среда, 24 апреля 2019 г.

Тайная вечеря. Сюжет и почитание



Автор текста: Мария Георгиевна Давидова
           
Тайная вечеря. Деталь мозаики собора Сан-Марко XIII в. Венеция. Италия
Само название «Тайная вечеря», то есть таинственная, мистическая вечерняя трапеза, показывает, что праздничный пасхальный ужин Господа Иисуса Христа и Его учеников был чем-то большим, чем простая вечеря. Это и понятно, поскольку за одним столом собрались Господь Вседержитель, воспринявший человеческую природу, и те люди, которые услышали Его учение, откликнулись на Его призыв и стали Его апостолами. Старое славянское слово «тайная» имеет вариант перевода, отличный от современного языка: «тайный» — значит связанный с таинством, непостижимый до конца человеческим разумением. Вместе с тем, словосочетание «Тайная вечеря» может иметь и прямое значение — скрытая от посторонних глаз, происходящая лишь в избранном кругу участников.
Так оно и было в действительности, поскольку Господь Иисус Христос в течение Своей земной жизни не имел места, где преклонить голову, подвергался преследованиям со стороны книжников и фарисеев, которые под конец замыслили убийство. Из-за этого Он далеко не всегда выступал открыто, а незадолго до Своих Страстей вынужден был постоянно скрываться, находясь вблизи Иерусалима, где Ему надлежало претерпеть мучения.
Господь и Его ученики праздновали пасху, — но не то Пасхальное торжество, которое празднуют теперь все христиане, а ветхозаветную пасху, установленную в эпоху пророка Моисея.
Моисей и израильтяне у Красного моря. Книжная миниатюра. XI в. Византия. Афон. Греция
Празднование иудейской пасхи было связано с исходом израильтян из Египта. Они поселились там во времена патриарха Иосифа, но через некоторое время египтяне стали притеснять израильтян, принуждали их много работать и изготовлять глиняные кирпичи. Обильная еда и постоянная однообразная работа, характерная для жизни в Египте, отвлекали избранный народ от Бога, заглушали духовные потребности. Пророк Моисей был призван Богом, чтобы освободить народ из египетского плена и привести их в Землю Обетованную, то есть землю, обещанную Господом.
Когда Израиль вышел из Египта, фараон вместе с войском пустился в погоню, которая чудесным образом была прервана у Красного (по-славянски «Чермнаго») моря. По молитве Моисея воды Красного моря расступились перед израильтянами, обнажив дно и встав с двух сторон, подобно двум высоким остекленевшим стенам. Когда египетские колесничники вступили на эту дорогу, море сомкнулось и поглотило их. Израильтяне же благополучно достигли противоположного берега, перейдя по дну моря «яко по суху», тем самым совершив пасху, то есть переход. «Пасхой» был назван и праздник, учрежденный Господом ранее при исходе израильского народа из Египта.
Праздничная трапеза на ветхозаветную пасху состояла из ягненка, испеченного с горькими травами, и пресного хлеба. Впервые такая трапеза была приготовлена накануне страшного знамения в земле Египетской, которое предшествовало выходу сынов Израилевых из египетского рабства. Чтобы вынудить фараона отпустить их, Господь наслал на его страну ужасные кары, последней из которых стала смерть всех первенцев — перворожденных сыновей в Египте. В это время израильскому народу было заповедано снарядиться в путь и приготовить пасхальную трапезу. Чтобы смерть первенцев их не коснулась, израильтянам было велено помазать двери своих домов кровью жертвенного агнца.
Христос Агнец. Деталь мозаики базилики Сан Клементо. XII в. Рим. Италия
Агнец избирался «беспорочный», то есть совершенный по своим внешним и физическим качествам, без пятен и отметин, отличающийся здоровьем и красотой. Все эти совершенства, необходимые для ветхозаветной жертвы, сделались впоследствии христианским символом, указывающим на Божественное совершенство Христа Спасителя.
На Тайной вечере Иисус Христос совершает со Своими учениками праздничную трапезу древней пасхи, но вместе с тем вводит новое Таинство. В древности за грехи народа было принято приносить непорочного агнца; Христос же Сам Себя приносит в Жертву за всех людей, устанавливая таким образом бескровное Таинство новой Пасхи — причастие Плотию и Кровию под видом хлеба и вина.
Спаситель и до Тайной вечери упоминал о возможности приобщения к Богу через Плоть и Кровь Сына Божия, называя Себя Хлебом Небесным. «Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Им. 6: 51). Не все ученики Спасителя тогда поняли высокий смысл этих
слов: они рассуждали еще по-земному, по-плотски, и не могли в полной мере воспринять то, что было сказано о Божественной Реальности.
Кроме того, далеко не все ученики (даже из числа двенадцати) понимали, что значит наименование «Сын Божий», которое употреблял по отношению к Себе Иисус Христос. То, что Иисус Христос был истинным Богом, Единосущным Богу Отцу, второй Ипостасью Пресвятой Троицы, Словом, Которым Отец сотворил небо и землю, Спасителем мира, воспринявшим человеческую плоть и ставшим во всем подобным человеку, кроме греха, понимали далеко не все.
Иисус Христос. Деталь мозаики «Причащение апостолов. Преподание вина» собора Михаила Архангела 1108 – 1113 гг. Киев. Украина
Большинство апостолов от семидесяти не считали Учителя Богом до момента Его Воскресения из мертвых и сошествия на них Святого Духа. Они не могли уразуметь, что для Бога нет ничего невозможного. Для Него не составляет труда предложить людям вместо жертвенного агнца Плоть и Кровь Своего Сына — воплотившегося Господа Иисуса Христа и представить человеческую плоть и кровь в виде приятных для употребления веществ — хлеба и вина.
Ученики Спасителя не сразу смогли вместить учение о Причастии: многие, говорит Евангелие, тогда отошли от Божественного Учителя и уже не ходили с Ним. «Не хотите ли и вы отойти?», — спросил Господь ближайших апостолов.
Апостол Петр. Деталь мозаики «Причащение апостолов. Преподание вина» собора Михаила Архангела 1108 – 1113 гг. Киев. Украина
Несмотря на неполное понимание проповеданного Таинства, Петр, глубоко преданный Христу и во всем Ему доверявший, отвечает от имени двенадцати: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:67-69).
Понять смысл сказанного Христом о Небесном Хлебе в евангельскую эпоху было не так трудно: вся библейская культура, основанная на непосредственном общении с Богом и на жертвоприношении, давала ключ к пониманию высказывания Спасителя. Таким образом, неспособность к пониманию указывает, скорее, на душевную черствость слушателей, чем на сложность самого высказывания. Идея необходимости жертвы присуща историко-культурному сознанию человечества. Многие мифологические системы древности основаны на учении о жертве, которая кладется в основание бытия космоса. Необходимость жертвоприношения в некотором смысле «заложена» в сознании человека не зависимо от его этнической или культурной принадлежности.
Ветхий Завет говорит, что грехопадение Адама и Евы разрушило союз Бога и человека. Мироздание утратило первозданный образ; в него проникло тление. Изгладить преступление прародителей, которое привело к смерти («грех порождает смерть» — Иак. 1:15), возможно искупительной жертвой. Поскольку грехопадение Адама и Евы имело сверхкосмические масштабы, так как было совершено по отношению к Творцу космоса, то Жертва должна была подразумевать Личное участие Создателя в Искуплении человека.
Створка царских врат. Деталь. Верхнее клеймо – «Причащение апостолов. Преподание хлеба» XV век. Новгород. Череповецкое музейное объединение
На Тайной вечере Господь Иисус Христос открыто говорит о необходимости причастия Плоти и Крови Сына Божия под видом хлеба и вина. Когда смысл Голгофской Жертвы Спасителя, пострадавшего на Кресте за всех людей, открылся апостолам во всей полноте, они смогли связать воедино ветхозаветную и евангельскую традиции, воспринимая Учителя как Пасхального Агнца, как Жертву, Которую необходимо вкушать, чтобы спастись и обрести жизнь вечную в Царстве Божием.
Шествие мучеников. Мозаика базилики Сан- Аполлинаре Нуово. VI в. Равенна. Италия
Целью христианской жизни является спасение, невозможное для человека, но возможное для Бога, поэтому условием спасения является приобщение к Богу через святые Таинства, заповеданные Им Самим. Спасение — это вечная Жизнь с Творцом и Спасителем мира, основанная на любви. Залогом вечной жизни для христианина является Причащение. Это таинство называется по-другому Евхаристией, то есть Благодарением.
На Тайной вечере Спаситель раскрывает также учение о Святой Троице, показывая, что в Боге пребывают три Лица, три Ипостаси, которые находятся в Единстве и Любви. Он проповедует Своим ученикам, призывая их к единению в Боге через любовь: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).
Омовение ног. Икона праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Чтобы глубже выразить идею любви и смирения, Спаситель омывает ноги Своим ученикам. Этим действием открывается повествование о Тайной вечери у евангелиста Иоанна Богослова. На Востоке — в Сирии и Палестине, как и во всем античном мире, было принято, приходя домой, омывать ноги, так как обувью служили ременные сандалии, пропускающие раскаленную пыль городских улиц. Структура римской античной виллы предполагала наличие атриумного двора (АТРИУМ - внутренний двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения дома) с небольшим бассейном или фонтаном, предназначенным для омовения при входе в жилые комнаты. Омывать ноги хозяину дома должны были рабы, поэтому само действие омовения ног кому-либо имело уничижительное значение. Спаситель, исполняя это служение, показывает ту степень, до которой человек призван смириться перед своим братом во Христе, возлюбить его во всей полноте Любви Христовой. Действия Спасителя представляют собой притчу, выраженную не словами, а поступком. В православной богослужебной традиции существует чин Омовения ног, который совершается на Страстной седмице в Великий Четверг. Церковный иерарх омывает в алтаре ноги священникам в знак воспоминания о Тайной вечере Спасителя.
Каждая Божественная Литургия является для христиан Тайной вечерей. Именно поэтому в изобразительном искусстве принято представлять Тайную вечерю не только как конкретное евангельское событие, но как причастие в алтаре во время богослужения, где главными участниками оказываются Иисус Христос и Его ученики.
На Страстной неделе в Чистый Четверг совершается особая служба, во время которой вспоминаются события Тайной вечери. Все христиане стремятся в этот день причаститься Животворящих Христовых Тайн, подобно апостолам в Сионской горнице. В Таинстве Причастия, в приобщении Плоти и Крови Христовой верующие соединяются с Богом и одновременно Друг с другом, составляя одно мистическое Тело Церкви. Это непостижимое преображение святитель Игнатий Брянчанинов объяснял через выразительный образ земной росы в лучах утреннего солнца, которая сама по себе есть не что иное, как отдельные маленькие капли воды, но, охваченная блистанием солнечных лучей, она сияет отраженным солнечным светом, как бы сливаясь в единое световое облако с самим солнцем.
Небесная Литургия. Фреска. ХVI в. Монастырь Дионисиат, Афон. Греция
Причастная чаша — потир, таким образом, вмещает истинные Тело и Кровь Христову под видом хлеба и вина, и от нее может приобщиться каждый христианин. На Западе существуют средневековые рыцарские предания, связанные с апокрифической иудейской традицией, о той чаше, в которую тайный ученик Иисуса Христа Иосиф Аримафейский собрал Кровь Спасителя, истекшую из Его ран на Голгофе. Эта чаша или сосуд получила наименование святого Грааля, ставшего в литературной традиции рыцарского романа предметом особого внимания. В искусно составленной английской компиляции «Смерть короля Артура», включающей практически все сюжеты о рыцарях Круглого стола, Томас Мэлори описывает притязания на святой Грааль славного рыцаря Ланселота. Поскольку герой не отличался достаточной духовной чистотой для владения святыней, чаша Грааля была явлена ему лишь как видение. В результате святой Грааль достался сыну Ланселота — беспорочному и доблестному рыцарю Персифалю. Эти западные предания не могут восприниматься в православной традиции всерьез, поскольку Кровь Спасителя не является единичным благословением, дарованным в исторический момент времени в виде святого Грааля. Святая Чаша — достояние всех верующих, и Спаситель заповедал необходимость постоянного приобщения Его Тела и Крови (Ин. 6: 48-51).
Голубь у Евхаристической чаши. Роспись римских христианских катакомб. III в. Рим. Италия
Событие Тайной вечери в иконографии выражено в двух основных вариантах, которые принципиально отличаются друг от друга по композиции и по смыслу: изображение исторического события, описанного в Евангелии (Спаситель с учениками за трапезой) и мистический образ причащения (Иисус Христос, раздавая ученикам хлеб и вино, устанавливает новое Таинство). На эту же тему существует третья иконография — «Омовение ног», но она более позднего происхождения, и не получила широкого распространения.
Изображения последней трапезы Христа с учениками в Сионской горнице появляются уже в раннехристианский период, когда стилистика церковной живописи еще зависела от позднеантичных традиций. В росписях римских катакомб — обширных подземных некрополях с храмами первых христиан — сохранились изображения Тайной вечери II-IV вв.
Катакомбы состояли из многочисленных помещений, кубикул, связанных между собой лестницами и коридорами. Некоторые комнаты были сложной конфигурации и служили капеллами. Свет проникал через редкие световые колодцы, освещение обеспечивалось масляными светильниками. Христиане первых веков собирались в катакомбах для совершения богослужений. То, что собрания ранней Церкви осуществлялись в пространстве подземного кладбища, было обусловлено характером римских законов, предусматривающих неприкосновенность места погребения усопших. Христиане могли чувствовать себя в катакомбах в полной безопасности, несмотря на жестокие гонения, происходившие в то время. Такая скрытность была вызвана отнюдь не боязнью преследования: свою верность Спасителю первые христиане постоянно доказывали многочисленными примерами мученичества за Христа.
Таинственность и прикровенность их духовной жизни была вызвана, прежде всего, желанием скрыть возвышенные Таинства от непосвященных.
Высокое назначение таинства Евхаристии нашло выражение в изобразительном искусстве. В первые века по Р.Х. существовали как прямые, так и иносказательные изображения темы Причастия.
Голуби у Евхаристической чаши. Деталь мозаики базилики Сан Витале. VI в. Равенна. Италия
Самым распространенным символическим обозначением Причастия в росписях катакомб является изображение голубей, вкушающих от виноградной кисти или пьющих из высокого античного кубка – канфара.
Голуби символизируют души христиан в раю. Поскольку все пространство катакомб заполнено погребениями мучеников, тема загробного блаженства и вечной жизни является центральной в катакомбных росписях. Образ райского блаженства был тесно связан в раннем искусстве с темой Тайной вечери. Например, в одной из подземных кубикул есть изображение жития святой мученицы Вибии, центральным эпизодом которого является Вечеря (Трапеза) в раю. В росписи представлены Райские врата, сквозь которые святая мученица входит в Небесный сад.
Павлин (Феникс) опирающийся на Небесную сферу. Мозаика базилики Сан-Витале. VI в. Равенна. Италия
Потому фронтальная сторона трапезных скамей, развернутая к зрителю, украшена изображениями птиц. Птицы и, в частности, павлины символизировали в раннехристианском искусстве вечность. Согласно античным представлениям, мясо павлина обладало свойством нетления, а его прекрасное оперение ассоциировалось со звездным небесным сводом. С позднеантичною времени павлин был устойчивой эмблемой рая или воинского апофеоза. В данном случае изящные птицы с удлиненными хвостами и красными пальмовыми веточками вокруг шеи, напоминающими языки пламени, могли ассоциироваться не только с павлинами. Это мог быть и образ мифической птицы Феникс, которая в древнем изобразительном искусстве символизировала Воскресение Христово. Согласно преданию, передаваемому Климентом Александрийским, «в восточных странах около Аравии совершается необыкновенное знамение: там есть птица, называемая фениксом». Далее Климент замечает: «Когда приближается время ее смерти, она устраивает себе гнездо из Ливана, мирры и других благовонных растений; входит в это гнездо и умирает. Но из ее истлевшей плоти рождается червь, который питается влагою умершей и покрывается перьями», как бы возрождаясь из пепла.
Причащение апостолов. Миниатюра пурпурного Евангелия Россана. VI в. Сирия. Сокровищница кафедрального собора Россано. Италия
Миниатюра «Тайная вечеря» органично включена в рукописную страницу: она не имеет своего художественного пространства, так как фоном изображению служит пурпурный цвет рукописи. На востоке долго сохранялась античная традиция окрашивать все страницы манускрипта драгоценным пурпуром. Иногда такие рукописи могли иметь тексты, написанные золотом и серебром, что придавало им особое великолепие. Композиция миниатюры ограничивается только очертаниями фигур, поэтому второе изображение «Омовения ног», находящееся рядом, воспринимается как сюжет, расположенный в едином пространстве с «Тайной вечерей». Основное цветовое решение в сцене «Омовения ног» соответствует «Тайной вечере»: все апостолы изображены в белых одеждах. Спаситель, по традиции, представлен в темно-синем хитоне с золотыми клавами (вертикальными декоративными полосами античной одежды) и золотисто-охристом гиматии (верхнем плаще). Подпоясанный белым полотенцем, Он склоняется над умывальницей, чтобы омыть ноги апостолу Петру, который, полный смущения, пытается возражать.
Белые одежды апостолов в литургическом изображении событий Тайной вечери — двух сценах раздаянпя хлеба и вина — имеют сходство с традиционными образами монументальной живописи ранневизантийского времени. В мозаиках V-VI вв. постоянно встречается мотив фигур святых в белых одеждах…

Источник:
ДАВИДОВА М.Г. Тайная вечеря. — СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Иконографии Тайной вечери, ее истории — от первых изображений в Римских катакомбах до русской религиозной живописи XIX века, — ее смыслу и основным вариациям посвящена книга «Тайная вечеря» из серии «Русская икона: образы и символы». Текст, подготовленный известным специалистом по древнерусскому искусству Марией Георгиевной Давидовой, хоть и написан живым, увлекательным слогом, нисколько не теряет ни в научности, ни в богословской точности. Вкупе с многочисленными иллюстрациями он делает книгу незаменимым справочным и учебным пособием для всех тех, кто интересуется русской духовной культурой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...