четверг, 30 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 26 мая (13 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
26 мая (13 мая старого стиля)
… Когда человек делает навстречу Богу шаг, тогда как-то все легко. А когда боится искушений, увиливает, тогда ему все труднее и труднее. Вот бывает, иногда, как-то в храм идти не хочется, трудно или устал. А потом головой тряхнешь: все равно пойду. Пошел, постоял в храме — и никогда не пожалеешь, что пришел. Такого не бывает, чтобы человек пожалел, что в храм пришел. А до того была маленькая, но все-таки борьба, как бы малое страдание, малое мучение.
 
  Мученица Гликерия Гераклейская, дева и с ней мученик Лаодикий, страж темничий  (ок. 177) Пострадала за Христа около 177 г. Она происходила из знатного рода. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. В день, назначенный для жертвоприношения, св. Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в языческое капище и своей молитвой сокрушила идола. За это святую хотели побить камнями, но камни чудесно не коснулись ее.
Во время мучений ей явился Ангел, при виде которого мучители в ужасе пали на землю. Тогда святую стали морить голодом и жаждой, но она оставалась невредимой, так как Ангелы Божии приносили ей пищу и питие. Затем Гликерию отправили в г. Ираклию, где, за отказ принести жертву идолам, ее бросили в раскаленную печь. По молитве св. Гликерии огонь в печи погас. После этого, содрав кожу с ее головы, св. мученицу связанную и обнаженную положили на острый камень. Ночью Ангел Господень исцелил Гликерию и освободил от оков.
Пораженный этим чудом темничный страж Лаодикий уверовал в истинного Бога и, наставленный в вере святой мученицей, принял мученическую кончину. Святая же была отдана на съедение зверям. Однако выпущенная на нее львица стала смиренно лизать ей ноги. Наконец, св. Гликерия с молитвой обратилась к Богу, прося, чтобы Он взял ее к себе. В ответ она услышала голос, призывающий ее к небесному блаженству. Вскоре на св. мученицу выпустили другую львицу, которая умертвила ее, но не растерзала. Ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу, мощи которой прославились истечением благоуханного и целебного мира.

… Нас очень мало, и грести против течения очень трудно, но надо. И Господь увидит (а Ему все видно, каждое наше сердечко перед Богом со­вершенно открыто), что кто-то старается грести против течения, не в этом общем потоке. Ведь вода течет всегда только вниз, она вверх течь не может — а Бог на небесах, поэтому надо воспарить от это­го потока, надо стараться плыть против течения, а это трудно. И тех, кто гребет против течения, никто не понимает. Потому что, если норма убивать, а мы не убиваем, значит, мы уже ненормальные. Если норма грешить, а мы не грешим, значит, мы ненормальные.
И все же надо нам стараться все время над своей душой трудиться и делать все время не то, что хочется, потому что хочется нам, естественно, чего? Лечь, поспать, языком болтать, слоняться, чтобы в голове мысли всякие носились. Но цель-то христианина, она там, против течения. Вот так и греби всю жизнь, вот так и старайся, вот так и трудись. Тогда достигнешь.
Праведная Гликерия дева, Новгородская (1522). Святая праведная Гликерия, дева Новгородская, дочь Пантелеймона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась святая около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству II Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором священнослужителей предал их торжественному погребению в этом храме. Во время погребения от мощей святой совершались исцеления.
… У любого ребенка спроси: слушаться надо? Он скажет: надо. А почему не может послу­шаться? Воля расслаблена, и ее надо трени­ровать. Например, идет ребеночек по улице, жарко, хочется мороженого — а если пост, нельзя мороженое есть, потому что оно на мо­локе. Пусть этого молока там чайная ложка, но не в нем дело, а дело в том, что он хочет и себе этого не позволяет. Вот что важно. Важ­но, что человек совершает волевой акт, отка­зывается. В другой раз, когда ему предложат рюмку, он, может, и захочет выпить, но ска­жет: нет. Потому что у него воля направлена на добро. Ребятки в подъезде предлагают: на, закури. А он же знает, что это грех, — и напряжет волю, откажется. Потом скажут: давай ларек ограбим. А он скажет: нет, потому что это грешно. И так от тюрьмы спасется. А кто его спас от тюрьмы? Мама с папой, которые говорили, что в среду и в пятницу нельзя мороженое есть.
Почему теперь молодые люди такие расслабленные, ни на что не способные? Зачастую муж не может семью свою сохранить? От полного расслабления. Вот жи­вет человек, у него жена, дети, он их любит, но вдруг какая-то юбка прошла — и он не может с собой совладать. Маленький какой-то помысел — и он уже не в состоянии ему противиться. Или сидит человек в автобусе, бабка вошла с сумками, он и рад бы уступить, и знает, что надо, а не может, потому что расслаблена воля. Надо усилие над собой сделать, а человек к этому не привык. С детства он получал все, что хотел. А чтобы отказаться, да еще добровольно, об этом он даже никогда и не слышал. И что в результате? Вырастает кусок слизи, который не может никак себя управить.
Поэтому сейчас хоть и не сталинские времена, а тюрьмы переполнены здоровыми физически мужиками, которые не могут совладать с собой, не могут от рюмки отказаться, не могут противопоставить себя компании друзей. Потому что, в основ­ном, сидят не какие-то закоренелые преступники, а так, как говорится, севшие по глупости. Вот ребята пошли — и я с ними, вот и попал. Мне дали — и я дал сдачи, вышла драка, и три года получил. Нет, чтобы потерпеть, постараться уладить. Не можешь промолчать, когда тебе что-то там сказали? Ну и сиди тогда в тюрьме, если ты не можешь потерпеть самую малость.
Преподобномученик Макарий, архимандрит Каневский, игумен Пинский, Овручский, Переяславский, (1688)  Молитва преподобномученику Макарию: О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Преподобномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было тяжелейшее время для православных людей Западной Руси. Жизненный подвиг, совершенный преподобномучеником, был подвигом защиты Православной веры в условиях неравной изнурительной борьбы, когда защищать можно было только будущее Русской Православной Церкви, поскольку то, что сохранялось от проносящегося урагана унии, сносилось татарскими набегами.
Мощи преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, были перенесены 13 мая 1688 года из Канева в город Переяславль в связи с опасностью нападения врагов. Празднование памяти кончины преподобномученика совершается 7 сентября.
https://days.pravoslavie.ru/Life/life1472.htm
… Почему в Русской Православной Церкви возник обычай перед при­частием обязательно исповедоваться? Потому что когда мы каемся, из своей души грех выносим, исповедуем — то есть из себя до конца поведаем, — то благодать Божия вне нашей души этот грех уничтожает. А если мы грех просто называем, то он так и остается с нами. А если грех остается у нас в душе, если мы не отторгаемся от него, тогда Божественный огонь попаляет нашу душу. Поэтому апостол Павел говорит: «Оттого многие из вас не­мощны и больны и немало умирает». Потому что причащаемся недостойно, без покаяния.
А некоторые так говорят: ну в общем во всем грешен, а в общем-то — ни в чем. И идут к чаше. И что в результате? Польза от этого для души бывает? Нет, бывает вред, потому что сгорает совесть человека. Если человек начинает причащаться без покаяния, просто потому, что воскресенье или праздник, то он даже теряет понимание, а зачем он, собственно, причаща­ется. Зачем? Лишь бы причаститься? А если его священник не причастит, то он обижается — и это уже является свидетельством, что у человека нет ни смирения, ни понимания того, к чему он собирается приступить. Про­сто завел себе такую привычку причащаться, а никакого духовного роста не происходит, наоборот, он все глубже и глубже погружается в бездну ада. Симеон Новый Богослов говорит таким: на земле-то ты причаща­ешься, а на Небе — нет. Не происходит у человека соединения с Богом. А если душа не может благодать Божию воспринять — значит, она исполнена грехом, а покаяния нет. Ведь только покаяние может дать нам возможность приблизиться к Богу. А покаяние — это не есть перечисление своих грехов. Покаяние — это изменение всего строя своей жизни, мыслей, сердца. Это значит дать Богу обещание с этого самого момента в том, в чем ты покаялся, исправить свою жизнь. Вот тогда причастие служит той животворящей силой, которая дает нам возможность грех победить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...