Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
25 марта (12 марта старого
стиля)
… Духовная жизнь слагается из
трех вещей: не делать то, что нельзя, делать то, что нужно, и терпеть. Когда
человек начинает такое делание, такую борьбу с собой, то в зависимости от того,
насколько он грешен, сколько он в своей жизни всего натворил, дьявол начинает
противоборствовать ему, расписывать ему грех, возбуждать желание к нему
вернуться. Если же он от юности своей сохранил непорочность, чистоту ума и
души, тогда ему, конечно, проще. Поэтому говорили древние: «Береги честь
смолоду». Но, тем не менее, как бы человек ни пал, он всегда может возвыситься,
только ему тяжелее будет терпеть в этой духовной брани.
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский (604).
Григорий, именуемый Двоесловом
(собеседником), родился в Риме ок. 540 г. Принадлежал к древнему патрицианскому
роду, в котором были христиане, даже святые. Будущий святитель получил
блестящее светское образование, и его ожидала блестящая государственная
карьера. Он же чувствовал духовное призвание. Григорий вел скромную богоугодную
жизнь и всей душой стремился к иночеству. После смерти отца на его состояние он
построил шесть монастырей в Сицилии, а в Риме основал монастырь во имя Андрея
Первозванного, где и принял иноческий сан. Мысли об апостольском долге Церкви,
стремление к духовному просвещению языческих народов вдохновляли св. Григория в
течение всей его жизни и нашли достойное отображение в его богословских
творениях.
В 577 г.
св. Григорий был посвящен в сан диакона. По поручению папы Римского долго
трудился в Византии, где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока,
написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на творения многих
крупнейших богословов и поэтов средневековья. В 590 г. св. Григорий был
избран на Римскую кафедру. В это время Италия подверглась нашествию варваров.
Св. Григорий проявил себя при этом ревностным архипастырем и выдающимся
государственным и общественным деятелем. В 602 г. он получил признание
главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил на латинском
языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в
устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 г. и принят всей
Христианской Церковью. Скончался свт. Григорий в 604 г. Мощи его почивают в
соборе св. апостола Петра в Ватикане. https://days.pravoslavie.ru/Life/life6539.htm
…Если человек изнемогает, а
все же не сдается, к нему на помощь приходит Божия благодать. Вот, кажется, ну
все, больше не могу, силы совсем иссякли. Но если взять и попробовать: а я
заставлю себя, а я перемогусь, все равно буду делать то, что нужно, и ни за
что, хоть режь меня на куски, не буду делать того, что нельзя. Ну и, конечно:
«Господи, помоги!» Стоит только решиться на это — и сразу Господь придет на
помощь, и в этот момент жизнь человека начнется как бы заново. Так было и с
Марией Египетской, так же бывает вообще с каждым человеком. Потому что Господь
совсем не хочет, чтобы мы отпали от Него, не хочет, чтобы мы изнемогали. Он
хочет только, чтобы мы мужественно служили самому главному делу, за которое и
умер Христос Спаситель,— делу своего спасения. Нам только нужно изо всех сил
возлюбить свое спасение и возненавидеть свою погибель.
Лиддская нерукотворная (в Лидде на столпе) икона
Божией Матери (I) Когда святые
апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа в городе
Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, там был сооружен для
новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы
молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм.
Пречистая Дева сказала: "Идите с миром, там и Я с вами буду". Придя в
храм, они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный
образ Пресвятой Богородицы. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и
даровала образу Своему особую благодать и силу. Перед христианской общиной
предстало нерукотворное изображение Пречистой Девы Марии с Божественным
Младенцем, восседающем на левой материнской руке. Общая композиция образа соответствовала
иконописному канону Одигитрия с небольшим отличием. Руки Божьей Матери и
Младенца Иисуса Христа соприкасались таким образом, словно Царица Небесная
желала прикрыть кистью руки небольшую ручку Спасителя. https://pravoslavie.ru/1891.html
… Мы многие вещи любим: и
поесть, и поспать, и когда нас хвалят; любим книги интересные или интересные
передачи по телевизору; может, кто любит в гости ходить или сам угощать. Много
мы вещей любим и людей любим, но себя все-таки больше, вот в чем вся беда.
Господь нам заповедал не делать другому того, что не хочешь, чтоб он сделал
тебе, а мы часто к другим людям относимся с недостаточной любовью, хуже, чем к
самим себе, поэтому о них совершенно не думаем. Ну самый ближайший пример: вот
аналой стоит, крест, Евангелие, исповедь идет. Подходит человек благочестивый,
верующий, любящий Бога — и забывает обо всем: что за ним стоит толпа из ста
человек; что люди нервничают из-за того, что служба задерживается, — может,
кому домой надо скорей спешить; что батюшке тоже во время службы нужно хоть
немножко, хоть пять минут помолиться, а не всю службу у исповеди простоять, он
и так бегает туда-сюда. Человеку дело только до себя как, да что, да почему, да
зачем — я вчера, нет, не вчера, вы знаете, позавчера, и вот я позавчера поехал,
я там это сделал... Совершенно не относящиеся к исповеди вещи. Или начинает
раскланиваться: один земной поклон сделает, другой земной поклон сделает, а
остальные все ждут.
Почему это происходит? От недостатка любви. Потому что человек думает только о себе: вот я, вот крест и Евангелие, вот мой батюшка, и мне надо от него и совет получить, мне надо ему покаяться. Только я, а все остальные, которые вокруг меня стоят, — это какие-то пни. Иногда эти пни меня задевают; а если стоит и мне мешает, я вот так рукой его отодвину. Часто наблюдаешь страшную картину, как к кресту люди подходят, например. Каждый хочет приложиться губами к изображению распятого Христа Спасителя и при этом отталкивает других. Так этот же самый Христос и сказал: «Люби ближнего, как самого себя»! Но человек, прикладываясь к Его кресту, совершает преступление — нарушает эту любовь. Лучше совсем не подходить, чем подходить вот так.
Так же и у Чаши, и так во всем. То есть, у нас нет смирения, нет видения другого человека, нет понимания, что ближний — это не просто предмет, одетый в пальто и платок, а живой человек, у него своя душа, своя боль. Мы не чувствуем, что вокруг нас живые люди; не просто предметы, которыми можно как-то управлять, а каждый человек — это величайшая драгоценность перед Богом, каждый человек стоит любви. А у нас в силу нашего помрачения все обращено на себя: мои дела, мои заботы, как я себя чувствую. Мы все время забываем, для чего Церковь существует на земле — чтобы нам научиться любви, преодолеть рознь мира сего, стать воистину братьями и сестрами во Христе.
Почему это происходит? От недостатка любви. Потому что человек думает только о себе: вот я, вот крест и Евангелие, вот мой батюшка, и мне надо от него и совет получить, мне надо ему покаяться. Только я, а все остальные, которые вокруг меня стоят, — это какие-то пни. Иногда эти пни меня задевают; а если стоит и мне мешает, я вот так рукой его отодвину. Часто наблюдаешь страшную картину, как к кресту люди подходят, например. Каждый хочет приложиться губами к изображению распятого Христа Спасителя и при этом отталкивает других. Так этот же самый Христос и сказал: «Люби ближнего, как самого себя»! Но человек, прикладываясь к Его кресту, совершает преступление — нарушает эту любовь. Лучше совсем не подходить, чем подходить вот так.
Так же и у Чаши, и так во всем. То есть, у нас нет смирения, нет видения другого человека, нет понимания, что ближний — это не просто предмет, одетый в пальто и платок, а живой человек, у него своя душа, своя боль. Мы не чувствуем, что вокруг нас живые люди; не просто предметы, которыми можно как-то управлять, а каждый человек — это величайшая драгоценность перед Богом, каждый человек стоит любви. А у нас в силу нашего помрачения все обращено на себя: мои дела, мои заботы, как я себя чувствую. Мы все время забываем, для чего Церковь существует на земле — чтобы нам научиться любви, преодолеть рознь мира сего, стать воистину братьями и сестрами во Христе.
Священномученик Сергий Скворцов пресвитер (1943) …13
октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения
в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы отец Сергий был отправлен
в 13-е отделение Бамлага, расположенное в Биробиджане. Только здесь ему
объявили, что он приговорен к десяти годам заключения. Из Бамлага он был через
некоторое время отправлен в Южлаг, в город Улан-Удэ, а затем в Безымянлаг в
Самарской области. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с
бабушкой; им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая
семье арестованного священника десятую часть дохода, а также прихожане.
Екатерина Никитична посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой
Отечественной войны у них у самих положение настолько ухудшилось, что они уже с
великим трудом находили продукты, чтобы послать их священнику. В 1943 году они
получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои
дорогие, дела мои плохи, я заболел дизентерией».
Священник Сергий Скворцов умер в Безымянлаге 25 марта 1943 года и был
погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-sergiya-skvorcova-presvitera-1943.html
... Воистину несчастье —
бесноватый ребенок. Само слово «беснование» указывает на природу этого явления.
Отрок был одержим бесом, который его даже на землю повергал, и он скрежетал зубами,
пену испускал — такое страшное овладение нечистым духом душою мальчика. Но
вообще-то и каждый человек в той или иной мере является бесноватым. В связи с
тем, что человек отпал от Бога, его природа повредилась и земля его сердца, на
которой должны произрастать добродетели: радость, мир, долготерпение, кротость,
воздержание, любовь к Богу, молитва, — стала производить другое — страсти. Наше
сердце более склонно ко греху, в нем скрывается зависть, блуд, сребролюбие,
всякая нечистота, немолитвенность, забвение Бога, уныние, гордость, тщеславие,
восхваление себя, искание своего, желание покоя, объедение, пьянство —
бесчисленное множество грехов. Они сами растут в сердце человека, тем более,
если его с самого рождения не воспитывать и не давать возможности действовать в
нем благодати Божией.
Беснование бывает разной степени. Вот в этом отроке бес был настолько силен, что даже святые апостолы, которым Господь дал власть на духов нечистых, не могли его изгнать. И когда несчастный отец пришел к Господу, то Он сказал, обращаясь к бесам, одержавшим этого мальчика: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Господь возмутился духом, потому что для Него ненавистно, когда человек, будучи сыном Божиим, носящим в себе отпечаток Божества Пресвятой Троицы, отдан собственной глупой волею на поругание каким-то вредным существам, которые руководят им через страсти.
«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его». Бесенок почувствовал, что благодать Божия приближается, сейчас ему плохо будет, и отрока стало трясти. «Он упал на землю и валялся, испуская пену». Часто можно наблюдать такую картину, когда ребенок бросается на спину, дрыгает ногами и орет. Это то же самое беснование, и причина часто в порочном воспитании: несчастная душа ребенка не может противостоять злу, которое в нем кипит. Он падает на пол, закатывает истерики: я не буду, не хочу, хочу белого пуделя.
«И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Замечательные слова он произнес — сказал со слезами, что уверовал в Спасителя. Слезы есть свидетельство того, что его молитва, это обращение к Богу, шла от самого сердца. И тут же он испугался своих слов, тут же его осенило: какая же это моя вера, какое же мое состояние души, если у меня таков отрок? Но сразу раскаялся в своем маловерии: «Господи! помоги моему неверию». Покаяние и обращение к Богу.
«Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Не хватило у учеников Христовых этих христианских добродетелей для того, чтобы беса связать и изгнать. Чему это Евангелие нас учит? Что всякое беснование изгоняется молитвой и постом, то есть воздержанием. Речь не о том, что мяса не есть, молока не пить — этим не изгонишь беса. Имеется в виду воздержание от всего греховного, труд души и молитва.
Каждый из нас одержим бесами в большей или меньшей степени, а некоторые полностью связаны. Вот жалуется человек: у меня язык, как овечий хвост, мелет и мелет, я не могу остановиться. То есть в нем сидит бес многоглаголания, не может человек молчать, а только и ищет повода, с кем бы поговорить. Другой не может с деньгами расстаться: жалко. Это бес жадности. В третьем бес блуда. Ты понимаешь, что это смертный грех? Понимаю. А почему делаешь? Я не могу. То есть связан уже накрепко. Так же бес пьянства, бес злобы, гнева, зависти, осуждения, хулы, бес ослепления, когда человек не видит в себе грехов. Грешен с ног до головы, но не видит ни одного греха, чуть не святой. И как их изгнать? Только молитва и воздержание от греха может помочь. Сам человек победить грех не в состоянии, один Господь избавляет от этого беса, когда человек всю волю свою, все силы употребляет на то, чтобы не грешить, и обращается к Богу от всего сердца со слезами: «Господи, избавь меня от этого». Если человек сам все силы тратит на то, чтобы избавиться от греха, и просит Бога, чтобы Господь его исцелил, тогда бес выходит. Потом он еще долго будет смущать его душу, показываясь на горизонте, соблазняя его, но человек всегда устоит, если возненавидит грех.
Беснование бывает разной степени. Вот в этом отроке бес был настолько силен, что даже святые апостолы, которым Господь дал власть на духов нечистых, не могли его изгнать. И когда несчастный отец пришел к Господу, то Он сказал, обращаясь к бесам, одержавшим этого мальчика: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Господь возмутился духом, потому что для Него ненавистно, когда человек, будучи сыном Божиим, носящим в себе отпечаток Божества Пресвятой Троицы, отдан собственной глупой волею на поругание каким-то вредным существам, которые руководят им через страсти.
«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его». Бесенок почувствовал, что благодать Божия приближается, сейчас ему плохо будет, и отрока стало трясти. «Он упал на землю и валялся, испуская пену». Часто можно наблюдать такую картину, когда ребенок бросается на спину, дрыгает ногами и орет. Это то же самое беснование, и причина часто в порочном воспитании: несчастная душа ребенка не может противостоять злу, которое в нем кипит. Он падает на пол, закатывает истерики: я не буду, не хочу, хочу белого пуделя.
«И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Замечательные слова он произнес — сказал со слезами, что уверовал в Спасителя. Слезы есть свидетельство того, что его молитва, это обращение к Богу, шла от самого сердца. И тут же он испугался своих слов, тут же его осенило: какая же это моя вера, какое же мое состояние души, если у меня таков отрок? Но сразу раскаялся в своем маловерии: «Господи! помоги моему неверию». Покаяние и обращение к Богу.
«Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Не хватило у учеников Христовых этих христианских добродетелей для того, чтобы беса связать и изгнать. Чему это Евангелие нас учит? Что всякое беснование изгоняется молитвой и постом, то есть воздержанием. Речь не о том, что мяса не есть, молока не пить — этим не изгонишь беса. Имеется в виду воздержание от всего греховного, труд души и молитва.
Каждый из нас одержим бесами в большей или меньшей степени, а некоторые полностью связаны. Вот жалуется человек: у меня язык, как овечий хвост, мелет и мелет, я не могу остановиться. То есть в нем сидит бес многоглаголания, не может человек молчать, а только и ищет повода, с кем бы поговорить. Другой не может с деньгами расстаться: жалко. Это бес жадности. В третьем бес блуда. Ты понимаешь, что это смертный грех? Понимаю. А почему делаешь? Я не могу. То есть связан уже накрепко. Так же бес пьянства, бес злобы, гнева, зависти, осуждения, хулы, бес ослепления, когда человек не видит в себе грехов. Грешен с ног до головы, но не видит ни одного греха, чуть не святой. И как их изгнать? Только молитва и воздержание от греха может помочь. Сам человек победить грех не в состоянии, один Господь избавляет от этого беса, когда человек всю волю свою, все силы употребляет на то, чтобы не грешить, и обращается к Богу от всего сердца со слезами: «Господи, избавь меня от этого». Если человек сам все силы тратит на то, чтобы избавиться от греха, и просит Бога, чтобы Господь его исцелил, тогда бес выходит. Потом он еще долго будет смущать его душу, показываясь на горизонте, соблазняя его, но человек всегда устоит, если возненавидит грех.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская
библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий