Шедевр Левитана И.И. "Вечерний звон" в деталях
***
Вечерний звон Левитана
Фиолетово-розовой дымкой
Оседает в зеркальном речном рукаве.
В янтарно-болотном лесном тумане
Церквей миротворные лики… (Джон Ричардс)
Вечерний звон Левитана
Фиолетово-розовой дымкой
Оседает в зеркальном речном рукаве.
В янтарно-болотном лесном тумане
Церквей миротворные лики… (Джон Ричардс)
Левитан И.И. Вечерний звон. 1892. 108 х 87 см. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Николай Рубцов
ЛЕВИТАН
(по мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звенит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
ЛЕВИТАН
(по мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звенит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Год создания этого шедевра —
один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана.
В этом году он написал
несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного
мира. «Вечерний звон» — одна из них. Ее жанр можно определить как «церковный
пейзаж» — таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по
«мотиву» — «Тихая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая
столько восторженных толков. И там, и здесь «моделью» для художника послужил
Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца. Вопрос: почему Левитан,
для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, еще раз вернулся к
этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном
взгляде становится понятно, что изменилось сама «населенность» пространства
картины. Если «Тихая обитель» являла собой некий застывший образ «русской
благодати», ее символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от
излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины
предельно конкретно, как предельно конкретны ее реалии — дорога, хранящая тепло
ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И все это
необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к
«символизму» он еще вернется в конце жизни — на новом витке своей эволюции.
«Вечерний звон» в деталях
Высокая колокольня, взметнувшаяся
над лесом, обозначает метафизическую вертикаль написанной художником жизни: от
земли — к небу, от греховности — к святости. Сам ее образ — в сочетании с названием
работы — является одним из элементов педалированной музыкальности этого
произведения.
В небе торжественно плывут
розовые вечерние облака. Небо в этом произведении (впрочем, это характерно
для многих работ Левитана) словно удвоено, благодаря своему отражению в тихой
воде.
Левитан избегает каких бы то
ни было контрастных сочетаний (и в колорите, и в композиции), стремясь подчеркнуть
гармонию изображаемой жизни, пронизанной тихим осенним светом.
Люди — редкость на картинах
Левитана, он всегда избегал их изображений; человеческими голосами часто
звучит у него сам пейзаж. Но в этой работе, дабы усилить ее реалистические
черты, художник изобразил паром с паломниками.
Река, по диагонали разрезающая
картину и как бы ведущая взгляд зрителя, — один из приемов построения
динамичной композиции.
Окончание следует
Источники:
Сергиевская Н.И. Левитан./ Наталья Игоревна Сергиевская.
– М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 127 с. – (Галерея гениев)
Левитан: 50 художников. Шедевры русской живописи, вып.
14./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/isaak_lewitan.txt
- здесь полностью статья Константина Паустовского «Исаак Левитан»
Комментариев нет:
Отправить комментарий