четверг, 30 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 27 мая (14 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
27 мая (14 мая старого стиля)
… Каждый человек, созданный Богом, подспудно, иногда неосознанно, чувствует, что если обращаешься к Богу, то придется жизнь поменять. Если хочешь что-то от Бога получить, придется заповеди Божий исполнять. А заповеди Божии исполнять неохота. Труд души не прилагать — это, конечно, легче. Каждый знает: деньги зарабатывать очень трудно, а кому-то дать по голове и отнять — это гораздо проще. Легче спекулировать готовым, чем произвести что-то заново. Это понятно: стой, мечтай, а оно само идет, прибавление. Это путь наименьшего сопротивления. А Христос требует подвига, но подвиг-то — удел совсем немногих.
 
 Теребенская (Теребинская) икона Божией Матери (1654) Икона из Николо-Теребенской пустыни Тверской епархии на берегу реки Мологи недалеко от города Вышний Волочек (ныне Максатихинский район, село Труженик). Из истории обители известно, что в 1654 году окрестные жители искали здесь спасения от моровой язвы.
В середине 1990-х гг. по благословению Высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря. http://хризма.рф/ikoni/ikony_bogorodicy/t/terebenskaja_terebinskaja/148-1-0-3795
…Пока человек только себе гребет, его жизнь бессмысленна: греби, греби, греби — куда приблизишься? Все, что ты набрал, с гробом кончится, и останешься ни с чем. Будет только продолжаться это бесконечное желание грести под себя, а грести-то уже будет нечем, потому что руки черви съедят в могиле. Чем грести? Мучиться будешь: и это хочется, и это хочется — а ничего нет, пустота. Господь сказал: кто ничего не имеет, «у того отнимется и то, что он думает иметь». Ты думаешь, что имеешь детей? Думаешь, что имеешь семью, имеешь образование, имеешь денежки, имеешь квартиру? Это все временно, это все дано в аренду до дня смерти, а дальше ты ничего не имеешь.

Имение истинное — это есть любовь, мир, кротость, воздержание, терпение, целомудрие, вера, благость. Вот умирает человек кроткий — кротость с ним остается, и смирение его с ним остается, и любовь. Все, что он набрал духовного, все идет с ним в Царствие Небесное. А если у тебя одни страсти, то ты несешь с собой муку, страшную муку. Потому что эти стремления, желания, они будут тебя раздирать на части. Пока мы здесь живем, мы можем удовлетворять какие-то желания, и то не всегда. Вот человека положи в больницу на две недели, лиши каких-то утешений, ну даже телевизора — там, в коридоре, телевизор смотрят, а он не смотрит — и он уже мучается: как это можно жить без телевизора? Единственная надежда, что пройдет месяц-другой, его выпишут, и начнется обычная жизнь.
Но человек не понимает, что, когда он умрет, он в такую больницу будет уже помещен навечно, и оттуда уже никуда не выпишут, он будет навсегда лишен радио, телевизора, книги, жены — всего. Мука смертная. Это будет такая скорбь, как Господь говорит: «плач и скрежет зубов». Останется только зубами скрежетать в бессильной злобе на все и на всех, потому что это будет клубок нереализованных желаний: и это хочу, и это хочу, и это — а ничего нет: ни зеркала, куда посмотреться, ни подружки, к которой сходить язык почесать. Ничего, только я, моя совесть, моя прошлая жизнь, мои грехи — и вот я в этом весь киплю. Какое страдание, какой ужас, какой мрак! Поэтому Господь нас призывает в Бога богатеть, приобретать свойства Божественные.
Ярославская Печерская икона Божией Матери (1823) В городе Ярославле мещанка Александра Добычкина 17 лет жестоко страдала душевной и физической болезнью. В 1823 году ей было видение во сне: церковь с иконою Богоматери. И она решила отыскать в Ярославле виденные храм и икону. Этим храмом оказался храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня, находившийся под колокольней архиерейского дома. Войдя в церковь, больная Александра увидела написанное на стене изображение Киево-Печерской Богоматери. С нею вдруг сделался сильный припадок, после которого наступило сначала облегчение, а затем и полное исцеление от тяжкой болезни. С того времени от этого образа стали источаться чудесные исцеления по молитвам к Пресвятой Богородице. https://gelo.livejournal.com/668506.html
… Сегодня память отцов Первого Вселенского Собора и в евангельском чтении повествуется о молитве, которую вознес Господь наш Иисус Христос Отцу Небесному. Так как мы по призванию являемся учениками Христа, нам очень важно вникнуть в то, о чем молился Господь перед Своей крестной смертью и перед восшествием на небо, когда Он завершал Свое дело на земле. А молился Он о тех, которых Ему дал Отец, то есть о Своих учениках: Я не о всем мире молюсь, а молюсь только о них, которых Ты Мне дал, потому что они познали вечную жизнь. Дальше Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Жизнь вечная — это знание Бога, и апостолы познали Бога через Иисуса Христа. Они исповедовали Его Сыном Божиим и тем самым объявили, что видят во Христе проявление жизни Отца Небесного. Почему Господь молился не о всем мире? Он же пришел весь мир спасти, каждого человека, где бы он ни жил. Недаром Господь сказал, что последний день этому миру придет только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле, чтобы каждый народ, маленький или большой, с богатой исто­рией или с бедной, примитивный или цивилизованный, слышал слово Божие; чтобы не осталось такого уголка на земле, куда бы ни проникло слово Евангелия. Мы сейчас как раз в это время и живем, когда практиче­ски нет такого языка на земле, на который бы не было переведено Священ­ное Писание. Везде слышен глагол Христов, но не все отзываются на него.
Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (1474) родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католическо­го вероисповедания…  В сердце его непрестанно отзывалось слово Господне: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет, кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что даст человек измену за душу свою (Лк. 16, 24, 26). Возбуждаемый сими спасительными словами, блаженный Исидор совлек с себя княжеские одежды и восприял юродство
По глубокому убеждению в несостоятельности веры латин­ской перед судом совести и здравого рассуждения, блаженный Исидор «возлюби христианскую веру православную». И он в лохмотьях, с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, принимая повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои. И великое показал святой Исидор терпение, одинаково перенося и хлад зимний, и летний зной. Днем странствовал, как юродивый, ночью же стоял на молитве и, плача, говорил сам себе: «О Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается».
Переходя, таким образом, из града в град, достиг, на­конец, славного Ростова, тут соизволил остановить­ся, привлекаемый благо­уханием святыни. Здесь блаженный Исидор при­нял Православие. И в виде юродивого так же, как и раньше, переносил он на­смешки и побои безответно.
Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, бро­шенного в бушующее море по жребию его попутчиками.
Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществле­нии его предсказаний, называли святого «Твердисловом».
Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлив­шимся по всему городу. http://georgievka.cerkov.ru/2015/05/27/isidor-tverdislov-rostovskij-xrista-radi-yurodivyj
…Почему мы считаем дерево красивым? Почему цвет неба и россыпь звезд на небе считаем красивыми? Почему море красиво? Нас создал один и тот же Творец, поэтому между нами и морем, деревом, звездами существует гармония, на которую наша душа отзывается. Но помимо этой внешней существует еще гармония внутренняя, духовная, и Господь к этой гармонии нашей души также взывает. Человек существо разумное — этим он отличается от животного, которое не имеет разума, не имеет слова. Человек существо словесное, и его разумная, совершенная, бессмертная душа несет отпечаток Божественного разума. Поэтому Господь Отец Небесный обращается к нам через Божественное Слово, посылает вторую Ипостась Пресвятой Троицы, Сына Божия, Который возвещает истину.
Раз мы все попали в храм, значит, каким-то образом наша душа в сво­ем развитии пришла к тому, что для нее забрезжил свет веры Христовой, значит, какие-то ее струны зазвенели в ответ на слово Божие. Но нам нужно всю свою душу привести в такое состояние, чтобы музыка, которая звучит на небесах, звучала и в нас, причем обязательно в унисон. Вот тогда и будет у нас единая с Богом жизнь, когда каждое слово Божие будет отзываться в нашей душе. Именно каждое, а не какое-то выборочное, потому что часто мы принимаем слово Божие в свою меру: это я принимаю, это не принимаю, мимо этого я прохожу, даже не замечая, а против этого протестую.
Чтобы познать, что такое Царство Небесное, чтобы узнать Бога, нужно обязательно заповеди Божии исполнять. Вот некоторые говорят: а я Бога не вижу, не чувствую. Почему? Потому что живут в грехе. Начни исполнять какую-то одну заповедь — и приблизишься к Богу. А если две? А если три? А если сто заповедей начнешь исполнять? И так все ближе и ближе к Богу. Каждый прожитый день должен быть шагом к Богу. Надо его так прожить, чтобы в тех заповедях, которые мы осознали, обязательно устоять. Именно устоять в заповеди, не пасть. А у нас постоянные падения: нас раздражают — мы раздражаемся, нас обижают — мы обижаемся, нас ругают — и мы в ответ тоже ругаемся, у нас что-то пропало — мы жалеем. И так во всем: мы и ленимся, и гордимся, и тщеславимся, и завидуем, и клевещем, и болтаем, и объедаемся, и просто жизнь проводим впустую, праздно, без толку; наша душа погибает для Царствия Небесного. Поэтому надо нам всю жизнь пересмотреть.
Вот об этом-то Господь и молился: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне». Потому что мы же не сами уверовали, не своими силами, нам просто веру дали как дар. Кому-то не дали, потому что он еще пока не готов, а тебе дали, так надо развивать, выращивать этот драгоцен­ный росток, для того чтобы он пророс в Царство Небесное. Чтобы выросло дерево и принесло плоды христианских добродетелей и птицы небесные укрывались в нем. Как Господь говорит в Своей молитве: «...чтобы радость была совершенна».
Совершенную радость человек получает только тогда, когда он обла­дает Богом, когда он соединяется с Богом навеки. Даже когда мы приобща­емся к творению Божию — вот берем яблоко и съедаем, и во рту приятно, — мы даже от яблока радость получаем, потому что это плод Божий, творение Божие. На котенка смотришь — и то как приятно его Господь создал, до чего красиво, до чего же благородно, как он интересен, этот котенок. Но это все творение, а сколь паче радость доставит нам созерцание Самого Творца! Насколько Он прекрасен, насколько Он совершен, насколько Он всеблажен — и это нам дается даром. Этот дар дан нам в крещении, только нужно еще уметь его взять, надо для этого потрудиться. И от того, насколько мы его вырастим, зависит то, внидем ли мы в Царство Божие, познаем ли Бога через Сына Божия или останемся вне. Все зависит от нас. Поэтому по милости Божией будем стараться время зря не проводить, а пребывать в постоян­ном духовном труде, чтобы ни день, ни час, ни месяц у нас зря не пропадали.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...