воскресенье, 24 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 24 марта (11 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
24 марта (11 марта старого стиля)
… В ту меру, в которую мы с вами святы, в ту меру мы и нормальны, а все остальное аномалия. У человека какой прекрасный разум, какая прекрасная кисть руки! Он может и на арфе играть, и может бутылкой пробивать голову соседу. А человеческий глаз? Кошка различает два-три цвета всего, а человек может картины писать, человек может мозаики создавать, человек может творить прекрасные здания. А без Бога, что он творит?
 
 Святитель Евфимий, архиепископ  Новгородский, чудотворец (1458). Родился в Великом Новгороде в благочестивой христианской семье. Родители святого долго не имели детей и усердно молили Бога и Пресвятую Богородицу о разрешении их неплодства. После рождения младенца, которому было дано при крещении имя Иоанн, родители в храме перед образом Божией Матери дали обещание посвятить дитя на служение Богу.
Отданный в научение, отрок Иоанн с успехом изучал Божественное Писание, не предаваясь никаким иным занятиям, кроме тех, которые приводили его к размышлению о предметах Божественных. В пятнадцать лет он пожелал принять иноческий чин, который и принял по устроению Божественного Промысла в Вяжицкой обители святителя Николая Чудотворца. Преподобный Евфимий оказывал во всем строгое повиновение и, будучи в юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа, и прежде совершенного возраста святой стал руководителем в иноческой жизни.

О преподобном Евфимии узнал и архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. После смерти архиепископа преподобный удалился в Хутынский монастырь, а через некоторое время был назначен игуменом обители Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе. Вскоре святой был избран архиепископом Новгородским. После принятия высокого сана святитель Евфимий предался подвигам служения еще с большим усердием, заботясь теперь не только о спасении своей души, но уже о душах, вверенной ему Господом паствы. Скончался святитель в глубокой старости в 1458 г. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6563.htm
….Вот эти коробки, которые наставлены везде. Дай ему что угодно, любые деньги, накорми его как угодно сытно, построй ему дачу в самом лучшем месте — он не сможет создать прекрасный храм, как простые полуголодные артельщики создавали сто, двести, триста лет назад. Они совершенно не с жиру создавали прекрасные здания, они творили от Духа, Который был в их душе. И чем больше оскудение Духа, тем безобразнее творение рук человека. Сравни писателя, который жил сто лет назад, и теперешнего. Это даже с точки зрения литературной ужасно. Все, к чему прикасается человек нашего века, гораздо более безобразно, чем-то, что творили в прошлом. И это во всем прослеживается. Чем дальше человек отступает от Бога, тем хуже.
Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились наконец открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.
До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также "Объяснение на Литургию", Житие преподобной Марии Египетской (память 1 апреля), около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил "Устав" монастыря преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря). "Трипеснцы" святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди. https://days.pravoslavie.ru/Life/life614.htm
… Каждый раз, когда перед нами стоит выбор, делать ли то, что нам хочется, или то, что нужно, надо стараться, если мы хотим быстрее прийти к Царствию Небесному, выбирать то, что нужно. В этом есть великая правда, потому что это есть несение своего креста. Господь заповедал: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это и будет лучшее исполнение воли Божией. Понятно, что это труднее всего. Понятно, что большинство людей выбирают путь наименьшего сопротивления и стараются устроить жизнь так, чтобы не переутомляться: вот это сделаю, а это уже мне тяжело. Хотя на самом деле мог бы делать и вдвое больше, но нет, сделает только то, что считает необходимым, и ни шагу дальше, иначе говоря, ни шагу вперед, в Царствие Небесное. Ведь в Царствие Небесное можно следовать только одним путем: сделай то, что можешь, и еще немного сверх того; к тому, что ты можешь, добавь еще чуточку сверх твоих сил. Вот в этом промежутке между тем, что ты все-таки сделал выше своих сил, и тем, что ты можешь, и лежит путь ученика Христова. Если делаешь только то, что можешь, значит, ты не понуждаешь себя, а «Царствие Небесное нудится, и употребляющие усилие восхищают его». Если человек этого не делает, значит, он стоит на месте. А стоять нельзя, поэтому на деле он падает, хотя и в храм ходит, и посты соблюдает, и правила читает. Это все стояние, а надо идти.
Надо нам каждый день, который мы проживаем, жить ради Бога. У нас на дню бывает очень много случаев небольших, когда мы можем проявить не свою волю, а подчиниться воле Божией. А для этого надо видеть на себе все время руку Божию и поступать не так, как хочется, как нам наши страсти велят, а искать волю Божию и стараться себя подчинить ей.
Преподобный Алексий, (Шепелев), священноинок Голосеевский, Киевский (1917)В  мире Владимир Шепелев … Наступило 11-ое марта 1917 года. Была суббота четвёртой седмицы Великого поста. На дворе стояла зима. Землю покрывал ещё толстый слой снега. О. Алексий, по обыкновению, рано вышел из своей келлии в церковь и там приготовил всё необходимое к совершению божественной литургии. После литургии он сам приготовил облачение к совершению воскресной службы и прибрал алтарь к наступающему празднику. Днём батюшка чувствовал себя хорошо: принимал посетителей, беседовал с ними, исповедовал их и своих монахов. Без четверти в 4 часа пополудни о. Алексий взял в левую руку мантию и служебник, а в другую — свою палочку и пошёл в церковь слушать всенощную: он готовился к служению литургии в наступающее воскресение. (Последний раз о. Алексий совершал божественную литургию за 5 дней до своей смерти, в неделю Крестопоклонную.) Но когда он вошёл в церковь, у него ноги подкосились и он, будучи не в силах дальше идти, сел на скамейку. Подошедшие к нему монахи спросили: «Вам, батюшка, плохо?» «Да» — ответил он. «Вас отвести в келлию?» — спросили они его.— «Нет, мне нужно в алтаре: я завтра буду служить».
Монахи под руки подняли о. Алексия на ноги, но он никак не мог самостоятельно стоять. Женщины, пришедшие ко всенощной, видя, что о. Алексий сильно заболел, подняли плач. Тогда монашествующие взяли о. Алексия на руки и понесли его в келлию; женщины им помогали. Здесь о. Алексия положили на койку. Но недолго ему пришлось лежать на одре болезни. В 8 ч. 45 минут вечера он тихо, безболезненно отошёл ко Господу.
Лицо его после смерти не выражало предсмертных мук: оно было ясно, мирно и спокойно. Точно уснул батюшка на время. Так тихо угас светильник веры, много лет просвещавший и согревавший всех с ним соприкасающихся людей. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prep-aleksiya-shepeleva-svyashchennoinoka-goloseevskogo-1917.html
… Мы, такие немощные, мало знающие, малоопытные, призваны к великому делу — спасению вселенной. Хотя нас осталось очень мало во всем мире, но, тем не менее, Господь вверяет нам такую грандиозную задачу.
Мы такие непохожие, каждый из нас особенный, как листочки на дереве, которые все различаются. Но каждый нужен Господу, и от каждого Господь ждет, чтобы хоть две лепты были им положены в дело спасения и своей души, и своей семьи, и своего города, и своего народа, и всего человечества, и всей твари, и всей вселенной.
Несмотря на нашу худость, мы являемся избранниками Божиими. Почему можно с уверенностью это сказать? Потому что ни один из нас сам себе веру не изобрел, Господь Сам нас выбрал и Сам поставил перед Собой. Как Он начал с апостолов, так кончает нами. Раз Господь нас призвал, значит, Он считает, что мы вполне можем что-то созидать. И мы должны над этим трудиться. Кто трудиться не будет, тот будет извержен вон, и такие случаи бывают.
Сколько отпадает людей! Жалко, со скорбью это видишь, как с мясом от сердца рвется, а что делать? Ленится, не желает человек трудиться для Господа — и сразу духовно оскудевает. Вот как печка: ее натопили — и она горячая, в доме тепло, можно до вечера не топить. И завтра утром еще будет тепло, а к вечеру уже станет прохладно, а через неделю никто и не поверит, что дом топился. Так и во всем. Вот только день перестань молиться, не прочитай вечернее правило — утром уже совсем молиться не хочется. Один раз воскресенье пропустил, два пропустил, а потом уже: ну зачем в храм ходить, можно и дома молиться. А потом достаточно Бога и в душе иметь, а потом достаточно и не иметь, а просто думать, что все мы верующие, все мы крещеные.
Поэтому надо всегда тот дар, который нам Господь дал — дар веры,— обязательно возгревать. Это наш главный труд, потому что только огонь, который есть в нашем сердце, может кого-то еще зажечь. Если мы никого зажечь не можем, значит, в нас огня этого нет — надо прямо так и засвидетельствовать. А если тлеет хоть маленький уголечек, то и надо над ним трудиться, этот огонек раздувать, что-то в него подкладывать. Раздувание — это наша молитва, а подкладывание дров — наши добрые дела.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...