понедельник, 22 апреля 2019 г.

Весна в живописи российских художников. Виноградов С.А.



Весенняя живопись Виноградова С.А.
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869-1938)
С.А Виноградов великий русский художник, - приверженец реалистического направления, русского импрессионизма, в живописи которого важную роль играло «впечатление», как во Франции у основателей художественного течения — импрессионистов. Огромное внимание в работе над картиной художник уделял натурным зарисовкам на пленэре, — этюдам.
            
Виноградов С.А. Вечер ранней весны
Фет А.
* * *
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути;

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте.
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Среди гигантов российской живописи (Серов, Левитан, Коровин и другие) Виноградов не затерялся, он обладает своим глубоко индивидуальным почерком, разрабатывал свои темы, узнаваемы его технические и колористические приемы.
С большим терпением и трудолюбием художник завоевывал высокие творческие позиции, оставляя позади старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые веяние, через поиски и сомнения живописец шел своим путем в искусстве, его полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.

Виноградов С.А. Весна идет 1911
А. Инчин
***

Блестящие, звенящие,
Хрустят, как леденцы,
Под крышами висящие
Сосульки-сорванцы.

Блестящие, звенящие,
Как солнышка лучи. ...
Отсюда начинаются
Весенние ручьи.
Работы Виноградова, талантливого русского художника, находятся во многих российских музеях. Интересны его полотна, созданные в период работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого Сергей Арсеньевич принял активное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, - виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов - но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национальный и самобытный характер.
Виноградов С.А. Весенний пейзаж
Виноградов как художник формировался в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), приехав в 1880 году из провинциального посада Большие Соли Костромской губернии. Окруженное березовыми рощами и еловыми лесами, с живописной речкой Солоницей, старой церковной архитектурой, село навсегда останется в его памяти. Совсем немного пришлось мальчику пожить в этом красивейшем местечке, где он родился первого июня 1869 года в многодетной семье священника.Мать, Мария Осиповна, не возражала: видеть своего сына образованным для женщины, едва знавшей грамоту, было мечтой. Сама больна туберкулезом, на руках восемь детей… Благо рядом с домом огород и корова-кормилица.
Виноградов С.А. Ледоход на Двине
…Путешествие по родной земле помогло художнику освободиться от жанровости его ранних картин, теперь природа заняла главное место в изображении, превратив Виноградова в пейзажиста. Эта была поездка на Север… Все увиденное в пути очаровывало: старинные города, на холмистых берегах деревни с двухэтажными столетними избами. Северная Двина — река многоводная, величавая, с редкими пристанями, на ее берегах стеной стоят густые лиственные леса. Написанные смелыми энергичными контрастными мазками, с цветными переливами волн, полотна стали новым шагом в творчестве Виноградова. Эмоциональная наполненность его пейзажей ставит художника вровень с большими мастерами.
Виноградов С.А. Весенний пейзаж 1913
Александр Блок
***
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
На счету Виноградова имеется десяток пейзажей с названием «Весна», он то и дело обращается к собственному циклу «Времена года», в котором немало места отведено весне.
Виноградов С.А. Весна 1902
С любовью и упоением пишет художник это необыкновенное время года, когда воскресает к жизни вся природа. Молодая зелень травы и листвы дарит отдохновение душе после бело-серо-черных красок долгой зимы. Бархатистая их нежность щедро украшает грудь земли, юная листва купается в легко скользящих облаках умытого вешними водами неба.
Федор Глинка
Весна
Уже душистей стали ели,
И пахнет в воздухе смолой;
Уже луга зазеленели,
И мох кудрится над скалой.
Разделись синие заливы,
И лодки ходят по реке;
Уже заколосились нивы,
И слышно стадо вдалеке…
И воздух полон тишиною,
И как им сладостно дышать!
Так сердце с жизнью неземною
Вдыхает неба благодать.

Виноградов С.А. Московская улочка
Море солнечного сияния… Незамысловатая округа московской улочки на картине мастера искрится  всеми цветами радуги. Белоснежная церковь с зелеными куполами, вознесенная в небесную синеву, – ее главное украшение. Раскидистая крона дерева, как символ древа жизни, покрыта нежнейшей только что проклюнувшей из почек листвой. Жизнерадостность и упоение весенним обновлением – главная тема этой светлой и яркой картины.
Пейзажи Виноградова наполнены обилием воздуха и света, общим радостным настроением. Воспевая природу и видя красоту в незатейливых сюжетах обыкновенной жизни, он раскрывал на холсте целый мир поэтических и одухотворенных образов мира, стремясь к яркости первого впечатления.
Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941)
***
Наступает весна… Вновь обычность ее необычна,
Неожиданна жданность и ясность слегка неясна,
И опять – о, опять! – все пахуче цветочно и птично,
Даже в старой душе, даже в ней наступает весна!!!

Виноградов С.А. Весна. 1911
В его картинах основную роль играла красота цветовых соотношений. Но всегда у мастера импрессионизм и декоративность соединялись с тонкой и изысканной гармонией природы. В ней перекликаются всевозможные оттенки жемчужного, серебристого, бело-голубого цвета.
Юнна Мориц
* * *
Ура! Начало марта месяца!
Зима пожитки собрала.
Как тесто, булькает и месится
Сугроб, раскисший от тепла.
Разгром сосулек, ломка наледи,
Полет распахнутых плащей.
В такое время выйти на люди -
Приятнейшая из вещей!..
На выставке Союза русских художников, состоявшейся в 1911 году, Виноградов показал несколько очень удачных картин — и среди них «Весну». Прекрасная картина, построенная на разработке сложной гаммы оттенков, переливах света и тени, сама словно излучает свет. На глазах у зрителей творится настоящее чудо переливов весеннего снега в лучах обновленного солнца. Правда, язвительный А. Бенуа в «Художественных письмах» обвинял Виноградова — вместе со Станиславом. Жуковским, В. Переплетчиковым и другими — в том, что их работы «легко могли быть перенесены и на передвижническую» выставку. В подобных оценках отразилась извечная борьба москвичей и петербуржцев, реалистов и декадентов.

Виноградов С.А. Весна идет. 1911
Пейзаж «Весна идет» представляет сад, увиденный с дачной террасы. Земля еще покрыта снегом, подтаявший сугроб намывами лежит на прогнивших досках, деревья и кусты — голые, безлистые... Но сколько же тончайших оттенков подмечает художник в природе! Тут и розоватые кусты за колонной, оплетенной прошлогодним вьющимся растением, и тем­ная зелень елей и сосен, и красноватые кустики под бирюзовой елью, и акварельная листва тонких березок, и раскинувшийся круглый куст в центре картины, и нависшие над садом снеговые тучи...
Яков Аким
АПРЕЛЬ

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня — прямиком
Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро быть теплу!» —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов
С домиком подружат,
Скоро множество птенцов
Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут.
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые...

Виноградов С.А. Весна. 1911
Здесь художник не задерживает внимание зрителя на переднем плане, а поспешно ведет его взгляд в глубину парка. Картина ассиметрична по композиции: необычно повернута стена старого бревенчатого дома, мимо которого «проскальзывает» зритель, над домом — ветви деревьев, не попавших в поле зрения художника. Рельефно прорисованная борозда подтаявшего снега подчеркивает уходящую в глубину плоскость земли. Гамма серебристо-жемчужных холодных красок составляет живописную концепцию пейзажа. Построенная на сложной системе оттенков, «Весна» воспринимается как результат творческого озарения нашего героя.
С. Маршак
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,—
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся серёжки.

Виноградов С.А. Сад. Весна. 1911
Это картина почти лето в уже знакомом саду. Желтый усадебный дом скрыт за цветущим деревом, отбрасывающим сквозящую тень на траву. И — едва распустившийся милый круглый куст посреди клумбы, за которым поднимаются бледно-сиреневые метелки гнущегося растения. Виноградов выступал певцом мажорной по настроению природы. Его влюбленность в природу, уверенность во всепобеждающей силе жизни была столь подкупающей, что никогда не оставляла зрителя равнодушным.
Агния Барто
АПРЕЛЬ

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Это значит верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Прилетел скворец,
Засвистел в скворечне: —
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Всё апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки —
В полдень снегопад!
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба,
Верба зацвела.

Виноградов С.А. Сад. 1910. 96 х 96 см. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
В 1910-е годы дарование Виноградова приобрело особую артистичность. Формат необычной, яркой и прекрасной картины «Сад» — это абсолютный квадрат. Броская картина настолько виртуозна по технике письма, что кажется, будто автор испытывает все свои возможности.
Высотская Ольга
ВЕСЕННИЕ РУБАШКИ

Надели лужайки
Цветные рубашки:
На ткани зелёной
Белеют ромашки.

У ворота выткана
Красная смолка,
И жёлтые лютики
Вышиты шёлком.

Сплелись колокольчики
В синие пряжки...
Лучами — Не иглами —
Сшиты рубашки.
Художник то пишет размашисто, словно торопясь покрыть холст густыми, беспорядочно набегающими мазками, создающими богатую рельефную поверхность, то прописывает свои пейзажи прозрачным, почти акварель­ным слоем, блестяще используя просвечивание подмалевка, дополняющее общую цветовую гамму. При этом Виноградов тщательно выверяет детали, добиваясь предельной четкости и чистоты линий. Теперь он работает темперой и любит писать на крупнозернистом картоне, формат которого зачастую приближается к квадрату.
Игорь Грабарь писал об этой работе в журнале «Весы»: «Мне нравится "Сад" Виноградова с мастерски написанными цветущими деревья­ми и удачно найденной и просто разрешенной игрой солнца на траве и дорожке. Этому художнику, видимо, уставшему от своего собственного мастерства, можно от всей души пожелать, чтобы он очутился во власти какой-либо большой художественной идеи, способной всецело его захватить, увлечь и даже временно раздавить. Неудача никогда не означает падения, и, может быть, поднявшись, он взберется на такую высоту, о которой ему и не грезилось».
Но данная картина напоена радостью, как никакая другая.
Желтый помещичий домик с цветником выражаются все совершеннее и совершеннее. Светящаяся аура по солнечному краю деревьев, с синими мазками в лиственной сердцевине, звучит еще одной мелодией в этой оде радости, исполненной художником. Белый цвет пионов становится у Виноградова живым и одухотворенным, приобретая почти ощутимую вещественность и силу звучания. Золотая от солнца дорожка, в сочетании с сиреневой тенью от цветущего куста, формирует эмоциональный колористический настрой — предельно насыщенный, напряженный, яркий.
Виноградов С.А. Яблочный цвет
Прекрасные цветущие ветви яблоньки, пьющие прозрачную воду в обыкновенной стеклянной банке, как символ чистоты весенней природы. Этот яблоневый цвет - от художника любящий привет всем нам, зрителям его насыщенных умиротворением полотен, как теплая и добрая улыбка великодушного мастера, согревающего наши души светом солнечного сердца…

Источник:
Кунгурцева Вероника. Виноградов. Вып. 67: Альбом «50 художников. Шедевры русской живописи». – М.: издательство DeAGOSTINI, 2011. – 30 с.
http://artchallenge.ru/gallery/ru/16.html много картин Виноградова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...