воскресенье, 19 мая 2019 г.

Агата Кристи "Из грязи в князи", текст рассказа, перевод Эмилии КАРДОНСКОЙ



Удивительный рассказ Агаты Кристи, ненавязчиво наполненный христианскими ценностями добра, любви и труда во имя любви. Все это оригинально исполнено в остро закрученным детективным сюжетом. Да, не в деньгах счастье...

Мистеру Пайну назвали имя посетительницы миссис Абнер Раймер. Услышав его, он приподнял брови. А клиентка уже вошла в комнату. Она была высокая, ширококостная. Ее нескладную фигуру нельзя было спрятать даже под бархатным платьем и тяжелым меховым манто. Она буквально плюхнулась в кресло и кивнула.
— Доброе утро, — проговорила она с сильно выраженным акцентом. — Вы как раз тот, кто подскажет, как мне потратить мои деньги!
 - Чрезвычайно оригинально, — пробормотал мистер Пайн. — Вот уж что сделать нетрудно в наше время. Неужели вас это действительно беспокоит, миссис Раймер?
 - Да, именно так, — резковато заявила дама. — Я купила три шубы, самые модные, которые носят в Париже, автомобиль и виллу в Парк Лейн, яхту, хотя море не люблю. У меня много великолепной прислуги, путешествовала, видела разные страны. И сказать по правде, больше не знаю, что купить и куда потратить деньги. — Она с надеждой взглянула на мистера Пайна.

 - Есть больницы, — намекнул он.
 - Что? Тратить деньги на ветер? Нет уж, увольте! Они заработаны и, надо сказать, тяжелым трудом. Собираюсь их истратить, но с большей пользой для себя. А если вы подскажете что-нибудь удачное, то получите хороший куш за это.
 - Ваше предложение меня заинтриговало. Вам надо побольше рассказать о себе, иначе вашу проблему нелегко решить.
 - Охотно сообщу вам обо всем, потому что не стесняюсь своего прошлого. Когда была девушкой, работала на ферме. Труд, как вы понимаете, несладкий. Потом сблизилась с Абнером, он обслуживал около нас мельницы и ухаживал за мной восемь лет, только потом мы поженились.
— И вы были счастливы? — спросил мистер Пайн.
 - Да. Он очень хорошо ко мне относился. Работать нам приходилось много, дважды муж пытался уйти от этой каторги. Дети рождались один за другим. У нас были три мальчика и одна девочка, но никто из них не выжил: они оказались слишком слабыми. — При этих словах ее лицо смягчилось, и она как-то неожиданно помолодела.
 - У мужа были плохие легкие, его даже не взяли на войну. Но по дому муж работал старательно. Он был мастер на все руки и умница при том. Его с удовольствием нанимали и хорошо платили. У мужа постоянно возникали новые идеи, и он тратил на них свои деньги. А те соответственно приносили новые заработки. Потом Абнер завел свое дело, стал нанимать рабочих. Дальше скупил акции двух разорившихся концернов. Остальное было легко. Деньги сами плыли в руки. Сначала мы полагали, что это редкая удача: у нас был роскошный дом с ванной, многочисленными слугами. Все что душе угодно: только сиди на шелковых подушках в гостиной, позванивай в колокольчик, как какая-нибудь графиня!
 - А что же дальше? — поинтересовался мистер Паркер Пайн.
 - Сначала были одни радости, но потом Абнер забеспокоился о своем здоровье. Платили большие деньги докторам, но они ничего не смогли, сколько ни старались. Все оказалось бесполезным. Он умер. — Женщина на мгновение замолчала. — Было-то ему всего сорок три.
Мистер Пайн сочувственно кивнул.
— Это было пять лет назад. А деньги все продолжали прибывать. Тут уж ничего нельзя было поделать. Но как я уже говорила вам, мне не удавалось придумать, что предпринять. Приобрести то, чего у меня еще не было.
 - Другими словами, — заметил мистер Пайн, - вы сходили с ума от скуки.
 - Я даже заболела, — мрачно заявила миссис Раймер.
 - Пожалуй, смогу вернуть вам интерес к жизни.
 - Как? — тут же потребовала миссис Раймер.
 - Это мой профессиональный секрет, — отпарировал мистер Пайн.
 - А сколько все будет стоить?
 - Придется использовать необычные методы, что всегда дорого. Моя цена — тысяча фунтов, оплата вперед.
 - Вечером пошлю вам чек. — резюмировала миссис Раймер. — Хотя не знаю, почему должна доверять вам. Вы поместили объявления во всех газетах, что делаете людей счастливыми!
 - Я знаю причины несчастий и как их избежать.
Миссис Раймер с сомнением качнула головой.
Через неделю она и мистер Пайн уже стояли у незнакомого ей дома, мистер Пайн нажал кнопку звонка. Дверь отворила юная, восточного типа особа, одетая в белый халат.
 - Все готово, сестра Сара?
 - Да, доктор Константин ждет.
 - Что вы собираетесь делать? — со страхом спросила миссис Раймер.
 - Познакомить вас с восточным магом, дорогая леди, — ответил мистер Пайн.
 - Миссис Раймер поплелась вслед за медсестрой на верхний этаж. Ее провели в комнату, которая отличалась убранством от остального дома. Стены украшали вышивки в восточном стиле. На полу прекрасные ковры, кругом диваны с множеством пуховых подушек. Над кофейником, склонившись, сидел мужчина, но при их появлении он выпрямился.
 - Доктор Константин, — объявила медсестра.
Врач одет был по-европейски, но лицо смуглое, глаза темные, раскосые, с пронизывающей насквозь силой взгляда.
 - Итак, это моя пациентка? — проговорил он низким вибрирующим голосом.
 - Я не больна, — возразила миссис Раймер.
 - Тело у вас здорово, но душа явно не на месте. Мы на Востоке умеем излечивать такие недуги. Садитесь и выпейте чашку кофе.
Миссис Раймер устроилась поудобнее и взяла крошечную чашечку ароматного напитка. Пока она потягивала его, доктор заговорил.
— Здесь, на Западе, умеют лечить только тело, и это ошибочно. Тело просто инструмент, на котором исполняют какую-то мелодию. А она может быть печальной, веселой, полной жизни. Вот это последнее мы и должны дать вам.
Врач уставился в ее глаза.
— Спите, — говорил он, — спите. Ваши веки закрываются. Вы скоро крепко уснете.
Когда женщина проснулась, ей почудилось, что прошла целая вечность. Ей привиделись странные, невероятные сны, потом пробуждение и снова видения. Она вспомнила какой-то автомобиль, прекрасную темноволосую девушку, медсестру, склонившуюся над ней.
Миссис Райнер оглянулась вокруг. Решительно она не в своей спальне на Парк Лейн. Возможно, в больнице. Нет, не похоже, но и не в гостинице.
Комната почти без мебели, стены светло-сиреневого цвета. Имелся умывальник с кувшином и тазом. Шкаф с выдвижными ящиками и сундук. На вешалках какая-та незнакомая одежда.
— Где я? — спросила Раймер.
Дверь отворилась, и вошла полная маленькая женщина с красным щеками и веселым выражением на физиономии. На ней был фартук, а рукава платья закатаны.
— Наконец-то! — воскликнула незнакомка. — Она проснулась. Входите, доктор.
Миссис Раймер открыла было рот, чтобы что-то сказать, да так и осталась, не вымолвив ни слова. Мужчина, который вошел в комнату, ничуть не был похож на элегантного смуглого доктора Константина. Это был сгорбленный старик, который пристально смотрел сквозь толстые очки.
 - Все хорошо, — заявил он, подойдя к кровати, проверяя пульс миссис Раймер. — Теперь, моя дорогая, вы скоро поправитесь.
 - А что со мной было? — потребовала объяснения миссис Раймер.
 - Вы находились без сознания в течение одного - двух дней, — сказал доктор. — Но теперь не о чем волноваться.
 - Вы напугали нас, Анна, — прощебетала толстушка. — У вас был сильный бред, и говорили вы всякие странности.
 - Да, да, миссис Гарднер, — подтвердил доктор. Но мы не должны волновать пациентку. Вы скоро будете в полном порядке, моя дорогая.
 - Разве вы чем-нибудь обеспокоены, Анна? — спросила миссис Гарднер. — Я дам вам руку, и мы потихоньку будем ходить, а пока лежите спокойно, моя прелесть.
 - Почему вы называете меня Анной? — проговорила миссис Раймер.
 - Ну, вас так зовут, — смущенно заметила миссис Гарднер.
 - Нет, мое имя Амелия. Амелия Раймер, миссис Абнер Раймер.
Доктор и миссис Гарднер переглянулись.
 - Ладно, пока полежите тихо, — повторила миссис Гарднер.
 - Да, да, не переживайте, — подтвердил доктор.
И они ушли. А миссис Райнер лежала очень смущенная и озадаченная. Почему они называют ее Анной? Они так странно, смущенно и недоверчиво, переглянулись, когда она назвала им свое настоящее имя. Где она и что произошло? Женщина выскользнула из кровати, ноги подкашивались, но она медленно двинулась к маленькому окошку и выглянула во двор фермы. Окончательно озадаченная, она вернулась в постель. Что она делала на этой ферме, которую раньше никогда не видела?
Миссис Гарднер вернулась в комнату с чашкой бульона на подносе. Миссис Раймер засыпала ее вопросами:
 - Что я делала в этом доме? Кто меня привез сюда? И зачем?
 - Никто вас никуда не возил, моя дорогая. Здесь ваш дом. По крайней мере последние лет пять вы здесь жили.
 - Жила пять лет?
 - Именно так. И почему вы этого не помните?
 - Я никогда не жила здесь и даже не видела вас раньше!
 - Но вы меня знаете, просто заболели и забыли.
 - Но я никогда здесь не жила.
— Ошибаетесь, моя прелесть. Неожиданно миссис Гарднер открыла один из ящиков и принесла миссис Раймер полустертую фотографию в рамке.
На ней было четверо: бородатый мужчина, толстушка (сама миссис Гарднер), тощий долговязый человек с робкой приятной улыбкой и кто-то еще в ситцевом платьице и фартуке - это она собственной персоной!
Пораженная миссис Раймер взирала на снимок. А толстушка поставила рядом с ней бульон и спокойно вышла. Миссис Раймер инстинктивно отхлебнула бульона, он был густой и горячий. В тот же момент ее взгляд упал на сложенную газету. Миссис Раймер взяла ее и посмотрела на дату. Было девятнадцатое октября. А какого числа она ходила в офис к мистеру Пайну? Приблизительно 15 или 16-го. Значит, больна была только три дня.
— Этакий шарлатан докторишка! — прошипела сердито миссис Раймер.
Она полистала газету, лениво оглядывая содержание. И внезапно наткнулась на следующее: «Миссис Абнер Раймер, вдова Абнера Раймера, была доставлена в частную клинику для душевнобольных. Она не признает своего имени, а настаивает, что она служанка Анна Морхаус». — Анна Морхаус! Вот в чем дело, — произнесла миссис Раймер. — Она — это я, а я — это она. Мы двойники, как я полагаю. Ну ладно, скоро все станет на свои места! Пусть этот скользкий лицемер Паркер Пайн разыгрывает такие сцены с кем-нибудь другим. — Однако внезапно ее глаза остановились на имени Константин, портрет которого был напечатан на первой странице. «Заявление доктора Константина Прошлым вечером на последней перед отъездом в Японию лекции доктор Клаудиус Константин преподнес слушателям необыкновенно странные сведения. Он во всеуслышание заявил о возможности доказать переселение души из одного тела в другое.
Рисунок Виктора Скрылева
В результате его экспериментов на Востоке ему удалось переселить душу загипнотизированного тела А в другое, тоже загипнотизированное В. Так что душа В оказалась в А. Пробудившись от гипноза, А объявила, что она В, а В стала А. Для успешности эксперимента необходимо найти двоих очень похожих по внешности людей, которые гармонировали бы друг с другом. Это особенно удается с близнецами, но возможно такое с незнакомыми, разными по социальному положению людьми». Миссис Раймер бросила газету.
— Скандалист! Черномазый мошенник!
Теперь-то она поняла, в чем дело. Это был подлый заговор, чтобы выудить ее денежки. Сама Анна Морхаус, ставшая орудием мистера Пайна, возможно, ни в чем не виновата. Он сам и тот дьявол Константин придумали такой фантастический трюк.
Но она разоблачит его! Покажет, где раки зимуют! Натравит на него закон. Расскажет всем. Внезапно миссис Раймер решила угомониться. Она вспомнила первую статью. Анна Морхаус вовсе не была бессловесным оружием в руках шарлатана.
Она протестовала, заявляла о своей индивидуальности. Что же случилось?
— Насильно беднягу поместили в сумасшедший дом, — про себя прошептала миссис Раймер. Холодок пробежал по ее спине. Дом для умалишенных. — Туда тебя заперли, и выхода нет. Чем больше говоришь, тем тебе меньше верят.
Но и здесь она не собиралась оставаться. Дверь отворилась, и вошла миссис Гарднер.
 - А! Вы выпили бульон, дорогуша. Отлично. Скоро поправитесь.
 - Когда я заболела? — потребовала отчета миссис Раймер.
 - Дайте вспомнить. Это было три дня назад, в среду, пятнадцатого. Около четырех часов вы почувствовали себя плохо.
 - А! — Восклицание выражало испуг, так как именно около четырех миссис Раймер впервые встретилась с доктором Константином.
 - Вы соскользнули вниз со стула, — сказала миссис Гарднер. — «О! — пробормотали вы сквозь сон. — Я засыпаю».
Миссис Раймер горько расплакалась. Через четыре дня она встала с кровати. В голове у нее родились планы, но она их отклонила. Миссис Раймер надеялась показать объявление в газете врачу и миссис Гарднер. Но поверят ли они ей? Должно быть, нет. Она могла пойти в офис к мистеру Пайну. Эта мысль ей больше понравилась. Она посетит этого льстивого шарлатана и скажет, что думает о нем. Но для осуществления этого имелся ряд препятствий.
В настоящее время она находилась в Кормволе (как ей удалось узнать), а для поездки в Лондон не было денег. В рваном кошельке звенели жалкие пенсы — вот все ее состояние. Итак, через четыре дня миссис Раймер пришла к заключению, что ей надо принять все как есть! Она Анна Морхаус. Очень хорошо. Она будет играть предложенную роль до тех пор, пока не достанет денег для поездки в Лондон. И там вытащит мошенника из его берлоги. Приняв, наконец, решение, миссис Раймер успокоилась, пришла в хорошее расположение духа и даже взглянула на свое положение с насмешкой. Она подумала, что история повторяется. Теперешняя жизнь напомнила ей девические годы. Кажется, как давно это было! Поначалу работа показалась ей трудноватой после стольких лет безмятежной, сладкой жизни. Но через неделю она уже спешила на ферму. А миссис Гарднер оказалась хорошей, доброй особой. Ее супруг, большой, нескладный мужик, тоже не был злым.
Проходили недели. Наконец, пришел день, когда миссис Раймер скопила достаточно денег для поездки в Лондон. Однако она туда не отправилась, решила пока отложить. Ей как-то трудно было расстаться с теперешней жизнью.
— Хотя некоторые перемены пошли мне на пользу, — размышляла про себя миссис Раймер.
Она поднималась рано и много работала. Джо Велш, новый хозяин фермы, заболел зимой. Она и миссис Гарднер ухаживали за ним. Сильный мужчина теперь оказался зависимым от них.
Пришла весна, время ягниться овцам. Расцвели полевые цветы, распушились кустарники, в воздухе сладко запахло. Джо Велш благодарил Анну за работу. Здоровье его улучшилось. Иногда по воскресеньям они вместе гуляли. Джо был вдовец. Его жена умерла четыре года назад. Со времени ее смерти он быт очень одинок, не обращал внимания на свою внешность. Теперь же он поехал в город и накупил себе много новой одежды.
Мистер и миссис Гарднер потешались над ним втихомолку. Анна шутила с ним, смеялась над его неуклюжестью. Джо не обижался, он был застенчив, но выглядел счастливым.
За весной пришло лето, самое лучшее время года. Все много работали. Урожай был собран. Восьмого октября, когда Анна рубила капусту, она неожиданно увидела мистера Паркера Пайна, который стоял у забора.
— Вы! — вскрикнула Анна, настоящее имя которой было миссис Раймер.
Прошло несколько мгновений, прежде чем она смогла вымолвить хоть слово.
 - Вы не ошиблись, это я, — проговорил гость, улыбаясь.
 - Болтун и обманщик - вот кто вы! — завопила миссис Раймер. - Вы с вашим Константином и гипнозом превратили беднягу Анну Морхаус в сумасшедшую.
 - Нет, — сказал мистер Пайн, — вы ошибаетесь и зря обвинили меня. Анна Морхаус не попала в психиатрическую больницу, потому что такой женщины не существовало.
 - Разве? — удивилась миссис Раймер. — Я видела ее фото своими глазами.
 - Чушь все это, просто выдумка.
 - А статья, о которой я прочла в газете?
 - И статья была сфабрикована под настоящую.
 - А тот грубиян, доктор Константин?
 - Вымышленное имя, мастерски придуманное и обыгранное моим приятелем.
Миссис Раймер фыркнула.
 - Ха! Меня вовсе не загипнотизировали, как я полагаю.
 - Конечно, нет. Просто вы выпили свой кофе с добавлением индийской конопли. Потом вам дали другой наркотик и привезли сюда на машине. Вскоре вы очухались полностью.
 - Значит, миссис Гарднер тоже была с вами заодно? — поинтересовалась миссис Раймер.
— Миссис Гарднер, можно сказать, обязана мне. — заметил мистер Пайн. — Когда-то я спас ее единственного сына от каторжных работ.
На некоторое время собеседники замолчали.
— И что означают все остальные глупости? Одурачили меня совсем, превратили в служанку, меня, у которой денег куры не клюют, целая куча в банке. Думаю, спрашивать мне не о чем. Поднажились-таки за мои счет, любезнейший. Вот что все это может означать.
— Правда здесь в том, что я добился для вас хорошего юриста, пока вы были под влиянием наркотика. Ваши финансы находились под серьезным контролем, а в мой карман не попало ни копейки, кроме той тысячи фунтов, о которой мы договаривались. Ваше финансовое положение значительно улучшилось.
Мистер Пайн просиял, взглянув на женщину.
 - Тогда зачем? — начала было миссис Раймер.
 - Хочу задать вам вопрос, миссис Раймер, — перебил ее мистер Пайн. — Вы честный человек и ответите мне откровенно. Теперь вы счастливы?
 - Ничего себе счастье, это мне нравится. Обокрал свою жертву да еще спрашивает, в восторге ли она от этого. Какое нахальство!
 - И вы все-таки злитесь на меня, — проговорил он. - Возможно, это естественно. Но вспомните, миссис Раймер, ровно год назад, когда пришли ко мне, вы были несчастны. Теперь говорите то же самое? Если так, то вы можете подать на меня в суд, а вашу тысячу фунтов я возвращаю вам добровольно. Так что же, миссис Раймер, вы несчастны теперь?
Женщина молча глянула на мистера Пайна, а когда заговорила, то опустила глаза.
 - Нет, - промолвила наконец она, — я не несчастна. И это дали мне вы. Со времени нашей жизни с Абнером я никогда не была так счастлива, как сейчас. Я... я выхожу замуж за человека, который здесь работает, за Джо Велша. Наша свадьба состоится в следующее воскресенье.
 - Ну, теперь, конечно, — сказал мистер Пайн. — совсем другое дело, все изменится.
Миссис Раймер вспыхнула и инстинктивно шагнула вперед.
— Что вы думаете — изменится? Или считаете, если у меня куча деньжищ, то я стану леди, как говорят, «из грязи в князи»? Мне этого совсем не надо, спасибо вам. Джо очень нравится мне, и я хороша для него. Мы подходим друг другу и вместе будем очень счастливы. А что касается вас, мистер Любопытный, можете убираться откуда пришли и не совать нос в те дела, которые вас не касаются!
Мистер Паркер Пайн вынул из кармана документ и передал ей.
 - Заключение юриста, — заметил он, — можно мне уничтожить эту бумагу? Теперь вы возьмете в свои руки контроль над всем принадлежащим вам богатством.
 - Заберите эту бумагу. Я наговорила вам грубостей, но некоторые из них вы заслужили. Вы хитрюга, но я все-таки вам доверяю. Здесь в банке у меня есть семьсот фунтов, на них я куплю нам ферму, за которой мы будем присматривать. А остальные деньги отдаю больницам.
 - Неужели хотите отдать свое богатство на лечение людей?
 - Именно так. Джо — хороший мужик, но он слабоват. Дай ему деньги, он их пропьет и навредит себе. Мне удалось удержать его от пьянства, и дальше буду стараться останавливать его. Благодаря Богу я знаю теперь цену деньгам и не позволю им помешать моему счастью.
 - Я снимаю шляпу перед вами.
В его голосе сейчас не было обычной иронии. Он действительно торжественно приподнял шляпу и отошел в сторону.
— Джо никогда не должен знать о моем решении, — вслед ему прокричала миссис Раймер.

Такой вот рассказ знаменитой королевы детектива Агаты Кристи, утверждающей истину, что не в деньгах счастье, а в чем это счастье, вывод сделает любой думающий читатель…

Источник:
Журнал «Крестьянка», 1995 год, № 11

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...