суббота, 16 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 16 февраля (03 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
16 февраля (03 февраля старого стиля)
Попразднство Сретения Господня
 
Праведный Симеон Богоприимец. Симеон Богоприимец, по данному ему предсказанию, не мог умереть прежде, чем увидит Младенца-Мессию. Когда в храм принесли Иисуса, Симеон, взяв его на руки, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, кото­рое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Слова Симеона-Богоприимца «Ныне отпущаеши...» (и далее) приняты как молитва, вошли в состав вечернего богослужения.
… Если человек не видит в себе греха и ему кажется, что он ни в чем не грешен, то он лжец, потому что перед Богом грешен каждый человек. Поэтому нужно обязательно вот куда внимание направлять, на собственные грехи. И если мы покаемся в грехах, исправим их, то Господь нас помилует. Вот это должно быть главным устремлением нашей жизни. Как у старца Симеона главным устремлением в жизни было встретить Христа, чтобы Его принять на руки и с тем умереть, так и каждый христианин должен, прежде всего, думать: «А что творится в моей душе? Если я сегодня умру, куда душа моя пойдет, в Царствие Небесное или в геенну огненную?»
Нам самих себя жалко, нам не хочется в геенну огненную? Тогда надо подумать: «А моя душа вообще соответствует Царствию Небесному или мне еще в моей душе нужно вот это исправить, вот это исправить?» Так надо исправлять, и не завтра, а сегодня, потому что никакого завтра не существует, и ни один человек на свете не знает, наступит это завтра или нет. Поэтому в вечерних молитвах есть такие слова: «Не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?» То есть, взирая на свою кровать, христианин должен думать: «Вот я сейчас лягу спать, а где я утром проснусь, здесь или уже там?» Вот о чем надо помышлять.
Равноапостольный Николай, архиепископ Японский, основатель Православной Церкви в Японии (1912). Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа. В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов. 3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом. https://days.pravoslavie.ru/Life/life377.htm
… Господь хочет каждого привести к Себе, а человек, не знающий Бога и не хотящий к Богу идти, наоборот, считает, что весь мир должен прийти к нему. Самый главный грех человека заключается в том, что он на место Бога, Создателя и Творца вселенной, ставит самого себя и думает, что солнце светит для него, земля существует для него, трава растет только для него и так далее, хотя в этом обожествлении себя он во многом и прав, потому что, действительно, вся вселенная, все мириады звезд созданы для человека. Но для какого человека? Который знает, что есть правда, а что ложь; знает, что есть истина, а что есть не истина; что есть черное, и что есть белое. Когда же человек не знает этого, запутался в этих понятиях, он не может владеть миром, потому что он его разрушит.
Когда человек уходит от Бога, как источника истины и Самой Истины, его жизнь превращается в некий кошмар, приходит к страшному тупику, разваливается, разрушается и, за что бы он ни брался, все у него идет крахом. Он вроде старается жить лучше, а на самом деле созданная им цивилизация ведет к гибели: человек начинает есть то, что ему вредно, делать то, что ему совсем не полезно, и стремиться к тому, что для него плохо. Ему начинает нравиться безобразная музыка, он теряет вкус к подлинным ценностям, в нем все извращается, и чем дальше, тем больше. И чтобы человеку встать на место, ему нужно опомниться.
Человек пытается без Бога выстроить жизнь таким образом, чтобы быть счастливым. Но эта попытка совершенно безумна и неисполнима, потому что есть масса вещей, которые никак от нас не зависят. Можно всего достичь — а потом заболеть; а можно достичь здоровья — но будет несчастье еще в чем-то. Поэтому Господь учит совершенно другому: не искать себе никакого «хорошо», а искать истины. Надо перестроить себя так, чтобы все те звуки и цвета, которые есть в истине, были бы и в тебе самом — тогда между тобой и истиной будет полная гармония, полное согласие. И если ты себя так переделаешь, то будешь блажен, у тебя не будет скорби — оказывается, то счастье, к которому стремится все человечество, достижимо только таким образом. Тогда на тебя не будут влиять ни отношение к тебе других людей, ни погодные условия, ни голод, ни болезнь, потому что ты не будешь от этого зависеть. Ты будешь зависеть только от истины, а истина есть Христос.
Преподобномученик. Владимир Загреба (1938). Иеромонах Владимир был арестован 8 февраля 1938 года и заключен в тюрьму в городе Кашине. « – Следствие располагает материалами о том, что вы среди верующих дискредитировали колхозное строительство и призывали их не работать в религиозные праздники. Признаете ли себя в этом виновным?
– Виновным себя в этом не признаю, но добавляю, что верующим я говорил, что Бога не надо забывать и надо всегда о Нем помнить.
На этом следствие было закончено. 13 февраля тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Иеромонах Владимир (Загреба) был расстрелян 15 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле». http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmch-vladimira-zagreby.html
… Гнев — это грех смертный, он погубляет душу, потому что человек под действием этой страсти превращается в демона. Посмотрите на гневливого — и вы увидите беса. Человек в гневе способен даже убить, потом опомнится и скажет: как это я мог так сделать? Да очень просто, в тебя бес на это время вселился, вот ты и убил.
Что делать, если кто-то увидел или почувствовал, что в нем существует страсть гнева? Один дает ему волю, срывает зло, пытается отомстить тому, кто его прогневал, раздражается, кричит, набрасывается то на одного, то на другого, всем недоволен. А другой, наоборот, старается гнев для начала хотя бы удержать в себе. И вот если мы будем гнев свой срывать, то он в нас будет только расти, мы будем распускаться все больше, больше и больше. А если будем постоянно, день ото дня, год от года не давать ему воли, тогда мы увидим, что он постепенно, постепенно исчезает — до тех пор, пока не исчезнет совсем.
Как можно лечить гнев? Первое упражнение — не выплескивать его на других. Когда почувствуешь, что говоришь с раздражением, — замолчи и молись Богу, пока гнев не пройдет. Или надо заметить, например, что тебя больше всего раздражает. Если кажется, что невозможно терпеть, то для начала нужно постараться избегать рискованных для гнева ситуаций. А потом, когда заметил, что уже в силах понести, то, может быть, наоборот, полезно прийти и потерпеть, потому что надо терпеть и смиряться. А если, допустим, сорвался — то сделать десяток-другой поклонов с молитвой; если два раза сорвался — то три десятка. И так вот беспощадно в себе этот гнев истреблять, быть в постоянной борьбе! Если человек будет жаждать исцеления и начнет делать необходимое для этого, то постепенно гнев будет в нем убывать.
Пока все спокойно, и мы спокойны, но чуть нас заденут — опять гнев, опять скандал, драка, ругань, злоба, ненависть, мстительность и все возможные последствия. Кто-то заденет в автобусе или кто-то из родственников что-то скажет справедливо или несправедливо — и мы уже кипим. Мы часто ищем справедливости и даем волю гневу. Но гнев — это всегда страсть, он не может быть справедлив; какая разница, по какому поводу ты проявляешь свою страсть, это совершенно неважно. У римлян была такая пословица: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ». Любой гневающийся всегда неправ, потому что гнев — это страсть неправая, греховная, бесовская.
Богу возможно взять и очистить человека. Вот был гневливый, а Господь может в один миг сделать его совершенно безгневным. Но если в то место в душе, где этот бес сидел, не вольется благодать Божия, тогда бес, походя по безводным местам, найдет еще семь злейших себя, и они туда войдут, и будет последнее горше первого, что мы узнаем из Священного Писания. Именно поэтому Господь часто не попускает нам моментального исцеления: мы к этому просто не готовы и не можем этого удержать. Поэтому нужна длительная борьба, длительная работа над собой с помощью Божией, чтобы благодать Божия поселилась в нашем сердце.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...