среда, 4 декабря 2019 г.

Левитановская осень: Вечерний звон



 Шедевр Левитана И.И. "Вечерний звон" в деталях

 ***
Вечерний звон Левитана
Фиолетово-розовой дымкой
Оседает в зеркальном речном рукаве.
В янтарно-болотном лесном тумане
Церквей миротворные лики… (Джон Ричардс)

   Левитан И.И. Вечерний звон. 1892. 108 х 87 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Рубцов
ЛЕВИТАН
(по мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звенит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый  звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Год создания этого шедевра — один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана.
В этом году он написал не­сколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. «Вечерний звон» — одна из них. Ее жанр можно определить как «церков­ный пейзаж» — таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по «мотиву» — «Ти­хая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвав­шая столько восторженных толков. И там, и здесь «моде­лью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца. Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповто­рения, еще раз вернулся к этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном взгля­де становится понятно, что изменилось сама «населен­ность» пространства картины. Если «Тихая обитель» яв­ляла собой некий застывший образ «русской благодати», ее символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как предельно конкретны ее реалии — дорога, хранящая теп­ло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, жи­вые детали пейзажа. И все это необыкновенно характер­но для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к «символизму» он еще вернется в конце жизни — на но­вом витке своей эволюции.
«Вечерний звон» в деталях
Высокая колокольня, взметнув­шаяся над лесом, обозначает мета­физическую вертикаль написанной художником жизни: от земли — к небу, от греховности — к святости. Сам ее образ — в сочетании с назва­нием работы — является одним из элементов педалированной музы­кальности этого произведения.
В небе торжественно плывут розо­вые вечерние облака. Небо в этом произведении (впрочем, это харак­терно для многих работ Левитана) словно удвоено, благодаря своему отражению в тихой воде.
Левитан избегает каких бы то ни было контрастных сочетаний (и в колорите, и в композиции), стремясь под­черкнуть гармонию изобра­жаемой жизни, пронизанной тихим осенним светом.
Люди — редкость на картинах Левитана, он всегда избегал их изображений; человечески­ми голосами часто звучит у него сам пейзаж. Но в этой работе, дабы усилить ее реалисти­ческие черты, художник изобразил паром с паломниками.
Река, по диагонали разрезаю­щая картину и как бы ведущая взгляд зрителя, — один из при­емов построения динамичной композиции.

Окончание следует


Источники:
Сергиевская Н.И. Левитан./ Наталья Игоревна Сергиевская. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 127 с. – (Галерея гениев)
Левитан: 50 художников. Шедевры русской живописи, вып. 14./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/isaak_lewitan.txt - здесь полностью статья Константина Паустовского «Исаак Левитан»


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...