среда, 25 декабря 2019 г.

Крест Господень



КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ
     Древний Крест Дмитровского собора во Владимире
https://images.icon-art.info/pics/000000-000099/p000008.jpg
Каждый храм венчается крестом (иногда, когда храм оборудован на основе нехрамового здания — а это не так редко после десятилетий безбожия,— крест является единственным его внешним отличием). И внутри любого храма мы неоднократно встретим изображения Креста. За это порой упрекают православных: крест — орудие позорной казни, вроде виселицы; как можете вы поклоняться виселице?
Крест Христов, принятая Им добровольно «нас ради человек и нашего ради спасения» (слова Символа веры) позорная казнь — величайшая жертва в истории мира, жертва, совершенная по любви к нам. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, — сказал Господь ученикам на сокровенной беседе Тайной Вечери, перед тем как вышел принять страдание (Ин. 15, 13). Вот об этой любви и говорит нам Крест. И поклоняемся мы — этой Любви и этой Жертве.
 На любой иконе Господа Иисуса Христа, писанной по древним канонам, на Его нимбе (сиянии вокруг головы) запечатлен крест. Нимб Христа — крестчатый, Крест после Распятия и Воскресения Христова слился со Светом Божества Его.
Воистину, Крест — величайшая святыня наша. «Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота церкве, крест — царей держава, крест — верных утверждение, крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Христе Боже наш, Ты по-царски подписал нам прощение грехов», — говорится в одной из стихир Крестопоклонной Недели (в середине Великого поста).
Наиболее распространенным в Православии является восьмиконечный крест, его также называют распятием. На вертикальной оси находятся три перекладины. Средняя, большая — для рук распятого Христа. Верхняя - обозначает табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (обычно это означено четырьмя начальными греческими буквами этих слов). Такую надпись на трех языках — греческом, латинском и еврейском — приказал прибить к кресту Христову Пилат. Это был римский обычай — указывать на табличках вину казненного. В православной традиции ноги Христа пронзены не одним гвоздем, как в католической, а двумя — каждая нога в отдельности. Как показывают исследования Туринской плащаницы, так и было в действительности. Нижняя перекладина — для ног Распятого. Один конец ее приподнят. Этот приподнятый конец указывает на небо, куда направился благоразумный разбойник, распятый вместе со Христом, а другой, опущенный, — на ад, место для другого, нераскаявшегося разбойника.
Часто внизу креста можно увидеть череп — это глава Адама, который, по преданию, был похоронен на Голгофе, под местом распятия Христа.
Рядом с крестом иногда также изображают Богородицу и любимого ученика Христа — апостола Иоанна. Часто изображают орудия мучений Христа — копье, которым пронзили Ему бок, и губку с уксусом, которую подал Ему римский воин.
Кресты, венчающие купол храма, часто бывают с полумесяцем в подножии. Крест такой формы известен еще с первохристианских времен: здесь соединены форма креста и якоря — знака надежды. Полумесяц символизирует и евхаристическую чашу с кровью Христовой, искупающей человеческие грехи. Такие кресты устанавливают на храмах, посвященных Богородице, потому что луна, полумесяц — знак Богородицы, крест — знак солнца и символ Христа.

Крест – главный христианский символ
Поклоняясь образу Креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид Креста указывает и на таинство Троицы: прямым своим положением указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною – на Сына и Св. Духа, ибо Давид говорит: руце Твои сотвористе мя, и создаст мя, то есть создал Сын и Св. Дух.

КАЗНЬ  НА  КРЕСТЕ
Крест был древним способом казни, предназначенным для рабов и в случаях, когда казнь хотели усилить бесчестием. О позорной казни на кресте, практиковавшейся в Римской империи, упоминает Петроний в «Сатириконе» (III, 9). Светоний, рассказывая о том, как император Гальба расправлялся с преступниками, пишет: «Опекуна, который извел ядом сироту, чтобы получить после него наследство, он распял на кресте, а когда тот стал взывать к законам, заверяя, что он — римский гражданин, то Гальба, словно облегчая ему наказание, велел ради утешения и почета перенести его на другой крест, выше других и беленый» (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Гальба, 9). Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей казнью. Цицерон говорил, что «само название креста противно римскому уму, взорам и слуху».
Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки к дереву гвоздями. Ноги часто тоже прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию на высоте ног, для опоры их, приколачивали горизонтальную дощечку или устраивали посредине перекладину, на которую несчастный мог присесть (отсюда выражение «сидеть на кресте», которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями, и тело не опускалось бы вниз.
«Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах — все это вместе и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Ко всем разнообразным и постоянно возраставшим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делала приятным, мечту о ней — усладительной». (Ф. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. М., 1991. С. 433).
При мысли об этих страданиях у римлян и иудеев рождалось своеобразное чувство человечности, выразившееся в установлении некоторых обычаев, облегчающих мучения. У римлян обыкновенно наносили страдальцу удары под сердце, которые ускоряли смерть. У иудеев осужденному подавали тотчас после пригвождения состав из вина, смешанного с каким-то очень сильным усыпительным средством, которое святой Марк называет миррой, а святой Матфей — вином с уксусом и желчью. На самом деле, из чего делали данный состав, точно неизвестно. Богатые иерусалимские женщины доставляли это одурманивающее питье за свой счет независимо от того, знали ли они казнимого или нет. Если никто из них не являлся, питье покупали на общественный счет. Жестокая казнь через распятие на кресте была отменена императором Константином Великим.

Что образует крест
Симеон Солунский в гл. 133 пишет: «к востоку за престолом ставится четвероконечный Божественный крест Спасителя, на котором Он, грех ради наших, был пригвожден, - Спасителя, Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли. Который высотою Божества и смирением воплощения все Себе усвоил и воссоздал нас высотою славы, глубиною нищеты и смирения, и широтою милости и любви, из ада воздвигнул и из земных сделал небесными». Вот что образует крест.
Своеобразным ключом к пониманию основной символики формы древних крестов может послужить греческая словесная формула, распространенная в Византии и на всем христианском Востоке. Она состоит из двух крестообразно записанных слов (фос и зоэ), означающих свет и жизнь.
Такая запись встречается с V века на папирусных амулетах, затем на нательных крестах и энколпионах, и даже на иерейском облачении. Эти греческие слова, где фос - не чувственный свет, исходящий от материальных источников, а свет невещественный, а зоэ - не биологическая жизнь, а жизнь духовная, по сути, обозначают Христа согласно евангельским словам: «Я свет миру, кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Образуя собою крест, эти слова насыщают его изображение богословскими знаниями, связанными с понятиями Свет и Жизнь, данными нам в Евангелии и в учении святых отцов Церкви.
Иоан Дамаскин в кн.4 гл. II о православной вере так рассуждает: «Как четыре оконечности креста сосредотачиваются в середине и здесь соединяются, так точно силою Божиею держится высота, глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь».
Блаженный Августин: «Недаром Христос принял такой род смерти, вися на кресте, Он сделался учителем широты, долготы, высоты и глубины его. Широтою креста называется поперечная перекладина, вделываемая в дерево, это касается добрых дел Твоих: ибо через сие тебе простираются руки. Долготою креста называется та часть, которая идет от самого верха до его земли, где она поставляется, то есть водружается и укрепляется. Долгота означает долготерпение Божие. Высота означается тою частью, которая простирается от поперечной перекладины до самого верха (конца), то есть ожидание свыше для благоуповающих. Та же часть креста, которая находится в земле, откуда все дерево возвышается прямо, означает глубину благодати, ниспосланной туне и без заслуг наших».
Скошенное подножие креста – символ «Мерила праведного». Находясь между двумя распятыми разбойниками, подножие обозначало перекладину весов Страшного суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося разбойника, низводя его в ад, а другой, освобождённый покаянием «благоразумного разбойника», поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделялось значение покаяния как пути ко спасению.

Крестное знамение и поклоны
Крест преподобного Серафима Саровского
ВО время молитвы православные верующие осеняют себя крестным знамением. Крестное знамение совершается следующим образом. Мы складываем пальцы правой руки - большой, указательный и средний - вместе (щепотью); безымянный и мизинец, согнув вместе, прижимаем к ладони. Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца - веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом, мы изображаем на самих себе крест. После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ при совершении крестного знамения:
1. Крестное знамение совершается быстро, небрежно, неровно. Такое совершение крестного знамения свидетельствует о том, что в душе нашей нет благоговения перед святыней, и не может не считаться грехом. Совершать крестное знамение следует без спешки, ровно, следя, чтобы крест, полагаемый нами на себе, был правильной формы.
О молитвенных поклонах
2. Полагай крестное знамение, мы касаемся пальцами не живота, а груди. В этом случае крест получается «перевернутый», и таким образом происходит глумление над главной святыней христианства (верхняя часть креста становится длиннее нижней). Такое положение крестного знамения просто недопустимо.
3. Не успев завершить крестное знамение, мы уже начинаем совершать поклон. Это также выглядит неприлично, так как в этом случае крест, полагаемый нами на себе, «ломается». Следует вначале завершить крестное знамение и лишь затем, опустив правую руку вдоль тела, совершать поклон. Не следует думать, что очень частое совершение крестного знамения (как это делают некоторые излишне усердные молящиеся) свидетельствует о глубине и силе молитвы; креститься надо с разумной частотой и благоговением.

Протоиерей Михаил Шаталов:
ЧТО ЕСТЬ КРЕСТ?
«Все жизненные обстоятельства, которые не зависят от тебя — это и есть крест. Отцы говорили: воля Божья познается из складывающихся событий твоей жизни. А у нас ездят везде, бегают, ищут волю Божью. Это интересно, но я точно скажу, что воля Божья в том, что не надо ездить по старцам, не надо надоедать людям, особенно в монастырях.
Все просто. Бог — наш Отец, и если мы Его чада, то надо постоянно стремиться к Нему, как дети к папе. И когда мы в сыновнем отношении находимся с Богом, мы живем «как у Христа за пазухой». Не потому что у нас все в шоколаде, а потому что мы — как маленький ребенок со своим отцом. И как ребенок отцу своему доверяет, так и человек должен доверять Отцу Небесному.
И тогда получается, что жизнь твоя складывается по твоей воле и по воле Божьей, наилучшим для тебя образом, для стяжания Царства Божьего, для спасения, для уподобления Богу, для реализации призвания. Понятно, что жизнь должна быть у каждого по его силе. Один человек может поднять 200 кг, а другой — 20.
Крест не обязательно вызывает скорбь. Скорбь — это наша реакция на жизненные обстоятельства. Ведь обычно как себе крест представляют? Что Бог дает каждому какой-то тяжелый груз, который и есть крест, и его надо нести, потому что его дал Бог. И вот мы тащим что-то на себе, нам тяжело, но мы думаем, что это крест от Бога. А на самом деле мы этот груз зачастую сами на себя взвалили.
Но парадокс: даже если я сам на себя взваливаю какие-то невзгоды, неприятности, про которые, возможно, Господь меня предупреждал, от них отводил, а я не послушался, я и тут «скорблю»: какой тяжелый крест мне дан! И второй парадокс: Господь и его помогает нам нести — как чуткий отец поступает по отношению к своим сыновьям. А не так: «Ага, ты меня не послушался? Ну и тащи сам!»

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН  О  КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ
«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). «Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15,14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие.
Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен. Крестом даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа.
Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, — в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: «Христос есть Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1,24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.
Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.
Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8).
Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!
Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он.
Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо, так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами  (Втор. 28, 66). Исайя: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65,2).
О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят! (Точное изложение Православной веры)

Источники:
Первые шаги в православном храме./ автор-сост. Е.В. Тростникова. – М.: ЭКСМО, 2009. – 368с. – (Православная библиотека)
Смирнова И. Смертоносный и животворящий. Из истории Креста/ Инна Смирнова.// Наука и религия. - 2006. - № 4. - с.30-31

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...