пятница, 1 марта 2019 г.

Как прекрасен этот мир…



Духовные писатели и русские поэты о красоте Божьего мироздания
           Лермонтов М.Ю.
***

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Святитель Тихон Задонский
Песнь благодарности Творцу
«Мир сотворен ради человека, но все вещи в мире — это следы Божий, они свидетельствуют о Боге; они, как ручьи, ведут человека к Жизни, Источнику Жизни, и показывают Его, и учат из Него черпать и освежать свои души. Кто бы захотел пить из ручьев, видя самый Источник Жизни? Хороши создания, и очень хороши, но несравненно лучше Создатель, Который их сотворил хорошими.
Творения показывают благость и любовь Божию к нам и учат нас любить Бога, хвалить и благодарить Его как Создателя и Благодетеля своего. Они не требуют любви к самим себе, но как бы так говорят нам: «Мы сотворены Создателем для вашей пользы и вашего употребления, любите Того, Кто нас сотворил ради вас, а не нас самих, ибо мы сами любить вас не можем, и, употребляя нас ради своей пользы, благодарите Того, Кто дал нас вам».
Из этого ты узнаешь, христианин, что есть Бог-Творец, о Котором свидетельствуют создания, как мастерство о мастере. Все имеет от Него свое начало и бытие. Все повелением Божиим служит человеку. Человек, пользуясь Божиим созданием, непременно должен благодарить Бога, славить имя Его и усердно служить Ему».
«Как сочинитель книги из разума своего выносит слова и пишет их на бумаге, и так сочиняет книгу, и как бы из ничего делает нечто, так Премудрый и Всемогущий Создатель сотворил все, что писал в Своем Божественном разуме, чего пожелал, и как бы книгу, состоящую из двух листов, то есть неба и земли, сочинил.
В этой книге видим Божие Всемогущество, Премудрость и Благость. Всемогущество, ибо Он сотворил все из ничего Своим пожеланием и Словом. Премудрость, ибо все сотворил премудро: Все соделал Ты премудро (Пс. 103, 24). Благость, ибо все не ради Себя, но ради нас сотворил. Ибо как прежде начала веков, так и ныне, и во веки веков Он пребывает во всесовершенном блаженстве».
«Должен быть велик Тот, Кто из ничего сотворил такую великую машину, должен быть премудр Тот, Кто все сотворил так премудро. Должен быть добр Тот, Кто все доброе сотворил. Кто подал свет Солнцу, Луне и звездам. Тот Сам в Себе непременно есть лучший Свет»
Фет А.
***

Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.

Видны им наши томленья и горе,
Видны страстей неподсильные битвы,
Слезы в алмазном трепещут их взоре —
Все же безмолвно горят их молитвы.
Святитель Иннокентий Херсонский:
«Посмотрите на свод небесный, усеянный звездами, на восходящее солнце: не образ ли это премудрости Божией?»

Святитель Феофил Антиохийский:
«Что было бы великого, если бы Бог создал мир из готовой материи? И у нас художник, получив от кого-либо вещество, формирует из него что угодно. Но могущество Бога в том и проявляется, что Он и ничего произвел все, что только пожелал»
«Бог привел все из небытия в бытие, чтобы из творений было познаваемо Его величие»

Преподобный Максим Исповедник:
«Вседостаточный Бог произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-либо имел нужду, но чтобы они по мере своей способности воспринять, причащаясь Его блаженства, наслаждались и чтобы сам Он радовался делам Своим, видя их радующимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимым»

Преподобный Ефрем Сирин:
«Благословен Сотворивший нас орудиями славы Своей и вложивший славословие в недостойные уста наши! Хвала щедротам Его, потому что перстных соделал Он сослужителями Ангелов, чтобы всякую ночь, и во всякое время воспевали они святое имя Его!»
К.Р. (Константин Романов)
***
Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;

Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья

Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;

Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым
Кадильный, возносясь душою,
Неутомимою борьбою
Себя самих мы победим.
Святитель Игнатий Ставропольский:
Сад во время зимы
«Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы. Это книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению.
Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами. Неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?» Они оживут, облекутся плотью; в новом виде вступят в новую жизнь и в новый мир».
«Действием воли Божией сотворены миры, видимый и невидимый, сотворен и искуплен человек, совешены и совершаются все события, общественные и частные, из которых светит, как солнце с неба, Божия благость, Божие  Всемогущество, Божия Премудрость».
Святитель Игнатий Ставропольский:
Житейское море
«Пред взорами моими — величественное море. Какое в недрах моря хранится вдохновение! Какая чувствуется полнота в душе, когда глаза насладятся и насытятся созерцанием моря! Несется Святая Церковь по волнам житейского моря и пребывает превыше волн его Божественным учением, содержа в недре своем истинное Богопознание, истинное познание о человеке, о добре и зле, о мире вещественном и временном, о мире духовном и вечном.
Все истинные христиане по всей вселенной принадлежат единой истинной Церкви и, содержа ее учение в полноте и чистоте, составляют то собрание кораблей, которое преплывает житейское море, не погружаясь в темных глубинах его.
На море вещественном не может быть постоянного жилища; на нем живет одно странствование: и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гроб. Одни добрые дела его и грехи его идут с ним в вечность».
«Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение предоставлено всем человекам»
«На глас Божий явились небо, земля, светила небесные, отделились от земли воды в свои хранилища, потом земля покрылась произрастениями, населилась различными животными. Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества».
К.Р. (Константин Романов)
***
Бывают светлые мгновенья:
Земля так несравненно хороша!
И неземного восхищенья
Полна душа.

Творцу миров благоуханье
Несет цветок, и птица песнь дарит:
Создателя Его созданье
Благодарит.

О, если б воедино слиться
С цветком, и птицею, и всей землей,
И с ними, как они, молиться
Одной мольбой;

Без слов, без думы, без прошенья
В восторге трепетном душой гореть
И в жизнерадостном забвенье
Благоговеть!
Святитель Василий Великий:
«Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Того, Кто превосходит красотой всех, и из величия этих чувственных вещей сделаем вывод о Бесконечном, превышающем всякое величие и по множеству силы Своей превосходящем всякое звание»
«Четвероногие смотрят в землю и потуплены к чреву, а у человека взор обращен к небу, чтобы он не предавался чреву и плотским страстям, но имел всецелое стремление к Небесному шествию».

Святитель Феофан Затворник:
«Как из книги познается разум сочинителя, из здания – мудрость архитектора, как отражается в зеркале чистый образ смотрящегося в него, та и из созданий и совершенства каждого из них познается Создатель».

Священномученик Ириней Лионский:
«Самое творение указывает на Сотворившего его, самое дело объявляет о Том, Кто его произвел, и мир проповедует Устроившего его»

Священномученик Петр Дамаскин:
«Не чтобы гневаться на нас, создал нас Бог, но для получения спасения, чтобы мы, насладившись Его благами, были благодарны в отношении к Благодетелю»
Максимилиан Волошин
***
И будут огоньками роз
Цвести шиповники, алея,
И под ногами млеть откос
Лиловым запахом шалфея,
А в глубине мерцать залив
Чешуйным блеском хлябей сонных,
В седой оправе пенных грив
И в рыжей раме гор сожженных.
И ты с приподнятой рукой,
Не отрывая взгляд от взморья,
Пойдешь вечернею тропой
С молитвенного плоскогорья...
Святитель Димитрий Ростовский:
«День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию — да направишь себя на все стези правые. Видя творения, дивись и приноси славословие Творцу творения; не к творению прилагай свои чувства, но к Богу — Творцу всего — возводи сердце и душу твою».

Преподобный Антоний Великий:
«Для чего создан человек? Для того, что познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека; ум, любовью к Богу прилепленный (боголюбец и боголюбезный) есть невидимое благо, от Бога даруемое достойным за добрую жизнь»
«Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он землю – и люди возделывают ее для себя. Не чувствующие такого Божия Промышления несмысленны душою».

Святитель Иоанн Златоуст:
«Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя»
«Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их орудиями прелюбодеяния, но для того, чтобы взирая на Его творения, благоговел перед Творцом»
Ломоносов М.В.
Утреннее размышление о Божием величестве
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божии дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным столь лучам,
Представь, каков Зиждитель Сам.

Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков.
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна.
О, сколь пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел.

От мрачной ночи свободившись,
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполнены Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик Зиждитель наш Господь.

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи!
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь!

Источник:
Как прекрасен этот мир… Духовные писатели и русские поэты о красоте Божьего мироздания: Православный календарь на 2011 год. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2010. – 24 с., иллюстрации
Интернет-ресурсы - фотографии

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...