суббота, 28 декабря 2019 г.

Символика православного надглавного креста. Продолжение



Символика православного надглавного креста. Продолжение
Автор текста: Анашкевич Марина Александровна
"Оружие невидимой брани"
         г. Нижний Новгород. Кремль. Собор Архангела Михаила. ХVI - ХVII век.
«Вместо щита ограждай себя Честным Крестом … Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен». (Преподобный Ефрем Сирин).
Крест Господень – это оружие мира, меч духовный, которым побеждаются враги видимые и невидимые.  «Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» - так величают Крест Господень в церковных канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы. Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Наглядный пример – крест церкви Георгия Победоносца «на Торгу» в Великом Новгороде. Выходящие из середины надглавника четыре копья образуют еще один, косой крест. Святой, поражающий змея копьем, - этот образ знаком и дорог каждому с детства…
Однако наделенный воинскими атрибутами, крест-надглавник не имеет ничего общего с «холодным» оружием, ведь Крест Спасителя – орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленных в горниле Страстей Христовых.

Признаком «меча» (клинка) может быть лезвие (чаще изогнутое) или его рукоять. Наиболее узнаваемая ее часть – это пластина, прикрывающая руку от ударов противника. Изогнутая планка, часто помещаемая на накупольник вместо косой перекладины, имеет то же значение, что и металлическая пластина. Подтверждает это и такая языковая параллель: словом «крыж» (крест латинский, католический) называлась также рукоятка меча, палаша или сабли. Акцентирование внимания на этих деталях вполне закономерно, так как монашеское облачение считается одеянием воина Христова: клобук – шлемом, хоругвь – военным знаменем, Крест – «оружием непостыдным»: рукоятка меча (оружия воина) как бы соединяется с распятием – добровольной жертвой ради других. Ибо зло можно победить только любовью. Поэтому Крест Господень – это «оружие мира», что подчеркивается в канонах неоднократно. Это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружаясь им, человек становится неуязвим: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый … А паче всего возьмите щит веры, которым возмодете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 13-17)
Владимирская область. г. Александров. Успенский монастырь. Церковь Успения Богоматери 1570-с. 1663-1666 гг.
Образ Креста-щита тоже имеет место в храмовой символике: ведь щит - это прежде всего защита, а что охраняет человека так, как вера?
Крест Успенской церкви в городе Александрове, наверное, единственный в своем роде: сразу бросаются в глаза Кресты на щитах, а сам «рыцарский» образ надглавника в целом навевает звуки сражения, ударов молота о наковальню и сердечного стука создавшего этот шедевр мастера: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость, и победа, и щит, и стена нератуема…»

"Знамя победы"
г. Нижний Новгород. Колокольня Рождественской церкви. ХVIII век.
«Этим спасительным знаменем как оборонительным оружием всегда пользовался василевс для преодоления противной и враждебной ему силы и приказал во всех войсках носить подобное ему». (Евсевий Кесарийский).
Крест-хоругвь, или крест-триумфатор, знаменует собой победу Христа над смертью. Крест дарован Церкви как знамя победы Царства благодати над царством греха. Равноапостольный император Константин одержал победу над врагами с помощью Господа, явившего ему на небе Свое знамение – сияющий четвероконечный крест. Святой царь свидетельствовал: «Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим победиши!»
Так промыслительно крест, бывший у язычников орудием позорной казни, стал знаменем победы, торжества христианства. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest13.htm

"Четвероконечная сила"
Тульская область. Арсеньевский район. с. Монасихи. Церковь Георгия Победоносца. ХIХ век.
«Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного Креста». (Святитель Димитрий Ростовский).
Четырехконечный равносторонний Крест есть знамение Креста Господня.  Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме Крестов на главах храмов и колоколен» отмечает, что «до 1551 года Кресты на храмах были четвероконечные, а с 1551 года начали быть поставляемы и осьмиконечные». Такого мнения держались до Московского собора в 1667 году, а с этого времени по причине хуления раскольниками четвероконечного Креста снова стали поставлять на церквах православные Кресты четвероконечные… Спустя несколько времени, когда утихли смятения раскольников, стали ставить на церкви четвероконечные и осьмиконечные Кресты по произволу. Церковью православной почитается как осьмиконечный, так и четвероконечный Крест, не ради внешнего их вида, но ради распятого на Кресте Господа Иисуса Христа». Четырехконечный Крест бывает разных видов. Например, греческий, равносторонний, который считается также и древнейшим русским Крестом и именуется «корсунским». Этот вид Креста символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Все Таинства, совершаемые в видимой, земной церкви, обретают силу благодаря содействию невидимой – Небесной Церкви.
В отличие от греческого Креста, традиционного для Византии, у четырехконечного латинского Креста, принятого римской церковью, вертикальный нижний отрезок длиннее трех остальных. Удлиненная нижняя часть такого Креста знаменует долготерпение Божественной Любви, отдавшего Сына на распятие за грехи мира. Надо также добавить, что латинский, или прямой, Крест стал предтечей восьмиконечного Креста

"Мерило Праведное"
Московская область. Балашихинский район. с. Саввино. Церковь Преображения Господня. ХVII век.
«С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его». (Евангелие от Марка. Глава 15, стих 27).
Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Великий символ христианской веры – Крест с распятым на нем Спасителем – уже больше двух тысячелетий открыт взорам миллионов людей. Для тех, кто знаком со Святым Евангелием, голгофский образ Христа дополняется образами двух разбойников, из которых нераскаявшийся злодей попадает в ад, а благоразумный входит в Царствие Божие.
Как на Голгофе для двух распятых вместе с Христом разбойников, так и в жизни каждого человека Крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.
Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда.
Шестиконечный православный Крест с косой нижней перекладиной – один из древнейших русских Крестов.

"Святой жертвенник"
г. Москва. Кремль. Церковь Двунадесяти апостолов. 1652-1656 г.г.
Сам дар и Сам храм есть; Сам архиерей,
Сам жертвенник и Сам очистилище.
Сам приносящий, Сам и приносимый за мир в жертву. (Святитель Кириллл, архиепископ Иерусалимский)
Крест семиконечной формы хранит в себе тайну Преображения: орудие позорной казни стало местом Божественной Жертвы.
Семиконечный Крест можно увидеть на куполе церкви двунадесяти апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, на Ильинской церкви в селе Вязенцы и других. Крест такой формы имеет верхнюю малую перекладину, среднюю длинную и косое подножие.
Вертикаль данного накупольника не имеет пересечения с верхней перекладиной. Последняя, служа навершием Креста, придает ему вид Т-образного креста из двух брусьев в форме греческой буквы Т-«таф», который служил орудием казни в Римской империи и, видимо, был древнейшей христианской формой креста.
Нижняя перекладина, или подножие (в данном варианте косое, но нередки случаи, когда его прикрепляют под прямым углом к вертикали Креста), имеет еще одно важное значение.
Ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу. Поэтому подножие крестное как часть новозаветного жертвенника указывает на священническое служение Спасителя мира, который искупил чужие грехи «принеши в жертву Себя Самого» (Евр. 7, 27) и, таким образом, сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6, 20), «имеет и священство непреходящее»  (Евр. 7, 24).

"Ось мироздания"
 
Владимирская область. Успенский монастырь. Церковь Покрова Богородицы. ХVI век.
«Крест - основание Церкви, утверждение вселенной <…>. Он водружен посреди вселенной, насажден на лобном месте, и тотчас произрастил гроздь жизни». (Преподобный Ефрем Сирин).
»Крест приводит нашу мысль ко глубинам мироздания, открывает тайны бытия всего видимого и невидимого». (Митрополит Минский и Слуцкий Филарет)
Восьмиконечный крест это образ Креста Христова. Именно такая форма наиболее соответствует Кресту, на котором распяли Спасителя. Восьмиконечный Крест по праву именуется «русским», поскольку такой вид Креста является самым распространенным на Руси.
Но дело, конечно, не в «национальной» принадлежности. История развития формы главного христианского символа доказывает бессмысленность каких-либо предпочтений. И если четвероконечный Крест есть знамение, то восьмиконечный крест это образ Креста Христова, так как именно такая форма наиболее соответствует Кресту, на котором распяли Спасителя.
Сам образ Распятого Христа прообразует собою Крест, вертикальная линия которого указывает на Божественную сущность Спасителя, а горизонтальная — на Человеческую. Это основа основ любого Креста, в том числе и восьмиконечного.
Помимо вертикали и горизонтали, составляющих «корсунский» (или «латинский») крест, «русский» менее лаконичен. Он имеет верхнюю малую перекладину, среднюю длинную и короткую нижнюю (косое подножие). К средней перекладине были пригвождены руки Христа. Верхняя обозначает титло, или дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», прибитую по приказу Понтия Пилата над головой Распятого, нижняя — подставку для ног. Такое обманчивое ощущение опоры лишь продлевает мучения казнимого на Кресте. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest17.htm

"Хранитель вселенной"
г. Вологда. Церковь Варлаама Хутынского. 1777 г.
«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Евангелие от Иоанна. Глава 12, стих 32)
«Взгляните на Крест. Иисус Христос на Кресте, с руками простертыми, готовыми принять в свои объятия каждого приходящего к Нему». (Протоиерей Валентин Амфитеатров)
Чтобы указать на вселенское значение Креста Христова, знак креста изображают вписанным в круг, символизирующий небесную сферу, вечность. Крест есть символ устроения и порядка, в противоположность неустроенности и хаосу. Поэтому нередко, чтобы указать на вселенское значение Креста Христова, который «вселенная поклоняющися со страхом целует», знак Креста изображают вписанным в круг, символизирующий небесную сферу, вечность. Тем самым подчеркивается космологический образ Креста: широта Креста и долгота небеси равна есть…
Древние надглавные Кресты своей четырехчастностью выражают христианскую идею восстановления и преображения вселенной Сыном Божиим, посланным в мир. И сама форма византийского храма, крестообразная в своей основе и дополненная круглым куполом, несет в себе символику крестов греческих пропорций, когда композиция развивается равномерно во все четыре стороны от единого организующего центра — образа Христа. Распятый на Кресте Спаситель с распростертыми руками призывает в свои объятия всю вселенную и держит «все концы земли» (Ис. 45,22).
В канонах, посвященных Кресту Господню, он величается как «хранитель всей вселенной», ее утверждение. Он есть «высота Божественная, глубина неизглаголанная» и «широта безмерная» — то есть великая сила, которая содержит в себе все небесное, земное и преисподнее. По слову святого Климента Александрийского: «Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся»…

"Вознесшееся на Крест Солнце в полудне"
Псковская область, Локнянский район, с. Дунями. Церковь Архангела Михаила. (XVII - XVIII в.)
«Ныне радость на небе и на земле, ибо светоносный и Животворящий Крест Христов является миру. Мрачная тьма прогоняется и все концы земли просвещаются». (Святитель Иоанн Златоуст)
«Лучи и блеск Креста — солнца светлейшее сияние». (Преподобный Феодор Студит)
Исходящие из центра креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Едва ли найдется на земле человек, который не знает, что солнце это источник света и тепла, и без него невозможна жизнь на планете. А «чудно простираемому» Кресту Господню солнце служит нимбом. Но Крест христов, «светом безмерным озарен», превосходит дневное светило — ведь Солнце, как и Вселенная, созданы Творцом: "На Кресте Тя, Сильне, светило великое виден, трепетом взятся, лучи сопрятав..."
20 мая (7 мая по старому стилю) Церковь отмечает Воспоминание о Кресте Господнем в Иерусалиме, когда на небе в третьем часу утра «явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца».
Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл. По-гречески — «свет» означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
Но как передать свет невещественный средствами, ограниченными рамками земного восприятия? Тем более что материал у русских кузнецов был один — холодный металл. А в придачу к нему клещи, молот да собственные руки. Но недаром кузнец в народных сказках волшебник. И все земные стихии «волшебнику» служат: и воздух, и вода, и огонь... Да, с огнем имели дело древние мастера и поэтому знали, что «свет небесный, солнечную зарю спасения» можно передать только сиянием. А самый простой способ изображения света-сияния — прямые и волнистые линии, исходящие из средокрестия, то есть лучи. Причем, украшая центр Креста прямыми лучами, мастер показывал, что они источник прямого света, если же волнистыми, то горения, тепла. А чаще всего и теми и другими вместе, помня, что солнце есть образ Божественной славы: «Чудно простираем, солнечныя лучи испущаше Крест, и поведаша небеса славу Бога нашего». Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest19.htm

"Звезда утренняя"
г. Нижний Новгород. Рождественская церковь. 1719 г.
«И се, звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». (Евангелие от Матфея. Глава 2, стих 9)
Крест есть сверкающий звездами образ - свет Рождества Христова. «Яко пресветла звезда и яко бисер благолепен, и пресиянное солнце, вся озаряет земли концы, Крест Господень», — поется в православном каноне.
Царица звезд это Вифлеемская звезда, свет Рождества Христова. Это и Христос, воскресший после смерти на Кресте и вознесшийся в небо: «Я, Иисус, <...> звезда светлая и утренняя» (Отк. 22, 16).
Звезда есть символ духовной мудрости и чистоты. Это вестник нового дня, сигнал для пастухов, свет, борющийся с тьмой. Это и Крест Господень, который «сияет яко звезда на небеси».
Создатели накупольных Крестов, вторя песнопевцам, славили «сверкающий звездами образ» на свой лад, с помощью молота и клещей, — ведь недаром по народному поверию те упали с неба, да и сами звезды древние люди считали искрами божественного огня. И самым излюбленным у мастеров-кузнецов был следующий прием: исходящее из средокрестия лучевое сияние украшалось звездочками на концах…
Торжество Креста не раз явлено человеку и в природе: например, одно из самых ярких созвездий, Южный крест, получило такое название благодаря своей форме. Более длинная «перекладина»  Южного креста почти точно указывает на Южный полюс. Жаль, конечно, что этот звездный крест южных широт не виден с территории России, но и у нас есть чем удивить мир. Взгляните на поистине рукотворное чудо, сплошь усыпанное звездами. Этот крест венчает Рождественскую церковь в Нижнем Новгороде, и как же при виде его не воскликнуть: «Им же весь мир освящается!»

"Светозарная молния"
Московская область. Одинцовский район. с. Юдино. Церковь Преображения Господня. 1720 г.
«Крест воздвижется, и падают духов воздушных чинове, Крест снизходит, и нечестивии вси ужасаются,
яко молнию видяще крестную силу». (Канон Честному Кресту. Творение Григория Синаита)
Бьющие из центра и концов Креста прямые и зигзагообразные стрелы-молнии - символ благодатного и очистительного огня. В православном каноне крест сравнивается также с молнией: «блистаньми твоими озаряеши сущия во тьме, и демоны попаляеши, краснейший Кресте». Его бежит нечистый дух, «яко молнию видяще Крестную силу».
Бьющие из центра крестов-накупольников прямые и зигзагообразные стрелы словно и впрямь разряды молнии. Их золотое блистание походит на ослепительные вспышки, пронзающие мрак. Такое зигзагообразное украшение из тонко откованного прута в обиходе называют «змейкой».
«Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся Крестным знамением» — возглашается в широко известной молитве Кресту Господню. Из ее слов видно, что для демонов нет ничего страшнее Крестного знамения. В отличие от людей они не боятся электрических разрядов, их превращает в ничто только удар молнии-Благодати.
…Не всегда можно отличить на накупольном кресте, где из его средоточия исходят солнечные лучи, а где бьют огненные вспышки молнии. Последние, по всей видимости, имеют место там, где «вспышки» света более зигзагообразного и заостренного вида. Но и в том и в другом случае это — символ Благодатного и очистительного огня.
В заключение следует отметить, что любые символы света или огня, как то молния, солнце, звезда, служат лишь выразителями главной идеи — светоносности самого Креста, который изначально имеет четыре луча света жизни, исходящие из единого источника. И когда мастер хотел подчеркнуть это, он выделял центр креста кругом или лучистым ромбом. Подробнее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest21.htm

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источник:
Русский крест. Символика православного надглавного креста./ Фотографии Энвер Ибрагим оглы Шейдаев; текст Марина Александровна Анашкевич — М.: Р89 ACT: Астрель, 2006. - 300, [4] с: ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...