вторник, 23 апреля 2019 г.

Страстная седмица. Великий Вторник



             Во вторник утром Иисус пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ. В этот день им было рассказано ученикам о втором пришествии (Мф. 24), притча о десяти девах (Мф. 25:1-13), притча о талантах (Мф. 25:14-30). Первосвященники и старейшины искушали его вопросами (Мк. 11:27-33), хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф. 21:46), восхищался его учением (Мк. 11:18) и внимательно слушал его (Мк. 12:37).
Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Автор текста: Архиепископ Вениамин (Пушкарь), Епископ Владивостокский и Приморский
Великий Вторник

Последнее посещение храма Иисусом Христом и полный разрыв с духовными руководителями еврейского народа

Мф. 21, 23-27; Мк. 11, 27-33; Лк. 20, 1-8
В любом обществе, на протяжении всех веков человек, который, вопреки сложившемуся мнению и порядку, вносит в среду людей новую струю жизни и стремится духовно обновить это общество, непременно встречает озлобление и вражду со стороны власть имущих.
Начинаются репрессии и гонения, которые, как правило, заканчиваются мученической смертью реформатора.

Этот исторический закон, управляющий всеми народами, на скрижалях иудейского народа записан кровавыми письменами. Новаторами духовной жизни в еврейском народе были пророки, провозвестники Божественной Истины, животворное слово которых просвещало, обновляло и спасало людей от нравственного растления. Но кто из этих великих людей: Илия, Амос, Исайя, Михей, Иеремия, Даниил, Иоанн Креститель и др. — не сделался жертвой первосвященнической или царской власти, или народных страстей? Их жестоко преследовали, гнали и, наконец, убивали.
И чем духовно гениальней человек, тем сильнее вражда против него со стороны мира, который они приходили спасать. Поэтому нам понятна причина вражды Синедриона против Христа, так как в лице Иисуса пришла на землю Сама Божественная Истина — «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму».
Первосвященники и старейшины затаили против Христа страшную злобу. Они готовы были схватить Его в любую минуту и тут же предать смерти, но боялись одного: как бы волнение народа не вызвало вооруженного вмешательства римлян. Поэтому первосвященники избрали хитрую тактику. Они решили скомпрометировать Христа перед народом и римской властью, а затем схватить ненавистного им Галилеянина и предать Его смерти.
И вот, когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его сразу же обступили книжники и фарисеи. Пылающие ненавистью первосвященники потребовали от Христа ответа: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?»
Если бы руководители еврейского народа были духовными людьми и ждали духовного Мессию, то они никогда бы не задали Христу такого вопроса. Поэтому и Христос не дает на их вопрос прямого ответа. Да если бы Иисус и сказал прямо, что Он Мессия, то первосвященники все равно бы не поверили Ему и убили бы Его. Ведь они ждали не такого Мессию, они верили в пришествие земного царя.
На вопрос членов Синедриона Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было пли от человеков? Отвечайте Мне» [*].
Но фарисеи, боясь народного гнева и не желая компрометировать себя перед людьми, сказали Христу: «Мы не знаем». Не получив положительного ответа на Свой вопрос, Господь сказал лицемерам: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю».

Притча о двух сыновьях. Мф. 21: 28-32
Продолжая обличать книжников и фарисеев, Господь спросил их: «А не ответите ли вы Мне на другой вопрос? — у одного человека было два сына, и он послал их в свой виноградник работать. Один из них отказался идти, но потом ему стало стыдно, он раскаялся и пошел. Другой же ответил отцу: «Иду», — но не пошел. Как вы думаете, который из двух сыновей исполнил волю отца?»
Не понимая, какую цель преследовал Иисус, говоря эту притчу, фарисеи ответили Ему: «Конечно, первый исполнил волю отца, может ли быть в этом сомнение?» Тогда Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас войдут в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности и звал вас через покаяние на работу в Виноградник Божий, но вы не поверили ему и не пошли на призыв Божьего посланника, а мытари и блудницы поверили ему и пошли за ним».
Члены Синедриона молча стояли перед Иисусом, среди народа. Они пришли в храм как обвинители Христа, но заняли места подсудимых.

Притча о злых виноградарях. Мф. 21: 33-46; Мк. 12: 1-12; Лк. 20: 9-19
А Христос продолжал всенародно обличать духовных вождей.
«Выслушайте другую притчу, — сказал им Иисус. — Один хозяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню — и все это он отдал виноградарям в аренду. Но виноградари оказались злыми и неверными людьми. Они хотели присвоить себе весь виноградник. Поэтому, когда хозяин послал к ним своих слуг за плодами, они одних оскорбили, других избили, а некоторых убили. Но хозяин терпеливо ждал от виноградарей плодов. И вот он решил послать к этим злым людям своего единственного сына. «Может быть, сына моего устыдятся они?» — думал хозяин. Но все было напрасно. Когда злые виноградари увидели сына владельца виноградника, они сказали друг другу: «Это наследник; пойдем убьем его, и наследство будет наше». И схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Итак, — в заключение притчи спросил Господь Своих слушателей, — когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Окружающий Его народ в один голос ответил: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям».
Первосвященники, книжники и фарисеи злобно смотрели на всех, как уличенные преступники. Они поняли, что под виноградником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ и что забота о его духовном росте отдана Богом в руки первосвященникам и старейшинам народным; они поняли, что под слугами, которых посылал хозяин виноградника, надо разуметь пророков, которых предавали смерти сами же руководители еврейского народа. И теперь они ждут удобного случая, чтобы убить посланного в мир Единородного Сына Божия Иисуса Христа. Но, подняв руки на Сына Божия, на своего Мессию, первосвященники и старейшины, которым вручено было строительство Царства Божия, тем самым отвергли тот камень, без которого нельзя было начинать строительство, так как этот Камень — Христос является основанием Царства Божия на Земле. Члены Синедриона на своем беззаконном суде уже «отвергли Этот Камень» поэтому Христос в заключение притчи прямо сказал лжестроителям: «Потому... отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

Вопрос о подати кесарю. Мф. 22: 15-22; Мк. 12: 13-17; Лк. 20: 20-26
Пылающие злобой первосвященники отошли от Христа в сторону и стали совещаться, как поступить им, чтобы заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти. Поэтому первосвященники решили обвинить Его в политической неблагонадежности для Рима. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами. Надо сказать, что между фарисеями и иродианами существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы каким-либо образом погубить Христа.
Лукавые люди подошли к Иисусу под видом преданных Ему учеников и начали льстиво говорить Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Не превращаемся ли мы через эту унизительную дань из народа Божия в рабов языческого царя? Научи же нас: давать ли нам эту подать безбожному кесарю, или не давать?» [*].
Нельзя было поставить Иисусу более коварного вопроса, чем вопрос о дани кесарю. Если бы Христов ответил на этот вопрос положительно, то вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению.
В случае, если бы Господь сказал, что платить подать языческому кесарю не следует, то иродиане сразу же обвинили бы Его перед римским правительством как возмутителя народа против римской власти, как противника кесаря.
«Что искушаете Меня, лицемеры! — ответил Своим врагам Сердцеведец Господь. — Покажите Мне монету, которою платится подать». На просьбу Христа искусители показали Ему динарий, на котором был изображен Римский император.
«Чье это изображение и надпись? — спросил их Господь. Не понимая, к чему клонится этот вопрос, искусители ответили: «Кесаревы». «Итак, — сказал им Господь, — отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Отдавая кесарю то, что принадлежит ему (деньги, армия, служебные обязанности и т. п.), вы нисколько не нарушите своих обязанностей к Богу; в то же время вы должны отдавать Богу то, чего Он от вас требует. А требует Бог от нас любви к Нему и ближним, быть всегда добрыми, бороться со злом и уподобляться Своему Отцу Небесному, Который есть Абсолютная Любовь и Абсолютное Добро. А эти требования нисколько не противоречат повиновению государственной власти, если она не посягает на Божественный авторитет. Иродиане и фарисеи не ожидали от Христа такого мудрого ответа и со стыдом удалились.

Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Мф. 22: 23-33; Мк. 12: 18-27; Лк. 20: 27-40
После этого, по заранее составленному уговору, подошли к Спасителю насмешливые и во всем сомневающиеся саддукеи. Мысль о загробном мире казалась им безумием, и они насмехались над набожными фарисеями. Отличаясь высокомерием и безбожием, саддукеи хотели смутить Иисуса, как простого фарисея, предложив Ему одну из тех задач, которые часто составляли предмет их школьных споров с фарисеями.
«Учитель, — сказали они Христу, — Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семь братьев: первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему: подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».
Господь кротко отнесся к безбожию саддукеев и их язвительной насмешке над Священным Писанием. Он не оставил их без ответа, но Его ответ был откровением Божественного Духа, знающего и созерцающего тайны вечности.
«Вы заблуждаетесь, — ответил им Христос. — Вы не знаете ни Писания, ни силы Божией. Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения... А о воскресении мертвых разве вы не читали, как Господь сказал при купине: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
Верующий народ радовался мудрому ответу Христа неверующим саддукеям. Даже некоторые из книжников сказали: «Учитель! Ты хорошо сказал». Саддукеи уже больше ни о чем не стали спрашивать Христа и отошли в сторону.

Вопрос о наибольшей заповеди. Мф. 22: 34-40; Мк. 12: 28-34
Фарисеи обрадовались, что их противники саддукеи потерпели от Христа поражение и решили еще раз вступить с Ним в прения.
Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Это был, по мнению книжников и фарисеев, самый спорный и трудный для разрешения вопрос. Но Христа этот вопрос не поставил в трудное положение. Он сразу же ответил книжнику словами Священного Писания: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Искушавший Господа книжник вынужден был согласиться, что это, действительно, самые основные заповеди в Законе.
Обличительная речь против книжников и фарисеев. Мф. 22: 41-46; 23: 13-39
Фарисеи, стоявшие до сих пор в некотором отдалении, собрались вместе и подошли ближе к Иисусу Христу, но уже не задавали Ему коварных вопросов.
Тогда Иисус Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» Нисколько не задумываясь, фарисеи в один голос ответили Ему: «Давидов». «Но почему же Давид, — опять спросил их Иисус, — по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит о Христе: сказал Господь (т. е. Бог) Господу моему (т. е. Мессии —Христу): седи одесную Меня доколе толужу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109: 1)... Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему»? Ведь если Христос был Господом Давида и уже существовал в то время, когда Давид писал эти строки, то как Он может быть потомком Давида?»
Фарисеи, ослепленные буквой Писания и потерявшие ключ к разумению его смысла, не понимали, что Мессия будет иметь Богочеловеческую Личность, в Которой Божественная и человеческая природы соединятся слитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Он, будучи Предвечным Сыном Божиим, станет в то же время Сыном Человеческим — Потомком царя Давида по плоти.
Фарисеи не могли этого понять и потому не отвечали Господу. Но, не приняв этой истины, они отвергнут и своего Мессию и убьют Его за то, что Он назвал Себя Сыном Божиим.
Тогда Иисус Христос, обращаясь к народу, произнес обличительную речь против книжников и фарисеев. «На Моисеевом седалище, — сказал Христос, — сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их...».
Затем, обращаясь к фарисеям и книжникам, Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то приимете большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (совершайте задуманное вами убийство Сына Человеческого). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну. Но? да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от Авеля праведного до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23).
Не с гневом обличал Господь руководителей еврейского народа, а с величайшей скорбью. Это было последнее увещание, последняя попытка спасти их от гибели. И когда Господь увидел в глазах этих лицемеров не раскаяние, а затаенную злобу против Него, с глубокой скорбью в сердце воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья! и вы не захотели] (И вот Я ухожу) Се оставляется вам дом ваш пуст». Сказав эти печальные слова, Христос направился к выходу из храма.

Лепта вдовы. Мк. 12: 41-44; Лк. 21: 1-4
При выходе из храма, около сокровищницы (кружки), в которую опускали пожертвования на храм, Господь сел отдохнуть. На Его глазах многие богачи опускали в церковную кружку большие суммы денег. Но вот к сокровищнице подошла одна бедная вдова и положила в нее всего две лепты, что составляет мелкую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоящим никакого внимания.
Но Сердцеведец Господь указал Своим ученикам именно на это скромное приношение бедной женщины. Господь оценил эту жертву по внутреннему ее достоинству. Подозвав к Себе учеников, Спаситель сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Бог измеряет приношение не суммами пожертвованного, а силой любви, с которой жертва приносится. С чистым сердцем и горячей любовью к Богу подошла эта вдова к сокровищнице и, не задумываясь, отдала все, что имела.

Встреча Иисуса Христа с еллинами. Ин. 12: 20-50
Среди народа, окружавшего Христа в храме, находились и греки. Это были, вероятно, прозелиты, так как, по свидетельству евангелиста Иоанна Богослова, они пришли в Иерусалим к празднику Пасхи «на поклонение».
Пробравшись в толпе к ученикам Христовым, они обратились к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! нам хочется видеть Иисуса». Филипп сначала посоветовался с апостолом Андреем, так как придавал этой встрече большое значение, а затем они вместе сообщили Иисусу о желании греков видеть Его.
До сих пор вся деятельность Христа была направлена к спасению народа израильского. Посылая в первый раз апостолов на проповедь, Он сказал им:
«К язычникам не ходите, а идите к погибшим овцам дома Израилева». Но из этого еще нельзя заключать, что Христос ограничивал Свою миссию только обращением евреев. Господь в то же время говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести! и они услышат голос Мой. и будет одно стадо и один Пастырь?» На вопрос же о том, когда именно «овцы не сего двора» (т. е. не евреи) будут привлечены Иисусом и услышат Его голос, Он Сам ответил: «Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Следовательно, евреев Христос лично призывал в Царство Божие, а язычников — через апостолов, после Своей крестной смерти.
Желание еллинов встретиться с Христом, должно было теперь напомнить Иисусу, что посланничество Его к евреям окончено. Настало время отвергнуть когда-то избранный Богом народ и на его место призвать язычников. Но этому призванию должна предшествовать Его искупительная смерть на кресте, а затем воскресение и вознесение на небо.
Под влиянием таких мыслей Спаситель громко произнес: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому! Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Этими словами Господь выразил глубокую тайну искупительной Голгофской Жертвы. Спаситель за три дня до Голгофы провозглашает перед евреями и еллинами эту тайну как всемирный и необходимый закон в домостроительстве Божием. Но чтобы следовать за Христом — Божественным Агнцем, надо самому сделаться жертвой любви. Поэтому Господь сказал народу: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, так и слуга Мой будет... Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».
Кто любит свою земную жизнь настолько, что не решается жертвовать ей для блага других, тот в сущности теряет все: он теряет и Бога, и вечность. А кто ставит вечную жизнь с Богом выше мимолетного земного существования, тот не задумывается пожертвовать всем земным ради блага ближних, ради торжества Истины.
Мысль о надвигающейся Голгофе, о предстоящих крестных страданиях и неизбежной смерти глубокой скорбью отозвалась в сердце Христа, и Он с молитвой обратился к Отцу Небесному: «Душа Моя... возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего. Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое».
И вот, как бы гром прогремел в храме. Это голос Бога Отца прозвучал с неба в ответ на молитву Своего Единородного Сына: «И прославил, и ещё прославлю».
Это было уже третье свидетельство Бога о Мессианском достоинстве Иисуса. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни божественное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых сердцах врагов Истины.
После встречи с еллинами Господь навсегда оставил ветхозаветный храм.

Пророчество о разрушении Иерусалима. Мф. 24: 1-28; Мк. 13: 1-23; Лк. 21: 5-24
Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами молча начал подниматься на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей своей красоте и величии стоял перед их глазами. Один из апостолов, прервав долгое молчание и указывая на великолепие храма, сказал Христу: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания?» В ответ на свое восхищение он услышал печальные слова Иисуса: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».
Храм, который оставляет Бог, теряет свой смысл и назначение. В нем уже не присутствует благодать Божия, и он становится пристанищем лицемеров и вертепом разбойников.
Слова Христа о разрушении храма еще больше поразили и опечалили апостолов. Ведь они ожидали, как и многие, иудеи, что Мессия воцарится в храме, и Его признают, прежде всего, первосвященники, книжники и фарисеи. Но их надежды на грядущее Царство Мессии не исполнились. В глубоком раздумье они молча продолжали подниматься на гору за своим Учителем.
На вершине горы Христос сел отдохнуть. Оттуда открывался чудесный вид на Иерусалим с его великолепным храмом. Вечерело... Спаситель долго смотрел на город, который веками ждал своего Избавителя и, дождавшись, — не узнал Его! Наконец, апостолы, нарушив молчание, спросили Христа: «Учитель, скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»
Примирившись с мыслью о неизбежности разрушения храма, ученики теперь думали, что ожидаемое всеми Царство Мессии начнется сразу после этого разрушения. Второе пришествие Мессии и Его Царство наступит еще при их жизни. Это и будет завершением истории мира.
Вот от этих-то ожиданий Христос и предостерегает Своих учеников. Он как бы так говорит им: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас лживыми учениями о Моем пришествии и наступающей кончине мира. Многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я — Христос»; многих они введут в заблуждение, многих прельстят, но вы не верьте им. Начнутся народные смуты, междоусобия и кровопролитные войны. Голод, моровая язва и землетрясения довершат все беды. Появятся знамения на небе, и многие будут думать, что приближается завершение истории. Но это еще не конец, это будет только началом наказания народа израильского, началом его болезней.
Кончина же мира наступит тогда, когда Мое учение станет известным всем людям, живущим во вселенной.
Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось время запустения его. В то критическое время для Иерусалима его жителям можно будет спасти свою жизнь только в горах. Поэтому, кто будет застигнут в городе, — беги в горы, не заходя даже в свой дом, чтобы взять с собой что-нибудь. А кто будет работать в поле, сняв верхнюю одежду, — беги, не останавливаясь даже затем, чтобы захватить ее с собой. Помните, что это дни суда Божия над неверным народом. Многие из евреев падут тогда под ударами мечей, остальные будут взяты в плен и расселены по всем странам, а покоренный Иерусалим останется во власти язычников до тех пор, пока не окончатся времена язычников. Скорбь будет тогда такая, какой не было от начала мира, и никогда уже не будет. Все это произойдет скоро, не прейдет род сей как все сие будет».
И действительно, предсказания Господа об Иерусалиме сбылись с поразительной точностью еще при жизни тех людей, которые были свидетелями пришествия в мир Спасителя.
В семидесятом году римский полководец Тит осадил взбунтовавшийся Иерусалим, а затем взял его штурмом. Город и храм были разрушены до основания. Во время осады и штурма города было убито один миллион сто тысяч евреев и взято в плен девяносто семь тысяч человек. С этого времени еврейское государство перестало существовать.

Пророчество о Втором пришествии Христа. Мф. 24: 1-31; Мк. 13: 1-37; Л к. 21: 5-36
Господь говорил Своим ученикам, что с разрушением Иерусалима и его храма не закончится история мира. Это только прообраз тех грозных событий, которые должны произойти перед вторым пришествием Мессии. И Христос далее описывает ученикам финал другой эпохи, той эпохи, которая будет последней в истории человечества на земле.
Это будет страшное время. Надвигающаяся всемирная катастрофа сделает историческую атмосферу тревожной, полной жутких предчувствий и грозных знамений. Это будет время мировых войн: «Восстанет народ на народ, и царство на царство». Лжеучения будут вовлекать человечество во все большие заблуждения. «Лжепророки восстанут и прельстят многих». Наступит упадок веры и нравственности. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».
Учеников Христа будут ненавидеть и гнать. Их поведут к царям и правителям, будут требовать отречения от веры во Христа. Некоторые христиане, страшась мучений и смерти, отрекутся от Господа, но много будет и таких, которые отдадут свою жизнь за торжество Церкви на земле, за распространение Евангелия среди народов. Шпионаж и предательство распространятся во все поры общества, так что брат будет доносить на брата, отец на детей, и дети на родителей. «Но не ужасайтесь! — говорит Господь. — Когда вас будут допрашивать, то не обдумывайте заранее ответов и не заботьтесь о том, как вам отвечать, ибо отвечать за вас будет Дух Святой. Я дам вам такую мудрость, которой не в силах будут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам. И если вам придется страдать, то безропотно терпите все, что вам будет ниспослано. Терпением вашим спасайте души ваши». Знайте, что спасется только тот, кто до конца своей жизни будет терпеливо нести свой крест, кто до дна выпьет ниспосланную ему от Бога чашу страданий!
В те дни наступит на земле уныние народов и недоумение, а катастрофа будет неумолимо приближаться. О ее приближении будут возвещать знамения на небе и земле. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на Вселенную. Но верующие в Сына Человеческого и творящие волю Божию не должны бояться; напротив, они должны радоваться, что наступает время избавления земли от зла и смерти... И когда будет проповедано Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам, тогда придет конец. Но никто не знает ни дня, ни часа этого конца. Он придет внезапно и застанет людей за их будничными занятиями. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. Итак, бодрствуйте, — в заключение сказал Господь ученикам, — так как не знаете, в который час Господь ваш придет! Бодрствуйте и молитесь, чтобы всегда быть готовыми предстать пред Сына Человеческого»

Притча о десяти девах. Мф. 25: 1-13
Второе пришествие Мессии будет внезапным и грозным для тех, кто жил беспечно, сеял на земле зло и не заботился о своем духовном росте, о стяжании благодати Духа Святого. Поэтому человеку необходимо постоянно бодрствовать и быть всегда готовым достойно встретить пришествие Сына Человеческого. Для этого нужно, чтобы «светильники веры» никогда не гасли в сердцах людей. Ожидание второго пришествия Сына Человеческого можно сравнить с ожиданием жениха, идущего на брачный пир.
Царство Небесное, — сказал Господь, — тогда будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих...
Но жених замедлил с приходом и явился только в полночь неожиданно для всех, когда девы, утомленные долгим ожиданием, заснули. Проснувшись, они все хотели выйти навстречу, но у неразумных выгорело масло и погасли светильники, поэтому вышли встречать жениха только мудрые девы. Пока неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел и вместе с мудрыми девами вошел на брачный пир, где началось торжество. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери брачного чертога запертыми. Тогда они начали стучать и просить: «Господи, Господи, отвори нам». Жених же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас»
Пример, взятый Христом из свадебного ритуала восточных народов, был очень ярким и понятным ученикам Господа. Они поняли, что «брак» в этой притче означает грядущее Царство Божие», Жених» — Христос, вечный Судья», девы» — души человеческие; «светильники» — это сердца людей, пламенеющие верой в Господа, а «масло» — благодать Божия, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; «ожидание жениха» — это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Неразумные девы» — это те люди, которые в своей жизни не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому и погасли у них светильники веры, и они не встретили Христа. Но если человек, живя на земле, соберет в своей душе плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание», — как учит ап. Павел (Гал. 5: 22-23), то значит — светильник его души в порядке и елея хватит на всю долгую ночь ожидания прихода Жениха.
«Итак, бодрствуйте, — сказал Господь Своим последователям, — потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Притча о талантах. Мф. 25: 14-30
Христос — Судия мира придет внезапно, и каждый человек должен будет дать Ему отчет о своей прожитой жизни, о том, как он распорядился Божиими дарами, данными ему при рождении.
«Когда придет Сын Человеческий, — сказал Христос Своим ученикам, — Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Так как хозяин знал способности и силы каждого из своих слуг, то одному дал пять талантов, другому два и третьему один; а сам тотчас же отправился в путь. Слуги, которые получили пять талантов и два таланта, пустили эти деньги в оборот и к возвращению своего господина удвоили его достояние. Получивший же один талант не стал трудиться над умножением достояния господина своего. Он пошел в укромное место и закопал в землю данный ему талант.
Когда господин, спустя много времени, возвратился в имение свое, он потребовал от рабов своих отчета. Пришел получивший пять талантов и сказал господину своему: «Ты мне дал пять талантов, но я удвоил их; вот они — десять талантов, возьми их».
«Хорошо, добрый и верный раб, — ответил ему хозяин, — в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди, в радость господина твоего». Получивший два таланта представил господину четыре, за что и он был удостоен похвалы и награды от своего хозяина. Наконец, подошел для отчета получивший один талант. Не зная, чем оправдать свое нерадение, он начал обвинять самого господина: «Вот тебе твой талант! Он цел, я не растратил его; я верен тебе, а если я не умножил его, подобно другим, так в этом ты сам виноват: ты хочешь жать, где не сеял, и собирать там, где ничего не оставлял: ты жестокий господин! Почему ты дал другим больше, чем мне? Почему ты дал мне так мало? Стоило ли употреблять в дело и умножать такое ничтожное дарование? Будь доволен и тем, что я, боясь тебя, сохранил твое, остался верен тебе?»
«Ленивый и лукавый раб! — сказал ему господин, — Если ты называешь меня жестоким и говоришь, что боишься господина своего, то тем более ты должен был позаботиться об увеличении данного тебе моего достояния, каким бы оно малым тебе ни казалось. Ты не имел права зарывать его в землю, ты обязан был употребить этот талант в дело, чтобы и другим принести пользу, да и самому было бы с чем предстать предо мною. Все это сделал ты от лености и нерадения твоего, а не потому, что тебе дан был только один талант». «Возьмите же у него этот талант, — сказал хозяин дома своим слугам, — и отдайте имеющему десять. А этого негодного раба выбросите отсюда, ему не место здесь! Пусть остается вне дома, во тьме: там он будет мучиться и с досады скрежетать зубами» [*].
Апостолам понятна была символика этой притчи. Под «талантами» в ней надо подразумевать те духовные, душевные и телесные способности, которыми человеколюбивый Господь наделил всех людей. Нет ничего в природе человека, чего бы он не получил от Бога. Вся земная жизнь человека есть постоянное ожидание встречи с Господом. Но ожидание должно быть не праздным. Человек должен «в поте лица своего» трудиться над умножением в себе «духовного капитала»— благодати Святого Духа. Для этого он должен все силы ума, сердца, чувства и воли направить на духовное делание. Он должен развивать свой ум, сердце, волю и другие способности своей природы не для созидания зла на земле, например, для строительства атомного, водородного и другого смертоносного оружия, а для созидания в себе и вокруг себя мира, любви, правды, милосердия и других добродетелей. Это и есть таланты (духовные сокровища), которые потребует Господь от человека на Страшном суде. Поэтому надо много и непрестанно трудиться, чтобы предстать пред Сына Человеческого не с пустыми руками, а с «духовным капиталом». Суд будет грозным и строгим. Ленивые и лукавые рабы извержены будут вон, во тьму внешнюю», где будет плач и скрежет зубов».

Беседа о Страшном Суде. Мф. 25: 31-46
Рассказав апостолам о признаках Своего второго пришествия и заповедав им и всем Своим последователям бодрствовать, чтобы достойно встретить своего Спасителя, Иисус далее раскрывает перед мысленными взорами учеников в форме притчи картину Страшного Суда.
Второе пришествие Господа на землю будет не в глубоком Его уничижении, как это было в первый раз, а «с силой и великой славой». О первом пришествии Христа в мир узнали сначала только вифлеемские пастухи — тогда же земные все племена в одно мгновение увидят явление Сына Божия», ибо как молния сходит от Востока и видна бывает даже до запада, так будет второе пришествие Сына Человеческого».
Перед Его славным вторым пришествием на небе явится великое знамение — Животворящий Крест Господень.
На Страшный Суд Христов соберутся все люди, когда-либо жившие на земле, начиная от Адама, ибо все они по творческому всесильному слову Божию воскреснут из мертвых. Те же, кто будет жить тогда», изменятся во мгновение ока», так как с чувственным Телом нельзя будет вступить в жизнь вечную. Тогда все люди земли, кто от радости, а кто и от великого горя, заплачут, ибо они «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Его пришествие будет сопровождаться такой величественной обстановкой, о какой люди и понятия не имеют, а могут лишь догадываться, судя по торжественным выходам могущественнейших земных царей. Сопровождать Царя Небесного будут все добрые Ангелы, а встречать все люди. Он сядет на престоле славы Своей и пошлет Ангелов, чтобы собрать к Нему на суд все народы земли. И когда соберутся перед Ним все люди, Он отделит праведников и поставит их по правую сторону, а грешников — по левую. После этого Божественный Судья обратится к праведникам и скажет им: «Идите, достойные сыны Отца Моего, в приготовленное вам Царство! Ибо вы накормили Меня, когда Я был голоден; напоили, когда Я жаждал; приютили Меня, когда Я странником приходил к вам; одели Меня, когда Я был наг; навестили Меня, когда Я был болен, и посетили Меня в темнице».
Тогда праведники с неподдельным изумлением и со смирением ответят Христу: «Господи! да когда же мы видели Тебя голодным и накормили? жаждущим и напоили? когда же Ты приходил к нам странником, и мы приняли Тебя? когда одели Тебя нагого? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и навестили Тебя?»
И Христос скажет им: «Да, лично Мне вы ничего этого не сделали; но не Я ли говорил вам, что кто примет одного из малых сих, тот Меня принимает? И вот, вы не отказали в помощи никому, кто именем Моим просил вас о ней. Голодных вы кормили, жаждущих поили, нагих одевали, странников принимали, больных и заключенных утешали. И все, что вы сделали доброго для бедных, несчастных и страдальцев, нуждающихся в вашей помощи, все это вы сделали как бы Мне Самому.
Идите же, и наследуйте Царство Небесное?»
«А вы, — скажет Царь стоящим по левую сторону, — вы отказали Мне в куске хлеба, когда Я голодный протягивал к вам руку; вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы прогнали Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от холода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрением относились ко Мне, когда Я был заключен в темницу! Идите же прочь от Меня и теперь! ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам его?»
«Господи, — скажут тогда в ужасе и отчаянии, стоящие по левую сторону, — когда же мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было, никогда мы не видели Тебя, тем более в таком бедственном положении».
«Да, — ответил им Христос, — Меня в таком положении вы не видели, но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни.
чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказав им, вы отказываете Мне»
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Такое великое значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу.

Источники:
Архиепископ Вениамин (Пушкарь), епископ Владивостокский и Приморский.  Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый завет. – 4-е изд., испр, и доп. – СПб, Владивосток: Информационное Агентство Русской Православной Церкви, 2004. – 736 с.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд гравюры к Новому Завету

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...