суббота, 2 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 02 марта (17 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
02 марта (17 февраля старого стиля)
 
 Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России (1612). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Гермоген (? — 17 апреля 1612 года) — один из замечательнейших пастырей в истории Российского государства. О первой его половине жизни сохранились лишь остатки слухов, и по ним трудно восстановить истину. По-видимому, он был родом из посадских людей, при крещении был назван Ермолаем. В молодые годы он состоял в донских казаках. В зрелом возрасте, около пятидесяти лет, был рукоположен в священники. За образованность и литературный талант люди духовного сана — а грамотными в ту пору, в основном, были именно они — святителя Гермогена очень уважали. Может быть, поэтому ему выпала честь обрести Чудотворную икону Казанской Божией Матери, которая уцелела во время страшного пожара в Казани.
Гермоген написал специальное сочинение, в котором рассказал об этом торжественном акте. Произведение его говорит о высоком литературном таланте. В 1589 году Гермоген принял сан епископа Астраханского и Казанского. Под его руководством в краю, который недавно был присоединен к России, строили новые храмы, создавали новые школы. В те годы на Русское государство надвинулась трагическая эпоха, которую историки назвали Смутным временем. Один за другим восходили на трон и низвергались новые государи. Иногда в стране их было сразу несколько. Большую часть России занимали войска сначала Лжедмитрия Первого, потом — Лжедмитрия Второго. В это страшное для страны время Гермогена избрали Патриархом Московским и Всея Руси. Он сделался душой сопротивления российских народов против иноземных захватчиков. Гермоген рассылал по всей стране грамоты, призывал не подчиняться той части бояр, которая постоянно склонялась к измене. Пламенные послания Патриарха воодушевили российских жителей на всенародную борьбу. После чтения послания святителя в Нижнем Новгороде было собрано ополчение под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. К ополчению присоединились ратные люди из других городов. Изменники, чувствующие, что власть от них уходит, бросили Гермогена в темницу, и там он погиб мученической смертью, совсем немного не дожив до победы святого дела..
… Молящийся перед Богом человек — это уже есть Церковь, как сказал один святой отец. И если бы мы упражнялись все время в молитве, то постепенно, постепенно приближались бы ко Христу, наше сердце никогда не отлеплялось бы от Него, мы бы все время созидали в своей душе Царствие Небесное. И нам обязательно надо этому учиться, в противном случае мы потеряем молитву, а значит, потеряем свое спасение. То, что сатана нам предлагает, мы будем принимать в голову, опускать в свое сердце и так далее, и так далее.
Сатана хочет отлучить нас от спасения, от соединения с Богом. А с Богом мы соединяемся через святое причастие, через чтение Священного Писания, через молитву. И сатана всеми силами пытается нам в этом помешать. Вот встаем на молитву — и видим, что нас все время что-то отвлекает: то часы затикали, то лампадка криво стоит, то пыль заметили, то надо какие-то предметы переставить. Это сатана нам внушает такие мысли, он не хочет, чтобы мы молились. Или читаем Священное Писание — то звонок раздастся, то кто-то нас позовет, то еще что-то, что хочет нас отвлечь, ввести в раздражение, соблазнить. Или к причастию начинаем готовиться — то не сумел попоститься, то не смог в храм прийти, то на исповедь не попал, то какие-то дела, гости приехали, день рождения или позавчера пьяный напился, неудобно сразу на исповедь идти — масса всяческих причин. А если человек, например, уже и приготовился, и попостился, то сатана старается так сделать, чтобы он на ночь зачитался и проспал. Если и это не удалось, тогда старается вну­шить мысли, что батюшка плохой, он плохо к тебе относится, тебя не любит. Зачем? От батюшки оторвешься — оторвешься от храма. Оторвешься от храма — от Церкви оторвешься. А оторвешься от Церкви — значит, оторвешься и от Бога.
Единственный путь спасения — это все время возвращаться к Богу, к Отцу Небесному. «Господи, помилуй, Господи, помилуй» — вот так все время учиться взывать к Господу. Тогда мы стяжем Святый Дух, тогда победим в себе и злобу, и раздражение, и отчуждение. Всего этого надо просить у Бога, на каждый шаг спрашивать благословение у Него и все время с Ним пребывать. Наши беды только от того, что мы не молимся. Поэтому главная задача в нашей жизни — это научиться молиться, как апостол Павел заповедал: «непрестанно молитесь», непрестанно, обо всем.
Великомученик Феодор Тирон. (ок. 306) Православная Церковь отмечает память ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА. Феодор (Федор) Тирон был римским воином во времена императора Максимиана. Его принуждали отречься от Христа и принести жертву идолам. Несмотря на пытки, он отказался; его приговорили к сожжению, и мужественный воин сам взошел на костер. Это случилось в 305 году. Спустя 50 лет византийский император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал константинопольскому градоначальнику тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, которые продавались на городских рынках. Святой Федор явился во сне константинопольскому епископу и раскрыл эту тайну. В честь этого события Православная Церковь много веков отмечает память Федора Тирона в первую субботу Великого поста. Федору Тирону иногда молились об отыскании украденных вещей и бежавших крепостных. http://newmartyros.ru/news/pamyat-muchenika-feodora-tirona.html
… В нашей жизни очень многое происходит не так. Нам все чего-то хочется, мы стремимся к чему-то, а оказывается, надо совершенно другое делать. Господь премудро наше спасение старается устроить, Он нас жалеет, любит, и мы должны осознать всю свою неразумность перед Богом, увидеть, сколько мы совершаем грехов оттого, что в нас кипят всякие страсти: и гордость, и зависть, и гнев, и сребролюбие, и чревоугодие, и блудность, и уныние, и любовь к излишним словам.
Но самое главное, в чем извращена наша природа, состоит в том, что мы любим только себя. А Господь дал нам две заповеди, с помощью которых мы можем войти в Царство Небесное: надо научиться любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Важно именно как самого себя. Потому что вообще-то мы людей любим. Редко бывает, что человек такой злодей, так всех ненавидит, что желает убить. Нет, обычно каждый добр и к своим детям; или идет по улице, видит, кто-то упал — ну, конечно, подойдет, поднимет; попросят взаймы — даст. Каждый за собой знает очень много добрых поступков, но этого крайне мало, потому что надо ближнего любить, как самого себя.
Часто наблюдаешь страшную картину, как к кресту люди подходят, например. Каждый хочет приложиться губами к изображению распятого Христа Спасителя и при этом отталкивает других. Так этот же самый Христос и сказал: «Люби ближнего, как самого себя»! Но человек, прикладываясь к Его кресту, совершает преступление — нарушает эту любовь. Христос пришел для того, чтобы научить любви, а тут прямо наоборот. Лучше совсем не подходить, чем подходить вот так. Так же и у Чаши, и так во всем. То есть, у нас нет смирения, нет видения другого человека, нет понимания, что ближний — это не просто предмет, одетый в пальто и платок, а живой человек, у него своя душа, своя боль. У него дома скандалы, может быть; или он очень тяжело болен; или у него жизнь так сложилась, что страшно представить — если бы нам такое, мы бы давно бы уже умерли, а вот его Господь хранит по каким-то причинам. Мы не чувствуем, что вокруг нас живые люди; не просто предметы, которыми можно как-то управлять, а каждый человек — это величайшая драгоценность перед Богом, каждый человек стоит любви. А у нас, в силу нашего помрачения, все обращено на себя: мои дела, мои заботы, как я себя чувствую. У некоторых это чуть дальше распространяется: моя жена, мои дети. А уж дальше это редко кто: там мать или отец — об этом почти никто и не думает, они уже считаются дальними родственниками, не говоря о братьях, сестрах.
Если нам нравится человек, мы готовы его ласкать; если не нравится, мы его отодвигаем. Мы живем только чувствами, а нам надо стараться жить по заповедям Божиим. Есть заповедь — и надо ее исполнять; понимаешь - не понимаешь, хочешь - не хочешь, можешь - не можешь, а надо. Если бы мы чуть-чуть шевелились, мы бы достигли величайшей славы на небесах. Многие древние отцы говорили, что последние будут выше первых. Жизнь сейчас такая тяжелая, и сохранить веру и благочестие очень трудно. Поэтому пытающиеся из последних сил угодить Богу превзойдут многих великих святых древности. Но для этого нужно хоть что-то делать — то малое, на что ты способен. Господь не требует от тебя, чтобы ты не ел, не пил, не спал, все имение нищим раздавал. Делай то, что ты должен: если ты жена, будь нормальной женой; если ты отец, будь нормальным отцом; если ты сын, будь нормальным сыном. Если работаешь на работе, будь нормальным работником, не надо очень хорошим, просто нормальным: не воруй, не хами начальнику, будь добросовестен — и уже будешь величайшей славой на небесах обладать. По нашим временам, на фоне полного оскудения духовного это уже будет прекрасно, это будет уже великий сапфир, драгоценность.
Тебе дело поручено Богом — вот и делай. А то к чему-то стремятся, куда-то едут помогать, какой-то тете за тридевять земель — а здесь родная мать, сестра, дети, племянники. Дома Бог знает, что творится — нет, добрые дела делает дальним каким-то. Да потому что там легче: бес тщеславия помогает, люди хвалят, благодарят, а здесь не за спасибо надо работать, а именно по долгу. Никто тебе спасибо не скажет за то, что ты посуду вымыл. Или кто-то из родных нахамил, а ты стерпел или прощение попросил первый — что, тебе муж или жена спасибо скажут? Никогда. Никто спасибо не скажет, если ты принял всю вину на себя или если никто не хочет делать из семьи, а ты сделал.
Это и ценно, потому что Бог видит: вот этот человек христианин, он свой долг исполняет, не пеняет на другого, а берет просто, спокойно и делает. Если будем так жить, все тогда встанет на свои места.
Священномученик Михаил Никологорский (1938). Отец Михаил был арестован 5 декабря 1937 года и сразу же допрошен. – Следствие располагает данными, что вы вели антисоветскую деятельность. Подтверждаете ли вы это? – Нет, не подтверждаю. Я антисоветской деятельности не вел. – Вы говорите следствию неправду. Следствие предлагает вам рассказать о своей антисоветской деятельности. – Никакой антисоветской деятельности я не вел. – Следствие располагает данными, что вы в сентябре 1937 года вели контрреволюционный разговор по вопросу о жизни при советской власти. Подтверждаете ли вы это? – Нет, не подтверждаю. На этом допросы и следствие были закончены, и отец Михаил был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Михаил был отправлен на общие работы в лагерь на Беломорско-Балтийском канале и прожил недолго. Священник Михаил Никологорский скончался в заключении 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-mihaila-nikologorskogo-1938.html
… Можно настоять во что бы то ни стало на своем, своего соперника подмять под себя, его убедить, его заставить. Ну и что я этим приобрету? Да, я накричу, я заломлю руки за спину, я докажу, я заставлю. Хорошо, доказал. Что изменилось? Он что, стал лучше, он действительно что-то понял и принял? Нет, он просто подчинился и отступил. Истины все равно в этом нет. А если ты смирился, то Господь тебе даст благодать, и этой благодатью ты можешь и дело, которое тебе Самим Богом поручено, управить, и можешь и на другого человека воздействовать и исправить его, потому что это будет сила подлинная, которая может совершаться и в великой немощи. Это именно та творческая сила, которая управляет этим миром.
Каждый из нас может быть к этому приобщен, только, к сожалению, у нас часто нет возможности эту силу в полноте воспринять. Почему так? Потому что мы гордые, мы тщеславные, мы любим похвалу, мы любим все то, чего не любит Бог, поэтому благодать Божия не может войти в нас. Поэтому мы имеем нужду в постоянном покаянии. Нужно все время замечать за собой, что ты делаешь, что ты думаешь, что ты говоришь, что ты чувствуешь, не оскорбляет ли твоя жизнь Бога, не отворачивается ли Он от тебя. И вот если действительно мы по Евангелию начнем свою жизнь исправлять, то Господь нам будет в этом помогать, потому что исправиться можно только благодатью Божией, только Его силой. А эту силу можно привлечь в свое сердце только смирением и исполнением заповедей Божиих.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...