вторник, 23 апреля 2019 г.

Икона «Тайная вечеря». Образы и символы в деталях



Икона «Тайная вечеря». Рассказ об одном шедевре
Автор: Мария Георгиевна Давидова
Тайная вечеря... ни одна праздничная трапеза в мировой истории не имела такого подлинно вселенского значения. Вечером накануне иудейской пасхи Иисус в последний раз собрал Своих учеников. Господь предрек, что один из апостолов предаст Его, рассказал о Своем грядущем Страдании, смерти и Воскресении. Он раскрыл ученикам тайну причастия Богу через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, тайну Божественной любви, в которой должны пребывать христиане. В этот вечер родилось христианское таинство Евхаристии.
«"Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими". Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф. 26:18-21).
        
Тайная вечеря. Средник иконы праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На иконе изображены апостолы, сидящие тесным кругом вокруг стола. Вместе с ними — Божественный Учитель, Господь Иисус Христос. Это момент их прощальной трапезы перед грядущими Страданиями Спасителя. Ученики, кажется, беседуют между собой, обращаясь друг к Другу со смиренной сдержанностью во всех движениях. Они как бы склоняются перед Спасителем, Который также преклоняет главу перед ними: Он готов предать Себя на смерть ради спасения мира. Эта тихая гармония нарушается резким «диссонансом»: рука предателя Иуды тянется к чаше через весь стол, словно он хочет приступить к трапезе раньше Учителя.
«Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня», — говорит Господь о Своем предателе. Имя его еще не известно ученикам. Они в недоумении и страхе стараются заглянуть в собственную душу, готовые подозревать самих себя. Им ужасна сама мысль о возможности столь низкого поступка. Иоанн Богослов, самый юный ученик Спасителя, склонился к Нему на грудь в знак любви и благоговения. По просьбе апостола Петра он робко спрашивает Учителя об имени злодея. Но Господь не отвечает прямо на поставленный вопрос: Он меняет тему разговора и предлагает апостолам Свое последнее наставление о любви к Богу и ближнему.
Звонкие холодноватые тона древней живописи передают атмосферу тишины и сдержанной гармонии, которую создает мерный круговой ритм фигур. Кажется, что от большого трапезного стола словно исходит таинственное сияние. Маленькая золотая чаша как бы притягивает основные линии композиции, собирая ее динамические «лучи» в единый фокус. Светлое светящееся облако фона позволяет ясно выделить главные силуэты фигур. Весь образ вписывается в сферу подобно традиционным изображениям иконописного рая. Краски древней иконы сгармонированы, подчинены единому целому. Икона производит очень цельное впечатление в единстве всех составляющих ее элементов. «Тайная вечеря» — так называется эта икона. Почему последняя трапеза апостолов называется Тайной? Что за тайные, глубинные смыслы заключены в образе, который о ней рассказывает?
В музейных коллекциях Государственного Русского музея Санкт-Петербурга наиболее полно представлен иконостас Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. В XVI в.

Кирилло-Белозерский монастырь. Современное фото
Кирилло-Белозерский монастырь был одной из крупнейших древнерусских обителей, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой или Соловецким монастырем. Сюда приглашались лучшие мастера, о чем, в частности, свидетельствует живопись Кирилло-Белозерского иконостаса конца XV в. Считается, что местная живописная школа не отличалась высоким уровнем, судя по качеству исполненных в монастыре миниатюр рукописных книг. Артель живописцев, работавшая над иконостасом, состояла из приглашенных мастеров. Их работы показывают единство некоторых художественных и композиционных приемов, которые могли выработаться лишь в результате длительной совместной деятельности. Вместе с тем, стилистика исполнения икон выдает не менее четырех индивидуальных манер. Выделяются приверженцы московской и новгородской школ, работавших в тесном сотрудничестве. Третья художественная манера объединяет эти две тенденции: главный художник Кирилло-Белозерского иконостаса отличается необыкновенной мастеровитостью и изяществом рисунка, свойственной представителям московской иконописной традиции, и при этом сохраняет декоративность в отношении цвета, отличающую новгородскую школу.
Мастер «Тайной вечери» Белозерского иконостаса соотносится с четвертым стилевым направлением, которое также объединяет московские и новгородские художественные приемы, но менее последовательно, чем произведения главного мастера. Икона «Тайная вечеря» из Белозерского иконостаса повторяет московскую иконографию сюжета (например, в иконе Благовещенского собора Московского Кремля).
Тайная вечеря. Икона праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г. Музеи Московского Кремля
Апостолы изображены сидящими вокруг овального стола. Спаситель представлен слева; Он благословляет трапезу. На Его груди возлежит святой Иоанн Богослов, вопрошающий Христа о предателе. Далее можно видеть Петра и его родного брата Андрея Первозванного, затем Иуду Искариота, простирающего руку к чаше, стоящей на столе. За ними — Иаков, брат Иоанна Богослова, и  евангелист Матфей. На первом плане выделяется своим темно-красным одеянием Фома и апостолы Варфоломей и Фаддей (Нафанаил).
Разноцветные одежды апостолов напоминают праздничный венок цветов, которыми обычно украшают в церкви Крест и наиболее чтимые иконы. Эта ассоциация позволяет уподобить изображения святых учеников Христа Спасителя цветам Рая, которые наполнили небесным благоуханием своей проповеди весь мир.
Различные оттенки золотистого, темно-красного и голубовато-зеленого составляют основную палитру живописца, как бы напоминая о Пресвятой Троице. Подобная цветовая символика раскрывается через традиционные цвета облачений, используемых в православном богослужении. Праздник праздников — Пасха Христова — начинается в бе­лых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже Пасхальную литургию, а затем всю седмицу служат в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. Красный цвет богослужебных облачений усвоен также праздникам мучеников в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви к Господу. Красный цвет в церковной символике — это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Иисус Христос и святой апостол Иоанн. Деталь иконы «Тайная вечеря» праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зеленый цвет присвоен праздникам, где прославляется непосредственное действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа. Все, имеющее жизнь, творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его.
Белый цвет — универсальный символ, говорящий о Богоприсутствии. Он принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня потому, что он знаменует собою нетварный Божественный свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Золотым цветом отмечены воскресные дни, а также дни памяти апостолов, пророков, святителей, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства. Голубой цвет облачений характерен для Богородичных праздников, потому что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
В колорите белозерской иконы исключительную роль играют различные градации вишнево - красного цвета. Яркие пятна одежд на светлом жемчужном фоне трапезного стола в сочетании с голубовато-зеленым придают живописи праздничность и светоносность. Символика красного цвета в иконописи неоднозначна и может сближаться по смыслу с символикой белого и золотого цвета.
Иуда. Деталь иконы «Тайная вечеря» праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Золотой фон иконы представляет пространство как световую среду Царства Небесного, как погружение мира в действенную силу Божественных энергий, в сияние Божественной Славы. Золотой фон может продолжиться в ассисте, золотой штриховке облачений Спасителя или важных символических атрибутов. Красный и белый цвета в большинстве случаев оказываются по своему смыслу близкими золоту в иконе, так как они связаны с основными значениями золотого фона или ассиста: Царство Небесное, Свет Божественной Славы, мученичество как Пасхальное преображение, царственность.
В иконе из Кирилло-Белозерского монастыря особое значение приобретает белый цвет. Он отвечает иконописной традиции изображения Царства Небесного или Света Божественной Славы. Обилие светлых тонов в фоне иконы показывает погружение действующих лиц в Реальность Божественного присутствия. Трапеза Тайной вечери имеет значение не только конкретного события, но некой сверхреальности, надмирного бытия.
Характер линии в белозерской иконе не менее значим, чем ее колорит. Более того, «монументальный» характер рисунка в какой-то степени определяет уверенный, несколько жестковатый колорит образа. Тем не менее, такие грани изображения как толщина линии, характер завершений штриха или его протяженность здесь читаются как существенная пластическая тема в ясной и достаточно однозначной прориси.
Святые апостолы. Деталь иконы «Тайная вечеря» праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконописная линия дает возможность строить объем, в чем и состоит ее специфика, ее парадоксальная сила. Если разбирать, что такое рисунок в иконе глубоко и подробно, то необходимо говорить не только о характере исполнения прориси, то есть прорисовке всех деталей изображения, но также о рисунке верхних слоев живописи, который образуют высветления (пробела). Иконописная линия может быть бесконечной, замкнутой и завершенной — короткой и средней. Бесконечная линия бывает у наружного общего контура фигуры или лика, обозначения пространственной границы; конечные, завершенные линии в большей степени используются для разработки внутреннего пластического содержания «личного» (живописи ликов и рук) и «доличного» (одежд). Конечные линии имеют разные типы завершения, которые связаны с пространственными характеристиками изображения. Копьевидные завершения чаще характеризуют плоскость или двухмерную «экспозицию» формы; каплевидные «окончания» линий знаменуют остановку, пространственную глубину; изогнутые, крючковатые завершения показывают переход из одной плоскости в другую. Важной характеристикой линии в иконе оказывается ее толщина. Традиционно здесь можно выделить три основных «модуля»: первый, самый «плотный», используется для рисунка контура и других крупных элементов изображения, второй (средний) - для выполнения внутренней сферы доличного, и третий (тонкий) — для личного. Продолжением рисунка становится разработка бликов, так называемых «пробелов», а также более острых лучистых линий — белых «движков».
На столе иконописец изобразил несколько предметов, которые символизируют реалии богослужения: пирамидки хлеба напоминают частицы просфор, два сосуда, чаша и ларец по своему виду похожи на потир и дарохранительницу.
В белозерской иконе сохраняются основные черты канонического рисования. При этом художник вносит свое «прочтение»: достаточно прозрачные верхние светлые слои живописи, охватывающие сравнительно небольшие поверхности, противопоставляются здесь уверенной и мощной прориси, характерной для новгородской иконописной манеры.
Общая композиция образа «Тайной вечери» строится по законам сферической, или обратной перспективы. Обратная перспектива — это особый прием в композиции, когда пространство развивается в глубину изображения, расширяясь в сторону главного образа композиции. Обратная перспектива — это не просто художественный прием, при котором удаленные объекты кажутся более масштабными, а невидимые грани предмета — видимыми. Значение такого изображения состоит также в его реалистичности, в отказе от иллюзорности. В какой-то степени, образ, созданный в обратной перспективе, есть не только видение вещей, но и ведение их сути, не поверхностное внешнее созерцание, а мгновенное постижение. По мнению святых отцов, такое умное видение было свойственно Адаму до грехопадения, поскольку первозданный человек непосредственно проникал в истинную сущность вещей. «Знай, что, по преподобному Максиму великому богослову, и первозданный Адам создан от Бога не воображательным», — писал преподобный Никодим Святогорец. «Одной мыслью чисто, невещественно и духовно созерцал одни чистые идеи вещей, или их значения мысленные». Обратная перспектива изображает предмет цельным, в совокупности всех его внешних характеристик; представляет все его грани одновременно, минуя «естественные» законы визуального восприятия. Предмет предстает не таким, каким он видится, но таким, каким он мыслится. Важнейшая пространственная характеристика изображения в обратной перспективе — сфера. Она символизирует место вечного пребывания, Рай.
Омовение ног. Икона праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Парной композицией изображению «Тайной вечери» в белозерском иконостасе была сцена «Омовение ног», выполненная, вероятно, тем же художником. Эти композиции должны восприниматься вместе, поскольку повествуют о событиях, произошедших в один и тот же вечер. Как мы помним, эти два сюжета могли изображаться рядом как в миниатюре, так и в пространстве одной иконы. Как и «Тайная вечеря», сцена «Омовение ног» вписывается в сферу, подчиненную образу Христа в пространственном и символическом смысле. Здесь также значительную роль играют белый цвет как символ Царства Небесного и контрастное противопоставление ярких цветов одежд апостолов светлому фону. В иконостасе иконы находились рядом, представая собой единое целое.
Святые апостолы. Деталь иконы «Омовение ног». Икона праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Образы апостолов в композиции «Омовение ног» соответствуют изображениям «Тайной вечери». Неизменен даже порядок действующих лиц; лишь апостолы Петр и Иоанн меняются местами, и ближайшим к Христу оказывается апостол Петр. В данном случае твердость и некоторая статичность торжественных образов «Тайной вечери» уступает место порывистой динамике жестов. «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», — восклицает апостол Петр. «Иисус отвечал Ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:6-9).
Святые апостолы. Деталь иконы «Омовение ног». Икона праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Этими словами Петр соглашается на очищение водой, которого требовал от кающихся Иоанн Креститель. Но Господь уверяет его, что апостолы чисты и уже приготовлены к евангельской проповеди. Эти торжественные слова Спасителя, Его последующее откровение о Таинстве Церкви делаются предметом изображения в иконах белозерского иконостаса, которые, подобно любой православной иконе, представляют неизобразимое, возвышаясь над повседневностью, придают истинное звучание знакомым сюжетам н образам.
Святой апостол Петр. Деталь иконы «Омовение ног». Икона праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник:
ДАВИДОВА М.Г. Тайная вечеря. — СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Иконографии Тайной вечери, ее истории — от первых изображений в Римских катакомбах до русской религиозной живописи XIX века, — ее смыслу и основным вариациям посвящена книга «Тайная вечеря» из серии «Русская икона: образы и символы». Текст, подготовленный известным специалистом по древнерусскому искусству Марией Георгиевной Давидовой, хоть и написан живым, увлекательным слогом, нисколько не теряет ни в научности, ни в богословской точности. Вкупе с многочисленными иллюстрациями он делает книгу незаменимым справочным и учебным пособием для всех тех, кто интересуется русской духовной культурой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...