среда, 1 января 2020 г.

Символика православного надглавного креста. Окончание



Символика православного надглавного креста. Окончание
Автор текста: Анашкевич Марина Александровна
"Кормчий плавающих"

          Тверская область. г. Старица. Успенский монастырь. Собор Успения Богоматери. 1530 г.
«Храм без Креста немыслим, как тело без главы или как тело без души, как корабль без мачты, а с Крестом он имеет внешнюю законченность, полноту, главу и как бы душу, словом, он вполне храм христианский снаружи». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Символ полумесяца в главном своем значении это корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом. Довольно часто на купола православных церквей ставят Крест с полулунным подножием. Но что означает символ полумесяца, «затмивший» даже солярный знак?
Обратимся к архимандриту Макарию, как к надежному источнику: «Употребление под крестами полумесяцев, обращенных концами кверху, изъясняется различно. Большею частью объясняют сие победою Креста над луною, или памятником свержения монголо-татарского ига, так как луна у поклонников Мухаммеда в таком же уважении, как у нас, христиан, Крест…»

Храмы с Крестом на полумесяце употребляли до времени владычества монголов. Символ полулуния принят был прежде нашествия и принят из Византии, где он был символом древнейшим, т.е. до просвещения Византии христианскою верою. Далее здесь http://www.russkiysobor.com/krest22.htm

"Якорь надежды"
Московская область. г. Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Собор Успения Богоматери. 1559-1585 г.г.
«Более надежного якоря нет, как Крест спасательный». (Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский).
Изображение якоря в период преследования христиан языческими властями заменяло образ Креста. Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его и качают волны, но потопить не могут.
Крестообразной формы якорь еще у первых христиан был символом надежды на крестный дар Спасителя — Царствие Небесное. Все верующие в Христа имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18—19).
Изображение якоря в период преследования христиан языческим властями заменяло образ Креста — новообращенный таким образом помнил об осторожности. Как символ надежды и спасения, якорь изображался на стенах катакомб вместе со словом «мир».
Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста-«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения (круглые, треугольные, стреловидные) на окончаниях дуги.

"Царский путь"
г. Санкт-Петербург. Князь-Владимирский собор. 1741-1789 г.г.
«Крест — к небесам путеводитель беспреткновенный». (Преподобный Феодор Студит)
«В древнерусском храме не одни церковные главы — самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко Кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении.
Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров у подножия Креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается золоту небес». (Религиозный философ Евгений Николаевич Трубецкой)
Крестные стрелы указывают спасительный путь в направлении добра. Направление пути в обычных житейских обстоятельствах указывается стрелкой. В народных сказках судьбоносный полет стрелы определял жизненный выбор героя. В мистическом смысле стрела означает перст Божий. «Скажи мне, Господи, путь возьми душу мою, и пойду...», - взывает к Богу псалмопевец Давид, готовый отвергнуть почести и славу.
«Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23), — таков Божий завет, из которого следует, что Крест промыслительно ведет нас «путем новым и живым» (Евр. 10, 19) прямо на небо.
Завершения надглавных крестов часто имеют классический вид стрелы или пики с заостренным наконечником. А вот на кресте Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге «наконечники» затуплены, причем в Центральной части фигуры особо выделен четырехконёчный крест с округлыми концами, и именно на этой, самой важной детали заостряется внимание. Мастер, видимо, хотел таким образом подчеркнуть, что крестные стрелы не наносят ран. Они только указывают спасительный путь — в направлении добра.

"Небесная лествица"
г. Вологда. Церковь Илии пророка в Каменьи. 1698 г.
«Крестом, как божественною лестницей, восходили на небеса все угодники Божии». (Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич)
«Ярусы храма символически отражают связь земной церкви с иерархией Церкви Небесной, с ярусами небес, восходящих к Престолу Божьему. Уменьшение ярусов кверху и является образом уменьшения числа входящих в высшие Небеса». (Историк архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев)
Крест в духовном смысле является лествицею символом вхождения в Небеса. По лестнице, сотворенной человеческими руками, можно подняться вверх, но можно спуститься и вниз. Иное дело — лествица Божественная, ведущая в небесные чертоги. Лестница у многих древних народов была символом восхождения, а в христианской традиции она стала образом Вознесения.
Крест-лествица на вологодской церкви Илии Пророка в Каменьи словно создана из звезд — верно, по такой восходил сам Иаков:
«…вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней». (Быт. 28, 12). В видении патриарха Иакова две части стоящей на земле и достигающей до неба лестницы, пересекаясь, прообразовывали крест, являющийся мистическим указанием двух путей: с неба на землю и с земли на небо.
Крест в духовном смысле является лествицею: на небо восходят трудами и скорбями, а побеждаемые страстями ниспровергаются долу. Две стороны христианской лествицы означают веру и воздержание, а ступени — христианские добродетели: терпение, целомудрие, смирение. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest25.htm

"Ключ Царствия небесного"
Московская область. Луховицкий район. с. Дединово. Церковь Троицы Живоначальной. 1700 г.
«Крест есть ключ Царствия Небесного; он отверзает рай». (Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский)
«Крест освещает лабиринт нашего собственного сердца, становясь ключом к сокровенным тайнам души». (Митрополит Минский и Слуцкий Филарет)
Крест Христов служит ключом, отворяющим двери в рай. Крест и Царствие Небесное связаны между собой: не понесши первого, нельзя достигнуть второго. У каждого человека свой крест, и Господь ведет нас к спасению различными путями, но все они, так или иначе сходятся в одной точке. Выше уже говорилось, что Крест есть посредник между небом и землей, что он олицетворяет собой идею центра, где созидается мир. Точка пересечения горизонтали с вертикалью, именуемая в ставрографии средокрестием, символически показывает место встречи человека и Бога.
Нередки случаи, когда Кресты на храмах украшены восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Причем «восьмерка» традиционно помещается в центр металлической конструкции. Она образована сложением двух символов — нимба (сияния Божественности, святости) и цаты (драгоценной подвески в значении «целомудренность», «непорочность»). Первоначально эта подвеска служила украшением икон Богородицы, а затем стала применяться шире: на иконах мужского монашества, а также на надглавных и нательных Крестах. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest26.htm

"Ангел хранитель"
г. Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. ХVII век.
«Существует народное верование, что на каждом церковном кресте стоит Ангел Господень, передающий все молитвы, творимые в храме, к Престолу Всевышнего». (Архитектор Альфред Александрович Парланд)
Господь посылает ангела в каждый вновь выстроенный и освященный храм для служения при Святом Престоле в алтаре. Ангел в переводе с греческого означает «вестник». На накупольных Крестах можно часто увидеть фигуру одного ангела или двух трубящих вестников по правую и левую стороны.
Такое прочтение символа — Крест-ангел, то есть несущий благую весть, — приходит на ум в первую очередь. Но в канонических текстах, прежде всего, делается упор на том, что Крест Христов «ангелов слава и демонов язва» и что ему «служат чинове ангельстии, и со страхом предстоят». На Кресте церкви Святых отец Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря видим, как два ангела держат царский венец.
Более традиционным способом изображения является ангел, обнимающий Крест правой рукой и как бы парящий с ним в небе…
«Практическое» использование Креста — когда ангел на нем служит в роли флюгера возможно только на колокольнях.
Прикрепляя к кресту медного ангелочка, мастер подчеркивал тем самым, что у церкви тоже есть ангел хранитель. Господь посылает ангела в каждый вновь выстроенный и освященный храм для служения при Святом Престоле в алтаре. И даже если храм лежит в руинах, ангел не может покинуть определенное ему место служения до скончания века.
От многих и многих церквей в России не осталось даже руин — их просто стерли с лица земли наши деды и прадеды. И нам — их внукам и правнукам — предстоит долгий покаянный труд по восстановлению поруганных святынь. А помощник нам в этом благом деле — ангел той церкви, что поднимается из руин.

"Умными Силами всюду окружаем"
г. Москва. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682 г.г.
«Эдем хранящее обращающееся оружие, Кресте, устыдеся страшный же Херувим уступи на тебе пригвожденному Христу...» (Канон на Воздвижение Честного Креста. Творение Кир Космы)
Все девять чинов ангельских служат Животворящему Кресту, который выше Сил Небесных. Нередко в завершениях надглавных Крестов встречаются изображения херувимов, олицетворяющих собой Силы Небесные. Херувимы, как правило, украшают концы Креста, заменяя листья и соцветия; иногда изображения крылатых существ можно обнаружить в сквозных круглых медальонах.
При первом, беглом взгляде на Крест московской церкви Николы в Хамовниках кажется, что он искусно украшен узором в виде птиц — целой стайки, сгустившейся на «ветви». Но нет: мы видим шестикрылых херувимов — высший чин ангельский.
Имея различные степени приближения к Творцу, безплотные силы образуют небесную иерархию: Херувимы вместе с Серафимама и Престолами представляют первую, высшую триаду (находящуюся в непосредственной близости к Создателю). Затем идет вторая триада, отражающая принцип Божественного мировладычества: Господства, Силы, Власти. Третья триада — Начала, Архангелы и Ангелы - характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку.
И премудрых херувимов, и пламенных серафимов на иконах и фресках часто изображают одинаково: это человеческий лик в окружении шести крыльев. Лик может быть прикрыт двумя крыльями тем самым подчеркивается, что даже высшие из духовных существ, ближайших к Богу, недостойны взирать на Него.
«Умныя воинства тя вся почитают, Кресте всесвятый», «вся Силы Небесныя тя величают», «предстоят чинове тебе безплотных трепещущу, Древо живодательное»...  песнопевцы не устают повторять, что даже ближайшие к Богу создания трепещут перед величием Креста Христова.
А раз подобную высоту и славу трудно выразить даже словом, то для воплощения этого образа в металле нужны просто золотые руки. Так что задача, перед кузнечных дел мастерами, стояла не из легких, но они с ней блестяще справились, не так ли?
Как птицы живут и поют в кроне дерева, так и все девять чинов, все полки ангельские служат Животворящему Кресту, который выше Сил Небесных. Для них на небе — всегда Пасха...

"Всевидящее око"
г. Вологда. Колокольня Софийского собора
«И все драгоценное видит глаз Его». (Книга Иова. Глава 28, 10)
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». (Псалом 32, стих 18)
Всевидящее око означает  Промысел Божий, всеведение. Редчайший случай: нижняя перекладина надглавного Креста в виде глаза в обрамлении лучей-ресниц. Может быть, создатель этого Креста переусердствовал, зашел слишком далеко в своей фантазии? Нисколько. Разглядывал сюжеты фресок на стенах храма или молясь перед иконой, кто-то наверняка уже видел подобный глаз или, что вернее, Всевидящее око. Часто оно изображается в лучах и вписанным в треугольник, а означает одно: Промысел Божий, всеведение.
Псалмопевец Давид, богобоязненный царь и пророк, знал цену человеческого величия в глазах Господа, и, воспевая Божественную славу, не уставал повторять, что у людей не может быть тайн от своего Создателя: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих <...> он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32, 13--15).
Еще с глубокой древности люди замечали необычное явление: над некоторыми старинными церквами с удивительным постоянством в небе появляется круглое отверстие, которое долго не затягивается даже при сильной облачности. Днем через него видно голубое небо, а ночью — яркую звезду. Старики называют это явление «Божьим оком» и верят, что через это окошко в небе Господь наблюдает за земными делами.
Возможно, мастер-кузнец тоже был свидетелем такого чуда. И благодаря его золотым рукам мы тоже можем увидеть Божественное око на светоносном Кресте колокольни Софийского собора в Вологде.
А может, мастер хотел таким образом подчеркнуть, что все в жизни надо поверять Крестом, подобно одному монах который имел в своей келье окно в форме Креста, и поэтому все внешнее видел сквозь этот Крест.

"Стоящие при Кресте"
г. Псков. Часовня Четырех святителей
«При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жёно! се, сын Твой». (Евангелие от Иоанна. Глава 19, стихи 25—26)
Четкость силуэтов и характерность поз предстоящих Кресту Богоматери и святых делают их узнаваемыми даже на расстоянии. В главё о Крестах-накупольниках с орудиями Страстей Христовых отмечалось, что традиционно не принято украшать главу храма Крестом-распятием. И все-таки такая символика существует, но прикровенно для глаз, и сокрыта она в самом сердце Креста. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest30.htm

"Имя Бога свято"
Московская область. Подольский район. с. Дубровицы. Церковь Знамения Богородицы. 1690-1704 г.г.
«И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский». (Евангелие от Луки. Глава 23, стих 38 )
В медальонах прорезного или кованого Креста можно обнаружить надпись «IНЦI» (Иисус Назорей, Царь Иудейский), а также «ЦРЪ СЛВЫ» (Царь Славы) и «iС ХС» (начальные буквы имени Иисуса Христа). В дивном узорочье прорезного Креста иногда сложно разглядеть что- либо конкретное. Одни Кресты имеют простой декор, в основе которого лежит геометрический (к примеру, диагональная перекрестная сетка, византийское плетенье) или растительный орнамент, другие — более сложный: с органично вписанными в узор христианскими символами, монограммами и криптограммами. Но последние на «теле» прорезного или кованого Креста можно обнаружить только при внимательном, детальном рассмотрении  это, как правило, надпись на титле IНЦI» (Иисус Назорей, Царь Иудейский), а также ЦРЬ СЛВЫ» (Царь Славы) и «IС ХС» (начальные буквы имени Иисуса Христа) на завершениях крестных «ветвей». Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest31.htm

"Царь любви"
г. Торопец. Надглавный Крест церкви Тихвинского монастыря
«И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я — Господь». (Книга Пророка Иеремии. Глава 24. стих 7 )
«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите Крестыдля того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Крест с украшениями в виде сердца есть знак и доказательство любви Бога, изливаемой на мир. В течение тысячелетий сердце считалось не только самым важным жизненным органом, но и место-пребыванием души. Сердце человеческое в библейских текстах называется вместилищем как добра, так и зла. Но только «чистые сердцем <...> Бога узрят» (Мф. 5, 8). Поэтому так часто в канонах и молитвах встречается обращение ко Кресту просветить светом Христовым сердца и души: «Крест спасительный» всех сердца верно приходящих освящает, просвещает благодатию».
Крест, изображающий собой пламенное желание Бога благословить и спасти человечество, есть знак и доказательство неисчерпаемой, бессмертной любви, изливаемой на мир.
Верхнее и боковые окончания представленных здесь надглавных Крестов их создатели украсили сердцами. Этот символ любви может быть и в средоточии Креста. С помощью широко известной символики мастера хотели показать, что Крест Христов есть Царь любви, обнимающей весь мир, что выше любви Бога к человеку нет ничего.
Главное украшение надглавного Креста церкви Тихвинского монастыря в Торопце искусно выкованный орнамент; ажурная композиция, слагающаяся из сердечек разной величины, смотрится на фоне неба весьма выразительно.

"Венец красоты"
Московская область. Надглавный Крест церкви в с. Тарасовка
«Крест из всех сокровищ есть сокровище много ценнейшее... Вид и образ Креста — всех предметов украшение благолепнейшее». (Преподобный Феодор Студит)
«Вне Креста нет живого познания Христа». (Святитель Игнатий Брянчанинов)
«Красота спасет мир». (Федор Михайлович Достоевский)
Символика Православного Креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия. Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в литургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной: «Ныне же благолепнейшим светом живоносный просия Крест Твой, Христе, церковную показуя сокровенную красоту», «яко пресветлою и неприступною красотою осия».
Спаситель мира понес ради падшего человечества все виды Креста. Перед Его жертвенным Крестопошением меркнут любые символы и россыпи слов. Эта Божественная сокровенная красота постигается только ответной, жертвенной любовью к Богу
Как нательный Крест для христианина — не ювелирное украшение, так и Крест на маковке храма хоть и радует глаз, но ставится он во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. При освящении его читаются особые молитвы, в которых священник просит Бога, чтобы Он дал Кресту благодатную силу. И знание этого нисколько не мешает разглядывать неповторимую узорную вязь, очертания и завершения «ветвей» накупольного Креста, любоваться его дивными пропорциями в целом, восхищаться им не только как произведением искусства, но и духа человеческого — ведь в каждой работе чувствуется уверенность мастера в том, что он производит не что-то случайное, временное, ради добывания себе пропитания, но делает это по вдохновению и любви, ради высшей цели. Да и Крест не позволит «спуститься вниз» — ведь он устроен так, чтобы всеми линиями устремляться в высоту...
Правда, к радостному любованию примешивается чувство сожаления, что многие из этих бесценных шедевров, наверное, уже утрачены и остались лишь на снимках, что перед нами. А ведь это целый пласт народного творчества, совершенно при этом не исследованный. Но нет: где-то в глубине души живет вера, что сотворенное во славу Божию и на радость людям не может исчезнуть бесследно. Есть такое выражение: «рукописи не горят». Тем более тогда не могло сгогреть то, что прошло «золочение через огонь» (была и есть в кузнечном деле такая технология, довольно вредная для организма). Когда же речь идет о духе, заповедь Закона неумолима: «Золото, серебро, медь, железо, свинец и олово и все, что может проходить сквозь пламя, следует испытывать, чтобы узнать их чистоту».
Что ж, горящие золотом творения безизвестных мастеров выдержали испытание таким огнем. И прошли проверку на прочность самой разрушительной стихией — временем. Пока существует жизнь на земле, будет существовать и преемственность поколений, И тому, кто будет продолжать дело прапрадедов-кузнецов, может пригодиться коллекция крестов Энвера Шейдаева, большая часть которой представлена на страницах этого сайта.
«Крестом да железом хоромы поднимают», — была в ходу у русского мастерового такая поговорка.  Про любой из этих, как будто и не железных Крестов-накупольников, можно сказать, что он «красен паче порфира и злата». Такой легкий, «кружевной» стиль получил яркое воплощение в Москве, Ярославле, Вологде и других городах Центральной России, которая всегда славилась своими умельцами. Правда, чтобы добиться подобного мастерства и претворить дело прадедов в жизнь, недостаточно воскресить забытые технологии и найти спонсоров. Нужно иметь за душой то, что было у русских мастеров. Если бы их, в большинстве своем нё ученых грамоте людей, спросили сейчас, какая такая «красота спасет мир», то они, поглядев на «краснейший Кресте», венчающий купол, не задумываясь, ответили бы: «Христова».

Источник:
Русский крест. Символика православного надглавного креста./ Фотографии Энвер Ибрагим оглы Шейдаев; текст Марина Александровна Анашкевич — М.: Р89 ACT: Астрель, 2006. - 300, [4] с: ил.
– Такая книга сейчас очень нужна, – сказал председатель издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Климент (Капалин), – ведь далеко не все понимают важность и смысл православного креста. Это же не просто украшение храма. Не случайно большевики первым делом пытались сбросить с церквей кресты. Их даже изображение креста пугало. На фотографиях его ретушировали, а фотоснимки храмов в советское время предписывали делать с южной стороны, чтобы крест сбоку не был виден. Откуда же такой страх? Казалось бы, если вы не верите, то чего боитесь? Вы же Змея Горыныча, допустим, не страшитесь, потому что знаете, что его нет, разрешаете сказки про него издавать. Дело в том, что и они чувствовали силу креста. Ведь это – символ победы Христа, для одних – спасение, для других – неотвратимая угроза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...