четверг, 21 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 22 февраля (09 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
22 февраля (09 февраля старого стиля)
Отдание праздника Сретения Господня
 
 Мученик Никифор Антиохийский (Сирийский) (1557). Мученик Никифор скончался около 260 года. Он был обычным горожанином и жил в старинном городе Антиохии. Там он подружился с христианским священником Саприкием, он однажды они поссорились и превратились во врагов. Никифор несколько раз пытался помириться с Саприкием, однако тот отворачивался от бывшего друга. Потом, когда начались гонения на христиан, Саприкий был схвачен, и его привели на казнь. Никифор узнал об этом, прибежал к месту казни, бросился к мученику и упал у его ног на колени.
 — Мученик Христов, прости меня, если я виноват перед тобою! — воскликнул Никифор.
Но Саприкий и тут с гордостью отвернулся от бывшего друга.
И тогда благодать Божья покинула его. Едва палач собрался отсечь ему голову, как Саприкий громко закричал:
 — Не убивайте меня, я отрекусь от Христа!
А его бывший друг и самый обыкновенный горожанин Никифор воскликнул:
 — Меня убейте, я — христианин!
Никифор был убит палачом, и навсегда остался в памяти людей как человек, не изменивший вере. А Саприкий доживал свою жизнь в позоре, и даже язычники не желали общаться с ним.
… Подлинно духовное — это способность к любви и в достижении ее, и состоит смысл христианской жизни. Если кто нас ночью разбудит и спросит: «В чем сущность христианства?» — надо сказать: «Сущность христианства в любви».
Потому что этого нигде нет, только нам Господь открыл о Себе, что Он есть любовь. Все остальные люди, которые не знают Бога любви, все они веруют в каких-то иных богов. Но это совсем не тот Отец Небесный, Которому поклоняются христиане, это лживые боги. Святой пророк Давид так и говорит: боги народов есть бесы. Каждый народ в силу собственной испорченности сам себе бесов своих нагородил и им поклоняется, а мы поклоняться должны только одному, любви, и одну ее искать. Подлинную любовь, не отягченную страстями, чистую, которая всегда выражается в том, что человек отвергается себя, готов жертвовать собой. И ярче всего это проявляется в прощении, когда один прощает другого, жертвуя своим мнением, предрассудком, жертвуя своей обидой — всем тем, из чего состоит в данный момент его душа. Ради достижения мира он покрывает все любовью. И это и есть то, за что человека милует Бог, потому что такой поступок сродни Самому Богу. Господь так и поступил, вместо того чтобы всех истребить, простил. А многие этим недовольны, говорят: «Что же Бог допускает? Надо вот тех истребить, вот этих».
Если строго подходить, так надо всех истребить. Но Господь однажды сказал Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа». Что же, Я пришел истреблять, что ли? Я пришел лечить, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Эти больные, все израненные люди — это мы с вами. И Господь указывает нам путь преодоления нашей болезни — через прощение друг друга. Если мы усвоим это умом, примем сердцем, начнем воплощать в своей жизни, мы сразу почувствуем благо. Потому что, отчего нам скорбно, отчего нам трудно? Оттого что мы то с одним в ссоре, то с другим в обиде, и наше сердце мучается, тоскует, унывает. А ты прости — и будет тебе легко на сердце, светло, будет мило, будет тебе хорошо. Но для этого нужно сделать усилие — усилие самоотречения. А этому мешают эгоизм и гордость.
Поэтому постараемся всех, кто нас чем-то опечалил, простить и будем Великим постом в этом усердствовать, чтобы наше сердце навыкло к этому спасительному деланию — прощать друг друга.
Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ Иркутский. Обретение мощей святителя Иннокентия,еископа Иркутского (1805) Икона, первая половина XIX века. Из Николаевского придела Спасо-Влахернского монастыря села Деденево, Дмитровского района. Святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией. Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы - монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство - подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость. https://days.pravoslavie.ru/Life/life3229.htm
… Мы приходим в храм на все готовое. Здесь уже идет служба, весь механизм ее отлажен — пусть он искусственный, потому что служба эта, собственно, не настоящая, она не от нашего сердца идет, а как бы сама по себе, а мы сами по себе. Это же не так должно быть: служба должна идти из недр Церкви, из сердца христианского. А мы не можем даже по книгам богослужение совершить, мы часто и не понимаем, что вообще в храме происходит, заняты своими мыслями, своими заботами. Забросить нас куда-нибудь на необитаемый остров — мы даже не будем знать, что делать; хорошо, если из утренних молитв штук шесть вспомним, да и то мы часто не понимаем их.
Мы еле-еле в состоянии на протяжении двух с половиной часов хотя бы десять минут умом не рассеиваться. Ну и то, слава Богу! Это уже хорошо. И если будет наше постоянное стремление и постоянное распятие себя, тогда в нас будут происходить великие вещи, мы будем изменяться незаметно для себя — но окружающие, к сожалению, это очень часто замечают и начинают, конечно, на нас нападать. Каждый из нас, если мир узнает, что он свят, будет распят незамедлительно, и в ту меру, в какую он будет возрастать духовно, его страдания будут увеличиваться.
Тьма ненавидит свет и хочет его уничтожить всякими путями. Это неизбежно и есть закон духовной жизни. Но это страдание будет нами восприниматься совершенно иначе, чем сейчас. Мы его будем принимать с радостью. Почитаем жития святых мучеников, с какой они радостью, со светлыми лицами шли на смерть. Казалось бы, их хотят убивать — а они радуются. Чему радуются? Духу Святому, Который поселился в их сердцах; общению с Богом в той великой полноте, которую они имеют. И эту радость отнять никак нельзя. Последим за собой: даже когда у нас радость на сердце, как ее легко потерять. Чуть-чуть, на пять минут автобус пришел попозже — и она улетучилась; вот оно, наше счастье, — как оно зыбко! Мы уже раздражаемся, негодуем, проклинаем муниципальный совет, ругаем водителей, и вообще все уже плохо. А подумаешь, всего пять минут! Это оттого, что мы не знаем истинной радости.
Настоящая радость о Господе не бывает ничем поколеблема. Когда человек живет духовной жизнью, то в скорбях (а Господь всегда близок к скорбящим) он еще больше радуется сердцем, в глубинах духа своего, вот этому общению с Богом.
Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси. Святый патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре. 9 февраля - обретение мощей святителя Тихона, патриарх Московский и всея Руси. (1992). Последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!». Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4644.htm  
… Неплохо бы каждому из нас, когда мы собираемся идти в храм, задать себе вопрос: а, собственно, зачем я туда иду, что мне там нужно? И постараться ответить на этот вопрос не автоматически, а серьезно. Или вот я уже пришел, вижу: люди на исповедь стоят. А я почему не исповедуюсь? У меня что, грехов нет? Есть. А почему я не иду каяться в грехах? Что мне мешает? Непонятно.
Спрашивается: что человек делает на литургии, если он не причащается? Ну не безумие ли сходить в столовую, у кассы постоять часок, а потом уйти домой? Для чего служится Божественная литургия? Есть ли хотя бы одна молитва на литургии для людей, которые не причащаются? Нет, наоборот, все молитвы о том, чтобы нас всех объединить, соединить друг с другом, для того чтобы мы сподобились Святого Причащения. А что делают на литургии люди, которые не причащаются? Есть ли серьезный ответ на этот вопрос? Ответа такого нет, потому что, если мы вслух произнесем все наши аргументы, нам самим станет смешно, настолько они безобразно несерьезны.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...