среда, 24 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 24 апреля (11 апреля)


Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
24 апреля (11 апреля старого стиля)
… Каждый из нас, кто надел на себя крест Христов и именуется православным христианином, должен сам себе ответить на главный вопрос: для чего я в церковь пришел? Что я вообще здесь делаю? Какой смысл в том, что я причащаюсь и читаю слово Божие? Кому нужны те молитвословия, которые я совершаю? Зачем это все нужно? Если в результате этого всего в нас не прибавляется хоть на миллиграмм любви друг к другу, то в нашем хождении в церковь нет не только никакого смысла, а это есть просто хула на Бога, потому что все, что мы здесь слышим, посвящено только одному — любви…
  Священномученик Антипа, епископ Пергама Асийский, епископ (ок 68). Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 - 68).
В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.
Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам.
Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.
Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.
Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув (+ ок. 68).
Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.
…И со стен на нас взирают лица людей, которые жили этой любовью, она была их главной движущей силой. Если в нас этого нет, если мы просто хотим себе покоя, утешения, какого-то доброго совета, чтобы нам стало чуть-чуть полегче, то все наше христианство бессмысленно, это все лицемерие. Поэтому Господь и говорит: «О, если бы ты был холоден или горяч!» Потому что даже открытая вражда против Бога в некотором смысле лучше, чем такое теплохладное лицемерие: вроде я христианин, я и в церковь могу сходить, когда у меня есть время или какая-то особая нужда до Бога.
Господь для чего основал Церковь? Для чего Он нас питает Своим Телом и напояет Своей Кровью? Чтобы в нас любовь пребывала. Потому что вот эта пролитая Им Кровь — свидетельство Его любви ко всему падшему человечеству. А мы чего хотим? Здоровьица и покоя? Чтобы у нас все было хорошо? Тогда это совершенно неправильно, тогда надо земную жизнь свою налаживать, а не тратить время зря, часами стоя в тесноте. Зачем мы пришли в храм? Чтобы с помощью Божией устроить себе богатую, веселую, спокойную жизнь? Этого мы ищем? Но этого надо искать совсем не здесь. Царствие Божие совершенно «не от мира сего». Поэтому Господь хочет собрать именно тех, кто скучает по любви, кто хочет эту любовь от Бога получить. С какой целью? Чтобы ее отдать, чтобы этим послужить Богу и ближнему. Иначе никак нельзя, потому что Господь сказал: «Что ты сделал одному из малых сих, то ты сделал Мне».
Святитель Варсонофий, епископ Тверской (1576) Святитель Варсонофий Тверской родился в 1495 году. В 1567 году рукоположен во епископа Тверского. Скончался в основанном им Преображенском монастыре г. Казани в 1576 году… Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6488.htm
 … Спроси у любого из нас: ну, где твой Бог? И что мы скажем? Нету в нашей жизни Бога, нет. Мы Его не осязаем руками, мы Его не видим, мы Его не чувствуем, наше сердце далеко отстоит от Него. Поэтому мы и испытываем постоянную скорбь, нужду, тесноту, поэтому нас все раздражает. Святые тем и отличаются от нас, грешных, что они не страдают, они пребывают в вечном блаженстве. «Блаженны нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны алчущие и жаждущие правды». И независимо от того, ссылают его, или бросают в клетку с дикими зверями, или его притесняет свекровь, или зять, или начальник на работе, или он болен, — у святого человека радость общения с Богом отнять нельзя. Она не зависит ни от чего внешнего. У святого всегда на сердце радость. Ему неважно, в тюрьме ли он или в царских палатах, неважно, ботинки у него теплые или он босиком ходит. Для него это не имеет большого значения, поэтому он может легко расстаться с тем, что для обычного человека представляет ценность.
Бог не виноват, если мы не достигнем Царствия Небесного. Он сделал все, Он даже Кровь Свою пролил. Что же нам еще надо? Вот Чашу выносят: на, принимай в себя Кровь Христову, чтобы она сожгла в тебе все твои грехи. Не хочешь? Даже смешно, что в храме так мало народу. Да здесь очередь должна стоять отсюда и до метро! Что дают?! Кровь Христову дают: на, пей. Нет, не хочет. Один не готов: ему, видите ли, лень подготовиться. А другой, вообще даже не в курсе дела. Спрашиваешь: в каком году Христос родился? — а он и не знает. У кого ни спроси, никто не знает. Видали? Когда олимпиада какая-то была, это он знает, а когда Христос родился, не знает. То есть человек сам себя обокрал.
Господь все сделал для нашей пользы, нам только осталось этот дар, который нам Бог дал, принять. Больше ничего не требуется: принять и следовать за Христом. Вот встал утром — и подумай: я проснулся, Господь мне дал день, я сейчас этот день буду жить. И если вечером я умру — а ведь это же очень просто, какой-нибудь сосуд разорвался в голове, в сердце, или в ноге тромб какой-то образовался, или под машину попал — и что со мной будет? куда я пойду? Узнаю ли я Бога в той жизни или этого не произойдет, потому что раз я Бога здесь не увидел, не знаю, где Он, так всю жизнь и прохихикал, так ничего и не понял, все услаждался, да не тем — то и там Его не найду, так и останусь отверженным от Бога.
Священномученик Николай Гаварин пресвитер (1938) Отец Николай уехал в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова. 15 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно‐трудовой лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако в силу того, что перед безбожниками верующие люди, и тем более священнослужители, оставались все теми же врагами коммунистической власти, приговор относительно них отменен не был.
Священник Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
… Когда мы с вами умрем, до Страшного суда у нас еще останется время. И если за нас будут молиться, то по молитве Церкви наша участь может измениться. Но после Страшного суда ничто не изменится, поэтому он и называется страшным — потому что он окончательный. Поэтому если за нас некому молиться, надо нам вот что сделать: найти какого-то человека и облагодетельствовать его так, чтобы он всю жизнь о нас помнил. Мы всё на сына, на дочь, на племянника, на внука надеемся, а Господь сказал: тот, кто слушает слово Божие, тот Мне и сестра, и брат, и мать. И на наших деточек мы не можем положиться именно потому, что по телу мы родственники, а по духу — чужие люди. Поэтому любой верующий человек нам часто гораздо ближе, чем эти самые родственники. Значит, когда мы так о деточках да о внучках излишне печемся, мы делаем величайшую глупость. Лучше бы мы больше пеклись о братьях по вере. Тогда, может быть, они за нас и помолились бы.
Если у нас молитва плохая, если мы не способны вникнуть в заповеди Божий, мы можем делать добро, как можно больше добра, чтобы, когда мы умрем, как можно больше людей о нас вздохнуло: Господи, какой хороший человек умер! И вспомнили нас добром, и помолились о нас хотя бы один разочек. Представляете, если за нас один разочек помолятся десять человек? Как хорошо! А если за нас два разочка помолятся сто человек? А если в течение пяти лет на каждой родительской нас будут поминать тысяча человек? Неужели тысяча человек не умолят Бога за одну душу? Умолят, упросят. Скажут: он, может, и нагрешил, но Ты его прости, ведь сколько же он добра сделал: и мне, и тому, и тому...
Поэтому, пока у нас еще есть такая возможность, пока время есть, надо стараться все время добро делать, да так обильно, чтобы у человека, которому мы его делаем, аж дух захватывало, чтобы он никогда в жизни этого не забыл, чтобы его это ошеломило, чтобы он всю жизнь нас как благодетелей вспоминал. Недаром мы молимся о родителях, о духовном отце, наставниках и благодетелях. Хотя мы люди грешные, и мало чего понимаем, и многие уже к учению и не способны, но у нас остается вот это великое дело — будем стараться делать добро, чтобы через это приобретать себе молитвенников. Иначе жуткая участь нас ждет, просто жуткая. Недаром Господь такие слова подбирал: геенна огненная, огнь неугасимый, червь неусыпающий, — чтобы мы поняли, что это все не шуточки, это все очень серьезно. Пройдет еще немножко времени, несколько лет, и мы в этом убедимся на сто процентов.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...