понедельник, 20 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 20 мая (07 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
20 мая (07 мая старого стиля)
… Брак служит не для плотских утех. Он задуман Богом для продолжения рода человеческого и для возрастания людей в любви, чтобы они учились смиряться друг перед другом, друг другу служить и друг друга возводить к большей высоте небесной. Брак — это не борьба за то, кто окажется первым, будет другим распоряжаться и командовать, как это обычно происходит, а, наоборот, брак — это соревнование, кто кому больше послужит и кто принесет другому больше жертв.
Как-то невестам в загсе задали вопрос, чего они ждут от замужества. Из десяти девять хотели быть счастливыми и только одна сказала: «Я хочу дать счастье ему». И журналист подумал, что, наверное, только она будет счастлива, потому что хочет давать, а не брать себе. Так оно действительно и случается. Современные семьи потому и рассыпаются, что люди не знают, на чем зиждется брак.
 Любечская икона Божией Матери (XI) Икона Божией Матери Любечская получила свое наименование от города Любеч, Черниговского края. Икона явилась в XI веке. Чудеса, происшедшие от этой иконы, были описаны святителем Димитрием Ростовским. В 1653 году, когда на Любеч ожидалось нападение поляков, икону отправили в Киев. В 1701 году после обновления икону вернули в Любечский храм в честь Воскресения Христова, а в Киевском Софийском соборе был оставлен точный список.
В 1848 и 1852 годах в окрестностях города свирепствовала холера, но в самом Любече эпидемии не было, а немногие заболевшие исцелились по молитвам к Заступнице Пречистой Любечской.
На земле есть особые места, на которых почивает благодать Божия, – уделы Божией Матери, но было бы несправедливо отрицать особое покровительство Сил Небесных в местах явления чудотворных икон Пресвятой Богородицы. С полным основанием мы можем отнести вышесказанное к Любечу, родине чудотворной Любечской иконы и прп. Антония Печерского.
… Неизреченным образом, вкушая Пречистые Страшные Тайны Господни, душа человека соединяется с благодатью Божией. Если человек с покаянием, с чувством собственного недостоинства, с намерением исправиться принимает Тайны Христовы, то огонь Божественный, нетварные энергии Божий, которые подаются человеку в Святом Причащении, сжигают то зло, в котором он раскаялся перед Богом, и человек делает шаг навстречу к Богу.
Это самый большой дар, который мы получили. Как Иоанн Кронштадтский говорил, подобного ему нет ни на небе, ни на земле. Того, что мы вкушаем здесь, не имеют и сами Ангелы, это превыше всяческого разумения, и это человеку дается даром. А как же человек на это реагирует? Один говорит: «Я еще не готов, я еще немножко погрешу». Другому лень почитать правило. Третьему лень немножко ущемить свое чрево. А четвертый вообще говорит: «Я на прошлой неделе был, а сегодня дома полежу». Это свидетельствует о том, что человек просто не понимает, что здесь происходит. Тебе дается даром Божественная жизнь, даром, ни за что, потому что заслужить это нельзя. Даже если не тысячу дней и ночей на камне простоишь, а всю жизнь простоишь на камне, все равно быть достойным этого дара невозможно. И то, что мы к приятию его как-то пытаемся готовиться и что-то совершаем, никак не идет ни в какое сравнение с тем, что мы получаем. Получив этот дар, человек в этот момент становится свят. Большинство из нас, конечно, этого не чувствуют и не понимают, но вера наша свидетельствует, что это воистину так. Ну и что дальше? Выходя из храма, куда употребляем мы эту Божественную силу, которую здесь получили? На что мы ее растрачиваем? Не на подвиг, не на то, чтобы усилить нашу молитву, не на то, чтобы простить всех, против кого мы имеем обиду, не на то, чтобы совершить какое-то доброе дело. А на что? На пустоту, на грех. Получается некий механический ритуал, и это ужасно. Даже самый главный, драгоценный дар Божий, который мы имеем, мы, оказывается, и его не употребляем во благо, потому что живем какой-то своей, отдельной от Бога жизнью. Как мы далеки еще от истинного восприятия того, чему Господь нас учит! Поэтому апостол Павел говорит: «Умоляю вас, чтобы дар этот не был втуне, напрасно». А у нас получается все равно, что свинье надеть бриллиантовое колье на шею: она ничего не понимает, ей что глиняные черепки, что бриллианты.
Жировицкая икона Божией Матери (1470) Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.
Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве. Иконография Умиления сложилась в древнем коптском искусстве Египта. https://days.pravoslavie.ru/name/2850.html
 … Евангельский слепой никогда ничего в жизни не видел, он был слепой от рождения. А Господь отверз ему очи, и только он открыл глаза — что он увидел? Он увидел перед собой Христа. С чего же нам нужно начать, если мы решим сегодня, что хотим узреть Бога?
Начинать нужно всегда с молитвы, прямо к Самому Спасителю обратиться: «Господи, Ты пришел для того, чтобы меня очистить, чтобы дать мне духовное зрение. Чтобы спасти меня, вывести из той помойки, в которой я живу, к которой я прирос всей своей кожей, всем существом, потому что меня так и мама воспитала, и окружающие меня люди. И света я не видел, мой ум помрачен, я во мраке греха. А раз я во мраке, значит, я Тебя, Христе, не вижу, но я верую и знаю, что Ты есть, я верую и знаю, что Ты меня слышишь. Господи, очисти меня, дай мне возможность видеть свои грехи». Если мы помолимся так Богу, то увидим в себе грех, один ли, два или три — неважно. Когда мы обратимся к Богу, Господь нам сразу укажет — мы тут же почувствуем укол в свое сердце. В нашей памяти, в уме — потому что очи души умные — всплывет грех: вот, я согрешил этим.
 
Преподобный Нил Сорский (1508) Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на святой горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни.
После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси — скитский, по образу афонских скитов.
Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания.
Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество.
Преподобный Нил мирно скончался 1 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей.
… Что делать дальше, когда, по милости Своей, Господь откроет нам наш грех? Дальше надо осознать мерзость этого греха, раскаяться в нем и вступить с ним в борьбу. Каждый день просить у Бога; утром, только проснулся: «Господи, удержи меня сегодня от этого греха, к которому я привык, к которому я склонен по своей душе и который мне мешает видеть Тебя». И Господь поможет. А если случайно все-таки согрешим среди дня, но уже не сто раз, как вчера, а хотя бы девяносто пять, то это будет говорить о том, что сделано пять шагов вперед. Потом, когда этот грех почти изгладится из нашей души, Господь откроет другой наш грех, и еще, и еще. И так по ступеням мы будем идти вперед, к свету. Постепенно жизнь наша наполнится радостью, чистотой, правдой Христовой. Мы увидим свет; поймем, куда нам идти; получим возможность различать, где правда, где ложь; где добро, где истина; где красота, а где бесовская красивость; где правда, а где правдоподобие. Так, борясь с грехом, мы познаем этот истинный путь. И Господь возьмет нас за руку, потому что мы будем все время к Нему обращаться за помощью, и поведет.
К сожалению, многие люди ходят в храм не пять лет, не десять, не двадцать, а сорок или пятьдесят — и пребывают в полной слепоте духовной. Отчего, спрашивается? Человек подходит к исповеди, человек прикладывается к иконам, причащается Святых Христовых Тайн. Почему он до сих пор слеп? А потому, что слепота исцеляется только слезами покаяния, только когда человек употребляет труд души для того, чтобы очиститься. Лишь борьба с грехом может дать нам возможность видеть истину. Поэтому постепенно, по мере движения нашего ко Христу, мы будем согрешать все меньше и меньше, до тех пор, пока не просветимся совсем. Вот это, собственно, и есть цель христианской жизни, это и есть стяжание благодати, это-то и есть спасение.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...