понедельник, 29 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 29 апреля (16 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
29 апреля (16 апреля старого стиля)
… Мир рассуждает так: а почему это ей? А почему она вперед? Ведь я тоже стоял, должна быть справедливость, кто первый пришел, тот первый и взял. Что ж, выходит дело, кому делать нечего, у кого больше здоровья, кто может ночь не поспать, у кого кулаки сильнее — все тому, что ли? По любому закону даже логической справедливости совсем не обязательно кто пришел первым, тому и давать. И христианский поступок как раз в противоположном заключается. Предпочесть другого себе — вот это нравственность христианская. Не око за око, зуб за зуб — а он мне по правой, а я ему левую. И раз он просит, значит, ему нужнее, значит, я откажусь ради него. Только с этого момента начинается христианство. И эта нравственность, понятно, высшая. Не ты мне, я тебе; не мои интересы, мои какие-то представления — а именно принцип жертвы, потому что здесь действует любовь. Когда она присутствует, тогда поступок становится подлинно христианским.
 
 Ильинско - Черниговская икона Божией Матери (1658). Иконописец монах Геннадий (Дубенский). Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием. В 1662 году в течение 8 дней, с 16 по 24 апреля, от иконы истекали слезы. В том же году татары напали на Чернигов и разорили его. В полночь они ворвались в Троицкую обитель, вошли в церковь, опрокинули все иконы, взяли всю утварь, но чудотворная икона со всеми украшениями осталась неприкосновенной. Невидимая сила не допустила нечестивцев до святой иконы. Царица Небесная не допустила также, чтобы враги вошли в пещеру преподобного Антония Печерского, где скрывалась братия обители. Внезапно, как бы устрашенные непостижимым видением, татары обратились в бегство. http://www.pravenc.ru/text/389455.html
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской, глас 4: Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая.

…Ясно, что к этому подойти сразу невозможно, это долгий путь упражнений, постоянное самоотречение. Мы знаем, как трудно, чтобы всем досталось, а тебе нет, но вот только это и есть духовная жизнь, а все остальное просто туфта и чисто внешний вид, самообман.
И так же поступал Сам Христос. Что Ему стоило: дунул бы — и не только этой Земли с этими людишками, а вообще и всей Вселенной нету; а потом слово сказал — и возникли новая Вселенная и новый Адам. Но Он так не сделал. Он стал маленьким человечком, все человеческое воспринял, испытал, с самого первого до последнего, весь ужас человеческой жизни и даже умер от этих людей — ради того, чтобы их спасти, им показать, как надо тому что легко говорить, а сделать то, что говоришь, — это совсем иное, это гораздо труднее. Так вот, Христос пришел и сделал. Никто Бога не может упрекнуть: Тебе там, на небе, хорошо давать заповеди, Ты попробовал бы влезть в нашу шкуру. Нет, Он стал человеком, и прожил человеческую жизнь, полную лишений и страданий, и показал: вот, как Я прожил, только эта жизнь и есть человеческая. А то, что мы хотим себе устроить, словчить, чтобы полегче, получше, немножко пошустрее — за счет других, конечно, в основном,— это есть не человеческая жизнь. Во всяком случае, если такой принцип избрать, то он не приводит к духовной жизни, к воскресению; этот путь не приводит к вечности.
Ильинско - Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский монастырь в Чернигове).
Димитрий Ростовский подробно описал 24 чуда (по часам в сутках) исцелений от всевозможных недугов жителей Чернигова и окрестностей. Список чудес пополнялся при переизданиях книги. Так, к 1696 г. насчитывалось 56 случаев исцеления (5 - от слепоты, 3 - от болезни ног, 3 - от «гостца» (ревматизма), 1 - от расслабления, 15 - от беснования, 14 - от помутнения рассудка, 15 - от различных хронических заболеваний) и 1 случай воскрешения отрока. В XIX в. также засвидетельствовано неск. исцелений от И. Ч. и.: роменского мещанина от лихорадки (1865), черниговской девицы от умственного расстройства (1874, в день празднования иконе), младенца от сильного жара (1887 или 1888), сына полтавской помещицы от дифтерита (до 1898), штабс-капитана из Свеаборга от хронического заболевания (до 1898) и др. Почитателем иконы был свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский и Задонский. Чудотворный список Черниговской иконы Божией Матери, находившийся в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, прославился в 1869 году.
Относится к традиц. типу Одигитрии: благословляющий Младенец со свитком в левой руке сидит на левой руке Богоматери. Головы Богоматери и Младенца слегка склонены друг к другу, ножки Младенца плотно сведены. Фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез, характерный для южно- и западнорус. Богородичной иконографии XVII в. Мафорий Богоматери сходится на Ее груди под углом так, что виден фрагмент платья. Младенец облачен в белую рубашечку с воротником. С небольшими различиями этот извод был широко распространен в укр. и белорус. иконописи. Отличительной особенностью иконографии И. Ч. и. является жест протянутой вперед благословляющей ручки Младенца. http://www.pravenc.ru/text/389455.html
… Человек создан Богом, и в его душе Богом заложено много разных чувств: чувство справедливости, чувство любви или гнева. Есть у него и еще одно чувство — религиозное. Но в силу того, что человек отпал от Бога и повредил свою природу, все его чувства искажены и действуют в противоположность тому, как они созданы Богом. Ну, например, естественно в человеке чувство гнева, но оно должно быть направлено на грех, на зло, а у нас чаще всего оно направлено на ближнего. Или, например, чувство любви должно быть обращено на кого-то или на что-то, прежде всего на Бога, а у нас обращено на самих себя. Так же и религиозное чувство. Оно в нас существует само по себе и часто не направлено к Богу.
Вот толкнули меня — надо обязательно сказать: почему вы меня толкаете? То есть до человека дотронулись — и в нем возникает некое чувство, которое диктует его поведение. Понравилось мне что-то — и мне сразу хочется это иметь. Прогневался — значит, надо немедленно сказать что-то злое. И то же самое относится и к религиозному чувству. Это чувство зовет человека в храм, этим чувством он руководствуется, когда иконы лобзает или просто в храме постоит, и на душе у него возникает что-то приятное. Многие так и говорят: меня храм успокаивает. И человек начинает думать, что это и есть религиозная жизнь. Ничего подобного, к духовной жизни это отношения никакого не имеет, потому что те же самые чувства человек испытывает, например, и в буддийском храме.
Нельзя жить, повинуясь чувствам, потому что чувства наши лгут. И не надо думать, что, ублажая свое религиозное чувство, мы тем самым прославляем Бога. Нет, это ничего общего с духовной жизнью не имеет, ничего общего не имеет с Царствием Небесным, ничего общего не имеет с Законом Божиим.
Надо жить, руководствуясь словом Божиим, а мы живем своими чувствами: нравится — не нравится, хочу — не хочу, люблю — не люблю, равнодушен — гневлив и так далее. Нами властвуют наши чувства, воспаляемые от геенны. Мы привыкли им доверять, мы постоянно анализируем свою псевдодуховную жизнь, основываясь на своих чувствах, забывая, что они искажены грехом. Это безумие и бессмыслица. Поэтому многие и обольщаются и, думая, что они живут духовной жизнью, на деле давно отверглись Бога, давно отверглись Его заповедей, живут сами по себе, по своим похотям, по своим чувствам, по своим представлениям.
Тамбовская икона Божией Матери (1692) Появление чудотворной Тамбовской иконы Божией Матери местное устное предание относит к 1692 году. В 1686 году настоятель Вяземского Предтеченского монастыря Питирим был рукоположен в сан епископа и назначен на Тамбовскую кафедру. С собой в Тамбов он привез несколько прославившихся впоследствии чудотворениями икон - список Девпетерувского образа (родительское благословение ему) и написанные им самим копии с икон Смоленской Одигитрии и Казанской Богоматери. В 1692 году свт. Питирим Тамбовский сделал список с Ильинско-Черниговской Богоматери, добавив отдельные элементы образа Одигитрии. Эта икона явила многие чудеса и стала известна под именем Тамбовской. Явлена ее чудотворная сила была в первой половине XIX века. К тому времени она находилась в кладовой церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина), среди всякой ветоши. Однажды одному тяжко болящему человеку было открыто во сне, что он получит исцеление, если отыщет в церкви св. архи диакона Стефана икону Богоматери и отслужит перед ней молебен. Разыскав образ и отслужив молебен, он немедленно выздоровел. В 1836 году в честь Тамбовской иконы Богоматери был выстроен придел, где она стояла в иконостасе, по левую сторону царских врат, как местная. Празднование иконе было установлено указом Святейшего Синода в 1888 году. С этого времени в ее честь 29 (16) апреля совершался в Тамбове крестный ход, на который собирались богомольцы со всех окрестностей.
В 30-е годы в Тамбовской области не осталось ни одной действующей церкви. Во время Великой Отечественной войны первым возрожденным храмом епархии стал Покровский собор (в 1943-1993 гг. единственный храм в городе). В 1944-1946 гг. здесь служил вернувшийся из ссылки святитель Лука (Войно-Ясенецкий). При нем было восстановлено почитание Тамбовской иконы Божьей Матери, для которой в нижнем храме устроили большой резной киот. В этом храме святыня пребывает и сейчас. http://www.pdsem.mrezha.net/ikony_bojiy%20matery/039.html
… Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, поэтому человек есть троица: муж, жена и дитя. И, враждуя на человека, сатана хочет эту троичность, отпечаток Божества в человеке, разрушить. Действительно, мы видим, что каждое из лиц этой троичности начинает менять свою ипостасную сущность: мужчины теряют свою мужественность, женщины — женственность, дети — детскость. Как это проявляется, очень наглядно показано в святом Евангелии: женщины остались с Господом при Кресте, женщины первые пришли на гроб, первые сподобились видеть воскресшего Христа. А мужчины? Мужчины разбежались и, когда женщины рассказали, что видели воскресшего Господа, даже не поверили им.
И на нашем народе видно, как человечество изменило свою ипостасную сущность. У нас женщины стали работать на двух работах, да еще могут по магазинам ходить, детей воспитывать и еще своих мужей нянчить — то есть стали как мужчины, причем очень сильные мужчины. А мужчины превратились в слякоть, не способны ни семью содержать, ни бросить курить, ни отказаться от рюмки водки. Работать никто не может, ну просто не способны. Пока стоишь над ним с палкой, заставляешь, он немножко будет делать, а когда отойдешь — не будет. Почему такая слизь вместо мужественности? Утратили свою ипостасную сущность. А восстановление ее возможно только через благодать Божию. Если человек соединяется со Христом через веру, его падшее естество начинает восстанавливаться.
После того как Дух Святый сошел на апостолов, они вновь обрели утраченную мужественность, стали храбрыми, сильными, сотворили великие дела.
Каждый из нас должен это осознать, и все, что противоречит замыслу Божию о нас, надо из сердца изгонять. Многим женщинам, например, хочется властвовать, хочется в своей маленькой сфере заниматься и финансовой деятельностью, все средства к рукам прибрать, стать генеральным директором семьи. В некотором смысле это оправдано, потому что муж теперь — это не мужчина, а неизвестно кто. И в этом большая вина и наша как христиан. Заповедь Божия какая? «Жена да боится своего мужа». Муж есть глава домашней церкви, а жена повинуется мужу во всем. Современному человеку это дико и тяжело слушать, а подчас и вообще невыносимо. Поэтому и дети, вместо того чтобы быть кроткими, послушными, смиренными, становятся наглыми, напыщенными. Они не знают послушания, потому что нигде и ни в чем его не видят. А от этого, в свою очередь, утрачивают свои детские свойства: простоту, непосредственность, целомудрие.
И святая Церковь прославляет жен-мироносиц за их любовь ко Христу, за то, что всю свою жизнь они поставили на службу Ему, они возлюбили Его. Хотя они многого не понимали, конечно, из того, что Господь им говорил, но сердце их было устремлено к Нему. И Господь за это устремление сердца им дал такую милость и такую благодать, что они первыми увидели Его воскресшим из мертвых. Так же и мы должны устремляться ко Христу, любя Его. Надо стараться все время думать: чем мы можем Христу послужить, как Ему послужить? И Господь нам указал этот путь. Он сказал: то, что «вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Поэтому если мы любому человеку оказываем любовь, милосердие, то есть проявляем задуманные Богом человеческие свойства души, которые особенно должны быть присущи женщине — милосердие, кротость, спокойствие, тишину, — тогда через нас Господь будет творить чудеса, тогда мы встанем на свое подлинное место. А если мы стремимся подменить другого, занять его место, получается как на корове седло, некрасиво, уродливо.
Что может быть позорней для страны: мужчин не нашлось — и вот женщина премьер-министр или женщина — директор завода?! Вообще, значит, уже все кончено, конец света. Женщина вместо того, чтобы таким замечательным делом заниматься, как созидать собственную семью, служить мужу, любить детей, воспитывать внуков, хранить, скреплять домашний очаг, — вместо этого занимается какой-то ерундой: металл льет или еще что-то. Это же совершенно дикие вещи. Но эта дикость настолько вошла в сознание человека, что многим кажется: да без этого и жить нельзя.
Конечно, и в этой не своей сфере тоже можно достичь какого-то успеха. Если парализуется одна часть мозга, другая берет на себя ее функции. Женщина — не низшее существо, она может не хуже мужчины государством управлять, тому есть масса прекрасных примеров. Но это не ее призвание, это неправильно, это искажение. И внушает все это человеку дьявол, чтобы его растлить, погубить. Потому что он знает: поменяв мужчину и женщину местами, можно все рассыпать в прах. Семья распалась — значит, ребенок вышел из повиновения. Пожалуйста, считай, что уже поколение сатана погубил. Сатана все старается, как бы так сделать, чтобы этот ленился, а та бы пошла на работу — и все, и дальше уже с этим народом делай все, что хочешь. Мы терпим фиаско, все время получается не так, как мы хотим. Жизнь проходит в дурацкой борьбе с собственной природой. Бог так устроил — а мы в течение всей жизни пытаемся это все сломать. И все вокруг ломаем, рушим. Хорошо, если кто хоть к старости опомнится, но лучше бы прямо с самого начала жить нормально. В Евангелии написано, как должен жить нормальный человек. Господь хочет нас научить любви, хочет нас всех объединить, чтобы мы были как одна семья, чтобы мы составили новый народ. Тогда мы уподобимся женам-мироносицам, которые каждая по своему разумению, по мере своего усердия служили Богу.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...