вторник, 19 марта 2019 г.

Духовные песни. Архидиакон Роман Тамберг (1961 – 1998 гг.)



Архидиакону Роману (Тамбергу) (1961 - 1998) принадлежит честь продолжения традиции духовного пения, издревле процветавшего и любимого на Руси, а ныне почти забытого. Он не только сочинял и пел современные духовные песни, но одним из первых стал исполнять старинные канты и былины.
Канты - духовные стихи, положенные на музыку, написанные чаще всего неизвестными авторами и переносимые из края в край "каликами перехожими", - всегда были любимы христианским народом. Их пели на трапезах, в пути, в часы дружественных встреч. Простые, но исполненные глубокого смысла слова, запоминающиеся мелодии легко воспринимались, объединяли людей, побуждали к благочестию и богомьслию, призывали к покаянию.
           Русь называют Святою...
***
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам
Закат багряной полосой,
И над Российскою землею
Свет тихой славы просиял.
Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.

Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.

Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло.
И чудом всю себя вместило
Небес закатную красу.

А над протоками - туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землею
В знак примиренья - белый храм.

Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.

Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.

Взыграй же, Русская земля
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина -
Святая Родина моя.

Русь называют Святою…
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=ORek2mcry5o здесь видеоклип песни «Русь называют Святою...»

Соловей
***
Ты запой, соловей,
Ты запой, мой родной
Средь зеленых ветвей
Песни Господу пой.

Пой о радостном дне
И о встрече с весной,
О ночной тишине
И о жизни иной.

Ночь весны хороша.
Так зачем же молчать?
Пусть больная душа
Перестанет страдать!

Пусть теперь улетит
Она к жизни другой,
Где мир зла не царит,
Где любовь, где покой.

Ты не слушай людей,
Что нам петь не велят,
Пой сильней, пой звучней,
Пой, как звезды горят.

О делах пой Творца,
О его пой любви,
Пой Его без конца,
К нему сердце зови.

И молитва моя
Тогда станет теплей.
Как сладка песнь твоя,
Пой, о пой, соловей!

Пой же, пой ты всегда,
Как поешь в эту ночь,
Не молчи никогда,
Не лети же ты прочь.

Пусть на сердце весна
Всегда Божья царит.
Пусть и в ночь среди сна
Мое сердце не спит...
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=51bPnAfY2Ic здесь видеоклип песни «Соловей»

Осень
***
Сл. Леонида Васильевича Сидорова, муз. архидиакона Романа (Тамберга)
Лес одевается яркими красками,
Птичка в нём больше теперь не поёт,
Солнце дари́т нас последними ласками –
Тихая осень идёт.

Радости прошлые, радости дальние...
Радость теперь не живёт.
Всё тесней собираются думы печальные –
Тихая осень идёт.

 Жёлтые, красные листики разные
Тихо по ветру летят,
В нóчи же тёмные звёзды алмазные
Ярче, чем прежде, горят.

Дума забытая, дума минувшая,
Ярче чем прежде встаёт.
Смотрит с укорами жизнь промелькнувшая –
Тихая осень идёт.

Грустной становится жизнь вся короткая
Страшен последний полёт,
Яркая красками, грустная, кроткая –
Тихая осень идёт.

А здесь, при дороге, цветок распускается
Счастья от жизни он ждёт,
Поздно, родной мой, уж лес раздевается –
Тихая осень идёт.

Вьётся по лесу тропинка змеистая,
Дождь с неба серого льёт,
Грустно спадает листва золотистая –
Тихая осень идёт.

Ярче забытое всё вспоминается,
Ярче минувшее в сердце встаёт.
Слёзы в душе в дождь незримый сливаются –
Тихая осень идёт.

Всё, что зелёным когда-то казалось,
Осенним румянцем горит.
Всё, чем когда-то душа любовалася,
Мёртвой листвою лежит.

Всё горделивое, всё непокорное,
Всё невозвратно слетит.
Ты не мятися, душа оскорблённая,
Осень за всё отомстит.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=154&v=sC8HxopwuPY здесь видеоклип песни «Осень»

Про птиц
***
Тяжелый путь по жизни нас ведет,
Закон суровый этим миром правит,
Лишь сильный до конца свой путь пройдет,
А слабые в дороге погибают.

Сменяет лето осень каждый год,
Холодным ветром в стаи птиц сбивая,
В далекий птицы собираются поход,
Лишь слабых и беспомощных бросают.
В далекий птицы собираются поход,
Лишь слабых и беспомощных бросают.

Когда душа устанет от невзгод,
И сердце как стальной пружиной стянет,
Смотрю с тоскою я на синий небосвод,
И птиц покинутых в чужбине вспоминаю.

На юг по небу клин вожак ведет,
К отчизне птиц косяк усталый правит,
В далекий птицы улетают перелет,
бессильных на чужбине покидая.
В далекий птицы улетают перелет,
бессильных на чужбине покидая.

Когда в ночи от горьких слез не спиться,
Я часто с грустью и тревогой размышляю,
Что люди тоже, как большие птицы,
От жизни к вечности полет свой совершают.

И в небо дух наш птицею стремиться,
К родным краям летит людская стая,
Пора и мне с землею распроститься,
Но крылья к небесам не поднимают.
Пора и мне с землею распроститься,
Но крылья к небесам не поднимают.

На снежные равнины пал туман
***
На снежные равнины пал туман,
И словно мягкими, пушистыми крылами,
Окутал речку, поле, старый Храм,
Их кратковременный покой оберегая.

Измученная спит во тьме земля,
Под снегом от страданий отдыхая,
В закрытом Храме пусто, тишина,
Там Ангелы вечерню совершают.

О, Господи, душа моя больна,
И плачет исцеленья ожидая,
Своею милостью, прошу, укрой меня,
Как снег больную землю покрывает.

Мы с Родиной сроднились навсегда,
Друг-друга в горе лучше понимая,
Истерзана молчит моя страна,
Изъязвлена душа моя рыдает.

Когда же снег и лед с полей сойдет,
На пир Твой брачный Боже, Русь Святая,
Как плачущая грешница взойдет,
Чтобы омыть стопы Твоя слезами.

Грядут после страстной Святые дни,
И сердце бьется Пасхи ожидая,
Во Царстве твоем Боже помяни,
Всех кто в России на кресте изнемогает
https://www.youtube.com/watch?v=pqU438plvKk&index=6&list=RD51bPnAfY2Ic здесь видеоклип песни «На снежные равнины пал туман»

Дорога
***
Что грустишь так много?
Что стоишь в молчанье?
Вся ведь здесь дорога
В тягостях, в страданье.

Опустились очи,
Сердцу так обидно,
Что холодной ночи
И конца не видно,

Что давно, давно уж
Солнышко не светит,
Что никто, никто здесь
Сердцу не ответит,

Что весна увяла,
Что потухла зорька
И на сердце стало
Горько, горько, горько.

О душа родная,
Не грусти так много:
Эта жизнь земная -
Только лишь дорога,

Только лишь дорога.
В ней нельзя остаться -
Рано или поздно
Надо с ней расстаться.

Утром иль под вечер
Чудный сон приснится,
И навеки сердце
Перестанет биться.

И напрасно сердце
Мы свое тревожим:
Ничего своим здесь
Мы назвать не можем.

Оттого так рано
Плачется невольно,
И на сердце рана,
И на сердце больно.

Но не все ж дорога
И раскаты грома -
Будем мы у Бога,
Будем и мы дома.

Но не все ж дорога!
Не смыкай же вежды.
Мы ведь здесь не много,
Не теряй надежды.

Как-нибудь залечим
Рану мы больную,
Как-нибудь пройдем мы
В сторону родную.

Там весна нас встретит
Вечно молодая,
Там на все ответят -
Жизнь придет другая.

Там светлее солнца
Бог Любовь сияет,
Там страна святая
Холода не знает.

И все наши слезы,
С жизнью всей земною,
Будут нам казаться
Капелькой одною.

Слезы наши станут
Чудными цветами.
Хорошо нам будет:
Бог наш будет с нами.

Светел будет праздник,
Праздник воскресенья
К жизни вечно юной
Нового рожденья.

Что же ты заплакал?
Иль устали ноги?
Ведь еще немного -
И конец дороги.

Подними же очи
От тоски давящей,
И пойдем средь ночи
С верою горящей.

Но не все ж дорога
И раскаты грома -
Будем и мы дома.
Будем мы у Бога…
https://www.youtube.com/watch?v=GVLlGwqFdo0 здесь видеоклип песни «Дорога»

Как по Божией горе
***
Как по Божией горе, Там поклоннички идут.
Там поклоннички идут, В руках свечки все несут.
Аллилуйя, аллилуйя, В руках свечки все несут.
В руках свечки все несут, Херувимскую поют.
Херувимскую поют, в (Ие)Русалим они идут.
Аллилуйя, аллилуйя, В (Ие)Русалим они идут.
Там Христос проходил, И следочки проследил.
Аллилуйя, аллилуйя, И следочки проследил.
И следочки проследил, и пять ран Он получил.
Аллилуйя, аллилуйя, И пять ран Он получил.
А из правого ребра, Текла Кровь и Вода.
Аллилуйя, аллилуйя, Текла кровь и вода.
А Он этою Водой., Весь мир напоил.
Аллилуйя, аллилуйя, Весь мир напоил.
А честной Своею Кровью, Все грехи их омыл.
Аллилуйя, аллилуйя, Все грехи их омыл.
Ой блаженный этот путь, Куда страннички идут.
В (Ие)Русалим они идут, А их Ангелы ведут.
Аллилуйя, аллилуйя, А их Ангелы ведут.
Аллилуйя, аллилуйя, А их Ангелы ведут.
https://www.youtube.com/watch?v=dO8KnbXspHM&list=RD51bPnAfY2Ic&index=9 здесь видеоклип песни «Как по Божией горе»
 
 
Слава Богу, снова я один...
***
Слава Богу, снова я один,
Снова я лампадку затеплю,
Суету оставив позади,
Господу молитву пролию.
В эту ночь в сиянии луны
Хорошо тебе, душе, одной
Воззывать и Нему из глубины:
Господи, услыши голос мой.
За окном морозится- январь,
Млечный путь без края и конца.
Всякое дыхание и тварь
Славит, славит Своего Творца.
Стекла в украшениях резных,
Замер под сугробами погост.
На верхушке стынушей сосны
Птицами таится стайка звезд.
Сосны клонят головы свои,
Совершая воздеянье рук,
И перебирают в забытьи
Четки ледяные на ветру.
И земля, не зная суеты,
Дышит чистотою голубой.
Дерева, дороги и кусты -
Все кругом исполнено Тобой.
Служит Богу весь подлунный мир,
Тихий лес над спящею рекой.
О, места, забытые людьми,
Лобызаю дивный ваш покой.
Все внимает Богу не дыша,
Господи, дела Твои святы.
Что ж ты плачешь, глупая душа,
Иль и ты коснулась чистоты ?
Слава Богу, снова я один,
Снова я лампадку затеплю,
Суету оставив позади,
Господу молитву пролию.

Когда уйду навеки
***
Когда уйду навеки с лазоревой Земли,
Не всхлипнут горько реки, не станут корабли,
Не остановит птица над миром свой полет,
Лишь добрый друг проститься, помолится, придет.

Поставит тихо свечку, прошепчет надо мной:
Спаси его Предвечный, спаси и упокой.
В безмерной страшной стыне, в бессветной западне,
Молитвами святыми лишь он поможет мне.

И скорбная могила, уже не так страшна,
Пока горит кадило, и ектения слышна,
Качается кадило, звучит Пасхальный глас,
Но Господи, дай силы мне встретить смертный час.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=QlUktWctm40 здесь видеоклип песни «Когда уйду навеки»

Ангелу-хранителю
***
Приди ко мне в тиши таинственной!
Зову тебя пред тихим сном,
Мой самый близкий, мой единственный!
Мой друг в бездружии земном.

В непроходимости туманного,
Ни в тьме ночной, нив свете дня -
Нигде не видно необманного
Любви бессмертного огня.

В неизмеримости безмерного,
В неответимости немой
Зову и светлого, и верного,
И одного к душе одной.

Слети, мой чудный, мой таинственный,
Зову тебя пред тихим сном,
Мне Богом данный, мой единственный,
Мой друг в бездружии земном.

В неохватимости безбрежного
Зажглась вечерняя звезда;
Зову и жаркого, и нежного,
И неизменного всегда,

Неповторимого, единого,
Чья жизнь одной моей дана,
И от души неотделимого,
Ни наяву, ни в думке сна.

Но мне в тяжелом одиночестве
Все мнится: улетел ты прочь.
И в мрачном кажется пророчестве:
Кругом меня сгустилась ночь,

И все светлое, прекрасное
Куда-то все несется в даль,
А в сердце входит что-то страстное,
И все ему чего-то жаль.

Уже ложатся тени лунные,
И небо темное в звездах,
А в сердце - помыслы безумные
И нет молитвы на устах.

Слети, молитвенник пылающий,
С молитвой жаркой и простой,
Всегда надеждой ободряющий,
Хранитель ангел мой святой.

Суха, суха пустыня людная,
Пески и камни все кругом,
И спит любовь в ней непробудная
Холодным, страшным, смертным сном.

В неизъяснимости безвестного,
В неответимости немой
Зову тебя я, бестелесного:
Слети, Хранитель светлый мой!

Я к людям не пойду, мой радостный:
Приходишь ты к душе одной;
Зачем идти мне в мир их тягостный,
В холодный, скучный мир земной?

Ты не уйдешь, ты не расстанешься,
Когда я к людям не пойду,
Всегда, всегда со мной останешься,
Отгонишь всякую беду.

Певец небесный Триединого,
Хранитель чудный одного,
Носитель светлого, невинного,
Гонитель мрачного всего,

Дай мне забыть про лица чудные,
Про блеск лазурный дивных глаз,
Про души хладные и трудные,
Дай помнить мой последний час.

Дай мне забыть про все напрасное
И даже мысль о нем убить,
И лишь стремление прекрасное
Навеки в сердце сохранить -

Стремленье к Богу Всемогущему
И к Царству вечному Его,
К Нему, в Любви единой Сущему,
К Нему, Создателю всего,

Кто не обманет, не изменится
И верность вечно сохранит,
Чей свет всегда и всюду светится,
Кто все услышит и простит.

Дай мне забыть о всех здесь занятых,
С ношей мудрости большой,
Для нее лишь в жизни нанятых,
Мертвых сердцем и душой.

Дай мне вспомнить всех страдающих,
Но живых в любви святой,
Никогда не умирающих
Ни в сей жизни и не в той,

Всех, кто в жизни этой битвенной
Ищет в сердце уголок,
И зажечь для них молитвенный
Негасимый огонек.

В недостижимости, далекости
Не видно близко никого,
И нет предела одинокости
Средь одинокого всего.

Моя молитва недостойная
К тебе дойдет пусть от меня,
Как от кадила дымка стройная
Среди молитвенного дня.

Среди пространства многолюдного
Затерян путь заветный мой.
Ты помоги, служитель Чудного,
Скорей вернуться мне домой.

Введи меня в кров Божьей милости
И за меня ты помолись,
Услышь меня в неуслышимости
И в неявимости явись,

И сердце успокой недужное
И в нем разбей его кумир.
Дай мне забыть про все ненужное,
Про весь холодный, мрачный мир,

Забыть, чем занят был ошибкою,
Что рисовал душой больной -
Пускай оно с зари улыбкою
Исчезнет в темноте ночной.

Прими молитву мою грешную
В лучах тускнеющих зари,
Мою ты душу безутешную
Нездешним светом озари.

Приди ко мне в тиши таинственной!
Зову тебя пред тихим сном,
Мой самый близкий, мой единственный!
Мой друг в бездружии земном.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=tOjOB8kBUw4 здесь видеоклип песни «Ангелу-хранителю»

Кратко о биографии Архидиакона Романа Тамберга:
Архидиакон Роман прожил неполные тридцать семь лет. Биография его несложная. Родился 29 июля 1961 года, был назван Алексеем. Учился в Воронежском государственном институте искусств и должен был работать в театральной сфере. Но Господь призвал его к иному.
Отслужив в армии, в 1983 году Алексей Тамберг поступил в Московскую Духовную семинарию, затем - годы учения в Академии, которую закончил в 1990 году с ученой степенью кандидата богословия. 16 июня 1987 года принял монашеский постриг с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца; 5 июля того же года был рукоположен во иеродиакона; 30 августа 1993 года - в сан архидиакона. По окончании Московской Духовной академии был назначен помощником заведующего иконописной школой при Академии, затем - начальником организованного им архитектурно-художественного отдела Троице-Сергиевой Лавры. В 1992 году переведен в Свято-Данилов монастырь и назначен экономом обители.
4 мая 1998 года внезапная смерть прервала жизнь отца Романа в самом ее расцвете.
Отец Роман был человеком несомненно талантливым. Полностью раскрыть эти таланты помогла Церковь. Одаренность его проявлялась во всем - в том, как он смело и решительно шел по жизни и увлекал за собой других, как умел открывать для себя и других красоту, петь песни, писать иконы, сочинять стихи, строить храмы и возводить памятники, любить и дружить, говорить утешающее и убеждающее слово.
Он был безраздельно верен Богу, Церкви, Родине. Приняв Таинство Крещения юношей, в сознательном возрасте, он сразу же, бесповоротно оставил все прошлые намерения относительно устроения своей жизни и полностью предал себя воле Господней. Внутренне созрев для служения Богу, избрав свою дорогу, он никогда не сворачивал с нее. Он не мог делить себя между Богом и миром. И при своей деятельной натуре не мог быть пассивным членом Церкви. Поэтому, не сомневаясь, он поступил в семинарию и столь же решительно принял монашество. Это было неожиданно для многих даже близко знавших его - Роман был жизнерадостным, подвижным, веселым человеком, казалось призванным на пир жизни.
Дарованными ему Богом талантами он пользовался благоговейно. И то, что Господь посеял в нем, - любовно и бережно взращивал.
Отец Роман любил музыку, тонко чувствовал ее. Сам играл на фортепиано, на фисгармонии, в последнее время осваивал гусли. Глубоко интересовался церковным пением. У него было огромное количество кассет со старинными распевами. Когда ему предстояло служить, он всегда готовился к этому заранее и нередко украшал службу чем-то новым, иногда собственного сочинения, хотя и не признавался в этом. Даниловские прихожане помнят, как Великим постом он пел дивные песнопения, настраивавшие на молитвенный лад. Он любил церковное искусство и считал, что оно имеет огромное значение в богослужении, собирает на молитву, устремляет к Богу. В Даниловом монастыре при отце Романе хор запел по-новому и теперь считается одним из лучших церковных коллективов в Москве. Отец Роман увлекался знаменным пением. Организовал такое пение в Троице-Сергиевой Лавре.
Музыкальная одаренность помогала ему в исполнении диаконского послушания. Диаконство - возможно, самая светлая, самая лучшая сторона его жизни. Он очень любил это служение и хотел остаться в диаконском сане. Он был диаконом во всем. Весь его облик, его голос, осанка - все было диаконским. Здесь все его таланты собирались воедино. К этому послушанию, как и ко всем другим, он подходил серьезно. Изучал традиции, экспериментировал, менял стиль служения и в конце концов нашел свой, неповторимый. Служил спокойно, без какой-либо внешней аффектации, без искусственных приемов, гармонично, но величественно. И всегда был очень смиренным в храме, умел сохранять должное почтение к старшим по сану.
Отец Роман любил петь вместе со своим другом Алексеем Грачевым, помогавшим ему обрабатывать и аранжировать многие песни. Его голос также слышен в записи. 4 мая 1998 года погиб в автомобильной аварии. Также погиб священник Алексий Грачёв, ехавший с ним в одной машине.
«Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной совершается по суду премудрого и всемогущего Бога». (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Источники:
https://www.liveinternet.ru/users/3561375/post345334525 подробно их биографии
http://www.krest-most.ru/?c=article&id=322 газета «Крестовский мост»
видеозаписи с Ютуба

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...