понедельник, 22 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 22 апреля (09 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
22 апреля (09 апреля старого стиля)
… Пост нужен только как орудие нашего спасения, но для многих он превращается в серию каких-то запретов: мясо не есть, молочка не пить. Многие приходят и говорят: я вот в первую неделю не ела, во вторую ела, а в третью опять не ела. То есть только качество пищи человек различает: это, мол, грех, а это не грех. Нет, смысл поста не в этом. Цель поста — это приближение к Богу, а если пост становится сам по себе какой-то ценностью, то он превращается в идола, и человек за заботами о том, как бы ему там чего не съесть, забывает о самом главном. Многие, например, допостятся до того, что становятся более раздражительными, более злыми. Какой смысл в этом посте? Человек мяса не ест, а людей ест. Мы должны каждое действие наше осмысленно совершать.
 
Мученик Евпсихий (362). В Кесарии тогда находился языческий храм богини Фортуны, очень почитаемой Юлианом Отступником. В то время как шло брачное торжество Евпсихия, язычники устроили жертвоприношение богине Фортуне.
Святой Евпсихий воспламенился ревностью о Господе, собрал народ и разрушил языческий храм. Он знал, что это неминуемо повлечет за собой кару. Святой Евпсихий раздал все свое имение нищим и приготовился к мученическому подвигу.

Разъяренный император Юлиан обрушил свой гнев не только на святого Евпсихия, но и на все население этого города. Одних граждан он казнил, более почетных отправил в изгнание; христианское духовенство было взято на военную службу, а у церквей отнято имущество. Город был лишен названия Кесария (то есть Царственный) и обращен в простое селение с прежним названием Маза, а жители обложены тяжелой данью. Император угрожал совсем уничтожить город, если жители вместо уничтоженного не построят новый языческий храм.
Святого Евпсихия Юлиан велел любыми мучениями принудить принести жертву идолам. В течение многих дней святого страдальца истязали на виселице, а также железными когтями. Но вера его была тверда, и судья отдал приказание усечь мученика мечом (+ 362). https://days.pravoslavie.ru/Life/life818.htm
… Все святые угодники Божий, как правило, были подвижниками, то есть величайшими тружениками духовной жизни. Но никакой труд, даже колоссальный, не может вытребовать у Бога и заставить Бога сделать что-то. Господь всегда дает даром и всегда не за труды. А за что? За веру и за любовь. То есть насколько человек смог вместить в себя слово Божие, а, вместив, возлюбить Бога, вот настолько Господь и дает.
Но тут есть опасность ошибиться, потому что многие люди, особенно с расстроенной чувственной сферой, обычно любовь к Богу принимают за чувство и поэтому живут чувствами: у меня такое чувство, мне так кажется, я так ощущаю. А это глубокое заблуждение поврежденного ума — рабочей силы нашего сердца и души. Не чувством живет подвижник, а заповедями, добродетелями. Делай то, что Господь просил, о чем умолял Своих учеников, независимо от того, какие чувства тебя обуревают. Наоборот, пусть все чувства противятся этому. Вот, например, надо дать, а чувство вопиет: жалко. Но взял и против чувства дал — вот это и есть поступок веры. Потому что, если ждать, пока захочется дать, может и никогда не захотеться. Как многие ждут, пока у них будет вдохновение на молитву. Может, до восьмидесяти лет не дождешься. Что же теперь, не молиться? Нет, независимо от того, есть чувство, нет чувства, суббота настала — надо идти в храм, прославлять воскресшего Господа. Если во время службы даст Господь умиление — слава Богу; не даст — ну, значит, не сподобились.
То есть поступать надо не по чувству, жить не так, как хочется, как чувствуется, как думается, а как надо. И вот это и называется верой: когда человек живет не какими-то своими построениями, ощущениями, стремлениями, хотениями, а исключительно тем, что хочет Господь. А Он хочет одного: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Преподобномученик Вадим Персидский, архимандрит (376) Святой преподобномученик Вадим архимандрит родился в IV веке в персидском городе Вифлапате, происходил из богатой и знатной семьи. В молодых годах он был просвещен христианским учением. Святой раздал часть имения и ушел в пустыню, где на свои средства основал монастырь. Для уединенной молитвы он уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию. В то время персидский царь Сапор (310 - 381) начал преследовать христиан. Святого Вадима взяли вместе с семью учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтобы они отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но преподобный Вадим и его ученики твердо держались христианской веры. Четыре месяца пробыли исповедники в тюрьме. Все это время святой Вадим был духовным вождем и опорой для христиан, живших в Персии… https://days.pravoslavie.ru/Life/life820.htm
… Мы знаем, что одним людям нам приятно что-то делать, другим неприятно, а есть такие, для которых мы вообще палец о палец не ударим, разве что они явят необыкновенное смирение и будут умолять, тогда, может быть, мы скажем: «Ну ладно, так и быть»,— а про себя подумаем: «Лишь бы отстал». Но мы-то грешные, поэтому каждый из нас лицеприятен: один человек нам более мил, другой менее, третий совсем отвратителен. А Господь нас призывает к другому, чтобы наша любовь к ближнему не имела лицеприятия, чтобы мы творили добро не ради человека, а ради Господа, Который Сам есть добро и Сам есть любовь. Ради Него, а не ради этого ближнего, который часто и недостоин никакой любви и сам во всем виноват, поэтому пнуть его ногой — это будет только справедливо.
Но любовь и справедливость не совместимы, потому что, если поступать с каждым человеком по справедливости, тогда нужно непрестанно стрелять из пулемета. Надо быстренько отправить его на тот свет, вот это была бы высшая справедливость к каждому грешнику. А любовь покрывает немощи человека и снисходит к нему. И Господь хотел бы, чтобы мы были не справедливы, а чтобы мы достигли любви и в этом уподобились Ему. Он-то с нами поступает не по справедливости, Он нам прощает бесчисленное количество грехов, мы просто этого не замечаем, потому что живем в помойной яме и к той вони, которой мы дышим, привыкли, мы не видим своих грехов, мы их за собой не замечаем.
Мученик Гавриил Фомин (1942) В 1925-1926 годы Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района, и помогал здесь священнику Никольского храма. В 1928 году он был лишен избирательных прав, в 1932 году арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Вернувшись из заключения, Гавриил Харитонович поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.
Как человек верный 7 сентября 1938 года он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. Суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах». Гавриил Харитонович Фомин скончался 22 апреля 1942 года в Унженском концлагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.
… Святая Церковь живет переживанием события, которое не укладывается в уме, — события Воскресения Христова. Действительно, если над этим размышлять, то человеческому поврежденному уму очень трудно проникнуть в эту тайну. Апостол Павел сказал: если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. То, что Христос жил как человек, умер на Кресте и воскрес, есть самое главное, что составляет суть нашей веры.
Человечество знает много исторических персонажей, легендарных и полулегендарных, и некоторые из них явились основателями целых философских течений или даже религий. Но представим себе на секундочку, что не было бы Мухаммеда. И окажется, что не так уж важно, был Мухаммед или нет, главное, что есть ислам, есть определенный закон, которому можно следовать. Или представим, что не было Моисея, а Тору написал кто-то другой. Но это же не так важно, главное — заповеди, главное, что они от Бога и что можно их читать. Еще проще с буддизмом: совершенно неважно, был ли Будда, принц Гаутама, или не было его, главное, что есть стройное, разветвленное учение, которое как система вполне работает, и поэтому у него много последователей. А существуют еще и целые системы, которые не имеют основателей.
Но с христианством так не получается. Если нет Христа, тогда все, чем мы тут занимаемся, не имеет никакого основания. Все религии («религия» — от слова «связывать») пытаются связать человека с неведомым Богом. Есть такие религии, в которых учение о Боге разработано, а есть такие, в которых о Боге вообще ничего не сказано. Но христианство отличается от них, и, по сути, не является религией, потому что ему не надо никого связывать. Бог уже пришел, и Он жив, и Он действует, и Он здесь пребывает: вот здесь, в нашем собрании, Он есть. Нужно только поверить этому — и на этой вере уже строится совершенно иная жизнь и иные отношения с Богом. Нам не нужна цепь упражнений, чтобы достичь какого-то озарения. Достаточно веровать тому, что мы Ему говорим, а Он нас слышит, — и больше ничего. Потому что Он с нами пребывает «во все дни до скончания века».
Это нам дано даром, и не только нам, а и всему человечеству. Но приобщиться к этому может, конечно, только тот, кто в это верит, не сомневаясь. Поэтому мы имеем огромную власть. Господь так и сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Церковь на земле является уже Небесным Царством. И каждый, кто сумеет углубиться в жизнь церковную, входит в общину Христа, становится Его учеником, начинает ходить с Ним вместе и начинает исправлять свою жизнь до тех пор, пока не получит силу свыше, пока не родится свыше, пока не получит дар Святого Духа. Поэтому нам не нужно ничего того, что обещают прочие религии. Здесь, в Церкви, уже реализовано все, от начала и до конца, уже все дано заранее, и нужно только уметь это воспринять.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...