воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Рассказ об одном шедевре. Никифор Савин. Беседа Трех Вселенский святителей



       Никифор Савин. Беседа Трех Вселенский святителей. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь отмечает Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Единый день памяти всем троим установлен не случайно — все трое жили почти в одно и то же время (IV — начало V века), были служителями Церкви, авторами многих богословских сочинений. Считается, что святых Василия и Иоанна объединило еще одно деяние - унификация текстов Божественной Литургии, приобретшей со времени их жизни те характерные особенности, которые сохраняются и поныне. Именно поэтому два из употребляемых в Церкви чинопоследования Божественной Литургии носят имена святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Совместное празднование Вселенским святителям было учреждено в конце XI столетия, когда, как полагают, возник спор между верующими о первенстве среди этих иерархов. Конец разногласиям положило чудесное явление всех троих Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, исполнившему волю святителей: учредить им общий праздник в знак равенства их заслуг. В памятниках церковного искусства святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста изображали и поодиночке, и всех вместе. Их образы можно встретить в мозаиках и на фресках, на иконах и в миниатюрах рукописей, содержащих тексты их сочинений.
Никифор Савин. Беседа Трех Вселенский святителей. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона, о которой пойдет речь, хранится в собрании государственной Третьяковской галереи. Ее сюжет носит название «Беседа Трех Вселенских святителей» или «Добрые плоды учения», поскольку трое - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст предстают на ней как духовные наставники и проповедники Слова Божия. Каждый из святителей сидит на золоченой скамье или епископском троне за низким столиком, с развернутым свитком в руках. По диагонали композицию пересекает водный поток, исходящий из фонтана-водомета, написанного рядом с фигурой Григория Богослова. Поток огибает стройные горки в верхней правой части композиции и вновь выходит на поверхность земли слева, истекая из второго фонтана, изображенного рядом с фигурой святого Василия Beликого. Наряду с тремя святителями в композиции присутствуют три группы людей. Одна из них, состоящая из мужей со свитками в руках, приближается к святителю Григорию. Другая, наполняющая сосуды водой, показана слева вверху рядом с Василием. Наконец, третья группа людей, пьющих из сосудов, изображена справа внизу, у подножия трона Иоанна Златоуста. Представленная композиция имеет символический характер. В ее основе лежит идея приобщения христиан к учению Отцов Церкви, уподобленному живительным струям воды, к которым притекают жаждущие. Свойство воды насыщать и оживотворять всё окружающее с раннехристианского времени было осмыслено применительно к евангельскому учению. Поэтому изображения водоемов и пьющих из них животных и птиц получили широкое распространение в древнейших памятниках христианского искусства, язык которых был по преимуществу иносказательным, символическим.
Святитель Иоанн Златоуст составляет толкование на послание апостола Павла. Миниатюра Гомилий святителя Иоанна Златоуста. XII в. Библиотека Амброзиана, Милан. Италия
Основание для подобного осмысления предоставляли тексты ветхозаветных книг, один из которых — второй стих 41-го псалма - выражал идею наиболее наглядно: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже».
Евангельское учение, Слово Божие, несли людям евангелисты — составители четырех Евангелий, апостолы — авторы многочисленных посланий, Отцы Церкви, чье литературное наследие было необычайно обширным и разнообразным по содержанию. Среди святоотеческих текстов особое место занимали Гомилии (Беседы) святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, оформившиеся, как уже упоминалось, из их проповедей, произнесенных перед паствой во время служб. Сборники гомилий нередко иллюстрировались. Подобно иллюминированным Евангелиям, они могли сопровождаться портретами авторов. Так же, как и Отцы Церкви на иконе из Третьяковской галереи, святители показаны сидящими на епископских тронах. В их руках — развернутые свитки и перья; позы выражают сосредоточенность и самоуглубленность.
Дионисий с сыновьями. Святитель Григорий Богослов. Фрагмент композиции «Добрые плоды учения». Роспись собора рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502-1503 гг.
Наиболее раннее изображение «Беседы Трех святителей» на Руси известно по росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Фрески были исполнены в 1502-1503 годах мастером Дионисием с сыновьями — Владимиром и Феодосием. Композиция разделена на три части и размещена в верхней зоне храма, в лобовых частях южного, северного и западного сводов. С юга представлен святитель Василий Великий, с севера - Григорий Богослов, с запада - Иоанн Златоуст. Уже здесь мысль о приобщении верных к христианскому учению передана предельно наглядно: люди, приближающиеся к Отцам Церкви, изображены со свитками или с сосудами в руках. Одни из них набирают воду из фонтана, другие делется водой со вновь пришедшими, третьи омывают в струях воды лица и руки.
Необычайно выразительно и символично само колористическое решение, используемое Дионисием. Особая роль отводится на фресках небесно-голубому цвету. Он един и для изображения неба, которое образует фон композиции, и для изображений струй и потока воды, которые словно изливаются с небес, указывая на богодухновенность святоотеческих писаний. Тема распространения Слова Божия на земле оказывается ведущей для росписи всей верхней зоны Рождественского храма. В этом нетрудно убедиться, окинув взором фрески купола, парусов и лобовых частей сводов. В зените купола помещена полуфигура Христа Вседержителя, в парусах — изображения четырех Евангелистов, в лобовых частях сводов — образы Вселенских учителей.
Семен Хромой (?) Беседа Трех святителей (Добрые плоды учения). Начало XVII в. Из церкви Вознесения в селе Васильевском Ильинского района. Пермская государственная художественная галерея
Распространение устойчивой схемы для изображения «Беседы Трех святителей» наблюдается в русском иконописании с конца XVI века. Именно в это время ее охотно используют мастера, работавшие по заказам именитых людей Строгановых. До нашего времени сохранилось несколько икон, необычайно схожих между собой иконографически. Наиболее близкую аналогию иконе из Третьяковской галереи представляет образ из храма Вознесения Господня в селе Васильевском Ильинского района Пермской области. Он имеет иной формат доски, более внушительные размеры (140 х 70), однако практически дословно повторяет композицию московской иконы. Создание образа связывают с именем строгановского мастера Семена Хромого. Чтобы понять причину, побудившую двух мастеров почти дословно воспроизводить одну и ту же иконографию «Беседы Трех святителей», следует обратиться к истории создания церквей в северных строгановских имениях.
Никифор Савин. Беседа Трех святителей. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Главным храмом в них являлся Благовещенский собор в городе Сольвычегодске, начатый строительством в 1560 году по инициативе родоначальника торгово-промышленной династии Аники Федоровича Строганова. Строительство, а затем и украшение собора продолжали его потомки — дети, внуки, правнуки, так что к середине XVII века домовая церковь представляла один из самых внушительных по архитектурному решению и наиболее богатый по внутреннему убранству храм. Центральный объем собора был окружен малыми придельными храмами, в каждом из которых имелись свои иконостасы. Один из приделов был освящен во имя Трех Вселенских святителей. Именно здесь находилось несколько образов, связанных с посвящением придела. Иконы для Благовещенского собора писали лучшие иконописцы, многие из которых были связаны с московскими царскими мастерскими. Заказы Строгановых могли выполняться в Москве или непосредственно в Сольвычегодске, в иконных горницах, устроенных на дворе именитых людей поблизости от Благовещенского собора. Строительство церквей в других частях имения, уже не столь обширных и величественных, вызывало желание украсить их интерьеры иконами, напоминавшими о Благовещенском храме. Именно поэтому многие образы из числа написанных для церквей пермских вотчин воспроизводят иконографию сольвычегодских икон почти буквально.
 
 Никифор Савин. Беседа Трех святителей. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Третьяковскую галерею икона «Добрые плоды учения» попала в составе собрания основателя музея — коллекционера и мецената Павла Михайловича Третьякова. Собиратель приобрел икону в 1892 году от московского антиквара И.Л. Силина. Икона написана на небольшой доске размером 35 х 30 см и имеет на тыльной стороне надпись: «Писмо Никифорово».
До наших дней сохранилась группа икон с аналогичными надписями на оборотах, которые позволили исследователям отождествить их автора с московским мастером Никифором Савиным. В кругу специалистов хорошо известны его образы: «Чудо святого Георгия о змие», «Ангел хранит спящего человека душу и тело», «Чудо святого Феодора Тирона о змие», «Преставление святого Иоанна Богослова» и др.
Иконописец Никифор работал в изысканной мелочной манере, которая, по-видимому, необычайно импонировала Строгановым. Неслучайно они охотно заказывали у мастера иконы. Как явствует из приведенного выше выборочного списка его произведений, иконописец преуспел в разработке сложных многофигурных композиций, создавая иконы на разные сюжеты. Все они отличаются многоплановостью построений, изяществом пропорций фигур, естественностью и обоснованностью поз и жестов, гармоничностью колористических решений. При всем том композиции икон необычайно динамичны, даже в тех случаях, когда изображенные персонажи представлены сидящими или в позах молитвенного предстояния. Индивидуальный почерк мастера особенно ярко проявляется в характере разработки иконных горок, которые сами по себе не менее динамичны, чем персонажи. Их остроконечные лещадки (уступы) прихотливыми контурами взбегают вверх. Мастер добивается потрясающего эффекта их внутреннего невещественного свечения.
Никифор Савин. Преставление Иоанна Богослова. Начало XVII в. Церковь Покрова на Рогожском кладбище в Москве
В настоящее время иконы мастера Никифора, как и других строгановских мастеров, находятся во многих музейных собраниях. Немалое их число сохраняется и в московских старообрядческих храмах. Данное обстоятельство связано с грандиозной распродажей икон из Благовещенского собора Сольвычегодска, которая была осуществлена соборным духовенством в 20-е годы XIX века. В это время бережное отношение к древности было характерно лишь для истинных ценителей и любителей старины — старообрядцев. Именно они и приобрели у соборного священноначалия «излишние» для храма образы. Покупку икон осуществил судиславский купец-федосеевец Николай Андреевич Папулин — основатель богаделенного дома для презрения стариков и неимущих лиц федосеевского согласия. Часть икон он поместил в своем судиславском благотворительном заведении, остальные разослал по старообрядческим моленным.
Преследование старообрядцев в годы правления императора Николая I привели к закрытию многих моленных, часовен и скитов и конфискации их имущества. Иконы из уничтоженного скита Н.А. Папулина смог получить потомок именитых людей — граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882). Они хранились в фамильном особняке Строгановых на набережной реки Мойки в Петербурге, а в годы советской власти, после национализации имущества Строгановского дворца, были переданы в собрание Русского музея. Через старообрядца И.Л. Силина икону «Беседа Трех Вселенских святителей» мастера Никифора приобрел для своего собрания П.М. Третьяков. Схожими путями сольвычегодские иконы оказались и в других музейных собраниях.

Источник:
ПИВОВАРОВА Н. В.
Три Вселенских святителя. — СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – («Русская икона: образы и символы»)
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст — три столпа православной веры, три опоры, на которых стоит христианская культура. Многие богослужебные тексты, до сих пор звучащие в православных храмах, принадлежат перу этих святых. На устав Василия Великого ориентируется восточное монашество. По богословским произведениям святого Григория мы сверяем свою веру, а по толкованиям святого Иоанна на Евангелие — свое понимание Священного Писания. В лице Трех святителей мы почитаем все православное предание, всю духовную традицию христианского востока. Монографии Трех святителей, ее истории и смыслу посвящен том из серии «Русская икона: образы и символы». О многообразной иконографии Трех Вселенских святителей рассказывает эта книга.
Автор книги — Н.В. Пивоварова, известный специалист по древнерусскому искусству. Подготовленный ей увлекательный, живой и при этом научно компетентный текст вкупе с многочисленными иллюстрациями делает книгу незаменимым справочным и учебным пособием. Она будет полезна и профессионалам, и тем, кто только начинает изучать духовную культуру нашего Отечества.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Рус­ской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...