понедельник, 29 апреля 2019 г.

Воскресение Христово — самый радостный день. Светлая седмица



Пасха Христова
Иисус говорил Своим ученикам, что в третий день он оживет, то есть воскреснет. И действительно, в следующий за субботой день Он воскрес. Поэтому этот день недели так и стал называться — воскресеньем. В то утро Господь чудесным образом прошел сквозь каменную плиту закрытого гроба. И вскоре он появился среди апостолов. День Светлого Христова Воскресения — самый радостный день с тех пор, как существует мир, а в Церкви — это праздников Праздник и Торжество из торжеств. Праздник Воскресения так велик, что отмечается целую неделю, которая называется Светлой седмицей. В это день люди ходят в гости, дарят друг другу крашеные яйца, символизирующие бессмертие, и приветствуют всех словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
         Христос воскрес!
В любви лучах
Исчезнет скорби
мрачный холод.
Пусть радость
царствует в сердцах
У тех, кто стар, и тех,
кто молод.
Заветом благостных
Небес
Звучит нам песня
воскресенья
Любви, и счастья,
и прощенья -
Христос воскрес!
Воистину воскрес!

Святитель Григорий Богослов
«Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха.

ПАСХАЛЬНАЯ утреня начинается в двенадцать ночи торжественным крестным ходом вокруг храма с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями.
Все поют «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
СВЕТЛАЯ седмица длится от Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10,6).
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания, верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
Святитель Филарет (Амфитеатров)
«Христос воскресе!». Не только на земле, но и на Небесах нет... радостнее сего приветствия, которым ныне Святая Церковь приветствует верных чад своих и от них взаимно приветствуется. «Христос воскресе!» В сем гласе чистейшей радости Церковь Божия, искупленная Кровию Христовою, воинствующая на земле и торжествующая на Небесах, совокупляет все, что Отец Небесный в Единородном Сыне Своем, Господе и Боге нашем Иисусе Христе, Духом Своим Святым соделал для спасения рода человеческого. «Христос воскресе!» В сем древнем и всегда новом слове торжества Церкви Христовой сердце каждого истинно верующего ясно видит и живо чувствует, как «Бог... богат сый в милости, за премногую любовь свою, ею же возлюби нас... сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом... и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе, да явит в вецех грядущих презельное богатство благодати своея бгагостынею на нас о Христе Иисусе» (Еф. 2, 4-7).
Кустодиев Б. Пасхальный натюрморт
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов):
Можно ли устать повторять: Христос Воскресе!
Мы прощены и искуплены — Христос Воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие — смерть, зло — и дарованы жизнь, блаженство, свобода. Какая чудодейственная сила! Можно ли устать повторять: Христос Воскресе! Воскресение Христа в нас, в наших сердцах, доказывается также не одним ответом: Воистину Воскресе! Оно подтверждается радостью о Господе и доказывается любовью ко Христу. Кто любит, тот понимает и любовь Божию и не сомневается в ней... Христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа. Участвовать таинством Покаяния и причащением Святого Тела и Животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — Воскресшим Искупителем.
Пластов А.А. Пасхальный натюрморт
Святитель Феофан Затворник:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «Ангели поют на небесех», увидев свет обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образ Которого, силою Воскресения Его, претворятся все истинно верующие в Него и всей душой соединившиеся с Ним. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, радуясь вместе с нами и предвидя восполнение сонма своего. Нас же удостой, Господи, Тебя, Воскресшего, славить чистым сердцем, видя в Воскресении Твоем прекращение нашего тления, семя новой пресветлой жизни и зарю будущей вечной славы, Предтечей которой Ты вошел, воскреснув ради нас. Не только человеческие, но и ангельские языки не способны выразить Твою неизреченную милость к нам, преславно Воскресший Господи!
Митрополит Трифон (Туркестанов). Слово, сказанное на Светлой седмице в Никитском монастыре, 1918 г.:
«Каждый месяц кажется более чем за год»
С особым чувством я приветствую вас в этот раз, дорогие сестры, этим радостным приветствием: «Христос Воскресе»! Давно не приходилось мне быть здесь и совершать здесь богослужение, и много воды утекло за это время: началась беспощадная война, и Господь привел меня быть одним из участников ее, был я свидетелем славной деятельности наших воинов и не менее славной кончины наших дорогих братьев — русских воинов, а затем начались всевозможные смуты и до сего времени многие продолжаются, за это время мы успели как бы прожить целые десятки лет, каждый месяц казался и кажется более чем за год, за это время некоторые успели уже состариться, но не стареет одно — это любовь христианская... Да укрепляет в нас Воскресший Спаситель веру и любовь! И тогда Он всегда будет с нами, и тогда наша радость всегда будет с нами, какие бы ни были обстоятельства.
В. Никифоров-Волгин. Светлая заутреня:
 — Московская Пасха, сынок, могучая! Кто раз повидал ее, тот до гроба поминать будет. Грохнет это в полночь первый удар колокола с Ивана Великого, так словно небо со звездами упадет на землю! А в колоколе-то, сынок, шесть тысяч пудов, и для раскачивания языка требовалось двенадцать человек! Первый удар подгоняли к бою часов на Спасской башне... Отец приподнимается с постели и говорит о Москве с дрожью в голосе: — Да... часы на Спасской башне... пробьют — и сразу же взвивается к небу ракета... а за ней пальба из старых орудий на Тайницкой башне — сто один выстрел!.. Морем стелется по Москве Иван Великий, а остальные сорок сороков вторят ему, как реки в половодье! Такая, скажу тебе, сила плывет над Первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься маленькой щепкой! Могучая ночь, грому Господню подобная! Эй, сынок, не живописать словами пасхальную Москву!
Александр Бугаев
Пасхальные воспоминания священномученика Иллариона:
Родное для священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) село Липицы располагалось на высоком берегу Оки. В широкой долине - селения, единственным украшением которых были Божии храмы, подступали к самой воде: «Придешь, бывало, домой на Пасху, выйдешь к реке. На несколько верст она разлилась, затопила всю равнину. И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа Воскресшего: и с нашего тульского берега, и с московского несется звон, будто две церкви, две епархии сливаются в одном торжественном гимне. Ярко и ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут по канавам мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, — будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный...»
Виктор Бутко.  Весна. Первое тепло. 2003 г. Холст, масло. 80х90
Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский):
Не оставляй духовного веселия ради плотского
Не спеши, брат, как можно скорее оставить духовное веселие и трапезу, чтобы обратиться к земным, плотским радостям и утехам, менее всего ныне, когда предложена изобильная духовная трапеза, прилично «делать брашно гиблющее», то есть много заботиться о нем, отдавать все сердце веселию и радостям земным. Неужели, брат, ты для того постился, если только постился, и обуздывал страсти свои в течение поста, чтобы по прошествии последнего дать им тем большую свободу? Неужели для того введен ты в радость Воскресения, чтобы в святые дни отдаться более всего плотским, иногда весьма грубым утехам? Вчера пел ты вместе со Святой Церковью: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет», неужели ныне настало время вопиять плоти и молчать духу, помышлять только о земном?
Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский):
«Всепразднственная и спасительная нощь» Христова Воскресения
«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Пасхальный канон, песнь 7-я). Ныне смерть — последний враг человека — истребилась, ныне смерть поглощена навеки, и мы от смерти перешли в жизнь, от власти ада в царство Божественной жизни. Вместо жизни, проходившей в искании мимолетных и обманчивых земных радостей, оставлявших сердце наше неудовлетворенным даже в то время, когда, казалось бы, все наше существо обнимал трепет блаженства и счастья, ныне положено начало жизни, исполненной вечной и ничем не разрушаемой духовной радости. Без сомнения, многие из нас испытали как бы отблески этой небесной радости во «все-празднственную и спасительную нощь» Христова Воскресения.
Тамара Глытнева. Ожидание Пасхи, 1987 г.
Епископ Григорий (Лебедев):
Свет Воскресения
ЕСЛИ наши сердца зажглись светом Воскресения, то, конечно, наша душа как хранилище даров Пасхи станет живым источником струй жизни. Из него забьют потоки вдохновляющей силы и заискрятся лучи радости, и вы каждый миг сможете переживать Пасху и вдохновляться святым Воскресением. Святая Церковь поэтому празднует Воскресение каждый седьмой день. Это еженедельное Воскресение и есть отблеск Пасхи. Он дается нам, чтобы подкрепить наше вдохновение, чтобы ярче блистал в нашей душе Свет Воскресения и живее была бы радость о Нем. Так Свет Воскресения льется круглый год... Братия! Пусть радость нас не оставит! Пусть душа останется погруженной в волны Божественного Света, пусть Свет Воскресения станет ее постоянным внутренним светом.
Шурупов Ваня. 11 лет из Северодвинска. Ожидание праздника
Святитель Кирилл Туровский:
«Царственный день»
В минувшую неделю Святой Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческом) роду Христовым Воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. В минувшую неделю все переменилось: земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили Воскресению.  Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством Креста, — и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовою Кровию.
Ветхий же закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавые жертвы тельцов и козлов; поелику Христос один Самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднование субботы, а облагодатствован ради Воскресения день недельный и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честные дары; дадим по силе, кто что может: тот — милостыню, и незлобие, и любовь; другой — чистое девство, и веру, и смирение нелицемерное; иной — пение псалмов, и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу: ибо сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощъ (Исх. 34, 20) в день праздника. Итак, принесем Богу преждереченные добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к Нему с верою: прославляющия Мя, сказал Он, прославлю (1 Цар. 2,30).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...