суббота, 16 февраля 2019 г.

Есть ли чему поучиться интеллигенту у современного монашества?



МОНАШЕСТВО И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Русская интеллигенция всегда до самоотречения искала ответы на «проклятые» вопросы о смысле жизни — «кто виноват?», «как жить?», «что делать?». Одни, как декабристы, устраивали заговоры, другие, как народовольцы, метали бомбы в царей, а третьи — славянофилы — в девятнадцатом веке неожиданно проторили дорогу в монастырь Оптина пустынь, где нашли для себя ответы на всё, о чём вопрошали их страдающие души. Духовность, монашество и интеллигенция – каковы точки их соприкосновения.
         Оптина пустынь
Например, влияние оптинских старцев на русскую интеллигенцию просто поразительно. Многие из приходящих к ним говорили, что хотели бы остаться в Оптиной навсегда. И некоторые, подобно Константину Леонтьеву, действительно оставались. Но даже те, кто по разным жизненным обстоятельствам остаться не могли, уносили в душе неизгладимый след от общения с оптинскими насельниками. Об этом удивительно точно сказал Николай Васильевич Гоголь: «Это единственный из всех до сих пор известных мне людей (прим. – речь идёт о старце Макарии), кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Вошёл я к старцу одним, вышел – другим».
Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, управляющий делами Московской Патриархии
Слово «Интеллигент» означает «понимающий, мыслящий, разумный…
Слово «интеллигент» означает «понимающий, мыслящий, разумный». Поэтому во все времена в России настоящая интеллигенция была на стороне Церкви. Даже в советское время в московских храмах можно было увидеть представителей этого круга людей, многие из них пели в церковных хорах, совмещая это с работой в театрах. Верующими людьми были, например, философ Алексей Лосев, филолог Дмитрий Лихачев, поэт Борис Пастернак, певец Иван Козловский, ученый Иван Павлов.
К старцу отцу Павлу Груздеву, который жил недалеко от Академгородка в Борках, обращались многие его жители – ученые, например, С. Кузнецов, членкор Академии Наук, микробиолог. У него исповедовались академики И. Курчатов, М. Келдыш и Л. Арцимович. Против Церкви боролась именно советская, излишне идеологизированная интеллигенция.
Вспоминается случай с выдающимся архитектором ХХ века Петром Дмитриевичем Барановским. Перед тем, как в 30-е годы на Красной площади Москвы снесли Казанский собор, он по личной инициативе сделал его замеры и чертежи, приезжая ежедневно из поселка Александрово Владимирской области, куда был выслан из Москвы. Его чертежи пригодились уже в 90-е годы – именно по ним восстанавливался этот собор.
С благодарностью вспоминаю своего школьного учителя истории Д. Богородского, которого я в отрочестве неожиданно встретил на празднике Пасхи в Троице-Сергиевой Лавре. Когда позже Дмитрий Михайлович ушел на пенсию, он стал сотрудником Журнала Московской Патриархии. В это время я уже был студентом семинарии, и, встречаясь с ним, мы беседовали на богословские темы. Он оказался эрудированным в церковных вопросах, хотя был одним из авторитетных педагогов школы.
В 60-70-е годы именно интеллигенция выступила в защиту духовных ценностей и Церкви. В связи с этим можно назвать, например, писателя Владимира Солоухина и художника Илью Глазунова, прекрасного прозаика Валентина Распутина. Так что и в советское время не вся интеллигенция была настроена атеистически.
Сегодня же, действительно, в первую очередь интеллигенция вовлечена в процесс духовного возрождения России. Думаю, это связано с тем, что интеллигентный человек острее воспринимает критическое духовно-нравственное состояние, в котором пребывает современное общество, и понимает, что выход из сложившейся ситуации один – возрождение духовных основ жизни, нравственности и морали.
И в монастырях много людей с высшим образованием, которые в прошлом занимались научной или творческой деятельностью. Например, у меня в Калужской епархии настоятельница одного из женских монастырей художница и имеет два высших образования, другого – профессиональный журналист, третьего – бывший руководитель научной лаборатории. И вообще среди монашествующих сейчас много людей с высшим светским образованием. В одной Оптиной пустыни таких сорок семь человек. Особенностью современных монастырей является то, что большинство их насельников и насельниц – люди, которые выросли в городах, обучались в современных школах, знают современную культуру. До революции в монастыри приходили больше из крестьянского сословия. Сейчас мы видим, что даже в монастырь, расположенный в сельской местности, приходят городские жители. Некоторые из них, живя в миру, молоко видели только в пакетах, а в обители сами ухаживают за коровами, косят траву, управляют повозками. И то, что в монастыре человек должен выполнять этот труд, нисколько его не унижает и не делает человеком неинтеллигентным. Интеллигент – это носитель культуры. А русская культура зародилась и сформировалась под воздействием православной веры.
Печально, что в обществе сложился стереотип, будто Церковь составляют люди исключительно необразованные и далекие от культуры, а о монастырях уж и говорить нечего. На самом деле, чем ближе человек знакомится с Православием, тем больше уходит от подобного представления.
Лично я не вижу никакого противоречия между монашеством и интеллигенцией. На мой взгляд, образованный человек, тонко чувствующий и любящий культуру своей страны, приходя в Церковь, открывает для себя духовный мир, высоту и красоту богослужения, мудрость и полноту Священного Писания и святоотеческого наследия. Осознанное знакомство с Православием производит настолько глубокое воздействие на человека, что он нередко полностью меняет всю свою жизнь. И чем человек образованней, тем глубже происходит его духовное перерождение. Поэтому такой человек нередко приходит к осознанию необходимости посвятить свою жизнь Богу и принимает монашество.
Сегодня, когда происходит духовное возрождение в России, мы наблюдаем, что все больше представителей интеллигенции приезжают в монастыри, чтобы лучше познакомиться с наследием Православной Церкви, восстановить разрушенную в советские годы связь со своими духовными корнями.
Монашество – это уход не от мира человеческого, а от мира греха. Сегодня, как и в древние времена, монахи стремятся уйти от мирской суеты, продолжая помогать тем, кто остался вне стен монастыря. Наши предки дали довольно глубокое определение человека, который уходит в монастырь – инок. Оно происходит от слова «иной», то есть по-иному, с духовной позиции воспринимающий жизнь человека. Иноки имеют возможность как бы со стороны взглянуть на то, что происходит вокруг и сориентировать человека в этом духовно-культурном и нравственном брожении, охватившем мир, помочь отличить добро от зла и избрать путь добра.
В монашеской среде всегда были высокообразованные люди. Вспомним, например, святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Эти великие учителя Церкви получили лучшее по тем временам светское образование, они учились у лучших педагогов своего времени, знали философию, риторику, владели ораторским искусством. Монашество не только не подавило их таланты, но в полной мере сформировало их личности, помогло раскрыть их дарования.
В более близкое к нам время тоже было немало интеллигентов, избравших монашескую стезю, примером тому могут служить святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан (Затворник), философ Константин Леонтьев (в монашестве Климент), архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Агапит (Беловидов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Алексий (Симанский). Мы видим, что интеллигенция всегда находила в монашестве путь служения обществу.
Говоря об Оптиной пустыни, можно сказать, что она на протяжении длительного времени притягивала к себе людей науки и культуры, и жившие там умудренные жизненным и духовным опытом старцы всегда были открыты вопрошающим их. Поэтому там и сформировался своего рода центр диалога между старцами-монахами и интеллигенцией. Даже в советские годы Оптина была известна интеллигенции. Она была закрыта, но ее духовное влияние оставалось.
В наше время многие люди, посвятившие себя творчеству, научной и педагогической деятельности, приезжают в монастыри для того, чтобы духовно укрепиться, утвердиться в добре и истине. Так довольно часто в Оптину приезжают Анна и Надежда Михалковы (дети Н. Михалкова), писатель Виктор Николаев, художник Павел Рыженко, ученый мирового уровня, действительный член Российской Академии медицинских наук, директор Московского НИИ пульмонологии Александр Григорьевич Чучалин. В других калужских монастырях бывают доктор медицинских наук, академик РАЕН Н. Берестень, доктор химических наук, доцент МГУ С. Ткаченко, доктор экономических наук, профессор РАН Н. Фигуровская; представители творческой интеллигенции актер Владимир Ильин, писатель и автор сценариев Валерий Залотуха, заместитель редактора журнала «Работница» И. Скляр. Интеллигент имеет большую умственную нагрузку, и где, как не в монастыре, он может получить духовную поддержку?
Сейчас нас окружает иная среда – нерелигиозная, материалистическая, зачастую гедонистическая. Девиз нынешнего времени: «Бери от жизни все, не думай о последствиях». В душу русского человека вносится чуждая ему культура, порой несовместимая с православным мировоззрением. Последние полтора десятилетия много говорится о духовном возрождении, но реально в это время больше происходило внешнее возрождение Церкви. Сейчас же начался процесс внутреннего возрождения нашего Отечества, возрождение души народа. И это возрождение пока охватывает далеко не все общество.
Естественно, что существующая среда сформировала современную интеллигенцию: она не однородна – кто-то увлекается восточной философией, кто-то – западной, а есть и такие, кто остался под влиянием советской идеологии, ибо 70 лет безбожной власти оказали глубокое влияние на сознание людей. Человеку с советским прошлым не легко отказаться от стереотипов того мышления, особенно это касается вопросов смысла жизни человека. Сейчас мы нередко встречаем человека верующего, в рассуждениях которого наличествуют материалистические принципы. И все это придает особый отпечаток миссионерству среди интеллигенции, и диалог с ней должен вестись иначе, но он по-прежнему важен.
Существующее сейчас мнение о том, что до революции интеллигенция противостояла Церкви, – это результат идеологической пропаганды советского времени. Когда проводились в массы идеи коммунизма, то потребовалось показать его «исторический путь». И с помощью десятка имен была создана картина противостояния Церкви и интеллигенции. Причем, создавая свой «исторический путь», идеологи коммунизма не гнушались вписывать туда людей верующих, но которые, может быть, имели свое понимание некоторых вопросов веры, хотя при этом и оставались членами Церкви. И подтверждением этому является то, что после октябрьской революции тысячи лучших представителей интеллигенции вынуждены были уехать со своей исторической родины, и десятки тысяч погибли в лагерях.
Конечно, нельзя отвергать, что среди интеллигенции были и такие, которые оппонировали Церкви. Причиной тому было непонимание предназначения и природы как самой Церкви, так и монашества. Или это были люди, которым чужды были духовные традиции России. Их стремлением было сформировать безликий народ иванов, не помнящих родства, а поэтому и девиз у них был: «Разрушим все старое до основания». Но, тем не менее, всегда была часть интеллигенции, которая интересовалась вопросами духовной жизни и активно участвовала в жизни Церкви. Например, братья Киреевские стремились помочь Оптиной пустыни донести истины Православия до своих современников: они содействовали изданию переводов с греческого языка писаний древних отцов Церкви.
существующее сейчас мнение о том, что до революции интеллигенция противостояла Церкви, – это результат идеологической пропаганды советского времени. Когда проводились в массы идеи коммунизма, то потребовалось показать его «исторический путь». И с помощью десятка имен была создана картина противостояния Церкви и интеллигенции. Причем, создавая свой «исторический путь», идеологи коммунизма не гнушались вписывать туда людей верующих, но которые, может быть, имели свое понимание некоторых вопросов веры, хотя при этом и оставались членами Церкви. И подтверждением этому является то, что после октябрьской революции тысячи лучших представителей интеллигенции вынуждены были уехать со своей исторической родины, и десятки тысяч погибли в лагерях.
Конечно, нельзя отвергать, что среди интеллигенции были и такие, которые оппонировали Церкви. Причиной тому было непонимание предназначения и природы как самой Церкви, так и монашества. Или это были люди, которым чужды были духовные традиции России. Их стремлением было сформировать безликий народ иванов, не помнящих родства, а поэтому и девиз у них был: «Разрушим все старое до основания». Но, тем не менее, всегда была часть интеллигенции, которая интересовалась вопросами духовной жизни и активно участвовала в жизни Церкви. Например, братья Киреевские стремились помочь Оптиной пустыни донести истины Православия до своих современников: они содействовали изданию переводов с греческого языка писаний древних отцов Церкви.
Интеллигент — это человек, стремящийся соединить в себе самые лучшие качества и восстановить в душе целостность мировоззрения, которую можно обрести, только имея веру в Бога. Причем такую веру, которая определяла бы его поступки. Интеллигентный человек ко всему относится с позиции веры, и она ему не мешает быть писателем, физиком, художником, врачом, музыкантом. Интеллигент стремится к сохранению и развитию национальной культуры, поддержанию общественной нравственности, содействует духовному просвещению. Он переживает за будущее своего народа, а будущее каждого народа зависит от его духовного и нравственного состояния.
Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ, ответственный секретарь Оптинского форума, председатель научно-богословской секции РФО РАН, главный ученый секретарь Леонтьевского философско-богословского общества
Интеллект должен служить Богу
«Интеллигенту не просто есть чему, интеллигенту всегда было остро необходимо учиться у монахов! Было и есть. Особенно современному интеллигенту. Учиться, чтобы дар Божий - интеллект - служил Тому, Кто даровал его, то есть Богу! А не всё разрушающему безбожию. Научиться духовной практике - укрощению страстей и очищению сердца. Нам сегодня остро необходимо восстановление связи духа и интеллекта, интеллигенции и монашествующих и священства. Надо учиться стяжанию благодати Духа Святого, обретению внутреннего смысла Церкви.
Только при этих условиях российская интеллигенция обретёт цель и смысл жизни, будет способна к духовному преображению и принесёт настоящую пользу России».
Марина УЛЫБЫШЕВА. обозреватель газеты «Весть», член Союза писателей России
И те, и другие служат. Вопрос - кому?
Кажется, что между монашеством и интеллигенцией много общего: и те, и другие - служители, служат идее. Только если посмотреть поглубже, окажется, что идеи у них разные, а то и совершенно противоположные. У представителей творческой интеллигенции, даже верующих, всегда есть опасность на первое место вместо Бога поставить свой талант и носиться с ним, как с писаной торбой. Тогда главным в творчестве становится идея собственного «я». В таком случае высшие ценности неизбежно входят в противоречие с талантом, который дал Бог, и человек начинает считать, что самовыражаться можно любым способом, без ограничений. Отсюда и возникают такие явления, как, например, фильм «Последнее искушение Христа» и тому подобное. Каждый старается, во что горазд. Но по большому счёту человеку, даже весьма одарённому, самовыражать-то, собственно говоря, нечего. Давно Достоевский сказал, что русский человек без Бога - дрянь. Ещё «давнее» в Евангелии было написано: «без Меня (без Бога) не можете творить ничесоже!» Но этого интеллигенты то ли не слышат, то ли книжек таких не читают.
У монахов же первая идея - самоотречение, отказ от «я» ради служения Богу. Вот этому и надо поучиться. Это совсем не означает, что надо отказаться от творческого дара. История и современность даёт нам много монашеских имён, внесших значительный вклад и в культуру, и в науку. Монах творит потому, что он служит Богу, а не потому, что самовыражается. В понимании вот этой ключевой вещи и нуждается сегодня творческая интеллигенция. Надо переориентировать свой талант, поменять русло. Река может течь в океан, а может в болото.
Андрей УБОГИЙ, хирург, заведующий отделением Калужской больницы «скорой помощи», член Союза писателей России.
Без главного жизнь становится дикой
«Интеллигенту у монахов всегда есть чему поучиться. Например, ориентированности на главные вопросы жизни. А главное - спасение души! Этому подчинена вся монастырская жизнь. Они не живут в такой суете, как мы. Это мы всё больше озабочены чем-то текущим, мелким, преходящим, а о смерти тела и бессмертии души забываем. От этой забывчивости наша жизнь становится совершенно дикой.
Я дважды ходил пешком в Оптину пустынь, дважды в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Очень хорошо помню первые впечатления после посещения этих обителей. Прожил там дня два, потом вышел, оказался на автостанции, и вдруг возникло полное ощущение, что вокруг меня сумасшедший дом: хождение туда-сюда с какими-то тележками, сумками, машины ездят, люди куда-то носятся, толкаются. И хотя я (так уж сложилось) сам живу на территории сумасшедшего дома (домашний адрес у меня такой), но там такого ощущения окружающего безумия у меня нет и не было. А после двух суток в монастыре, где всё ориентировано на главное, оно появилось. Когда это почувствуешь по-настоящему, в сравнении с этим мирская жизнь действительно кажется дурдомом.

Елена СОКОЛОВА, артистка Калужского драматического театра, преподаватель в Музыкальном училище имени Танеева актёрское мастерство.
Наука быть благодарным
Я часто бываю на службах в Калужском Казанском девичьем монастыре и вижу, как монахини переносят трудности, которые выпадают на их долю. Им разве не больно? У них скорбей не бывает? У них болезней не бывает? Не бывает страха? Всё бывает, как и у нас! Но мы всего боимся, а они не ропщут, сохраняют радость. Как здорово, когда ты понимаешь, что в жизни есть смысл, что всё - трудности и болезни - происходит с тобой не без Божьего промысла. Пришла болезнь, пришла скорбь, я должна стерпеть, должна отмолить, должна покаяться, должна найти силы хотя бы перекреститься и сказать: «Слава Богу за всё!». Как это делают монахи. Вот это главное.
На днях одна девочка-студентка поделилась со мной тем, что ведёт дневники. Я её поддержала, сказала - хорошо, дневники дают человеку возможность проанализировать самого себя, упорядочить мысли, не превращать свою жизнь в хаос эмоций и впечатлений. А ещё я сказала ей: читай православные книги, ходи в храм, молись, и скоро (дай-то Бог) все твои дневники сойдут к одной-единственной записи - «Слава Богу за всё!»
Анатолий Дмитриевич Артамонов, губернатор Калужской области
Земля святая...
…в советские времена, мягко говоря, не приветствовалась религиозность. Такие понятия, как «вера» и «Церковь», были несовместимы  с жизненным укладом того периода. Для успешного карьерного роста и просто для благополучия нужно было быть атеистом.
В народе насаждалось требование «отречься от старого мира», а интеллигенция была его частью.
На самом же деле во многих интеллигентных советских семьях сохранялись носители православной веры. Если иконы, Библия и другая церковная литература, как правило, не находились на виду, то многие люди старшего поколения знали наизусть молитвы, а некоторые регулярно посещали храмы.
После смены конституционного строя постепенно менялось и сознание людей. Церковь получила возможность реально влиять на духовно-нравственное развитие граждан новой России. Сегодня есть, конечно, и «мода» на участие в церковных ритуалах. Но те, кто искренне идет к вере и духовности, являются истинными интеллигентами.
- Каким Вам видится образ подлинного интеллигента?
…интеллигент это, прежде всего, человек высоконравственный, образованный, хорошо воспитанный, готовый бескорыстно служить обществу. Я бы привел в пример Дмитрия Сергеевича Лихачева. В очень непростой период развития нашего государства - перестроечный - он сыграл важную роль в формировании общественного сознания, опираясь лишь на духовно-нравственные основы и просвещение людей.
…Калужскую землю исстари считают землей святой. Сегодня на территории области расположено десять монастырей. Среди них Оптина пустынь, Тихонова пустынь, Шамординский и Свято-Пафнутьев Боровский монастыри.  Появляются
новые православные святыни, формируются монашеские общины.
Что касается роли духовных центров в сегодняшней жизни региона, то она осталась прежней: наши национальные святыни всегда служили просвещению и воспитанию. А в современных условиях к этому прибавилось еще и широкое социальное служение.
Приведу такой пример: в Мещовском районе области настоятель местного Свято-Георгиевского монастыря отец Георгий недавно создал духовно-культурный центр, который посещают сотни ребятишек. Значит, духовное просвещение востребовано обществом - и молодежью в первую очередь.
Стараниями митрополита Калужского и Боровского Климента, его инициативой и попечением развивается и обновляется приходская жизнь. Успешно действует система духовного образования. Духовно-нравственным просвещением занимаются семинария, духовное училище, православные гимназии, целый ряд воскресных школ. Действует миссионерский центр «Вера, Надежда, Любовь» в Обнинске, приют для девочек из неблагополучных семей «Отрада» в Свято-Никольском Черноостровском монастыре, молодежный лагерь «Златоуст».
Считаю, что наибольшую пользу сотрудничество с Русской Православной Церковью принесет в деле нравственного и духовного просвещения молодежи во имя и на благо будущего великой России.
Павел Вепренцев. Павел и Наталья ВЕПРЕНЦЕВЫ создатели и ведущие авторской программы «Путь к Храму» на Калужском телевидении. Авторы цикла документальных фильмов о Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре и других святынях Калужской земли.
На передовой…
…монахи, и интеллигенты всегда находятся на переднем крае того образа жизни, который они для себя избрали. Настоящий интеллигент всегда идет на шаг впереди обывателя. Его не устраивает поверхностное отношение к жизни, он всегда устремлен к сути вещей и явлений, к пределу понимания и участия в том, чем он занят.
Монах в этом смысле тоже - на передовой, потому что монашество - это христианство в предельном своем выражении, пик христианской жизни. Если человек хочет максимально следовать в своей жизни Евангелию - он идет в монастырь.
…интеллигент очень рискует. Ведь углубленное отношение к своей деятельности предполагает успех в ее осуществлении. И тут у интеллигенции большой соблазн - целиком и полностью приписать этот успех себе, своему трудолюбию, таланту... Получается парадокс: чем больше человек делает, тем больше у него возникает поводов возгордиться и повредить своей душе. Даже когда речь идет об очень благородных вещах, этот риск неизбежен.
Монахи, напротив, все благие результаты своих трудов приписывают Божией помощи. Конечно, и монах может возгордиться. Но он всегда помнит, что это - смертельная опасность, и внимательно следит, чтобы гордость не прокралась в его сердце, он вооружен знанием о том, что гордость - грех. Интеллигент перед этой опасностью, к сожалению, безоружен.
Монах стремится любить всех, с кем его сводит Господь. И тут для него нет и не может быть никакого различия: интеллигент, крестьянин или бизнесмен перед ним сейчас находится. Тут уже ни статус, ни образование не имеют значения. И в этом монашество, конечно же, радикально отличается от интеллигенции в лучшую, на мой взгляд, сторону. Монахи открыты для общения с любыми людьми, в том числе и с интеллигенцией. В которой подобной открытости по отношению к монашеству и Церкви, к сожалению, часто не наблюдается.
…не монахи идут в мир, наоборот - мирские люди стремятся к общению с монахами. И монахи не избегают приезжающих к ним за духовным окормлением, не отгораживаются от них. Если хотите, они жертвуют собой. Они ведь и вправду пришли в монастырь, чтобы умереть для мирских дел и забот. Но люди нуждаются в их помощи, приезжают к ним, и монахи открыты для такого общения. Если тут и есть противоречие, то причина его - христианская любовь к ближнему, кем бы он ни был.
ПРИКЛАДОВСКИЙ Вадим Игоревич является регентом монастырского хора в Тихоновой пустыни
Пришел дирижер к монахам...
Руководить монастырским хором меня пригласил наместник монастыря архимандрит Тихон. Он неоднократно бывал на моих концертах и помнил меня еще со времен моего преподавания в семинарии. В 1999 году он обратился ко мне с просьбой позаниматься с певчими на клиросе. Я согласился, и, если честно, не жалею. Хотя работа очень непростая. В светских коллективах, которыми я руковожу, работают специалисты высокого класса, и даже имея музыкальное образование, далеко не каждый вокалист может туда попасть. А тут пришлось заниматься с людьми, не имеющими о музыке никакого (или почти никакого) представления. Вот представьте себе: взять на улице пять мужиков, только не выбирая - первых попавшихся, и сделать из них хор. Примерно такая была задача, с той лишь разницей, что у послушников в монастыре есть представление о дисциплине, а людей с улицы нужно еще и дисциплинировать. Хотя я считаю, что научить петь можно каждого, нет людей безголосых. Я, например, могу любому человеку поставить голос и довести его до определенного, может быть, очень приличного уровня. Но вот слух... Петь-то я могу научить, я не могу научить слышать. Музыкальный слух, общая музыкальность - это уже за пределами моей компетенции.
Отец Тихон поступил как умный политик: он не стал сразу вводить меня в курс дела и сначала просто попросил позаниматься с послушниками вокальной техникой - дескать, есть братия, поют нормально, но вот с голосами проблема, надо бы поработать. Ну, голосовые проблемы - это по моей части. Тем более что фонопедический метод, по которому я работаю, как раз связан с восстановлением больного голоса, голоса, получившего какие-то повреждения. Я не знал тогда, что регент монастырского хора собрался уезжать на Афон и отец Тихон потихоньку готовит ему замену в моем лице.
Я занимался с ребятами, мы добились определенных результатов, а потом я просто привык к ним и остался регентовать уже постоянно. Для меня эта работа важна в том плане, что она является хорошим противовесом моей светской, так скажем, деятельности. Творчество - это ведь духовно очень опасное занятие. Там очень многое замешено на тщеславии, гордости. Чем лучше получается петь, тем выше себя начинаешь оценивать - для светского искусства это нормальное явление. В монастыре же такое отношение к своему делу в принципе невозможно. Это здорово отрезвляет и помогает не забывать, что все наши таланты - от Господа. Наше дело - лишь употребить их во благо. И гордиться тут, в общем-то, нечем.
Вадим ПРИКЛАДОВСКИЙ высшее образование получил в Музыкально педагогической Академии им. Гнесиных. Художественный руководитель Калужской областной филармонии, руководитель мужского вокального ансамбля «Вечерний звон», камерного мужского хора Калуги. В 1998 году стал лауреатом Второго Всероссийского конкурса хоровых дирижеров. В 2004 году - лауреат международного конкурса вокалистов в Киеве.

Источники:
Журнал Фома, 2007 год, № 5, май, с.104-111
https://foma.ru/optina-pustyin-intelligentnaya-missiya.html ОПТИНА ПУСТЫНЬ: ИНТЕЛЛИГЕНТНАЯ МИССИЯ
Чудо Божие заключается в том, что именно в критический момент в России появляется Оптина Пустынь с ее старцами, как мощный прожектор, разгоняющий духовную тьму. Теперь практически каждый желающий мог прийти в Оптину и узнать, что конкретно ему нужно делать, чтобы выправить свою жизнь на истинный путь…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...