вторник, 5 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 05 февраля (23 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
05 февраля (23 января старого стиля)
 
Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский (431). Когда вандалы напали на Италию и увели многих жителей в Африку, в плен, то святой епископ Павлин употребил церковное имущество на выкуп пленных. Однажды, не имея средств выкупить сына одной бедной вдовы, он сам пошел в рабство вместо него. В одежде невольника начал святой Павлин служить вандальскому князю. Вскоре тайна его раскрылась, и он не только сам получил свободу, но исходатайствовал ее и всем пленникам, вместе с которыми возвратился на родину. Человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся составляли отличительную черту его характера. Святой Павлин известен и как храмостроитель и христианский поэт. Скончался 78 лет 22 июня 431 года. От него осталось несколько гимнов и писем, содержащих различные нравственные наставления, проникнутых глубоким благочестием, Мощи его хранятся в Риме, в храме святого апостола Варфоломея. http://azbyka.ru/days/sv-pavlin-milostivyj
… «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет, ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». На первый взгляд эти слова очень трудно понимать, потому что вроде здесь нарушена логика. А на самом деле нет. Один человек всю свою жизнь выстраивает таким образом, чтобы все было для себя, и это начинается с самого младенчества. Если понаблюдать за младенцем, который даже еще не говорит, мы ничего, кроме эгоизма, в нем не увидим. Он все время себе требует и считает, что весь мир должен служить ему.
Он только капризничает и своим криком заставляет взрослых крутиться вокруг него, он не в состоянии свои страсти как-то обуздать. Вот ему неудобно, или ему мокро, или приспичило ему поесть, и он начинает кричать, требовать, злиться, раздражаться, истерики закатывать. А отвергнуться себя — это, наоборот, всю жизнь таким образом устроить, чтобы по возможности ничего себе. Спать ровно такой минимум, чтобы иметь возможность жить и трудиться; есть столько, чтобы только поддерживать свое тело; одежда — необходимая, жилье — необходимое, а остальную всю энергию, которая освободится, тратить на то, чтобы служить Богу и людям. Вот таким образом свою жизнь устроить, полностью все отвергнуть, чтоб всю жизнь служить Богу.
Преподобный Геннадий Костромской, Любимоградский. (1565).  За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584–1587 годами. В нем помешено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: "Стремитесь к свету, а тьму оставляйте". . http://azbyka.ru/days/sv-gennadij-kostromskoj-i-ljubimogradskij
…Видимый мир когда-то был задуман Богом как нечто прекрасное, а сейчас его ценность потеряла тот великий изначальный смысл, потому что Адам согрешил, и Господь уже создал новую семью, духовную. Нам с вами открываются два пути: путь света, радости, любви — путь к Богу; и путь отвержения Бога — холод, мрак, жестокосердие, постоянное пребывание в собственном эгоизме, жизнь адская. Каждый день мы выбираем, куда идем, и надо просто подумать: ну чего ты в жизни достиг? Да будь ты хоть министром, будь у тебя сколько угодно денег, жен, всякой всячины, все равно с этим придется расставаться. Неужели стоит ради этого даже палец о палец ударить? Нет, не стоит, игра не стоит свеч. А вот вечность — стоит!
Преподобномученица Евдокия Кузьминова. (1938). После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла в ней послушание сестры милосердия. 19 января 1938 года она была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве…
— Никакой клеветы по адресу законов и советского правительства я не высказывала. Допросы продолжались в течение двух суток, сопровождаясь угрозами и, по-видимому, пытками. Но на все усилия следователей заставить Евдокию признать себя виновной она отвечала неизменно: «Не признаю». 26 января 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Сестра Марфо-Мариинской обители Евдокия Кузьминова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmc-evdokii-kuzminovoy.html
… В наших молитвословах утреннее правило начинается с молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Изо всех молитв святая Церковь избрала ее, потому что чувство, которое испытывал мытарь, — именно то чувство, с каким нужно молиться. Вспоминая притчу о мытаре и фарисее, можно настроиться на правильное молитвенное делание.
Мытари — это сборщики налогов. Они были такими полицаями: собирали у собственного народа налоги в пользу римлян, то есть оккупантов. Поэтому мытарь — это был символ грешника. Хуже человека не было. Он был всеми презираем. Если кто-то становился мытарем, родственники переставали с ним здороваться, обходили его за версту. А фарисейство — направление тогдашней религиозной мысли. Фарисеи — люди, которые старались изо всех сил жить праведно, благочестиво, выполняли все предписания закона: в какие дни поститься, когда нужно какие праздники отмечать, когда положено в храм ходить, что дома делать. Они были учителями народа, знали Священное Писание, многие даже заучивали большие куски наизусть. И весь народ их почитал, уважал, называл учителями, все с ними советовались по всяким поводам.
И вот два таких человека — всеми уважаемый праведник фарисей и всеми презираемый грешник мытарь — входят в храм и молятся Богу, каждый про себя. Фарисей обращается к Богу и говорит: «Боже! благодарю Тебя». За что он Бога благодарит? За то, что он такой хороший в отличие от всех. Он благодарил Бога, потому что был образованным человеком в осмыслении Священного Писания и понимал, что то, что в нем есть доброго, это все от Бога. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И дальше Господь говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». То есть Господь поставил этого фарисея ниже мытаря. Стало быть, то, что он постился, десятую часть всего имения на храм отдавал, не грабил, не прелюбодействовал, — это все было перечеркнуто тем, что он себя превозносил, перечеркнуто его гордостью. Вот насколько гордость, тщеславие и честолюбие опасные страсти. А мытарь, хотя был и грабителем, возможно, и прелюбодеем, и выпивал, и много еще у него было грехов, но он ушел оправданным более.
Один святой сказал: «В Царствии Небесном нет ни одного праведника, а только одни кающиеся грешники». Фарисей был праведник, но мытарь его обошел. И Господь однажды так сказал: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Фарисеи со всею своею праведностью дошли до того, что распяли Христа Спасителя, а некоторые из блудниц стали ученицами Христовыми. Как это произошло? Что фарисеям мешало? Гордость, превозношение, то, они считали себя лучше других, умнее, чище. Да, формально, по внешним, социальным признакам фарисей чище мытаря: он не грабил, не прелюбодействовал, вина не пил, постился. Но это с точки зрения человеческой. А Богу гордость настолько отвратительна, что хуже ее быть ничего не может. Трезвый гордец гораздо более безобразен перед лицом Бога, чем самый окаянный пропитошка, который знает, что он грешник, сознает свой грех и смиряется. Просто с точки зрения людской пьяница социально опасен. Люди-то все смотрят, как им лучше. Но перед Богом все наши добрые дела ничто. Господь смотрит на то, каков человек по своей природе. И по своей природе, по сути душа мытаря была смиренная и кающаяся. И мытарь больше веры проявил, больше истинного понимания, он оказался более духовным человеком, хотя формально был большим грешником.
Вот такой получается парадокс. Значит ли это, что мы не должны делать никаких добрых дел? Нет, наоборот, каждое доброе дело нашу душу умягчает, подводит ее к Богу, упражняет наше сердце в христианских добродетелях. Поэтому мы через добрые дела можем стать ближе к Богу. Но если к ним примешивается тщеславие, делание напоказ, самовосхваление, стремление подчеркнуть свою заслугу, о ней рассказать, продемонстрировать ее, то это отвратительно. Это и у людей не ценится и неприятно выглядит, а тем более у Бога. Поэтому Господь сказал: если ты делаешь какое-то милосердное дело, делай его втайне, и Господь, видя твое «тайное, воздаст тебе явно». А апостол Павел говорит: смотрите, как бы все не говорили о вас хорошо. Упаси Бог, если мы ведем жизнь такую, что все вокруг нас только восхваляют. Это значит, мы упражняемся не в богоугодии, а в человекоугодии, стараемся у людей славу получить.
Как же случилось, что фарисей заблудился? Видимо, хотя он и знал Священное Писание, но не обращал внимания на слова пророка Исайи: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». То, что у людей считается высоко, перед Богом есть мерзость, а то, что у людей в пренебрежении, у Бога высоко. Духовная жизнь противоположна мирскому обычаю. Когда у человека все благополучно, то это первый признак того, что Господь от него отступил. Потому что отсутствие в жизни человека скорбей, болезней означает, что Бог потерял надежду на его спасение. Потому что в Царство Небесное, во спасение можно войти только многими скорбями. И обилие скорбей означает, что человек на правильном пути. И Господь избавит его от скорбей, проведет через них, просто они необходимы для того, чтобы очистить человека от его грехов.
Если такие мысли в наше сознание внедрятся, то мы никогда на молитве не выйдем из этого спасительного покаянного чувства мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Если даже человек вдруг увидит, что кто-то хуже, чем он, ему надо с ужасом от этой мысли отшатнуться, потому что это глубокое заблуждение, это наш суд, человеческий. Мы судим только по внешности, мы не можем знать жизнь человека, а видим лишь какой-то отдельный поступок, какую-то отдельную черту его характера или его жизни и делаем вывод. И этот вывод в корне неправильный. Только Бог объективен, только Бог знает человека со всех сторон. И вот нам этот пример. Два человека вошли в храм — хороший и плохой. И плохой оказался более оправданным, чем так называемый хороший. Постараемся же, с помощью Божией, очиститься от гордости, чтобы Господь, видя наше смирение, оправдал и даровал нам Свою благодать.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...