пятница, 27 декабря 2019 г.

Символика православного надглавного креста



Символика православного надглавного креста
Автор текста: Анашкевич Марина Александровна

Крест "Трисоставный"
Если вникнем внимательно, то в одном крестном знамении найдем как бы сокращенный Символ веры. Изображая крест, мы произносим слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»
Трилистник — символ  Живоначальной Троицы:  Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
          Московская обл. Раменский р-н. село Заварово. Церковь Троицы Живоначальной. 1699 г.
Трилистная форма Креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» бывают украшены не только листьями. Часто последние преображаются в схожие по форме сердечки или диковинные цветы, причем, фантазии кузнецов и литейщиков здесь нет границ. При сходстве стройных, прямых силуэтов каждый из надглавников отличается неповторимостью загадочного узора, что лишний раз свидетельствует о непостижимости Единой в Трех Лицах Святой Троицы…


"Виноградная лоза"
«Я есмь  лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода...» (Евангелие от Иоанна. Глава 15, стих 5»
г. Вологда. Спасо-Прилуцкий монастырь. Церковь Димитрия Прилуцкого (теплая) 1750-1759 гг.
Обвивающая Крест виноградная лоза с гроздьями ягод — символ Живого Христа. «Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой — виноградарь» (Ин. 15, 1).
Эти слова Самого Спасителя, положившие основание символизму виноградной лозы, запечатлены в металле многими мастерами, причем художественное решение до гениального просто: чаще всего к вертикали Креста снизу прикрепляются два свернутых в спираль виноградных «усика», что говорит об устойчивости Креста-лозы, так как «усики» не ищут себе дополнительной опоры. Иногда этот глубоко символичный образ выражен полнее: из нижнего конца Креста как бы вьются вверх два стебля, и на каждом по виноградной кисти…

"Дух мирен"
На кресте главнейшего новгородского храма, Софийского собора, находится голубь, который служит символом приосенения Святого Духа над храмом и всеми молящимися в нем
г.Псков. Церковь Успения Богоматери у Парома. 1521 г.
Святой Дух - Третье Лицо Святой Троицы, с незапамятных времен изображается в виде голубя. В древнем искусстве голубь служил символом чистой любви и дружбы. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. Заметим, что масличная ветвь у язычников тоже была знаком мира; она, таким образом, составила вместе с дружелюбной птицей общий символ мира.
В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Символ этот в соединении с Крестом выбивали на надгробных плитах; изображение одного или двух голубей (знак супружеской любви) также встречается на древних фресках.
Сохранившись в своем самом главном значении — Святого духа — и переходя в светлом образе из века в век, голубок долетел до русской земли и опустился на золотые Кресты наших церквей.
В ажурном кресте на куполе церкви Жен-мироносиц в Новгороде в сердце его парит светлый, из воздуха сотканный голубь. И сама эта птица, как бы застывшая в полете, имеет вид Креста. Правда, подобный надглавник — исключение.
Обычно наши кресты увенчивались литыми металлическими фигурками голубей.
Согласно тексту Писания: «...и увидел Иоанн духа Божия, Который сходил, как голубь...» (Мф. 3, 16).

"Растение Воскресения"
«Я есмь воскресение и жизнь...» (Евангелие от Иоанна. Глава 11, стих 25). «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». (Кондак праздника Воздвижения Креста Господня)
г. Нижний Новгород. Печерский монастырь. Собор Вознесения Господня. 1632 г.
Побеги и цветочные бутоны символизируют возрождение жизни - Воскресение Христа из мертвых. Из-под основания креста часто произрастают побеги. Такой крест называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение жизни — Воскресение Христа из мертвых.
«Живоносный сад», «саде небесный» — так величается в Православном каноне Крест Господень, как источник благотворной силы. Святые отцы Церкви называют Крест Господень Животворящим». «Растением Воскресения» именует крест преподобный Иоанн Дамаскин.
От иных крестов - накупольников, сплошь усыпанных цветами, невозможно отвести взгляд: они и впрямь напоминают растения в весеннем саду. Как причудливо переплетаются тонкие стебли, словно они живые, а не из холодного металла. С каким художественным чутьем подобраны всевозможные растительные элементы — ягоды, цветы или готовые распуститься бутоны. Видимо, вдохновляла мастеров сама земля русская: примечали они по лесам и садам, как буйный хмель обвивает тонкие стволы берез, как клевер с ромашкой усыпают луг, превращая его в звездное небо, как нежный вьюнок, стремясь к солнцу, цепляется слабыми своими побегами за более сильное и высокое растение... Так и перевитый затейливыми узорами крест - накупольник, словно цветок о четырех, шести, семи и восьми лепестках, устремляет свои благоухающие побеги в небеса, даря нам вечную весну, Пасхальную радость.
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый символ райского сада и древа жизни, растущего в нем.

"Древо вечной жизни"
г. Псков. Церковь Космы и Дамиана. с Примостья 15 в.
«Яко же посреди рая есть древо жизни, тако и посреди церкви есть древо жизни, сиречь крест, иже носит плод жизни, сиречь Христа». (Блаженный Симеон Солунский )
Крест в христианской традиции является символом древа жизни. В древнейших языческих культах разных народов крест служил одновременно символом и жизни, и смерти. Ему поклонялись как космическому древу, связывающему Небо и Землю. Образ Мирового древа проходит через историю всех древних цивилизаций.
В древнерусском миросозерцании это всем известный фольклорный образ дуба на острове Буян в море-окияне.
В христианской традиции символом древа жизни является Крест. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, «древо жизни, выращено в раю, предизображало драгоценный Крест».
Пластически эта символика выражается либо обрамлением прямоконечного Креста растительным орнаментом, либо разветвлением и преобразованием крестных концов в растительную троичную форму крина. Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая по форме готовые распуститься почки или листья дерева. Цветение крестов надглавников бывает столь разнообразно и пышно, что сравнение с цветущим деревом вполне закономерно. Эти обильные побеги, вырастающие в буйные кущи и отчасти сливающиеся с языческим символом древа жизни, есть апофеоз неудержимой животворной силы. Но, пользуясь земными аналогиями, нельзя забывать о главном: древо жизни отличается от растений, видимых физическим зрением, ведь их красота недолговечна. Корни же «древа нетления погружены не в землю, а в небо: «Божественное сокровище, скрывавшееся в земле, — Крест Жизнодавца явился на небеси». Как некогда «древо преслушания» — древо познания добра и зла — произрастило миру смерть, так «древо спасения и безсмертия» — Крест Христов — дарует ему «живот и нетление».

"Кровь спасения"
г. Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Христова ("Спас на Крови"). 1883 - 1907 гг.
«Ты поклоняешься не злату и сребру во образе Креста, а истинному Кресту Господню, который на Голгофе был покрыт не камением драгим, а кровью и слезами». (Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический)
Медные выпуклости – «росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на Кресте. Будто капельки утренней росы выступили на теле этих роскошных крестов-надглавников в стиле барокко. Но нет: медные выпуклости-«росинки» означают капли крови, пролитые Спасителем на Кресте (на Руси они также назывались «слезками»).
Зачастую символику надглавного креста объясняет название самого храма, например, «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге. Сразу вспоминается Гефсиманский сад, где Сын молился Отцу до кровавого пота. Взгляните: капельки крови окропили и сам Крест и цепи-растяжки...

"Страсти Христовы"
Вологодская область. г. Кириллов. Кирилло-Белозерский Успенский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника 1572 г.
«У Меня была ваша глава, и она в терновом венце,
у Меня были ваши руки и ноги, и они прободены;
у Меня было ваше сердце, и оно отверзто для вас копием <...>
Един дух Мой я предал со креста не вам, -
ибо в сии минуты вы не умели бы сохранить его, —
а Отцу; но по вознесении Моем на небо,
Я ниспослал вам и Духа Святого от Отца.
Вот что Я сделал для вас: Я весь ваш!» (Слово в Великий Пяток Иннокентпия, архиепископа Херсонского).
Символическое изображение копья и трости с губкой — орудий Страстей Христовых — свидетельствуют о реальности страданий Спасителя.  Трость с губкой и копие — орудия Страстей Господних — нередкое явление на накупольниках, они могут находиться как по левую и правую стороны вертикали креста, так и в самом средокрестии.  «Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его <...> Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра...» (Ин. 19, 29—34).
Надглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Иное дело кресты напрестольные или «тельники», что Православные христиане носят на своей груди. Конечно, бывают исключения, но такое, как правило, не бросается в глаза. Меднолитое распятие в средоточии надкупольника московской церкви великомученика Никиты за Яузой может разглядеть только обладающий орлиным зрением человек.
Крест-Распятие — "высото великая". Поэтому православный канон закрепил для любых изображений Распятого Господа основное правило: внимание верующих не должно концентрироваться на телесных муках и умирании Спасителя. Передавая правдивость самой казни, следует проявлять особую сдержанность в изображении анатомических подробностей. Реализм страшных крестных мук не должен затмевать главного — торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Поэтому в православной традиции фигура Спасителя, как бы наложенная на крест, выражает Божественный покой и величие. Господь открывает Свои объятия всем к Нему притекающим: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Благодаря этой правдивой сдержанности просто решается сложная Догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Божественной и Человеческой.
При взгляде на крест церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского Успенского монастыря невольно постигается высота Страстей Христовых, хотя налицо скупость художественных средств. Устремленные ввысь вместе со стройным силуэтом креста символические изображения копья и трости с губкой, а также завершающиеся цветками лилии крестные «ветви» свидетельствуют о реальности страданий Безгрешного Искупителя и не дают нам забыть, что «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

"Венец славы"
г. Москва. Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. 1656 - 1657 гг.
«Крест — поистине царский венец воинов Христовых». (Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич)
«Знамением начальства или владычества Христова был крест <...> и как в знак достоинства иные носят воинское препоясание, а иные — венцы, так и Господь нес крест». (Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский)
Совмещение тернового венца и лаврового венка придает кресту — орудию казни — триумфальный вид. Надглавный крест с терновым венцом встретить практически невозможно. Иногда в такое заблуждение можно впасть при виде накупольника с символикой солнца, просто перепутав шипы с лучами. Однако почему же мастер-кузнец не мог создать подобный крест? Ведь сказано же в Писании:
«и воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Ин. 19, 2). Как уже говорилось выше, слишком реалистичный образ мучений Христа (тяжесть тела, провисшего на вытянутых руках, обильные следы крови и язвы на теле, мертвенный вид распятого), закрепившийся в католицизме, отвлекает внимание от главного — величия внутреннего подвига Богочеловека — и лишь вызывает жалость к телесным Его мукам. Такое изображение не прижилось у Православного русского народа, который не понаслышке знает, что такое изорванное тело, но не сломленный дух. Поэтому в Православной русской традиции принято надевать на Крест царский, или цветочный венец, — ведь венок из лавра или дубовых листьев символизирует победу и награду. Терновый венец Христа, таким образом, превращается в «венец правды » (2 Тим. 4, 8) и в «венец славы» (1 Пет. 5, 4).
Надглавный крест московской церкви Николая Чудотворца на Берсеневке олицетворяет собой это преображение: лавровый венок, надетый на крест, придает орудию Страстей триумфальный, праздничный вид, прославляя победу Христа над смертью. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest08.htm

"Царь царствующих"
г. Нижний Новгород. Печерский монастырь. Колокольня 1632 г.
«Господем царие царствуют». (Надпись на обороте наперсного креста, учрежденного к 300-летию царствования Дома Романовых)
Корона на вершине надглавного креста указывает, что перед нами Крест Небесного Царя. Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» пишет следующее: «...на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».
Несомненно, это так. Корона помещалась на вершине надглавного креста в знак того, что данная церковь была возведена по царскому указу и на пожертвования из царской казны…
«Сей бо царей победоносная похвала», — утверждает канон, ведь царская власть — от Бога. В знак признания этого и сами венцы царей христианских украшены крестом. Поскольку Крест Господень обретен и возвеличен державными особами — святыми царицей Еленой и императором Константином, — то и в Царской России в дни Креста подданные молились «возвеселить силою Своею благовернаго Императора, победы даруя ему на супостаты».
Однако в подавляющем большинстве случаев корона на вершине креста-накупольника указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя. Словами «се, Царь ваш» Понтий Пилат, сам того не подозревая, указал не столько на «вину», сколько на происхождение Иисуса Христа из царской династии Давида и велел написать это «над головою Его» (Мф. 27, 37).
Апостолы, проповедуя Воскресение Христа, в отличие от неуверовавших иудеев, открыто почитали царем Иисуса (Деян. 17, 7). Устанавливая Царский венец на вершину креста, русские мастера всегда помнили, Кто есть Царь Славы, и поэтому увенчивали саму корону крестом.

"Всесильная держава"
г. Великий Новгород. Церковь Покрова Богородицы. 16 в.
«Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божией держится высота и глубина, долгота и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь». (Преподобный Иоанн Дамаскин).
«Крест — царям держава». (Из молитвы Кресту Господню)
Крест есть символ Божьего Вседержительства. Держава — священный символ власти, данной свыше помазаннику Божьему, — имеет форму шара, увенчанного Крестом. На Руси этот священный предмет назывался «державное яблоко» и никому, кроме царей, не предназначался.
«Верных бо Крест похвала, и царей держава, и утверждение» — гласит канон. Неудивительно, что почти все Кресты на русских церквах и колокольнях установлены на шарах-яблоках. Это вполне ясно читается: держава Царя Небесного, т.е. Того, Кто имеет власть над всем мирозданием. Державное яблоко в основании надглавных Крестов иногда имеет вид ажурной сферы, что и видим на псковской церкви Анастасии Римляныни и Преображенском храме в Тобольске.
Крест есть символ Божьего Вседержительства. О власти Креста Господня над всеми уровнями бытия говорит также святитель Димитрий Ростовский: «Крестный образ <...> срединным пересечением показывает, что Божественною силою содержится все; все небесное верхним концом содержится, преисподнее же нижним, а все земное двумя концами пречестного древа крестного <...> Знаменуя высотою небесное, глубиною же преисподнее, щиротою же и долготою земное, содержимое всесильною державою Креста».  Тот, кто посещает православный храм, не раз слышал возглас священнослужителя: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». В этих словах тропаря Кресту и молитвы за Отечество заложен глубочайший смысл: Святая Русь была и будет под державным покровом Креста Христова.

"Скипетр победотворный"
г. Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях. 1693 г.
«...Когда все увидят на высоте явившийся сей царский Его скипетр, тогда каждый узнает, что вслед за ним явится Царь царствующих». (Преподобный Ефрем Сирин)
Крест символически есть скипетр — атрибут верховной власти. Крест Христов именуется в канонах равно как скипетром ("Божественного царя скиптро честное"), так и жезлом («жезл силы, имже пасемся»). Скипетр, как и держава, является одним из атрибутов верховной власти. Придание же форме надглавного креста признака царского скипетра возможно с помощью одной хорошо известной символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла — державного знака Византии, ставшего государственным гербом Российской империи. Именно его видим на вершине креста Покровского храма в Филях. Далее ЗДЕСЬ http://www.russkiysobor.com/krest11.htm

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источник:
Русский крест. Символика православного надглавного креста./ Фотографии Энвер Ибрагим оглы Шейдаев; текст Марина Александровна Анашкевич — М.: Р89 ACT: Астрель, 2006. - 300, [4] с: ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...