понедельник, 29 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 30 апреля (17 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
30 апреля (17 апреля старого стиля)
… Как в Евангелии все просто, как ясно, а почему человек так не поступает? Потому что это трудно, нужно усилие, лежать-то легче, чем сидеть, сидеть легче, чем стоять. Человек все хочет полегче, а любить Бога — это очень ответственно, это большое напряжение, это все время борьба с собой. Любить Бога трудно. Бог хочет, чтобы мы были хорошие, а природа наша гнилая. Как тяжело гнилому человеку быть хорошим! Без помощи Божией это невозможно. Поэтому вся жизнь духовная в том и состоит, чтобы все время взывать к Богу о помощи: «Господи, вот меня опять несет, я опять делаю что-то не то, Ты меня останови, Ты мне помоги». И все время сдерживать себя, все время сдерживать то зло, которое кипит в каждом из нас, и делать то добро, которому учит Господь.
 
Иверская икона Божией Матери. Список Иверской иконы Божией Матери, доставленный из Иверского монастыря на Афоне по просьбе патриарха Алексия II для восстановленного в 1995 году Иверской часовни у Воскресенских ворот Москвы (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой).
В IX в. Византией правил император Феофил, зараженный ересью и считавший святые иконы идолами. Воздвигнув на них сильное гонение, он послал во все концы своей огромной империи тайных со­глядатаев,  чтобы  они  отыскивали  иконы, скрываемые православными людьми, и сжи­гали их. А тех, кто безбоязненно продолжал поклоняться иконам, император приказал подвергать самым изощренным истязаниям и мукам.
В это время неподалеку от города Никея жила одна добродетельная женщина с юным сыном своим. У нее была чудотворная ико­на с образом Пресвятой Богородицы, перед которой она усердно молилась. И женщина устроила неподалеку от своего дома церковь, куда и поставила свою святыню. Но добрав­шиеся до Никеи царские шпионы проведали о благочестивой вдове и пришли к ней, по­буждаемые не столько повелением импера­тора, сколько собственным корыстолюбием. Узнав, что женщина богата, они пригрозили ей тяжкими мучениями, но тут же пообеща­ли избавить ее от них, если она согласится заплатить за себя выкуп. Икону же в любом случае они должны будут уничтожить.
Устрашенная женщина пришла в смяте­ние и умоляла царских посланцев пощадить образ Царицы Небесной, но злодеи были не­преклонны.
И тогда женщина объявила, что икону можно будет взять только с ее собст­венной жизнью, а потом снова стала слезно просить шпионов, чтобы те отказались от сво­их намерений. А уж если ей нельзя надеяться на их милость, то пусть они отложат дело до следующего дня, и обещала к этому времени приготовить выкуп. Злодеи согласились по­дождать до завтра, но самый жестокий из них пронзил мечом правую ланиту Пречистой Девы. Тотчас из раны потекла кровь, и воин, пораженный этим чудом, с раскаянием упал перед иконой. (Оставив ересь, он впоследствии принял постриг).
… Духовная жизнь — это есть исправление своего существа. Духовная жизнь от слова «дух» — когда Дух Божий поселяется в человеке. Если же человек скверен, Дух Божий в нем поселиться не может, хоть он и обвешается крестиками, иконочками, поясками или будет галлонами пить святую воду. Должна душа, прежде всего, ожить, а оживает она только через покаяние. Дух Божий может войти только в чистое место. Поэтому если мы покаянием освобождаем свою душу от греха, вместо греха туда приходит благодать Божия. И вот тогда-то и начинается жизнь духовная, тогда в человеке живет Дух Божий.
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478). Икона. Преподобные Зосима и Савватий Соловецие. Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг.
В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет.
Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли… https://days.pravoslavie.ru/Life/life875.htm
… Когда человек причащается, Господь пламенем благодати Своей сжигает то, что человек выдернул из своего сердца. А если человек живет в грехе и не сознает в себе этого греха, а просто тупо наклоняет свою голову, тычется в крест и Евангелие и не собирается ни на миллиметр свою жизнь исправить — то тогда этот огонь попаляет его душу.
Представим себе поле, заросшее сорняками, и кое-где растут и добрые растения, которые посадил Господь. Как уничтожить сорняки? Если возьмем ведро с бензином, подожжем его и плеснем, сгорит и доброе, и злое. А чтобы сгорело только злое, надо его сперва выдернуть и отдельно сжечь. Вот какова роль покаяния: увидеть в себе зло, вступить с ним в борьбу и выдернуть его, и тогда в нас останется только то доброе, что насадил Господь. А причащаться без покаяния — значит сжигать свою душу и все дальше и дальше впихивать ее в преисподнюю. Поэтому апостол Павел и говорит: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».
Многие люди, выходя из храма в умиротворенном, хорошем настроении, думают, что они получили благодать Божию. Это не так, потому что хорошее настроение можно получить и музыку послушав, и книгу почитав, но душевное это переживание к духовной жизни часто не имеет никакого отношения. Благодать Божию мы получаем только тогда, когда исправляем в своей душе какой-то грех. Если мы вчера были в чем-то грешны, а сегодня это исправили, то на место этого греха мы получим крупицу благодати Божией. А так как грехов в нас миллиард, то нам нужно получить миллиард крупиц благодати Божией — до тех пор, пока мы не исполнимся духовной жизни.
Преподобный Александр Свирский (1533). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641) В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, блаженне, и не бойся". Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: "Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе". И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь". И потом обратился к преподобному: "Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы". И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим…
Преподобный Александр Свирский скончался 30 августа 1533 года. Его нетленные мощи были обретены в 1641 году при перестройке Преображенского собора. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4547.htm
… Все человечество стремится к покою. Чтобы даже сиденье в автомобиле было мягкое, чтобы не трясло на дороге, чтобы только кнопочку нажал — и вода полилась - тепленькая. Пришел в магазин — очереди нет, сорок восемь тысяч сортов колбасы, и дешево-дешево, а в кармане очень много денег, синих, зеленых, коричневых. Куда хочу, туда еду. Врачи — пожалуйста, к услугам, бесплатно, на машине за тобой приезжают, отвозят, лечат. Чтобы все было спокойно, комфортно. Если работа, то только чтобы интересная. Чтобы на работе начальник — милейший, всегда бы отпускал, не бранил за опоздания, зарплату прибавлял каждый год, да побольше, и премии. И чтобы дети послушные, и диван мягкий, и квартира большая, и потолки высокие, и телефон в каждой комнате, и ванна с голубым кафелем. Вот такое стремление: чтобы был покой, комфорт, чтобы ничего не беспокоило.
Не дай Бог этого достичь. Потому что тогда мы совсем забудем Бога, совсем. Мы никогда не достигнем смирения. Потому что смирению можно научиться только в очереди. Смирению можно научиться только тогда, когда ничего нет в магазине. Смирению можно научиться, когда ты ничего не можешь вдолбить тупому чиновнику, а он тебе хитро талдычит свое и специально над тобой издевается. Вот когда он специально над тобой издевается, тогда-то ты и можешь достичь смирения. И то, что в нашей стране ничего не получается, как в других странах, а все идет наоборот,— это свидетельство не того, что начальство плохое, глупое, или мы такие дураки, самый тупой народ на свете. Нет, это свидетельство того, что Бог любит нас и хочет нас заставить понять, что бесполезно нам идти против Бога, что надо нам к Нему возвращаться, надо искать того, что Он Сам имеет, то есть смирения. И все эти обстоятельства, нас постоянно смиряющие, помогают нам достичь самого главного в жизни, самой главной добродетели, которая цементирует все прочие.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...