суббота, 16 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 17 февраля (04 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
17 февраля (04 февраля старого стиля)
  Преподобный Исидор Пелусиотский (ок. 436-440). Родом из Александрии. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим  Преподобный Исидор убедил преемника Феофила, святого Кирилла Александрийского, вписать имя святого Иоанна Златоуста в церковные диптихи как исповедника. По инициативе преподобного Исидора был созван III Вселенский Собор в Ефесе (431), на котором было осуждено лжеучение Нестория о Лице Иисуса Христа. Преподобный Исидор достиг глубокой старости и скончался около 436 года. Церковный историк Евагрий (VI век) о преподобном Исидоре пишет, что "жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле". Другой историк, Никифор Каллист (XI в.), так восхваляет преподобного Исидора: "Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного". https://days.pravoslavie.ru/Life/life382.htm
…Почему люди пьют? От желания сердца испытывать радость, пусть искусственную, пусть временную, потому что вино дает временную иллюзию радости. А почему именно в нашем народе так распространено пьянство? Да потому что издревле русский народ приобщался к радости Духа Святаго через Церковь, а когда эта радость была отнята, он стал искать суррогата. Человек, когда он голоден и не может купить хлеба, будет искать в помойке и питаться чем угодно, лишь бы голод утолить. Так же и здесь: естественное инстинктивное желание радости принимает такие чудовищные, извращенные формы, как пьянство, и губит душу.
Человеку, который упивается Духом Божиим, совсем не нужно пьянствовать, он совершенно никакой потребности в этом не испытывает. А тот, кто не знает Бога по существу, кто никогда не вкушал, «яко благ Господь», он и понятия об этой радости не имеет, поэтому ему нужны, конечно, суррогаты. И ищет человек всяких телесных удовольствий: поесть, попить, полежать, отдохнуть; или душевных: на что-нибудь поглазеть, что-нибудь почитать, болтать бесконечно, чесать язык свой и одновременно свою душу и тем услаждаться. Услаждается человек и тщеславием, и созерцанием приятных вещей, которых в мире, слава Богу, еще много. И душа крохи этой радости собирает, а хочется еще больше, еще больше, потому что никогда человек не может удовлетвориться созерцанием прекрасной архитектуры. Никогда человек не может удовлетвориться слушанием самой изысканной, возвышенной музыки. Человек не может удовлетвориться общением с самым замечательным, умнейшим собеседником. Человек не насыщается и телесной человеческой красотой. И книгами довольно скоро пресыщается, а хочется все нового и нового.
Почему так? Да потому, что человек все-таки призван к совершенно иному блаженству, к высшему. А высшее блаженство дает только общение с Богом. Поэтому Господь хотя и призывает к покаянию, призывает к очищению от грехов, к несению своего креста, призывает к страданию («Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», — говорит Он через апостола), хотя Господь призывает к терпению, и к послушанию, и к подвигу, все-таки цель Его пришествия на землю — дать совершенную радость Своим чадам, коими мы все с вами являемся. Не мучить нас Он пришел, и не судить, и не наказывать, и не обижать. Он пришел дать нам совершенную радость.
Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский (1238). Князь Георгий был сыном Великого князя Всеволода - Большое Гнездо. Он вступил во княжение во Владимире в 1212 году, никак не догадываясь о трагической судьбе, которая его ждет, а вместе с ним — и всю Русь. Прошло несколько лет, и началось страшное нашествие конницы Батыя. В 1237 году Великий князь Георгий попытался организовать сопротивление несметному войску противника, и смело вышел навстречу со своей дружиной. В этой битве погибли все, и сам князь — тоже. http://azbyka.ru/days/sv-georgij-jurij-vsevolodovich
… В мире сейчас живет больше четырех миллиардов человек, и каждый может убедиться в том, что Христос есть истина. Что делать, чтобы проверить, что Христос — это истина, причем такая важная для человека, что Достоевский даже сказал: если вдруг узнаю, что Христос не истина, я останусь со Христом. В чем же заключается эта истина? В спасении. Она заключается в том, что человек, пришедший ко Христу, побеждает не только смерть, но и жизнь: он перестает скорбеть, достигает блаженства. Мы, как правило, не знаем, что такое блаженство, понятие о нем у нас обычно самое пошлое: выпил, лежишь пьяный — и блаженствуешь; читаешь какую-то книгу, следишь за мыслью писателя — и если стоящий писатель, то блаженствуешь; смотришь какой-нибудь кинофильм — и тебе приятно, ты блаженствуешь.
Человек состоит из тела, души и духа. И если в нем превалирует жизнь телесная, то он плотской: стремится насладиться всячески телесно, поесть, попить, поспать, позагорать, покататься, — то есть живет жизнью собственного тела и радуется. Есть люди душевные, которые живут для своей души: почитать, музычку послушать, с хорошим человеком побеседовать, куда-то сходить, пообщаться — душа с душой общается и радуется. И третья, самая маленькая категория людей (их вообще сейчас почти и нет на земле, по пальцам одной руки можно пересчитать) — это люди духовные, которые смысл жизни видят только в одном — в общении с Богом, а все остальное постольку поскольку, как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Жизнь духовная есть общение с Истиной, которое заключается в том, что человек не живет никакой отдельной, частной, личной жизнью, его бытие полностью согласно с волей Божией: он существует ради Бога, дышит ради Бога, всего себя отдает Богу, как Церковь нас призывает: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Вот это предание себя полностью в волю Божию, в полное, глубокое, непрестанное общение с Богом и есть духовная жизнь.
И мы, если будем стремиться к духовной жизни, то станем другими внутренне. Мы отторгаемся от мира, от нашей плотской и душевной жизни, не будем искать счастья здесь, на земле: ни в книгах, ни в кино, ни в еде, ни в общении с родственниками, ни в еще каких-то земных стремлениях, — а постоянно будем устремляться к Богу. Тогда мы узнаем, что такое духовная жизнь.
Новомученик Николай Кандауров, пресвитер. (1938) Собор святых Пермской митрополии. После ареста священник был заключен в тюрьму в городе Коломне, а затем в тюрьму в Москве. На следующий день состоялся допрос. Протоиерея Николая обвиняли в том, что он будто бы вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные слухи. Священник не признал себя виновным. В тот же день "дело" было закончено, следователь составил обвинительное заключение и отправил его на рассмотрение Тройки. 2 февраля Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Кандауров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-nikolaya-kandaurova-1938.html
… Многие подвижники благочестия, наблюдая за действием страстей в себе и себе подобных, разработали славное учение, которое называется аскетикой, — учение о борьбе со страстями. Оказывается, какую бы свинью мы ни пасли в своем сердце, какая бы страсть в нас ни жила, она победима. Каждый может преодолеть любую страсть, но, конечно, только с помощью Божией, потому что это духовная борьба и победить в ней можно только Духом — Духом благодати Божией, Духом Святым, Который есть третья Ипостась Пресвятой Троицы. Только Он приходит, очищает и потом поселяется в нашем сердце. А привлечь Его можно лишь осознанием своего греха, признанием перед Богом своих заблуждений, признанием перед Ним своей нечистой жизни, покаянием и обращением.
Каждая страсть греховна, каждая направлена против любви, против Бога. Когда человек имеет какую-то страсть, он всегда ею враждует против любви к Богу и против любви к ближнему, нарушает этот союз. Поэтому, пока мы эти страсти в себе культивируем, посещение благодати Божией для нас невозможно, невозможна встреча со Христом, соединение с Царством Небесным. Но бывает так: вроде я серьезно, со всей ответственностью прошу у Бога: «Господи, исцели меня от этой страсти» — а она не исцеляется. Это может быть по двум причинам.
Первая: если молитва не совсем искренна. Как можно исцелить от жадности человека? Устроить ему в доме пожар, чтобы сгорело все: и ме­бель, и вещи, и сберегательная книжка, и даже столовое серебро расплави­лось? Ну и что, может ли человек это выдержать? Господь видит: не может; он будет жалеть, будет слезы проливать, впадет в отчаяние; он может даже с горя удавиться. Поэтому Господь его жалеет и начинает его лечить понемножку, потихонечку. Он посылает к нему человека и говорит: попрошу-ка у него, может быть, его сердце раскроется. Раз послал — смотрит, раскрылось, дал пять рублей. Ну, говорит, пошлю к нему второй раз, денька через два. Тот пришел — а он уже не дает: ну как же, я тебе позавчера давал, сейчас уже не могу. Вот и все. Значит, человек вроде на словах хочет от жадности исцелиться, а на деле-то ну никак.
А бывает, что и Сам Господь не спешит давать человеку освободиться от какой-то страсти. Вот освободи его, допустим, от блудной страсти — но в нем разовьется такая бесовская гордость, что спасти его будет просто невозможно. Возьмем какой-нибудь исторический персонаж, например Будду. Он преодолел страсти настолько, что им совершенно ничто не владело, кроме одного — он говорил: не ищите себе учителей, не взывайте к Богу, Он не слышит вас; смотрите на меня — я выше всех богов. Вот тебе и раз! То есть, бес гордости настолько силен и может настолько овладеть человеком, что заставит его выгнать всех остальных бесов, и человек будет думать, что он совершенно бесстрастен, как небожитель, а на самом деле им будет владеть самая главная, самая пагубная, самая страшная, самая чудо­вищная страсть, в которой и есть, собственно, начало и конец отвержения Бога, потому что гордость — это мать всех пороков.
Православные святыни России. Санкт-Петербург. Александро-Невская лавра
Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан по указу Петра I в 1710 году в память победы над шведами, одержанной в 1240 году на берегах Невы русскими войсками под командованием новгородского князя Александра Ярославича Невского.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...