к Младенцу, а скорбный взгляд широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен на молящегося. В этом взгляде предчувствие той трагедии, которую предстоит пережить Матери, созерцая распятое на кресте тело Сына. Фигура Младенца развернута к Богородице, однако взгляд Его направлен не на Нее, а внутрь Себя, словно и Он погружен в тяжкие размышления о будущем.
Богомладенец. Деталь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря
Это впечатление усиливает не по-детски сосредоточенное выражение Его лика, в котором явственно проступают черты зрелого человека. Приподнятая вверх правая рука Младенца сложена в жесте благословения, в опущенной вниз левой — свернутый свиток.
Отмеченные особенности встречаются и на других иконах Одигитрии. Своеобразие Тихвинскому образу придают необычные одежды Младенца Христа и характерное положение Его правой ноги. Красноватый (на явленной) или золотисто-желтый (на других иконах) хитон с остроугольным вырезом, покрытый густой сетью ассиста, окутывает всю фигуру Младенца, за исключением кистей рук и ступней ног, правая из которых особо акцентирована в композиции.
Ножки Богомладенца. Деталь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря
Она слегка приподнята и подвернута под левую таким образом, что видна обнаженная ступня. Именно эта деталь позволяет узнать Тихвинскую икону среди других вариантов Одигитрии.
Можно лишь догадываться, что подразумевал древний иконописец, изображая развернутую к молящемуся ступню Младенца Иисуса Христа. Она могла намекать на жертву Христову, поскольку стопа (пята) является наиболее уязвимой частью конечности. Но, согласно библейским текстам, стопа - это и символ царственности, силы, могущества. Некоторые исследователи иконографии предлагают и другое объяснение этой иконографической детали. Подобно другим частям «личного», развернутая ступня, видимая в прорезях оклада, оказывалась наиболее доступной для целования верующими. Вспомним, что обнаженные ножки Младенца Иисуса акцентированы на многих древних иконах и в сюжетных композициях, прообразовательно связанных с грядущими страданиями Спасителя. Такова композиция «Сретение Господне», в которой Иисус Христос явлен как Искупитель мира. Неслучайно, принимая Младенца на руки, Симеон Богоприимец произносит знаменательные слова, обращенные к Деве Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Именно в них — предвидение боли и скорби Матери в момент совершения Голгофской Жертвы.
Те же жертвенные мотивы характерны и для иконографии Страстной иконы Богородицы. Сидящий или полулежащий на руках Матери Младенец Христос изображен в длинном хитоне, из-под которого видна открытая ступня правой ноги. Сверху к Нему спускаются два ангела, держащие в руках орудия Его будущих страданий: Крест, копие и трость. В некоторых иконографических вариантах «Страстной» обнажена не только стопа подвернутой ноги, но и вторая ножка Младенца, покрытая хитоном только до колена (фреска в церкви Богоматери Аракиотиссы на острове Кипр, 1192 год).
Среди русских икон, в которых используется сходный мотив с развернутой ступней Спасителя, наряду с Тихвинской, наиболее известны «Владимирская» и «Иерусалимская-Грузинская» иконы Богородицы. На «Грузинских» иконах, чье позднее наименование не находит убедительных объяснений, тему жертвы усиливают красные отвороты мафория Богородицы. Уже в XI (?) столетии близкая по иконографии, но написанная в зеркальном по отношению к «Грузинской» переводе, икона находилась в Софийском соборе в Новгороде. Как и другие привезенные на Русь из Византии иконы, она именовалась в Новгороде «Корсунской» от названия города Корсунь (ныне — Херсонес в Крыму), где, по легенде, принял крещение князь Владимир Святославич. Таким образом, мотив с развернутой обнаженной ступней Спасителя, характерный дляя Тихвинской иконы, был воспринят на Руси из Византии в достаточно раннее время. Повторяемость на иконах той или иной иконографии во многом была связана с традицией молитвенного почитания «начального» образа. По мере его прославления и умножения чудес списки с иконы стремились получить и другие храмы и монастыри, заказывавшие более или менее точные копии с явленного образа…
Со временем на иконах начали писать не только почитаемый образ, но и клейма с сюжетными композициями. Вначале средник с фигурами Богородицы и Младенца исполняли на отдельной доске, что в большей степени связывало икону-список с «начальным» образом, и вставляли его в раму с клеймами…
Тихвинская чудотворная икона Божией Матери. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря. Успенский собор Большого Тихвинского монастыря. 1507-1515 гг.
26 июня / 9 июля Русская Православная Церковь чествует Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Явившаяся в 1383 году на землях древнего Приладожья, икона облюбовала место для своего пребывания на правом берегу реки Тихвины. Именно здесь для нее была построена деревянная церковь во имя Успения Богородицы, а в начале XVI столетия возведен ныне существующий каменный Успенский храм. Немало чудесных знамений и исцелений были связаны с Тихвинской иконой. Рассказы о них передавались из уст в уста, а затем вносились в текст сказания о явлении образа, дополняя его первоначальную основу. Одним из главных исторических событий, прославивших образ, было освобождение Тихвинского монастыря от осады шведов в начале XVII века. Неслучайно список с Тихвинской чудотворной иконы находился с русскими послами при подписании знаменигого Столбовского мира (27 февраля 1617 года), по которому Россия вернула себе Новгород, Старую Руссу и некоторые другие, захваченные шведами территории.
Особым почитанием икона пользовалась не только в среде простых богомольцев, за тысячи верст, стекавшихся на поклонение ей в Тихвинский монастырь. С молением о чадородии было связано паломничество в Тихвин в 1526 году великого князя Василия III, а в 1546 году, незадолго до венчания на царство, Успенский храм посетил его сын Иоанн Васильевич. Богатые приношения иконе жертвовали представители знатных боярских и княжеских родов, императрица Анна Иоанновна, великие княгини и княжны. В 1798 году торжественное перенесение Тихвинской чудотворной иконы из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря совершил император Павел I.
На протяжении пяти с половиной столетий судьба иконы была неразрывно связана с Тихвинским Успенским храмом. Лишь в годы второй мировой войны во время фашистской оккупации Тихвина икона покинула его стены. В начале 1942 года она была вывезена в Псков, в 1944 временно находилась в Риге, а затем, принятая на попечение бывшим архиепископом Рижским Иоанном Гарклавсом, через Латвию, Польшу, Чехию и Германию достигла Американского континента, где пребывала в течение шестидесяти лет. Только сравнительно недавно, летом 2004 года, произошло возвращение образа в Россию.
Тихвинская чудотворная икона Божией Матери в интерьере Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
Приезжая в Тихвинский монастырь, мы находим икону Божией Матери с Младенцем стоящей в киоте у юго-западного столба храма Успения Пресвятой Богородицы. Кажется, что так было всегда, и икона никогда не покидала своего места.
Уже сама установка иконы возле столба требовала устройства для нее особого киота. Со временем его облик менялся. В XVII веке у киота появились створы с изображениями архангелов Михаила и Гавриила. Это изменение зафиксировано в клеймах с историей чудотворного образа, относящихся ко второй половине XVII столетия. В 60-х годах XVII века тихвинский мастер Родион Сергиев создал для Успенского собора Тихвинского монастыря комплекс из шести четырехчастных икон, иллюстрирующих текст сказания об образе. Икона «в створцах» показана в клейме с чудом о каменщиках, засыпанных при обрушении паперти Успенского собора.
Родион Сергиев. Спасение двадцати каменщиков при падении церкви. Фрагмент четырехчастной иконы. 1660-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Тихвинская Успенская церковь — и первая, и последующие — была возведена в связи с обретением иконы и стала местом ее постоянного пребывания. Поэтому в храме постепенно формировался комплекс из предметов, непосредственно связанных со святыней — чудотворной иконой Божией Матери.
Он включал киоты, сени, шитые пелены. Сейчас очень сложно в полном объеме реконструировать этот комплекс, поскольку он не оставался неизменным: по мере обветшания одни предметы заменялись другими, а каждая новая эпоха вносила в организацию сакрального пространства вокруг святыни свои коррективы. Как уже неоднократно отмечалось, это пространство было создано около крайнего правого столба при входе в церковь — в том самом месте, где находилась чудесно исчезнувшая из Константинополя икона Одигитрии, с которой в XVI веке отождествили Тихвинскую икону.
Успенский собор Тихвинского монастыря. http://old-land.ru/wp-content/gallery/tihvinskij-monastyr/07.jpg
Долгие годы, после вывоза иконы в Псков, а затем в Ригу, ее местонахождение было известно немногим. На путь иконы первой вышла финский искусствовед Ауне Яскинен. Узнав о пребывании Тихвинского образа в Троицком православном храме в Чикаго, она отправилась в Америку, где получила возможность осмотреть и исследовать икону. Итогом многолетних занятий в архивах и библиотеках стала книга А. Яскинен, посвященная Тихвинской иконе, опубликованная в 1976 году.
Вступая на непростой путь изучения чудотворной иконы как памятника древнего иконописания, финская исследовательница не была первопроходцем. Научный интерес к Тихвинской святыне возник еще в конце XIX века, когда в России значительных успехов достигла наука о христианских древностях. Одним из ее основоположников был Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) - автор классических трудов по иконографии Богоматери. Н. П. Кондаков не принадлежал к числу «кабинетных ученых». Научные занятия он совмещал с преподавательской и общественной деятельностью. Местом, где его научные интересы и общественные потребности счастливо совпали, стал Комитет попечительства о русской иконописи.
Комитет был создан с целью возрождения традиционного русского иконописания, которое на рубеже XIX— XX веков переживало глубокий кризис. Одним из средств для повышения уровня иконописцев, Комитет считал издание Лицевого иконописного подлинника — свода изображений с лучших произведений древней иконописи. В него должны были войти изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. В атлас снимков с Богородичных икон предполагалось включить и Тихвинскую чудотворную икону. Однако осмотр ее в монастыре в 1903 году показал, что фото не может быть выполнено, поскольку икона покрыта толстым слоем потемневшей и запыленной олифы, а грунт ее недостаточно прочен. В итоге переписки, возникшей по результатам осмотра иконы между Комитетом попечительства о русской иконописи, монастырским начальством, Императорской Археологической комиссией и Новгородской духовной консисторией в 1908 году было принято решение начать раскрытие иконы из-под олифы и копоти. Выполнение работ поручили известному иконописцу и реставратору Григорию Иосифовичу Чирикову.
Мастерская М. и Г. Чириковых Тихвинская икона Божией Матери. Копия чудотворного образа. 1910 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В дневнике работ Г.И. Чириков подробно описал реставрационный процесс и сформулировал выводы о состоянии сохранности памятника, отметив значительные повреждения древней живописи на фоне. Утраченные места были затонированы, и вся икона покрыта свежей олифой. По окончании раскрытия в московской мастерской братьев М.И. и Г.И. Чириковых была выполнена копия с древнего образа. Ныне это уникальный образец копирования чудотворной Тихвинской иконы, относящийся не к периоду позднего средневековья, а к новому времени. На коричневом фоне рамы, обрамляющей список (его размер 28,5 х 20,5 см) находится надпись: «точная копия съ чудотворной иконы Тихвинской престыя б(д)цы КОПИРОВАНА ПО УДАЛЕНИИ РАСЧИС(т)-КОЙ ВСЪХЪ ПОЗДНЪИШИХЪ ЗАПИСЕЙ. ИСПОЛНЕНА ВЪ ИКОНОПИСНОЙ МАСТЕРСКОЙ БР. М. и Г. ЧИРИКОВЫХЪ МОСКВА AЦI (1910) г.»
Мастерская М. и Г. Чириковых. Надпись на копии чудотворного образа. 1910 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Первая мировая война, а затем большевистский переворот 1917 года прервали начинания Комитета в области возрождения традиций древнего иконописания. В 1920 году эмигрировал Н. П. Кондаков, увезя с собой рабочие материалы по иконографии Богоматери. В 1933 году, уже после смерти ученого, в Праге вышел четвертый том его монографии «Русская икона». Именно на ее страницах и были опубликованы заметки Кондакова о Тихвинской чудотворной иконе, которую он назвал «русским непосредственным списком с греко-итальянского образца» и датировал концом XIV - началом XV века. Образ был рассмотрен в контексте греческого и русского иконописания, первую очередь с точки зрения его иконографии.
Родион Сергиев. Сказание о Тихвинской иконе Божией Матери. 1761—1762 гг. Библиотека Государственного Эрмитажа Санкт-Петербург
В книге Н. П. Кондакова Тихвинская икона существовала как бы сама по себе, вне той духовной среды, которая так важна для понимания места и роли образа в жизни общества, в отрыве от исторических событий, с нею связанных.
Н.П. Кондаков как основоположник иконографического метода в изучении памятников христианского искусства еще не уделял должного внимания тем вопросам, которые более всего интересуют нас теперь. Тихвинская икона существовала как бы сама по себе, вне той духовной среды, которая так важна для понимания места и роли образа в жизни общества, в отрыве от исторических событий, с нею связанных. Осознание важности этих проблем пришло к исследователям гораздо позже. Именно к этим аспектам всё чаще обращаются современные ученые.
«Богоматерь Тихвинская». Пелена. Вторая половина XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконе принадлежало несколько подвесных пелен. Источники XIX века упоминают о трех древнейших из них: двух — с вышитым золотом образом «Тихвинской Божией Матери» и одной с изображением святителя Николая Чудотворца. Пелены имели одинаковую композицию: образ в среднике дополняла кайма с шитой литургической надписью. На Богородичных пеленах был использован текст из службы Смоленской иконе; пелену с образом святого Николая сопровождал традиционный для его изображений текст тропаря: «Правило веры и образ кротости...» Монастырское предание связывало создание пелен «с трудами родственников Шуйского и Прозоровского, в образе иноческом подвизавшихся в Тихвинской обители». Однако, уже авторы XIX века склонялись к мысли, что «пелены суть дары царственных особ».
Вторая из упомянутых Богородичных пелен, не сохранившая каймы с надписью и, по ветхости, переложенная при реставрации на новый холст, представлена ниже.
По предположению некоторых исследователей она была вышита в 1515 году в мастерской первой жены великого князя Василия III Соломонии Сабуровой и вложена в монастырь как моление о чадородии.
Тихвинской иконе принадлежали три древние лицевые пелены - две с Богородичным образом и одна с образом Николая Чудотворца. Монастырское предание связывало их создание «с трудами родственников Шуйского и Прозоровского»
Несколько иную композицию имела четвертая древняя пелена к Тихвинскому образу. На ней была представлена не только чудотворная икона, но и образы Архангелов Михаила и Гавриила. Не приходится сомневаться, что в шитье воспроизводилась композиция киота со створами. Эта особенность служит надежной подсказкой при датировке пелены: как и рассмотренные выше иконы со сказанием, она была создана во второй половине XVII века. Источники указывают точную дату этого шитого памятника — 1682 год — и имя вкладчика — стольника С.Г. Дохтурова.
Перечисленные лицевые пелены — это лишь малая часть из всех шитых произведений, входивших в сакральный комплекс, формировавшийся вокруг Тихвинской иконы. Наряду с лицевыми, в него входили и простые, вседневные, полностью лишенные изображений пелены, и пелены с вышитыми Голгофскими крестами. Самыми поздними по времени были изделия мастериц XVIII—XIX веков, в которых шитье и живопись нередко уживались в одном произведении.
И, конечно же, с иконой были связаны особые монастырские церемонии. В XIX веке они совершались в Неделю Православия, когда была положена полная служба в честь Тихвинской иконы; во вторник Светлой недели, в воспоминание победы, одержанной греками над персами и сарацынами заступничеством Богородицы; 26 июня в день явления Тихвинской иконы; 15 сентября в память победы, одержанной русскими над шведами и освобождения монастыря от осады.
С древности в монастыре был установлен и особый чин омовения чудотворной иконы, приуроченный к четвергу Страстной седмицы. Во время его совершении риза на образе слегка приоткрывалась и икона с помощью губки троекратно омывалась святой водой. По омовении к ней прикладывались тонкие платки, заранее приготовленные и принесенные в храм богомольцами. Завершалась церемония целованием образа и раздачей народу освященной воды.
В. Истомин Перенесение Тихвинской иконы Божией Матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 г. 1801 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Уникальная церемония с чудотворным образом, имевшая место 9 июня 1798 года, представлена на картине художника В. Истомина. Она была связана с окончанием ремонта Успенского собора, во время которого чудотворный образ хранился в церкви Рождества Богородицы. Для перенесения иконы в обновленный храм в Тихвинский монастырь вместе с членами семьи прибыл император Павел I. Художник запечатлел императора и его наследника Александра с иконой на руках. За ними следуют императрица Мария Федоровна и великий князь Константин. В нижней части картины строго по центру художник поместил и свой портрет. Надпись на свитке в его руке гласит: «ПИСАЛ СЮ КАРТИНУ СЕЙ ВАСИЛЕЙ. ИСТОМИНЪ. СЪ 2О ГО МАЯ. КОНЧИЛЪ 2 ДНЯ НОЯБРЯ 1801 го года».

Источник:
ПИВОВАРОВА Н. В. Тихвинская икона Божией Матери./ Надежда Валерьевна Пивоварова — СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. - «Русская икона: образы и символы».
Тихвинская икона Божией Матери... ее происхождение таинственно, ведь никто не знает, когда и кто написал этот святой образ. Ее история начинается с чуда: «светозарно шествуя по воздуху», она явилась жителям северо-западной Руси и озарила этот малолюдный и малообжитой край светом Божией заботы. Ее судьба уникальна: из местночтимой иконы она превратилась в эпоху Ивана Грозного в одну из самых значимых святынь Русского государства. Многочисленные чудеса, всенародное почитание и, конечно, разнообразные художественные традиции связаны с этой иконой. Книга из серии «Русская икона: образы и символы» рассказывает о почитании Тихвинской иконы в России и о самых известных ее списках. Автору тома Надежде Валерьевне Пивоваровой удалось живым, ярким, понятным любому языком рассказать об интереснейшем феномене русской культуры. Научная компетентность текста вкупе с многочисленными иллюстрациями делает книгу незаменимым пособием, как для профессионалов, так и для тех, кто только начинает приобщаться к духовной истории Отечества.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...