среда, 24 апреля 2019 г.

Великая Среда Страстной седмицы



Великая Среда – день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Великая среда Страстной седмицы внесла коррективы в жизни православных христиан всех поколений. Великая жертвенность и подлое предательство, любовь и ненависть, добро и зло, Христос и дьявол, каждый выбирает свой путь сам.
Великая среда — время раздумий над великой жертвенностью и предательством, на примере миропомазания Иисуса женщиной и поступков Иуды Искариота.
   …Ночь со Вторника на Среду Господь провел в Вифании (Мф 26, 6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, – некая жена -«грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок.
В противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.


Бог, видя покаянное сердце, готовое заплатить все за свое спасение, и это не только деньги, а время, изменение жизни, характера, сознания, обязательно раскроет Свои объятия. Бог принимает самого падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.


Несколько стихир в русском переводе из богослужения в Великую среду:
«Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: “Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!”
Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.
Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело – небрежение, великое – покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.
О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!»
Грешница омывает ноги Иисуса Христа миром
«В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…
Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…»
Вот уже почти два тысячелетия образ женщины, которая искренне раскаялась в своих грехах, является примером для всех верующих людей. И подражая евангельской грешнице, в канун Великого Четверга, когда впервые на Страстной Седмице совершается полная Литургия (в отличие от предыдущих дней, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров), православные христиане стараются исповедаться, чтобы, получив отпущение грехов, в наступающий день Тайной Вечери приступить ко Святому Причащению.

Автор: Архиепископ Вениамин (Пушкарь), Епископ Владивостокский и Приморский
Великая Среда. Предательство Иуды
Мф. 26, 3-5; 14-16; Мк. 14, 1-2; 10-11; Лк. 22, 1-6
Иуда получает тридцать сребренников за предательство Иисуса. Фреска Липпо Мемми (?). Около 1340 года
Солнце уже опустилось за горизонт, когда Господь закончил Свою беседу на Елеонской горе. Город и храм скрылись во мраке южной ночи...
Подавленные словами Христа, апостолы безмолвно сидели у ног Учителя. Их мысленные взоры все еще были обращены в будущее, к тем далеким и грозным временам, когда их Учитель опять придет на землю, чтобы утвердить Свое Вечное Царство. Но Христос внимание Своих учеников вновь обращает на ближайшие великие события. Прервав молчание, Он сказал апостолам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие». Сказав эти печальные слова, Господь поднялся и вместе с учениками направился в Вифанию.
А тем временем в Иерусалиме, несмотря на поздний час, в доме первосвященника Каиафы члены Синедриона собрались на тайное и беззаконное совещание. Всенародное обличение их в храме Иисусом вызвало у них страшное негодование, и они решили поскорее покончить с Галилейским Проповедником. При этом они опасались только одного: как бы не вызвать бунта среди народа. Поэтому первосвященники решили убить Христа после праздника, когда многочисленные паломники разойдутся из Иерусалима.
Но врагам Иисуса не надо было ждать так долго: к ним на помощь под покровом ночи из Вифании спешил один из двенадцати учеников Спасителя Иуда Искариотский. Он, вероятно, уже давно носил в себе намерение предать своего Учителя, и вот теперь явился к первосвященникам, предлагая им свое предательство за деньги. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его», сказал Иуда членам Синедриона. «Не бойтесь взять Его во время праздника, продолжал Иуда свою речь. - Я предам Его вам так секретно, что народ ничего не будет знать об этом». Пораженные и обрадованные изменой одного из ближайших учеников Христа, члены Синедриона предложили ему тридцать сребреников. Иуда взял деньги и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы выдать Синедриону своего Учителя.

Источники:
http://molitva-info.ru/calendar/velikaya-sreda-v-pravoslavii.html православный информационный портал «Вера»

Вениамин (Пушкарь), архиепископ, епископ Владивостокский и Приморский. Священная библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый завет. – 4-е изд., испр, и доп. – СПб, Владивосток: Информационное Агентство Русской Православной Церкви, 2004. – 736 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...