четверг, 28 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 01 марта (16 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
01 марта (16 февраля старого стиля)
  Святые 12 мучеников - Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия (307-309). В правление Фирмилиана в Египте были осуждены и отправлены в Киликию (Малая Азия) на золотоносные рудники 130 христиан. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и брошены в темницу за исповедание Христа. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми Памфилом, Валентом и Павлом. Назвавшись именами ветхозаветных пророков - Илии, Иеремии, Исаии, Самуила и Даниила, на вопрос об их отечестве юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим небесный Иерусалим. Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного императором Титом в 70 году, был построен императором Адрианом (117 - 138) город, именуемый в то время Елий-Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству; ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе с Памфилом, Валентом и Павлом.
Прежде этого пришлось пострадать слуге пресвитера Памфила 18-летнему юноше Порфирию, кроткому и смиренному. Услышав о вынесенном смертном приговоре мученикам, он просил разрешения у правителя похоронить тела приговоренных после их казни, за что был умерщвлен и предан сожжению на костре.

Свидетель этого мученичества, благочестивый христианин Селевкий, бывший воин, приветствуя подвиг страдальцев, подошел к Памфилу перед казнью и рассказал ему о мученической кончине святого Порфирия. Он тут же был схвачен воинами и, по повелению Фирмилиана, усечен мечом вместе с приговоренными.
Один из слуг правителя, Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, приветствуя мучеников, ведомых на казнь, поцеловал их и просил помолиться за него. Он был приведен воинами на допрос к Фирмилиану и по приказу последнего распят на кресте.
Юноша Иулиан, родом каппадокиец, подходя к Кесарии, увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям, Подойдя к ним, Иулиан преклонил колена и облобызал тела страдальцев. Стоявшие в стороне воины схватили его, повели к правителю, который осудил святого Иулиана на сожжение. Тела всех 12-ти мучеников пребывали без погребения в течение 4-х дней. Ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством, язычники позволили христианам взять тела мучеников и похоронить их. https://days.pravoslavie.ru/images/ii1722_4050.html
… Великий пост — время особенное в литургическом плане, и по тому, как мы к нему готовимся, и по тому, как оно проходит. Оно может стать для нас временем, когда мы действительно будем хоть в какой-то степени чаще исповедоваться, чаще заглядывать в свою совесть, повнимательней читать Евангелие. Временем, когда мы действительно — по возможности, конечно, поскольку, к сожалению, мы не в монастыре живем, — житейское попечение отложим для того, чтобы понаблюдать за собой, постараться свою душу больше очистить, постараться, еще хоть несколько шагов пройдя по этому пути, стать более и более православными.
Пусть нас не так уж много на этой обширной земле осталось, но если в каждом из нас это Православие, это правильное, единственно верное прославление Бога просияет, восторжествует еще чуть-чуть, то в этом ужасном мире, липком, скользком и страшном, света будет больше. Источник этого света только здесь. И мы можем припадать к этому источнику и этот свет разносить по миру. У нас, у православных, такая миссия. И в этом заключается торжество Православия.
Преподобный Маруф, епископ Месопотамский (422). Преподобный Маруф был епископом основанного им города Тигрита (по-гречески – Мартирополь), – пограничного города Византийской империи и Персии. Он прославился своей ученостью и благочестием, писал о мучениках, пострадавших за веру Христову от персидского царя Сапора, оставил после себя и другие сочинения на сирском языке, среди которых наиболее известны "Толкование на Евангелие", "Песни Маруфа", "Литургия Маруфа" и "73 Правила Вселенского Никейского Собора" (325) с описанием деяний Собора.
В 381 году святой Маруф участвовал на II Вселенском Константинопольском Соборе, созванном против ереси Македония, а в 383 году – на поместном Антиохийском Соборе против мессалиан.
В 403–404 годах святой Маруф отправился в Константинополь, чтобы исходатайствовать у императора Аркадия заступления персидским христианам. Дважды он был посылаем императором Феодосием Младшим к шаху Издегерду для заключения мира между империей и Персией.
В 414 году святой Маруф, исполняя должность посла при дворе Издегерда, внушил шаху расположение к христианам и много содействовал свободе исповедания в Персии истинной веры. Он восстанавливал христианские храмы, разрушенные в гонения персидского шаха Сапора, а также испросил мощи пострадавших святых мучеников и перенес их в Мартирополь (Тигрит). Там он и скончался около 422 года. Мощи святого Маруфа впоследствии были перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери.
… У нас очень много накопилось знаний, мы получили свободу говорить и читать, и уже очень много о Боге знаем, но это не есть знание Бога. Можно прочесть все книги по богословию, изучить все «Добротолюбие» — и это будет внешним знанием. Внешнее знание нисколько не приближает нас к Богу, потому что человек сам к Нему приблизиться не может. Бог живет в неприступном свете. И единственное, что может человек, — это в глазах Божиих сделаться Ему угодным, чтобы Господь самовластно захотел прийти и обитель в нем сотворить.
Богу мил пусть даже и грешный, но тот, кто со смирением кается, сознавая одну-единственную истину, что он бесконечно падший грешник. А бесконечно падшему грешнику как-то негоже хвалиться и требовать особенного к себе отношения, любви. Сознающий себя падшим грешником никогда не будет обижаться, он знает: его достоинство в том, чтобы ему непрестанно плевали в лицо, потому что другого он, собственно, и не заслужил. Он будет стоять смиренно, в землю смотреть, бить себя в грудь и говорить: «Боже, милостив буди мне грешному». Ему станет не до того, кто как к нему относится, сколько ему оказали внимания и любви, потому что он сгорает от стыда перед Богом.
И это есть спасительное состояние души, потому что Господь, когда видит такое устроение, к человеку приходит. Приходит к нему Своим Духом Святым и утешает его. Дух Святый так и называется Утешителем, потому что отирает всякую слезу с лица человека, когда тот кается в своих грехах, плачет, смиряется, а не гордится и не надувается. И вот это есть красота подлинно христианской жизни, это и есть Православие. Этой драгоценности нет больше нигде, потому что все остальные надуваются: и протестанты своими добрыми делами — бесспорно добрыми; и католики своими орденами — ордена хорошее дело, кто же спорит; и буддисты своим бесстрастием — и бесстрастие совсем неплохо. Но нет самого главного, нет Православия, потому что правильное прославление Бога — это поступать так, как Он заповедал.
Так вот человек самый грешный, не имеющий добрых дел, не имеющий такого бесстрастия, ни такого блестящего порядка, ни такой замечательной организации, но бьющий себя в грудь и говорящий: «Боже, милостив буди мне грешному» — уходит более оправданным. К этому нас Господь в преддверии Великого поста и призывает.
Святитель Макарий Московский, Алтайский (Невский), митрополит. (1926) Девяностолетний земной путь митрополита Макария от первого дня до его блаженной кончины отмечен чудесами и духовно знаменательными событиями. Пережитая нами трагическая история восстания сил зла на святую Церковь и ее чад, разрушение тех религиозно-нравственных устоев, которыми веками жило русское общество, пролили новый яркий свет на неослабную ревность в деле сохранения православных традиций, которой отличался этот архипастырь-подвижник. Подробно о нем http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_makariy_nevskiy.htm Источник изображения http://www.k-istine.ru/sants/our_sants_makariy_nevskiy.htm
… Каждого из нас время от времени посещает дух уныния, а некоторым удается в нем даже довольно долго пребывать. Иногда человек вроде и не может из этого состояния выйти и уже готов прийти в отчаяние. А отчаяться — значит перестать надеяться. На кого? На Бога. Человеку кажется, что жизнь ужасна, что ничего не получается, все очень тяжело, все плохо, не на кого опереться и вообще вокруг все совсем не так. Понятно, что это зависит просто от взгляда изнутри. И как же умудриться этот взгляд изменить? Вот бывает, как мы говорим, плохое настроение, и, сколько себя ни бодри, настроение не улучшится. Поэтому многие пьют, некоторые теперь наркотики принимают, чтобы от этой тоски уйти. Но следующая тоска будет еще хуже, и придется пить или колоться еще, никуда от этого не денешься, так и будешь на этом сидеть, пока из окна не выпрыгнешь или печень не разрушишь окончательно. А какой же выход? Выход — это осознать, что находишься в смертном грехе, что это состояние души есть бунт против Бога, потому что это неправда, потому что на самом деле на Бога нужно надеяться.
Для борьбы с унынием есть еще несколько простых рекомендаций. Первое: побороть уныние очень помогает телесный труд. У каждого всегда есть запущенные дела, которые он все время откладывает на потом. И если человек хочет выйти из состояния уныния, нужно приступить к этим делам. Второе: дух уныния в человеке вообще все разрушает. Например, у того, кто обуян сильным унынием, пропадает желание есть, а это первый признак болезни. Поэтому в унынии обязательно надо что-то съесть — лучше всего просфору и запить святой водой.
А третье, самое главное: нужно начинать молиться и все, что есть на душе, изливать Богу и просить Его о помощи. И тогда это состояние уныния может превратиться даже в некую драгоценность, потому что когда человек на грани отчаяния, обычно молитва его бывает самая искренняя, из самой глубины души. И тогда мы увидим чудо: вся тьма, которая нас окружила, начнет рассеиваться, и все станет совсем по-другому. Оказывается, те причины нашего уныния, которые только что нас буквально скрутили, были мнимые, это просто серия помыслов, которые нам сатана внушил именно для того, чтобы нас в уныние ввести. А на самом деле ничего такого страшного не происходит, это вообще не стоит того, чтобы предаваться отчаянию. Откуда у нас вдруг появится этот новый взгляд? Это Сам Господь незримо придет и утешит нас.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...