вторник, 8 января 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на Рождество Христово



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
07 января (25 декабря старого стиля)
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Тропарь, глас 4: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.
      Рождество Христово. XV в. Икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля. Иконостас Благовещенского собора
… Почти две тысячи лет назад, с рождения Богомладенца, для человечества началась новая эра. Своим пришествием Бог, приклонивый Небеса и сошедый на землю, поставил человека перед выбором: что ты, человек, выбираешь, землю или Небо? Отступивший от Бога человек забыл свою небесную родину и своего Отца — Бога, забыл так крепко, что понадобилось пришествие Сына Божия на землю, чтобы вновь напомнить об этом падшему человечеству.
Главным событием человеческой истории после создания человека из ничего является Рождество Христа, Воскресение и пребывание Его с тех пор навсегда с человеческой плотью.
Каждый человек, живущий на земле, как и тогда, в древней Палестине, поставлен перед выбором: принимает ли он Иисуса Христа как Бога и каждое Его слово как истину в последней инстанции, или не принимает, или принимает выборочно, ту малую часть, которая ему удобна, и в зависимости от этого строит свою жизнь.

Икона. Рождество Христово. VII — IX в. Монастырь св. Екатерины, Синай. https://www.miloserdie.ru/article/rozhdestvo-hristovo-ikony-2
В день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже. Недаром святая Церковь перед Рождеством заповедует всем своим членам поститься, чтобы очистить чувства, ум, очистить совесть и постараться умом и сердцем объять эту удивительную тайну, войти в нее, решить для себя, чего они еще не сумели исправить в своей жизни в соответствии с Тем Словом, Которое с Неба пришло на землю.
Из сегодняшнего Евангелия мы знаем, что первыми родившемуся Спасителю поклонились пастухи, хотя они были простые, неученые люди. Их Сам Господь через ангелов, Своих посланников, известил о рождении Христа, и они ничтоже сумняшеся пришли. А волхвам, людям ученым, пришлось добираться очень долго, кружным путем, и на обратном пути они чуть не попали в лапы коварного Ирода. Но Господь смилостивился над ними и дал им тоже откровение — о том, что не нужно возвращаться к Ироду, а нужно идти другим путем.
Рождество Христово. Икона из пещеры Рождества (место предполагаемого рождения Христа) в Вифлееме. https://www.miloserdie.ru/article/rozhdestvo-hristovo-ikony-2
Путь сердечной простоты ведет прямо к Богу, знание же часто удаляет от Него или приводит к Нему путем более долгим, запутанным. Знание сопряжено с опасностями — человек может попасть в ловушку, может быть уловлен дьяволом. Но если оно все-таки привело человека ко Христу и человек поклонился Богу и принес Ему дары, тогда Господь уравнивает и простых пастырей, и мудрецов-волхвов.
Грех побеждается чрезвычайными усилиями человека. Для пастухов эти усилия были небольшие: дойти до пещеры, которую они прекрасно знали. Если сейчас провести перепись, сколько в Церкви людей с высшим образованием и сколько с образованием меньше, чем среднее, окажется, что вторых больше. Простому человеку легче узреть Бога, потому что сердце его просто. Человеку, имеющему много знаний, трудней, но тоже можно. И, преодолев все искушения, волхвы пришли ко Христу и поклонились Ему.
Вот это произошло — человек совершил поклонение Христу, то есть признал, что Он есть истинно Сын Божий, и склонил перед Ним свою главу. А дальше надо начинать другую жизнь. Нельзя идти прежним путем, нельзя возвращаться к Ироду, потому что он убьет. И чем больше мы потрудимся над своей душой, тем больше Господь нам будет помогать, извещать о всякой опасности Иродовой, которая на нас надвигается. Он сохранит нас и спасет, лишь бы мы были верны Ему. И тогда Он войдет в наше сердце и никогда не расстанется с нами во веки.
Рождество Христово. Мозаика церкви Марторана в Палермо. 1146–1151 г. Италия. https://www.miloserdie.ru/article/rozhdestvo-hristovo-ikony-2
… В ожидании праздника сердце человека переполнено торжественной радостью, так что в нем уже нет места для обыденных земных забот. Вселенная и звезды, люди на земле и Ангелы на Небе величают, воспевают Рождество Господа нашего Иисуса Христа, принесшего нам надежду на спасение. А мы? Готовы ли мы к встрече с рождающимся Христом?
Человек — создание Божие, создание разумное, и поэтому жизнь наша должна быть осмысленна. И в день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, а не хочет быть просто животным или растением, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже.
Рождество Христово. Икона
Христос начал Свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Покаяться — значит переменить свои мысли, изменить свою жизнь, совершить в ней переворот, но не просто во имя каких-то абстрактных идей или учений, а именно ради жизни в вечности. И в день Рождества Христова каждому из нас это нужно вновь и вновь обдумать, и если сердце наше склонится ко Христу, то встать на этот путь и постараться быть верным Богу до конца. Тогда наша жизнь приобретет тот истинный, подлинный смысл, к которому призывает нас Господь.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. ДИОНИСИЙ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ 1490-е гг. http://alexandrtrofimov.ru/?p=2343
Мы приходим в храм, чтобы поклониться Младенцу Христу. А поклоняться Христу, значит, принять ту святость, которую Он принес в мир, принять Дух, Который Он послал в мир, принять учение, которое Он возвестил этому миру. К сожалению, мы живем в конце человеческой истории, когда уже кончается Царство Христа, когда люди отвергаются от Бога и думают, что Рождество Христово — это значит вкусно поесть, попить и поплясать, послать друг другу полсотни открыток. Но Господь пришел не для этого, Он хочет освободить нас от греха. И свободу от греха, подлинную свободу, может нам дать только учение Христово, только Его благодать, только Его Церковь.
Каждый из нас имеет некоторый опыт церковной жизни, каждый познал уже силу Божию в борьбе с грехом и знает, как его побеждать. Грех побеждается чрезвычайными усилиями человека. И когда Господь видит эти усилия, Он помогает ему в его стараниях, Он его сохраняет от падений. Чем больше мы потрудимся над своей душой, тем больше Господь нам будет помогать. Он сохранит нас и спасет, лишь бы мы были верны Ему, верны тем словам, которыми Он нас учил. Мы должны познать их не только умом, а следовать им, полюбить их, полюбить Самого Христа, склониться перед Ним. И тогда Он войдет в наше сердце и никогда не расстанется с нами во веки.
Поклонение волхвов
… Пришел в мир Христос Спаситель, пришел с одной-единственной целью, чтобы всех людей, населяющих землю, освободить от греха. Что такое грех? Большинство людей, ходящих в церковь, этого не знают. Поэтому многие, чтобы как-то оправдать свое невежество, придумывают некоторые формулы, с помощью которых без затруднений минуют исповедь, называя какой-нибудь грех пятидесятилетней давности, и после этого автоматически получают доступ к автоматическому причастию. Естественно, что при этом никакого очищения от греха в человеке не происходит. Почему? Потому что человек еще не принял слово Божие. Большинство людей, ходящих в церковь, еще не приняли слово Божие и вообще в Евангелии ничего не понимают, даже сам текст усвоить не могут. И в этом нет ничего удивительного, потому что это все происходит постепенно.
Поэтому неплохо бы каждому из нас, когда мы собираемся идти в храм, задать себе вопрос: «А, собственно, зачем я туда иду, что мне там нужно?» И постараться ответить на этот вопрос не автоматически, а серьезно. И если мы постоянно будем себе задавать этот вопрос, будить свой ум, свою душу, свое сердце, то потихонечку у нас начнет пробуждаться наша совесть. Совесть — это голос Божий в человеке. Просто обычно он заглушён тем же самым грехом. Поэтому человек не слышит Бога, обращающегося к нему постоянно. Поэтому человек не может и Евангелие воспринять, потому что Евангелие — слово Божие, а он его не слышит, не понимает. Как замечательно русский народ говорит: как об стену горох – т.е. отскакивает с грохотом, и ничего в душе не происходит.


Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...