"Мартовский снег" в фрагментах
Грабарь И.Э. Мартовский снег. 1904. 80 х 62 см. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Элла Гоник
Картина Грабаря «Мартовский снег»
* * *
Весна пришла. И март-проказник
Улыбкой солнечной наполнил душу,
В природе снова яркий праздник,—
Покой зимы теперь совсем нарушен.
Снег ноздреватый в синих тенях,
Готовый нежным ручейком разлиться,
Настрой - уже совсем весенний,
Что сердце заставляет нежно биться.
И баба с гибким коромыслом,
Деревья под весенними лучами,-
Всё полно возрожденьем жизни,
Что скинула тревоги и печали.
И сердце сладко замирает,
Предчувствуя весеннее цветенье,
Когда от края и до края
Всё на земле достойно восхищенья... (https://stihi.ru/2011/02/26/4564 )
Картина Грабаря «Мартовский снег»
* * *
Весна пришла. И март-проказник
Улыбкой солнечной наполнил душу,
В природе снова яркий праздник,—
Покой зимы теперь совсем нарушен.
Снег ноздреватый в синих тенях,
Готовый нежным ручейком разлиться,
Настрой - уже совсем весенний,
Что сердце заставляет нежно биться.
И баба с гибким коромыслом,
Деревья под весенними лучами,-
Всё полно возрожденьем жизни,
Что скинула тревоги и печали.
И сердце сладко замирает,
Предчувствуя весеннее цветенье,
Когда от края и до края
Всё на земле достойно восхищенья... (https://stihi.ru/2011/02/26/4564 )
«Физиология» снега всегда
интересовала Грабаря. Возможно, этот интерес пробудился в нем с подачи В.В. Попова,
у которого он учился живописи еще в лицейскую пору. Попов настойчиво посылал
своих учеников на Передвижную выставку смотреть картину Василия Сурикова
«Боярыня Морозова» — причем смотреть ее не как произведение идеологическое или
историческое, а именно как шедевр живописи.
«Хорошенько посмотрите, —
наставлял он, — как написан снег под санями и в колеях. Там все цвета радуги, а
отойдешь — снег-то белый. Вот как надо писать!» Особенно заняла Грабаря тема
снега — «весеннего, мартовского, осевшего, изборожденного лошадиными и
людскими следами», — в 1904 году: «В солнечный день в ажурной тени от дерева
на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые меня давно
уже манили... Пристроившись в тени дерева и имея перед собой перспективу
дороги, которую развезло, и холмистой дали с новым срубом, я с увлечением
начал писать... Я писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на
холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только
передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной фанфары».
Картина «Мартовский снег» в деталях
«Симфония красок и форм»
Грабарь И.Э. Мартовский снег. Фрагмент 1
О месте, где был написан
«Мартовский снег», Грабарь вспоминал: «В ближайшей к Дугину деревне Чурилкове,
прозванной нами... Чурилкендорф, я нашел такой именно, нужный мне уголок»
Ветвистая тень дерева воспринимается
зрителем как голубая, но, как и дорога, она тоже состоит из множества мазков
чистого цвета, образующих, по выражению художника, «симфонию красок».
Грабарь писал «Мартовский снег»,
следуя системе дивизионизма — то есть разлагая сложные тона на чистые цвета в
расчете на оптическое смешение мазков чистого цвета при восприятии изображения
зрителем. Взгляните на дорогу: издали она кажется грязно-серой, а на самом деле
составлена из мазков самых разных красок — от белил до жженой умбры.
Появление на картине девушки с
коромыслом стало счастливой случайностью. «Закрыв почти весь холст, — писал
Грабарь, — я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке,
шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и,
попросив ее остановиться на десять минут, вписал ее в пейзаж...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий