вторник, 5 февраля 2019 г.

Снежная феерия И.Э. Грабаря. Певец снежной темы



Певец снежной темы
          Грабарь И.Э. Иней. 1905
Самой импрессионистической — и в то же время одной из самых неудачных — Грабарь считал картину «Иней». «Я ни в малой степени не был ею удовлетворен, — писал он, — считая ее прямой неудачей, явившейся след­ствием перевеса рассудочного момента над чувством... Но публика этого не замечала и была от картины в восторге».
Один из самых непосредственных по контакту с натурой образ русской природы кажется прекрасным мифом о красоте русской зимы: то ли сказочное чудо-дерево, то ли волшебная, сотканная из морозных узоров на стекле жар-птица разметала свои перья.

Грабарь И.Э. Зима. 1906
Наибольшим стимулом в живописи Грабаря стала его любовь к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
 Особенно полюбил художник иней, его хрупкую красоту, которую пытался передать много раз: «Иней», «Сказка инея и восходящего солнца».
Грабарь И.Э. Сказка инея и восходящего солнца. 1908
Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое - именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни - «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).
Грабарь И.Э. Иней
Однажды художник увидел, как: «Иней сверкал бриллиантовыми кружевами на бирюзовой эмали неба. Я весь день ходил как во сне, наслаждаясь. Увы... наутро от инея не осталось и следа. Исчезновение инея было горько и обидно, но оно научило меня, как надо спешить с работой».
Вернувшись к живописи после перерыва, связанного с исследо­вательской и музейной работой, художник, в поиске новых путей, постепенно начал отходить от импрессионизма.
Грабарь И.Э. Иней. 1918
Гра­баря И.Э. можно назвать «певцом русской зимы». Действительно, большинство его пейзажей, оставивших зримый след в истории русской пейзаж­ной живописи, — это именно «зимы» и «снега» (в отличие от левитановских «осеней»). Художник умел увидеть и пере­дать и звенящую бодрость ясного февральского дня, когда при­рода празднует канун весны, и серебристо-серые декабрьские и январские дни с меланхолически-белесым небом. Его в равной степени интересовали и яркие эффекты (лучи заходящего или восходящего солнца, багрово пробивающиеся сквозь заиндевелые ветви дерев), и видимое отсутствие эффектов. С годами мане­ра Грабаря менялась, но любовь к зиме оставалась прежней, не менее пылкой, чем в 1904 году.
Грабарь И.Э. Разъяснивается. 1928
Кузмин М.
***

Декабрь морозит в небе розовом,
нетопленный чернеет дом,
и мы, как Меншиков в Березове,
читаем Библию и ждем.

И ждем чего? Самим известно ли?
Какой спасительной руки?
Уж вспухнувшие пальцы треснули
и развалились башмаки.
Уже не говорят о Врангеле,
тупые протекают дни.
На златокованом архангеле
лишь млеют сладостно огни.

Пошли нам долгое терпение,
и легкий дух, и крепкий сон,
и милых книг святое чтение,
и неизменный небосклон.
Но если ангел скорбно склонится,
заплакав: «Это навсегда», —
пусть упадет, как беззаконница,
меня водившая звезда.

Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,
о, бедная моя любовь.
Лучами нежными, не пылкими,
родная согревает кровь.

Окрашивает губы розовым,
не холоден минутный дом.
И мы, как Меншиков в Березове,
читаем Библию и ждем.
Грабарь И.Э. Московский дворик в снегу. 1930
Гутковский Илья
Февраль
Стоит февраль, весны предвестник,
Морозной стужей обрамлен,
Порхает снежный вихрь кудесник
И нагнетает с каждым днем.
Еще природа не проснулась
А в воздухе летает дух
Рождения, зима беснуясь
Сдает права на все вокруг.
Февраль прощальною метелью
Заглянет верно в каждый дом,
Пройдя безудержным весельем
И усмирит свой тяжкий стон.
Стоит февраль, весны предтеча,
Последний часовой зимы
И вдохновенно ждем мы встречи,
Ждем новых встреч и ждем любви. (С сайта http://avtor.net.ru/page-id-12863-print-page.html
)
Грабарь И.Э. Март. 1939
Иванов Вяч.
ДЕЛЬФИНЫ

Ветер, пахнущий снегом и цветами,
Налетел, засвистел в снастях и реях,
Вырываясь из узкого ущелья
На раздолье лазоревой равнины.

Как Тритон, протрубил он клич веселья,
Вздох весенний кавказского Борея,
Вам, курносые, скользкие дельфины,
Плясуны с крутогорбыми хребтами.

На гостины скликал вас, на веснины,
Стеклоокого табуны Нерея,
С силой рвущийся в устье из ущелья
Ветер, пахнущим снегом и цветами.
Грабарь И.Э. Березовая аллея. 1940
Кочурова Ольга
Зимние узоры
Белизна бархатистая, снег, чистота,
В воздухе носятся блестки.
Ах, какая кругом – красота!
В сияющей дымке березки.

Шубками иней пышными, свежими
Каждую ветвь нарядил,
Чудо-мехами густыми и нежными
Деревья, кусты обрамил.

Кружевной паутинкой все сплетено
В белоснежное волшебство.
Сердце с блаженством погружено
В белопенное торжество!

Ясно мерцает наряд серебристый,
Свет бриллиантов застыл.
Пух лебединый, легкий и чистый
Все мирозданье укрыл.
Грабарь И.Э. Иней. Восход солнца. 1941
Татьяничева Л.
Пожалуй, я не видела ни разу,
Чтоб столько снегу вьюги намели,
Бредут, согнувшись, молодые вязы,
На спинах тащат белые кули.
Снега, снега...
А если вдаль вглядеться.
Увидеть гор крутые берега.
Не разлюбить, не оторвать от сердца,
Не отменить вас, русские снега.
Грабарь И.Э. Зимний пейзаж. 1954
Прокофьев Александр
Зимушка – зима
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
Шла зима домой богатой,
Сразу за березами
Снег стелила. От заката
Он казался розовым.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
Грабарь И.Э. Последний снег
Источники:
  • Грабарь: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2012 год, вып. 68./ текст Ксения Толоконникова. – М.: ООО «Де Агостини», 2012. – 31 с.
  • Середнякова Е. Игорь Грабарь./ Екатерина Середнякова.// Крестьянка
  • Подобедова О.И. И.Э.Грабарь./ О.И. Подобедова – М., Советский  художник, 1964
  • Сайт http://teacherdo.ru/moodle/file.php/1/Tajna/Grabar/igor-grabar/igor-grabar.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...