воскресенье, 19 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 19 мая (06 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
19 мая (06 мая старого стиля)
…В эксапостиларии говорится: «Умные мои очи, ослепленные, Господи, от мрачного греха, Ты просвети, вложи, Щедрый, смирение и покаяния омый слезами». Умные очи — понятие духовное. Наша душа отличается от души животного тем, что имеет бессмертие; и отпечаток этого бессмертия — ее разум. Душа разумна, поэтому чувства ее тоже разумны — у нее умные очи, умные уши. Но от греха они помрачаются, поэтому, когда мы рождаемся — а рождаемся мы уже во грехе, от грешных родителей, — наша душа не может видеть, она слепа от рождения. «Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду».

 Праведный Иов Многострадальный (ок 2000-1500 гг. до Р.Х.) Родился в 20-м столетии до Р. X. в Аравии; по преданию, племянник праотца Авраама. Был человеком богобоязненным и благочестивым, удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь, чтобы посрамить дьявола, послал праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. «Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21), — произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества. После этого он перенес жестокую болезнь в полном одиночестве, но перед Богом не согрешил ни в чем. После этого Господь благословил Иова: он родил еще 10 детей и богатство его вдвое против прежнего увеличилось; прожил после того еще 140 лет.

… Человек, несмотря на то что он вынужден и питаться, и доставать себе одежду, и как-то отапливать свой дом, все-таки живет жизнью своей души. Вся его жизнь зависит непосредственно от того, в каком состоянии его душа, хорошо у человека на душе или плохо. Конечно, люди бывают плотские, душевные и духовные, и плотскому человеку главное, чтобы была еда, и не будили очень рано. Но для большинства этого мало. Собаке и кошке этого вполне достаточно, а человеку мало, ему нужно еще что-то для души. Поэтому один веселит свою душу вином, до тех пор, пока не станет алкоголиком, другой сидит у телевизора и потребляет эту жвачку без конца, третий книжечку читает, четвертый музычку слушает, пятый очень увлечен работой: всякие комбинации в голове возникают, и он переключается с одного интересненького на другое еще более интересненькое. И так жизнь проходит, виски седеют, морщин прибавляется, пока не умрет. То есть все время человеку чего-то не хватает, и он стремится заполнить свою пустоту.
На самом деле ощущение пустоты происходит оттого, что душа человека, созданная Богом, скучает по Богу и насытиться может только Богом. Ни один из нас, если он несколько часов кряду просидит перед телевизором, не может сказать, что он отходит от этого занятия с чувством глубокого удовлетворения. Нет, наоборот, на душе скверно. Или если человек целый день лежал и читал, пусть очень важную книгу, но он встает с дивана с ощущением, что потерял время. И никогда не бывает у человека ощущения, что он потерял время, когда он выходит из храма после богослужения, даже если он рассеянно молился, даже если его осаждали какие-то помыслы, даже если, как Иоанн Златоуст говорил, он умом в это время был на базаре.
Мученик Варвар Луканский, бывший разбойник (IX). Святой мученик Варвар, бывший разбойник, жил в Греции и долгое время совершал разбои, грабежи и убийства. Но Господь, не хотящий смерти грешника, обратил и его к покаянию. Однажды, когда Варвар сидел в пещере и смотрел на множество награбленного имущества, благодать Божия коснулась сердца его. Он одумал о неминуемой смерти, о страшном будущем суде. Размышляя о множестве содеянных им злодеяний, он сокрушился сердцем и решил положить начало своему покаянию, говоря: "Господь не презрел молитвы висевшего рядом с Ним разбойника и меня да пощадит по неизреченной милости Своей". Варвар оставил в пещере все свои сокровища и пришел в ближайшую церковь. Он не скрыл от священника свои злые дела и умолял принять от него покаяние. Священник дал ему место в своем доме, и святой Варвар последовал за ним, передвигаясь на коленях и локтях, как четвероногое животное, ибо считал себя недостойным звания человека. В доме священника он поселился вместе со скотом, питался с животными и почитал себя хуже всякой твари. Получив от священника разрешение своих грехов, Варвар ушел в лес и прожил там 12 лет без одежды, нагой, терпя холод изной, отчего все тело его почернело. Наконец святой Варвар получил извещение свыше, что грехи его прощены и что он скончается мученической смертью. Однажды по местам, где подвизался святой Варвар, проходили купцы. В густой траве перед ними задвигалось что-то. Думая, что это зверь, они пустили туда несколько стрел из луков. Подойдя ближе, они ужаснулись, увидев, что смертельно ранили человека. Но святой Варвар просил их не скорбеть, рассказал им о себе и просил сообщить о случившемся священнику, в доме которого он ранее жил. После этого святой Варвар предал дух свой Богу. Пресвитер, принявший покаяние бывшего разбойника, нашел тело его, озаренное Небесным светом. Пресвитер предал погребению тело святого Варвара на том месте, где он был убит. Впоследствии от гроба святого начало истекать целебное миро, которое исцеляло различные болезни. Мощи его находятся в монастыре Келлий в Фессалии, близ города Лариссы. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1003.htm
… В воскресной службе, посвященной исцелению слепорожденного, есть такие слова: «Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, покаянием зову Тебе: Ты сущим во тьме Свет пресветлый». Празднованию этого события евангельской истории отведено целое воскресенье, поскольку оно имеет огромное духовное значение. В связи с этим очень удобно поговорить о том, что такое духовная слепота, откуда она взялась. И что это за очи, которые имеет наша душа, почему они ничего не видят и что должны видеть.
Христос воплотился с одной-единственной целью — чтобы дать человеку возможность прозреть. Хотя видение духовное иное, чем телесное, в обоих случаях употребляется слово «видеть», потому что в душе и в теле много подобия. Телесное зрение бывает разным: один видит очень далеко, а другой не может без очков читать. Один замечает, что снег на солнце не белый, а оранжевый и тени на снегу голубые, а другой нет, потому что для этого нужно зрение очень развитое. Так же и зрение духовное.
Духовное зрение есть видение Бога. Если душа не видит Бога, значит, она слепа — как слепой от рождения. Представим себе, родился младенчик слепенький и вырос до 15 лет. Попробуй ему объясни, чем отличается красный цвет от зеленого, желтый от голубого, белый от черного. И душа человека, не имеющая духовного зрения, не может узреть Бога и не способна ничего понять в духовной жизни или может различать Бога смутно. Бывает такое зрение, минус 10 или минус 15, когда человек все видит как «в молоке», в тумане — и большинство людей на вопрос: «Веруешь ли ты в Бога?», говорят: «Да, что-то есть». Видение Бога может быть, как бы издали и более или менее приближенное к Нему, а можно Бога узреть близко-близко.
Душа наша потеряла способность видеть Бога потому, что она грешна, поэтому очи души возможно только «покаяния омыть слезами». С чего начинается духовное видение? Один, например, говорит: я вижу будущее; другой: я вижу прошлое; третий видит некую «ауру»; четвертый ангелов; пятый сны пророческие. Есть ли это духовное зрение? Нет, ни в коем случае. Духовное зрение — это видение истины. А истина состоит в том — и это надо глубоко понять и усвоить, — что мы люди грешные, падшие, отверженные от Бога. И вот духовное, истинное видение начинается с того, что человеку открываются его грехи. Человек, духовно еще почти слепой, различает в себе только грехи величиною с гору: убил, прелюбодействовал, украл, оскорбил кого-то страшно. Если он покается, то есть осознает ужас содеянного: «Что же я сотворил? какой же кошмар! какая мерзость!» — и свой грех оплачет, будет взывать к Богу о прощении: «Господи, прости», — тогда эти греховные глыбы рассыплются. Останется лишь память о них, как рубцы на совести. Как только эти горы рухнут, человек откроет в себе два-три десятка других грехов, которых он раньше не замечал. Он увидит в себе зависть, гордость, гнев, любовь к деньгам, любовь к собственной плоти, ко всяким иногда очень нехорошим вещам, — увидит эти камни, большие булыжники грехов. Человек начнет оплакивать эти грехи — и станет понимать, в чем именно проявляется каждый грех. Например, гордость проявляется и в превозношении над другими, и в осуждении, и в тщеславии, и в желании почестей всяких, и так далее. То есть эти крупные камни начнут дробиться на множество мелких грехов. И вот, когда человек ужаснется своей мерзости и станет ее оплакивать, тогда он увидит свои грехи как песок морской.
С этого момента он должен знать, что положил начало покаянию и начало своему спасению. Только увидев миллионы и миллиарды грехов, которые сидят в душе и проявляются вовне или не проявляются, человек может говорить о настоящем духовном видении.
Когда человек полностью очистится от греха, в его чистую душу входит Христос — и тогда у него будут Христовы мысли, Христовы чувства, Христовы дела, у него будет Христово познание Отца, Христова любовь ко всякой твари. Вот что значит очиститься, вот что значит приобрести духовное зрение. И любой человек, где бы он ни жил, умный или глупый, талантливый или бездарный, толстый или тонкий, мужчина или женщина, ребенок или старик, если пожелает, может увидеть Христа. Но для этого нужно разорвать греховную пелену, которая его окутывает, связывает и мешает видеть. В Евангелии сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Преподобный Иов Почаевский, игумен (XVII) Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника Православия князя Константина Острожского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны католиков и униатов. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите Православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.
… Святая Церковь прославляет жен-миро­носиц за их любовь ко Христу, за то, что всю свою жизнь они поставили на службу Ему. Хотя они многого не понимали, конечно, из того, что Господь им говорил, но сердце их было устремлено к Нему. И Господь за это устремление сердца им дал такую милость и такую благодать, что они первыми увидели Его воскресшим из мертвых.
Вот так же и мы должны устремляться ко Христу, любя Его. Надо стараться все время жить так, чтобы, оглядываясь вокруг, думать: чем мы можем Христу послужить? И Господь нам указал этот путь. Он сказал: то, что «вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Если мы лю­бому человеку оказываем любовь, милосердие, то есть проявляем задуманные Богом челове­ческие свойства души, которые особенно долж­ны быть присущи женщине — милосердие, кротость, спокойствие, тишину, — тогда через нас Господь будет творить чудеса, тогда мы встанем на свое подлинное место. А если мы стремимся подменить другого, занять его место, получается как на ко­рове седло, некрасиво, уродливо. Женщина вместо того, чтобы таким замечатель­ным делом заниматься, как созидать собственную семью, служить мужу, любить детей, воспитывать внуков, хранить, скреплять домашний очаг — вместо этого за­нимается какой-то ерундой: металл льет или еще что-то. Это же совершенно дикие вещи. Но эта дикость настолько вошла в сознание человека, что многим кажется: да без этого и жить нельзя. На самом деле от естественного своего призвания, божественного, человек уходит на страну далече, не в свою сферу влезает.
Конечно, и не в своей сфере тоже можно достичь успеха. Женщина не низшее существо, она может не хуже мужчины государством управлять, тому есть масса прекрасных примеров. Но это не ее призвание, это неправильно, это искажение. И внушает все это человеку дьявол, чтобы его погубить. Потому что он знает: поме­няв мужчину и женщину местами, можно все рассыпать в прах. Семья распалась — значит, ребенок вышел из повиновения. Пожалуйста, считай, что уже поколение сатана погубил. Сатана все старается, как бы так сделать, чтобы этот ленился, а та бы пошла на работу — и все, и дальше уже с этим народом делай все, что хочешь. Поэтому нам надо обязательно себя удерживать на пути, который указал Господь.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...