воскресенье, 10 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 10 марта (25 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
10 марта (25 февраля старого стиля)
 
Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский (806). Святой Тарасий родился в Константинополе и мудро управлял константинопольской Церковью в конце VIII века. В то время в Византии разгорелась борьба между иконопочитателями и иконоборцами. Иконопочитатели утверждали поклонение святым образам, изображенным на иконах, а иконобоцы называли иконы простым куском дерева, и поклонение им считали язычеством. В моменты своих побед иконоборцы врывались в храмы, рубили и жгли иконы. Святитель Тарасий не только помогал больным и нуждающимся, но был и охранителем истинного православия.
… Есть четыре вещи, которые человека приближают к Богу. Первое — постоянное чтение Священного Писания. Здесь слова Господни, и мы ими будем питаться как источником Божественной жизни. Второе — молитва. Где бы мы ни были, в храме, дома, на пути, мы всегда можем обратиться к Богу. Мы говорим: «Господи» — и вот Он уже здесь. Вот она, Божественная жизнь, она уже началась, как только ты обратился к Богу, словесно или мысленно, это неважно. Третье — таинства Церкви.
Вот мы подходим к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, и через руки священника получаем отпущение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. То есть мы подходим к аналою, к священнику, а на самом деле — к Самому Господу Иисусу Христу. Вот она, близость к Богу! Третье — Святое Причащение, когда мы не просто прикасаемся к Пречистому Телу и Честной Крови Христа, а вмещаем их в себя и происходит обожение, таинственное соединение человека с Богом. И, наконец, четвертое — добрые дела, по слову Христа Спасителя. В любом человеке — Христос. Если ты любому человеку, независимо от того, кто он, турок, русский, крещеный, некрещеный, умный или нет, — если ты ему оказал любовь ради Христа, то послужил Самому Богу. В тот момент, когда ты ему служишь, что-то ему делаешь, помогаешь, любишь его, в этот момент ты соединяешься с Самим Богом.
Священномученик Александр Виноградов (1938). 24 декабря 1929 года Александр Федорович был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино, а 18 мая 1930 года – во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьево Егорьевского района, где он прослужил до своего ареста. 27 февраля 1938 года отец Александр был арестован и допрошен. – В предъявленном вам обвинении в активной контрреволюционной антисоветской деятельности виновными себя признаете? – Виновным себя не признаю. Я антисоветской агитацией не занимался. На этом допросы прекратились, и 24 февраля следствие было закончено. 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Виноградов был расстрелян 10 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-aleksandra-vinogradova-1938.html
… Вся христианская жизнь с точки зрения здравого смысла — это безумие. Поэтому христиан православных и называют дураками и сумасшедшими. Сейчас, правда, уже сказано с официальной трибуны, что верующие ничем не хуже неверующих, а раньше, если верующий — это значит уже шизофреник. Теперь нас уже официально признали, мы теперь юридически полноценные люди, но все равно неверующий на верующего человека смотрит как на безумца. Возьмем монаха: жены нет, работает на дядю и, что ему ни прикажут, все делает, и живет в одном месте, не может оттуда выйти сам, по собственной воле. Ну не сумасшедший ли? А я имею три жены, имею детей по всей России, хочу - пью, хочу – ем, и сам себе голова. Как один человек сказал: сам себе слуга и господин. С точки зрения здравого смысла монашество — это безумие. А с точки зрения духовной? Он в выигрыше, потому что он все оставил ради Царствия Небесного. Очень трудно быть белой вороной. Ну а что же делать? Христос все тот же, и заповеди те же, ничего в них за две тысячи лет не изменилось.
Преподобномученица Мстислава Фокина (1938). 15 апреля 1930 года в храме в городе Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив свое послушание при храме. Узнав от паломников, что в Богословском монастыре под Рязанью продолжают жить монахи и что там еще монашеская жизнь не нарушена, она в декабре 1930 года отправилась в Богословский монастырь и поселилась рядом с обителью в селе Пощупово. 31 мая 1931 года были арестованы монахи Богословского монастыря, монахини и миряне, собравшиеся вокруг обители; всего было арестовано сорок человек и среди них монахиня Мстислава. Все они были заключены в тюрьму в городе Рязани. На допросе монахиня Мстислава сказала: «Я смело заявляю – власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают». 2 марта 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmc-mstislavy-fokinoy-1938.html
… Евангельское чтение Недели о Страшном суде в притчевой форме рассказывает, как Господь будет судить всех людей. Суд — это символ, потому что очень трудно, да и невозможно то, что происходит на небесах, рассказать на человеческом языке. На самом деле суда с адвокатами, присяжными, прокурором, приговором — этого ничего не будет. Суд человек устраивает себе сам, и сам себе объявляет меру наказания, и сам же это наказание будет нести. Но чтобы объяснить падшему человеческому сознанию, как это будет, Господь прибегает к притче.
«...И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Это разделение уже и сейчас происходит. Все народы разделены: одни ко Христу тяготеют, другие к Мухаммеду, третьи к Будде, четвертые к вину и так далее. У каждого свой бог. По какому же признаку Господь отделит овец от козлов «и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую»? Дело в том, что Царствие Божие — царство любви, поэтому достичь его может только тот человек, который достиг любви в течение своей жизни.
А что такое любовь? Это всегда жертва. Оказать кому-то любовь — это значит в чем-то принести себя в жертву. Например, в очереди ты стоишь первый, а он подошел последний, и оказать ему любовь — это значит пропустить его вперед. И это бывает всегда за счет себя. Не обязательно речь идет о темнице, и не так уж часто встретишь на улице такого раздетого, чтобы он нуждался в твоем пальто. Нет, совсем не это имеется в виду, а то, чтобы преодолеть любовь к себе, свой собственный эгоизм.
Все в миру устроено таким образом: кто первый, кто лучше. А Господь ждет совсем другого. Потому что жизнь, направленная на себя, противоположна любви. Господь пришел на землю и дал нам совершенно иной образ жизни. И многие были покорены красотой вот этого действия, когда сильный отдает себя целиком для того, чтобы спасти слабого. И Всемогущий Бог, ставший человеком, совершил этот подвиг с той целью, чтобы люди, у которых в сердце осталась еще часть, не поврежденная грехом, откликнулись на этот призыв и возжаждали того же. И так возникло новое человечество, новый народ, Церковь Божия — собрание людей, руководствующихся принципом жизни по любви, который совершенно отрицает жизнь мирскую, ей совершенно противоположен.
Слава Богу, в каждом поколении людей не иссякает эта жажда подвига любви. Но, конечно, нужно понимать, что желание — это еще не подвиг, это есть только доброе намерение. И когда человек, возжелав жить таким образом, начинает пытаться что-то такое совершить, он встречает очень много препятствий. Во-первых, ему совершенно некогда. Во-вторых, раздражение мешает. В-третьих, оказывается, что все люди вокруг плохие, все с какими-то изъянами, и как-то и не хочется для таких плохих ничего делать. И сразу становится скучно, уныло, и добрые эти дела не хочется делать, потому что чем больше добрых дел делаешь, тем больше в ответ получаешь зла. И многие, попытавшись делать что-то доброе, очень быстро остывают. Потому что делание добра требует подвига, сильной воли, и, когда человек, упорствуя, продолжает это делать, он видит, что силы его быстро иссякают. Человек начинает понимать, что если в этих делах ему Бог не будет содействовать, то тогда ничего у него не получится.
И вот если человек, вознамерившись идти путем подвига любви, будет постоянно искать помощь и опору в Боге, в Его животворящей силе, которую мы называем благодатью Божией, и если намерение его будет неотступно, постоянно и сильно, тогда Господь такому человеку — только такому! — дает благодать Святаго Духа.
И каждый человек каждое утро встает перед выбором: буду ли я идти путем деятельной любви или я, наоборот, этот день проживу так, чтобы как можно больше извлечь себе всяческой пользы от других? Поэтому каждый день, когда мы встаем на молитву, — это есть Страшный суд; каждый день, когда мы приходим в церковь, — это есть Страшный суд; каждый день, когда мы открываем Евангелие, — это есть Страшный суд: слово Божие судит нас. И если мы все-таки в результате этого суда не встанем на сторону Евангелия, значит, мы отошли по левую сторону, отошли сами. Не Бог нас наказывает, не Бог нас от Себя отвергает, нет. На самом деле только человек отворачивается от Бога.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...